Interested Article - Леонтьев, Леонид Сергеевич

Леонид Сергеевич Леонтьев (28.3(9.4). 1885, Петербург — 6.6.1942, Пермь) — русский и советский, ленинградский артист балета, балетмейстер и педагог. Создатель новой школы мимической игры балетных актёров. Заслуженный артист РСФСР (1932). В 1920 и 1922—25 годах был управляющим балетной труппой Государственного театра оперы и балета .

Биография

Хореографическое образование получил в Петербургском театральном училище , которое окончил в 1903 году по классу Н. Г. Легата . Среди его учителей также называют П. Карсавина . Уже учеником принимал участие в спектаклях. В балете П. И. Чайковского « Щелкунчик » он исполнял роли сначала Полишенеля, затем Фрица и далее самого Щелкунчика. В мае 1903 он выступил на сцене Мариинского театра в pas de deux из балета « » вместе с воспитанницей Пуни—роза. Его хвалили за блестящую технику. Сразу по окончании поступил в балетную труппу Мариинского театра .

В 1903 году дебютировал в партии ‘’Пьера’’ в балете Армсгеймера « ». Артист имел небольшой рост и не отличался внешней привлекательностью, поэтому, несмотря на хорошую подготовку, не мог претендовать на первые роли классического репертуара. Долгое время он выступал в дивертисментных номерах, например па-де-де, критика иногда отмечала хорошую технику исполнения, но способности актёра ещё не проявлялись.

Его педагог Николай Легат пытался проявить способности актёра и при постановке в 1907 году балета Фомы Гартмана « Аленький цветочек » дал ему роль цветка, в ярко алом костюме он практически весь спектакль был на сцене и участвовал в танцах всех основных персонажей, но вероятно роль была лишена смыслового содержания и как-то потерялась. Критика не заметила этой роли и обошла её молчанием. В том же году Н. Легат дал ему роль Кузнечика в балете « Капризы бабочки ». Кузнечик был безнадёжно и верно влюблён в красавицу бабочку, которая предпочла ему Соловья, который после краткого романа склюнул бабочку. Кузнечик оплакивает гибель своей недалёкой возлюбленной. В этой роли недостатки внешности актёра отвечали требуемой фактуре, комическая форма сочеталась с трагическим содержанием, что во многом предопределило предопределило успех исполнения, роль надолго осталась за Леонтьевым, предопределяя трагикомическое амплуа актёра.

Успешнее было сотрудничество с Михаилом Фокиным . Балетмейстер-новатор стремился к большему реализму в балетных спектаклях, в том числе и к драматической игре актеров. Он, видимо, почувствовал в танцовщике талант драматического актёра и помог его проявить. Первым опытом совместной работы была роль негра в « Эвнике » композитора А. В. Щербачева . Ослепительная искренняя улыбка слуги Петрония была замечена администрацией. После этого ему дали роль Меркурио в балете традиционного репертуара « Пробуждение Флоры » на музыку Риккардо Дриго , поставленном ранее М. Петипа . Легат дал ему роль Фавна во « » на музыку А. Глазунова , восстановленных в 1907 году к 25-летию творческой деятельности Глазунова.

В 1908-10 годах выступал в труппе С. Дягилева .

Как важную веху в биографии танцовщика критика отмечает партию Арлекина в балете « Карнавал » на музыку Р. Шумана , поставленном М. М. Фокиным в 1910 г. Фокин поставил этот балет 20 февраля 1910 года для благотворительного концерта. Балет, который был задуман как интермедия, неожиданно приобрёл собственное звучание. Его решили поставить в Мариинском театре, но ставили год и он появился на сцене с Леонтьевым в роли Арлекина 6 февраля 1911 года. Дягилев опередил Мариинку и там балет появился уже в сезоне 1910 года с В. Нижинским в роли Арлекина. Исполнение Нижинского открывало новые горизонты для балета. Исполнение Леонтьева было более традиционным, но имело большое значение для него лично. В этой роли он показал замечательную мимическую игру, сумел показать народного героя, веселого затейника, озорника.

Леонтьев стал мастером гротескно-комедийного амплуа. В 1912 году в поставленном М. М. Фокиным « Павильоне Армиды » Н. Н. Черепнина он блестяще исполнил танец шута. В этом плане была и роль Санчо Панса в балете Людвига Минкуса « Дон Кихот » в редакции А. А, Горского , которую Леонтьев получил 1915 году. Исполнение было успешным.

Ему видимо доверяли коллеги и после Октябрьской революции он выбирался коллективом на руководящие должности: возглавлял балетную труппу театра в 1920 и 1922—1925 годах; в 1918—1920 возглавлял театральное училище. Работал он добросовестно, история не сохранила каких-либо конфликтов, но, видимо, особыми организаторскими талантами не отличался, и его руководство было кратковременным.

Он продолжал преподавать классический мужской танец и мимическую игру, однако и в этой сфере не был первым. Леонтьев выступил и как балетмейстер, восстанавливая старые и создавая новые балеты, танцы в операх. Но и в этой сфере его деятельность была кратковременной. Его талант проявлялся прежде всего в непосредственной игре на сцене, в которой его признают за создателя новой школы мимической игры.

