Нильсен, Курт (теннисист)
- 1 year ago
- 0
- 0
Влади́мир Семёнович (Соломо́нович) Ни́льсен (настоящая фамилия: А́льпер ; 3 марта 1906 , Санкт-Петербург — 20 января 1938 , Москва ) — советский кинооператор, теоретик по вопросам операторского мастерства. Жертва « большого террора ».
Родился в Санкт-Петербурге в семье инженера Шлёмы Мовшевича (Соломона Моисеевича) Альпера и зубного врача Софьи Моисеевны Альпер . В десять лет увлёкся кинематографом. Соорудил дома кукольный театр, рисовал схемы проекционных аппаратов .
C 1921 года обучался на физико-математическом факультете Петроградского университета , в 1923 году был отчислен как «классово чуждый элемент» . Свободно владея немецким языком , нелегально перешёл границу и через Польшу перебрался в Германию .
Поступил в Штрелиц-Мекленбургский политехнический институт, который окончил в 1926 году, получив диплом электротехника. Занимался фотографией, самостоятельно освоил профессию оператора, работал кинохроникёром на нескольких немецких кинофабриках, в частных организациях, стал членом профсоюза работников немецкого кино. В 1924 году вступил в Коммунистический Союз молодёжи Германии, а затем в Компартию Германии , выдав себя за шведа по фамилии Нильсен. В Берлине нашёл дальних родственников, но жил на частных квартирах . Одно время снимал комнату вместе с Николаем Емельяновым — сыном рабочего Н. А. Емельянова , который летом 1917 года прятал Ленина от агентов Временного правительства в шалаше у Финского залива .
Через год после прибытия в Германию познакомился с секретарём советского торгпредства в Германии Елизаветой Медведовской, которая стала его гражданской женой , секретарём «Инторга» Саулом Гофманом, в лице которого он нашёл друга, влюблённого в кино, и соавтора-переводчика, старшим бухгалтером финотдела и будущим режиссёром Михаилом Дубсоном , главным инженером киноотдела торгпредства Б. А. Лагорио, который помог ему освоить новые типы кинокамер .
Новые друзья познакомили его с заведующей художественно-промышленным отделом торгпредства Марией Фёдоровной Андреевой , актрисой и гражданской женой Максима Горького , которая вскоре поручила ему опекать в Германии советских кинематографистов . В 1925 году в качестве оператора, помощника и переводчика участвовал в съёмках фильма «По Европе» Николая Лебедева , члена правления Ассоциации революционной кинематографии (АРК). Весной 1926 года на одном из закрытых просмотров фильма « Броненосец „Потёмкин“ » познакомился с Сергеем Эйзенштейном . «Это гений, я буду с ним работать. И, кажется, он этого хочет», — сказал он Саулу Гофману .
В 1927 году Нильсен вернулся в Советскую Россию, работал лаборантом на московской кинофабрике « Совкино » , был помощником оператора на фильмах Эйзенштейна « Октябрь » (1927) и « Старое и новое » (1929). Вскоре женился на гражданке Италии «с видом на жительство в СССР» Иде Пензо .
В 1928 году погрузился в комсомольско-молодёжную работу. Прослушав лекции на курсах «по изучению революционного движения за рубежом», «о целях и задачах МОПРа», работал в агитсекции Замоскворецкого райкома комсомола . Отмечен как хороший «докладчик по интернациональным вопросам», а в феврале 1929 года избран председателем интернациональной комиссии МК ВЛКСМ. Часто встречался с иностранной молодёжью на политических диспутах, митингах, торжественных заседаниях, выполнял поручения молодёжной секции Коминтерна .
Несмотря на активную общественную работу, его социальное происхождение, незаконный выезд и проживание за границей и женитьба на гражданке «буржуазного» государства рассматривались сотрудниками ОГПУ как обстоятельства, вызывающие недоверие и подозрение.
