Гончар, Олесь
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр (Оле́сь) Па́влович Бе́рдник ( укр. Олександр Павлович (Олесь) Бердник ; 27 ноября 1926 , Вавилово , Николаевская область — 18 марта 2003 , Гребени , Киевская область ) — советский и украинский писатель- фантаст , участник правозащитного движения , один из основателей Украинской Хельсинкской группы .
Книги Бердника были переведены на русский, английский, французский, немецкий, болгарский, польский, чешский, словацкий, венгерский, японский языки. В 2002 году Бердник получил премию «Философский камень» Международного фестиваля фантастики « Звёздный мост » за заслуги перед фантастикой .
Родился в селе Вавилово Херсонской области (ныне Николаевская ) . Отец Бердника добрался по заснеженным дорогам до соседнего села, где находился сельсовет, только через месяц после рождения сына. Секретарь сельсовета, в свою очередь, сделал сразу две ошибки: датой рождения указал текущую, а годом — тот, который ещё не наступил. Это привело к сохранившейся по сей день путанице с датой рождения писателя.
В детстве Олесь Бердник пережил голодомор 1932—1933 годов , подростком — фашистскую оккупацию. В 1944 добровольцем ушёл воевать , был рядовым. Получил ранение.
Окончил экстерном 7 классов средней школы, в 1949 г. — студию при театре им. И. Франко ( Киев ). Работал журналистом в городе Галиче .
В 1949 году, во время кампании по борьбе с космополитизмом , выступил на открытом партийном собрании театра против того, что актёры оговаривают своих коллег, а пьесы классиков перекраиваются по указанию «сверху». Был арестован, в 1950 осуждён по статье 54-10 УК УССР на 10 лет лишения свободы. Наказание отбывал в Печорском , Воркутинском и Карагандинском лагерях. В 1953 году, после смерти Сталина пытался бежать, но был пойман, вновь осуждён ещё на десять лет и заключён в тюрьму закрытого типа. Помилован в 1955 году.
Начал печататься в 1957 году : в этом году вышла первая книга, сборник повестей «Вне времени и пространства» . Писал главным образом в жанре фантастики, до 1972 года вышло около 20 его фантастических романов и повестей. Соавтор сценария известного фантастического фильма « Мечте навстречу ». Член Союза писателей Украины и СП СССР с 1958 года .
В 1960-е годы творчество Бердника обретает большу́ю популярность, причём не только в среде любителей фантастики. Популярен он становится и за рубежом. Но именно в это время начались доносы на писателя в «органы». В « Литературной газете », « Литературной Украине », « Журналисте » стали публиковаться разгромные рецензии, в которых Бердника обвиняли в «ненаучных инсинуациях», «пропаганде оккультизма», «мессианстве», «православном гуманизме» .
Роман «Звёздный Корсар», вышедший в 1971 году, стал культовым для молодёжи того времени. По данным на 2007 год, его издали в 26 странах мира. Однако этот роман явился поводом для новых обвинений: в «звёздном мистицизме», «хохломании в космосе», «космическом национализме» .
В апреле 1972 года во время обыска на квартире Николая Руденко , где жил Бердник, сотрудники КГБ изъяли рукопись работы Ивана Дзюбы «Интернационализм или русификация?» и две пишущие машинки. 28 апреля Бердник объявил голодовку с требованием вернуть изъятое, которая продолжалось 16 суток. Писатель добился встречи с первым секретарём ЦК КПУ П. Шелестом , который извинился, но заявил, что «партийные органы не могут вмешиваться в деятельность КГБ ». 14 мая Берднику вернули печатные машинки, но рекламу его выступлений ликвидировали, его произведения перестали публиковать. В 1973 исключили из Союза писателей . С 1974 года Бердник добивался разрешения выехать из СССР.
В 1974 разрабатывает идею Духовных Наций. В том же году проект «Альтернативная Эволюция» Бердника был отослан в ООН и зарегистрирован там как рабочий документ .
13 августа 1976 вышел приказ об изъятии книг Бердника из библиотек и книготорговой сети СССР. Тогда же [ источник не указан 101 день ] он был исключен из СПУ. Работал декоратором- витражистом в объединении «Художник».
Осенью 1976 года участвовал вместе с Н. Руденко, О. Мешко , Л. Лукьяненко в создании « Украинской Хельсинкской группы ».
6 марта 1979 года арестован «за антисоветскую агитацию и пропаганду », на следствии признал свои «ошибки». 17—21 декабря на выездном заседании Киевского областного суда признан особо опасным рецидивистом, осуждён на 6 лет лишения свободы и 3 года ссылки. На суде идеи, лёгшие в основу проекта «Альтернативная Эволюция», и деятельность Хельсинкской группы были расценены как «особо опасное государственное преступление» и «призыв к свержению существующего строя» . С 16 мая 1980 года Бердник содержался в колонии строгого режима, известном как Пермь-36 . С 7 сентября 1981 до 13 января 1982 года находился в СИЗО КГБ в Киеве на «профилактике». В феврале отказался выступить свидетелем по делу М. Горыня . 7 сентября 1982 года вновь отправлен в зону строгого режима.