Главной его ролью видимо был « Петрушка » в одноимённом балете. Этот балет И. Стравинского , впервые поставленный М. Фокиным во время Русских сезонов 13 мая 1911 в театре « Шатле ». был знаком Леонтьеву по работе у Дягилева. Он восстановил его на петроградскую сцене 20 ноября 1920 года, исполнив главную роль, ставшую его большим творческим достижением. В этой роли максимально проявился его талант трагического актёра. Одновременно он как бы полемизировал с прославленным исполнителем этой роли В. Нижинским . Образ Нижинского принадлежит эстетике декаденса, он символизирует трагедию духа. Леонтьев же тяготеет к реализму, в его исполнении это просто большая человеческая трагедия.

В 1920-е и 1930-е годы он исполнил многие мимические роли. Для его исполнения был характерен отказ от наигранных штампов. Он умел показать подлинные человеческие чувства. Из ролей позднего репертуара критики выделяют роль банкира Камюзо в балете Б. Асафьева по повести О. Бальзака « Утраченные иллюзии » поставленном балетмейстером Р. Захаровым 3 января 1936 года. Балет, являющийся типичным примером хореодрамы , преобладавшей в советском балете 1930-х годов, предъявлял повышенные требования в первую очередь к актёрскому мастерству исполнителей. Леонтьев смог показать убедительно человеческую трагедию успешного человека, внезапно сломленного изменой любовницы.

Актёр эвакуировался из блокадного Ленинграда с труппой театра в Пермь (тогда — Молотов ), где продолжал выступать на сцене. Там он и скончался в 1942 году.

Партии

Первые исполнения

Леонид Леонтьев впервые исполнил партии:

Партии в 1917—1941

Балетмейстер

Леонид Леонтьев проявил себя как балетмейстер в 1920-е годы, трудные для петроградского балета. Многие ведущие мастера эмигрировали, а балет в целом подвергался резкой критике, раздавались призывы полного его уничтожения как буржуазного искусства, иные требовали нового революционного содержания. Первым его опытом был перенос на петроградскую сцену 20 ноября 1920 года балета И. Стравинского « Петрушка », впервые поставленный М. Фокиным во время Русских сезонов 13 мая 1911 в театре « Шатле ». В нём он исполнил с главную роль, ставшую его большим творческим достижением.

Леонтьев возобновил балеты: в 1923 году « » К. Сен-Санса , в 1924 году « » А. К. Глазунова, 1 марта 1925 года « Царь Кандавл » Цезаря Пуни

24 апреля 1922 года поставил балет «Саломея» на музыку А. К. Глазунова, в 1929 году вместе с Ф. Лопуховым и В. Пономарёвым поставил «Красный мак» (Леонтьев ставил 3-е действие), в котором исполнил роль Ли Шанфу.

Ставил танцы в операх:

В 1930-е годы Л. Леонтьев не участвовал в постановках.

Педагогическая деятельность

С 1911 по 1916 год и с 1918 по 1941 год преподавал в Петербуржском театральном — Ленинградском хореографическом училище . В 1918-20 — был заведующим училища. Среди его учеников — А. Вильтзак , Дж. Баланчин (Г. Баланчивадзе) , Б. Шавров , М. Дудко , А. Лопухов , В. Вайнонен , , Н. Зубковский , Б. Фенстер , , , А. Я. Шелест .

Драматический актёр

Участвовал в спектаклях Ленинградского театра им. А. С. Пушкина . В частности в комедии А. В. Сухово-Кобылина « Свадьба Кречинского » играл Счастливцева и Расплюева .

Сочинения

  • Моя автобиография. Еженедельник петроградских академических театров, 1923, № 31, 32;
  • Что делать с балетом? Жизнь искусства, 1925, № 7.

Литература

  • Франгопуло М. Л. С. Леонтьев,— Л., 1939;
  • Михайлов М. Л. С. Леонтьев.— В кн.: Жизнь в балете. Л.; М., 1966;
  • Красовская В. Л. С. Леонтьев.— В кн.: Русский балетный театр начала XX века. Л., 1972, т. 2;
  • Чернова Н. Л. С. Леонтьев.— В кн.: От Гельцер до Улановой. М., 1979;
  • Суриц Е. Л. С. Леонтьев.— В кн.: Хореографическое искусство двадцатых годов. М., 1979
  • Шувалов Н. Юбилей большого мастера.— Рабочий и театр, 1933, № 34;
  • Соколов-Каминский А. Страницы календаря: Л. С. Леонтьев.— Сов. балет, 1985, № 5.

Источники

  • Русский балет. Энциклопедия. Редакционная коллегия: Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская, В. М. Красовская, Е. Я. Суриц, Н. Ю. Чернова. Большая Российская Энциклопедия. Москва, 1997
  • В. М. Красовская. Русский балетный театр начала XX века. Танцовщики. — Л.- М., 1971-1972. — 456 с. — 30 000 экз.

Same as Леонтьев, Леонид Сергеевич