Иванов, Евгений Павлович (дипломат)
- 1 year ago
- 0
- 0
Евгений Павлович Иванов ( 9 ноября 1923 , Иваново-Вознесенск — 14 июля 1998 , Иваново ) — деятель культуры, музыковед , режиссёр-постановщик , Заслуженный работник культуры РСФСР ( 1974 ).
Отец Е. П. Иванова Павел Григорьевич Иванов-Пожарский был профессиональным музыкантом . Мать Олимпиада Филипповна Иванова-Пожарская (Рыбакова) работала секретарём-машинисткой. Учился в 30-й ивановской школе , а последние три школьных года – одновременно и в Ивановском музыкальном училище. В августе 1941 г., несмотря на то, что ему ещё не было 18 лет, добровольцем ушёл в армию. После окончания курсов военных переводчиков был направлен в авиадесантные войска .
В мае 1946 года был демобилизован в звании лейтенанта . Вернулся в музыкальное училище. В 1947 году поступил в Московскую консерваторию на теоретико-композиторский факультет . Окончил консерваторию в 1953 году по специальности « Теория музыки » и получил диплом, подписанный Дмитрием Шостаковичем , который являлся председателем Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). Сразу же был направлен на работу в Ивановскую государственную филармонию , где проработал до 1987 года: до 1962-го — художественный руководитель , в 1962—1967 годах — директор , с 1967 года — художественный руководитель .
С его приходом в Ивановскую филармонию культурная жизнь Иванова наполнилась богатыми творческими событиями. Евгений Иванов в творческом союзе с директором Валентином Романовым сыграл роль в профессиональном становлении и творческой деятельности многих артистов. Это Ивановский хор текстильщиков , трио «Меридиан» , вокалисты В. Драчук, заслуженные артисты России Н. Максимова, В. Мирсков, мастер художественного слова С. Трохина .
За годы руководства филармонией Иванов сумел создать и сплотить коллектив талантливых людей, стимулируя их творческую активность и развивая профессиональный потенциал . Награждён орденами « Знак Почёта », Отечественной войны II степени , медалями. Отмечен дипломом лауреата «За творческие успехи на первом Всесоюзном фестивале самодеятельного художественного творчества трудящихся».
В Советском Союзе к массовому зрителю допускались только те произведения культуры и искусства, которые прошли сквозь многократные фильтры различного рода худсоветов и подразделений советских и партийных органов власти, ответственных за культуру , .
В то время управлением хозяйственными делами на уровне области или края занимались Облисполкомы — исполнительно-распорядительные местные органы государственной власти, а органами регионального управления структур КПСС являлись Областные комитеты КПСС (обкомы), которые осуществляли фактическое руководство регионом (областью или краем). При этом в обоих органах власти, партийном и советском, существовали подразделения, ведающими вопросами культуры. В Исполкомах — Областные Управления культуры, а в Обкомах — Отделы агитации и пропаганды .
Любой концерт, спектакль, выставка, любое выступление приезжего артиста в области необходимо было согласовывать с Областным управлением культуры Облисполкома, и в особо важных случаях — в отделе агитации и пропаганды Обкома КПСС. А сценарии концертов, приуроченных к советским праздникам ( годовщина Октябрьской революции , Первомай , Восьмое марта , День Советской милиции , День Победы ), особенно если речь шла о круглой дате (например, 30-летие Победы в Великой Отечественной войне ), подробно обсуждались на совещаниях в Обкоме КПСС , на которых председательствовал непосредственно Первый Секретарь Обкома, первое лицо в области.
Е. П. Иванов в течение всего периода своей работы в Ивановской филармонии с 1953 г. по 1987 г. являлся бессменным сценаристом и режиссёром -постановщиком таких концертов. И всякий раз ему приходилось отстаивать свои сценарии на совещаниях в Обкоме партии перед партийными и советскими функционерами, людьми, обладающими порой не очень широким кругозором и довольно упрощенными культурными запросами.
Взаимоотношения Е. П. Иванова с властными структурами не всегда были гладкими. Евгений Павлович нередко сетовал на то, что партийные функционеры не могли понять, зачем приглашать в Иваново симфонический оркестр, камерный ансамбль или оперных певцов, когда можно ограничиться приглашением очередного популярного на данный момент ВИА . Тем не менее такт, терпение, деликатность, высочайший профессионализм в сочетании с весьма тонким чувством юмора позволяли Евгению Павловичу выдерживать свою линию вопросов репертуара концертов. Кстати, отношения с капризными звездами эстрады, которых все равно приходилось приглашать, также требовали огромного терпения и дипломатического таланта .
В советское время организатору культуры ранга директора или худрука областной филармонии «полагалось» быть членом КПСС . Это являлось как бы залогом того, что все культурно-музыкальные мероприятия области будут «идеологически выдержанными». С другой стороны это открывало и карьерные возможности для самого руководителя. А в случае чего- как говорится, «партбилет на стол» и — конец карьере. Предложения вступить в партию неоднократно поступали от партийных начальников. Но Е. П. Иванов всегда мягко отшучивался, обещая «подумать над этим», и в итоге каким-то непостижимым образом проработал в руководстве Ивановской филармонии 34 года, так и не являясь членом КПСС.
Е. П. Иванов — автор книги « Т. Н. Хренников . Опера «В бурю» , а также книги воспоминаний . Его статьи о музыке печатались в газетах « Комсомольская правда », « Рабочий край », «Ленинец», «Советский музыкант». Но, пожалуй, главной книгой Е. П. Иванова стала «Хроника концертной жизни города Иваново (1871 – 1986 гг.)» в двух томах , над которой он работал на протяжении многих лет. « Хроника » представляет по сути настоящую энциклопедию музыкальной жизни его родного города за более чем вековую историю.
Благодаря необычайной работоспособности, мощному организаторскому таланту и тонкому эстетическому чутью Евгений Павлович сумел сделать культурную жизнь Ивановской области разнообразной и насыщенной, практически приблизив её по своему уровню и разнообразию к культурной жизни обеих столиц. По инициативе Е. П. Иванова в Иванове были организованы и с 1977 года проводились ежегодные фестивали искусств «Красная гвоздика», на которые в Иваново приезжали самые известные в стране художественные коллективы и артисты. При этом особенностью концертной деятельности тех лет были выступления деятелей искусств перед трудовыми коллективами прямо на фабриках и заводах .
Также благодаря ему в Иванове в течение 10 лет существовал абонемент концертов симфонических оркестров Московской консерватории ; в Иваново с концертами приезжали выдающиеся музыканты: С. Рихтер , Э. Гилельс , П. Коган , М. Ростропович , Д. Шафран , Т. Хренников ; певицы И. Архипова , К. Шульженко , Л. Русланова , и др. Е. П. Иванов создал детскую филармонию. Был бессменным режиссёром-постановщиком массовых праздников в Иванове .
Таким образом Е. П. Иванов внес огромный вклад в становление культурных традиций «текстильного края», как тогда называли город Иваново , в формирование развитого эстетического вкуса у жителей Иванова.