Осенью 1929 года по обвинению в незаконном «переходе государственной границы» Нильсен был арестован и через три месяца приговорён к трём годам ссылки. Чтобы избежать ареста жены как ЧСИР , Нильсен на время развёлся с ней, но она поехала в ссылку вместе с ним. Они провели два года на севере ( Няндома в Архангельской области, затем в городе Кудымкаре Коми-Пермяцкого округа ), где он работал на гидроэлектростанции , преподавал рабочим электротехнику, работал осветителем и киномехаником в местных клубах, оборудовал в старой бане слесарную мастерскую. В 1931 году журнал « Пролетарское кино » опубликовал его статьи о творческом методе оператора и его работе в «реконструктивный период» .
В 1931 году Нильсен был досрочно освобождён и возвратился с женой в Москву. Три месяца работал в Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ) старшим научным сотрудником, стал оператором « Союзкинохроники », где оставался по 1932 год, когда перешёл в Москинокомбинат («Мосфильм» — с 1935 года) . По рекомендации Сергея Эйзенштейна начал преподавать в Государственном институте кинематографии (ГИК). В 1935 году был уже доцентом, а в 1936 году его назначили исполняющим обязанности заведующего кафедрой операторского мастерства ВГИКа.
В 1932 году начальник
Главного управления кинофотопромышленности СССР
(ГУКФ СССР)
Борис Шумяцкий
, восхищённый представлением «Музыкальный магазин» с участием джаз-коллектива
Леонида Утёсова
, решил превратить его в кинокомедию. Постановку поручили ученику и помощнику Сергея Эйзенштейна
Григорию Александрову
. По словам Иды Пензо, Шумяцкий предложил Александрову пригласить Нильсена в качестве оператора, поскольку тот «давно мечтает применить свои новые технические методы в комедийном жанре»
.
По воспоминаниям современников, Нильсен выступал не только оператором «
Весёлых ребят
», но и сорежиссёром, участвовал в работе над сценарием, в подборе актёров, разработке и постановке множества трюков, придумал заставку к фильму в виде рисованных портретов
Чарли Чаплина
,
Бастера Китона
и
Гарольда Ллойда
, которые «в картине не участвуют», а также сцену с ласточками на проводах в виде «живых нот»
. По воспоминаниям
Леонида Утёсова
, на съёмках Нильсен якобы стал соперником Александрова в борьбе за внимание тогда ещё малоизвестной
Любови Орловой
. Поначалу она явно симпатизировала Нильсену, флиртовала и с тем, и с другим, но остановила свой выбор на Александрове
.
В 1933 году опубликовал книгу «Техника комбинированной киносъёмки». В 1935 году в составе делегации кинематографистов посетил Париж и Голливуд с целью изучения опыта зарубежного кинопроизводства. Стал техническим консультантом ГУКФ СССР. Вместе с Шумяцким работал над книгой «Американская кинематография».
В фильме Григория Александрова « Цирк » (1936) впервые в СССР применил метод рирпроекции и транспарантной съёмки . Отвечал за рирпроекции и другие комбинированные съёмки в фильме Сергея Эйзенштейна « Бежин луг » (1935–1937). В 1936 году в Киноиздате вышла его книга «Изобразительное построение фильма: Теория и практика операторского мастерства».
Весной 1937 года в качестве соавтора сценария, оператора и сорежиссёра приступил к работе над фильмом Григория Александрова « Волга-Волга ». В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) хранится машинописный вариант режиссёрского сценария с его фундаментальной правкой. О съёмках этого фильма собирался написать книгу.
22 сентября 1937 года Нильсен возвратился в Москву после съёмок на Урале. Многих его друзей, коллег с « Мосфильма » и « Ленфильма » тем временем объявили врагами народа .
Вечером 8 октября 1937 года был арестован в номере 276 отеля « Метрополь », где проживал с супругой. Осуждён Военной коллегией Верховного суда СССР по статье «шпионаж» УК РСФСР и 20 января 1938 года расстрелян . Место захоронения — общая могила расстрельного полигона Бутово-Коммунарка .
Реабилитирован 16 мая 1956 года определением Военной коллегии Верховного Суда СССР .