Pet Sematary
- 1 year ago
- 0
- 0
Ихтиля́ф ( араб. اختلاف — разногласие ) — исламское научное религиозное разногласие, противоположность иджма‘ .
Запрещается по отношению к вероучительным основам Корана и Сунны , смыслы которых ясны и в суждении по которым нескольких мнений быть не может. Исламские первоисточники неоднократно осуждают те общины, которые впали в ихтиляф относительно ясных и однозначных знамений Аллаха. Ислам допускает существование ихтиляфа по некоторым второстепенным вопросам практического и правового характера, а также по неясным вопросам вероучения — калям , если положения первоисточников применительно к этим вопросам могут быть поняты неоднозначно или выражены неконкретно.
предусмотрено, что после смерти Пророка Мухаммада разногласия или ихтиляф должны разрешаться на основе Корана и Сунны:
О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по исходу; или по вознаграждению)!
Таким образом, в случае появления каких-либо споров или ихтиляфа по каким-либо религиозным вопросам или правилам, Коран предписывает возвращаться к Корану и Сунне для разрешения ихтиляфа во избежание таклида .
Хадис Пророка «Всевышний Аллах никогда не позволит моей умме объединиться на заблуждении» упоминают ат-Тирмизи , Ибн Маджа , Ахмад ибн Ханбаль и ад-Дарими . Этот и похожие хадисы часто приводятся как доказательство иджма` и отвержение ихтиляфа с суннитской точки зрения.
Имам Рагиб аль-Исфахани пишет в книге «Муфрадат аль-Куран»: «Разногласие и расхождение – это когда каждый избирает свой путь, отличный от пути других, в состоянии и выражении [без раздоров и разобщения, на что указывает полный смысл слов Рагиба], однако, так как разногласие среди людей часто приводит к раздору и спорам, то [слово «разногласие»] стало аллегорически использоваться для обозначения разобщенности и споров.
Всевышний Аллах сказал:
Но секты разошлись во мнениях между собой. Горе же неверующим, которые встретят Великий день!
...Однако они не перестают вступать в противоречия
Слово «разногласие» в языковом значении не содержит указаний на разобщенность и раздор, но, оттого что люди не могут принять разногласие и их сердца не приемлют мнения, отличного от их собственного, разногласие приводит к раздорам и разобщенности. И в некоторых аятах Корана слово «разногласие» используется в этом значении. Что касается слова «противоречие» (хиляф), то Рагиб аль-Исфахани далее говорит: «Слово «противоречие» имеет более общее значение, чем «противоположность», потому что все противоположности противоречат друг другу, но не все противоречия противоположны». Например, черное и белое и противоположны друг другу и отличны друг от друга, но красное и зеленое отличаются друг от друга, но не противоположны друг другу, и поэтому слово «противоречие» имеет более общий смысл, чем «противоположность», потому что включает в себя как возможность противоположности, так и возможность различия без противоположности.
, разъяснил различие между разногласием (ихтиляф) и противоречием (хиляф) в своей книге «Куллият»:
1) Разногласие – это когда пути различны, но цель одна, а противоречие (хиляф) – когда и путь, и цель различаются.
2) Разногласие – то, что основано на доказательстве, а противоречие – то, что не основано на доказательстве.
3) Разногласие – это следствие милости, а противоречие – следствие новшества ( бида ).
4) Если кадий вынесет решение на основе противоречия (хиляф) и этот же вопрос предстанет перед другим судьей, то он может отменить это решение, потому что противоречие наблюдается в таких вопросах, где не может быть иджтихада , и это то, что противоречит Корану, Сунне и иджме.
Различие между разногласием и противоречием можно объяснить более современным выражением: разногласие – это различие в средствах, но единство в цели, а противоречие – это расхождение как в средствах, так и в целях. Рагиб аль-Исфахани сравнил это с «группой людей, которые идут в одном направлении, но при этом каждый идет своей дорогой, и это похвальное разногласие». А противоречие – это то, что содержит в себе разлад, споры и реальное расхождение, в то время как разногласие есть различие в выражениях, но не реальное разделение. И поэтому можно часто услышать, как ученые говорят: это разногласие (ихтиляф), но не противоречие (хиляф). Так происходит в случае, если разногласие словесное и два мнения можно объединить. И об этом также говорят: «Это разногласие в деталях, но не взаимоисключающее разногласие». А также говорят о сильном противоречии – это реальное разногласие, или сущностное противоречие. И именно в этом значении используется слово «противоречие» в выражении Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах: «Противоречие (хиляф) – зло». А заявление, что между этими двумя значениями нет разницы, ошибочно.