Указом от 14 марта 1984 года был помилован. 17 апреля в газете «Литературная Украина» появилась покаянная статья Бердника «Возвращение домой», где сказано, что «Хельсинкское движение создано ЦРУ », а Руденко и Лукьяненко, «обладай они настоящим мужеством, давно сошли бы с пути антипатриотизма и добровольной самоизоляции». [ источник не указан 101 день ]
Одним из первых публичных выступлений после амнистии стало выступление на проходившей в марте 1988 года в Киеве Первой Всесоюзной конференции Клубов любителей фантастики .
В 1988 году был опубликован роман «Огнесмех», написанный Бердником в тюрьме. В том же году его снова приняли в Союз писателей .
В 1989 году Бердником создана общественная организация «Украинская Духовная Республика» в целях реализации созданной им идеи Духовных Наций .
В 1989 — 1993 годах путешествовал в Индию и Тибет , ездил с лекциями в Канаду и США .
В конце жизни выступал с философскими произведениями, продолжающими традиции В. И. Вернадского . С 1990 по 1996 год занимался активной общественной деятельностью . Выдвигал свою кандидатуру на Президентских выборах 1991 года на Украине , получил последнее место из 20 кандидатов.
Последняя публичная встреча Бердника с читателями состоялась 1 декабря 1996 года. В марте 1997 года писатель перенёс второй инсульт , в результате которого лишился речи и до конца жизни был прикован к постели. Являлся почётным президентом конвента «Киевкона», на котором посмертно в 2003 году был отмечен призом «Чаша Вечности» — за выдающиеся заслуги перед фантастикой, за вклад в развитие жанра, за гуманные идеи и исторический оптимизм .
Похоронен, согласно завещанию, во дворе собственного сельского дома.
Осталась вдова Валентина Бердник-Сокоринская .
У Олеся Бердника две дочери от разных браков — и , а также сын Радан.
Стиль, в котором работал Бердник, можно назвать « футурологическим романтизмом ». К главным проблемам, интересовавшим писателя, относятся соотношение тела и духа, человек в развивающемся мире, значение человека во Вселенной , космос человеческой сущности. В творчестве Бердника человек является существом космическим, живой моделью Вселенной — это основной лейтмотив научно-фантастических и футурологических произведений писателя .
Бердник — одновременно поэт и философ . В каждом его произведении присутствует символическая глубина. В то же время его книги оптимистичны, что нередко удивляет читателей Бердника, знакомящихся с его биографией: возникает впечатление, что автором таких книг может быть лишь человек, проживший радостную, счастливую и гармоничную жизнь .
Романы Бердника демонстрируют разные грани его таланта, но уже в ранних произведениях присутствует общая идея: предназначение Человека. Герои Бердника — по сути проекция Абсолютного Идеального Человека, и здесь очевидна связь с оптимизмом писателя. В романах Бердника за духовной трансформацией отдельного человека следует духовная трансформация всего человечества, планеты, Вселенной в целом .
Первые произведения писателя публикуются в 1950—1960-е годы, когда литературное направление космической фантастики было очень актуально, и Бердник — едва ли не самый плодовитый из украинских писателей, творивших в этом направлении. Однако рассудительную логику научной фантастики Бердник сочетал с мечтательностью романтической литературы и с особенностями старинного жанра легенды .
Первый период творчества Бердника кончается написанием и изданием романа «Дети Беспредельности» (1964) — своеобразного итога этого периода и его вершины. В отличие от более ранних романов писателя (например, «Пути титанов», «Стрела времени»), «Дети Беспредельности» — уже не НФ, а «роман-феерия» (по формулировке автора), что может означать сочетание признаков литературной фантастики и старинной сказки .
Второй период творчества — от «Детей Беспредельности» до «Звёздного корсара» — характеризуется сочетанием жанров и универсальным восприятием вещей. В этот период творчество Бердника в значительной мере основывается на мире сказки, мифа , легенды . Персонажи его романов — это исторические личности ( Пифагор , Гипатия ) и герои старинных преданий, нередко в романах упоминаются волшебные предметы, получающие научно-фантастическое объяснение, а «путь в Шамбалу » совершают наши современники. Бердник прибегает к жанрам романа- фэнтези , философского романа- притчи , обращается к славянской мифологии , жанру литературной сказки .
В 1970-е годы наступил новый период творчества Бердника: публицистические эссе , футурологические прогнозы развития общества, поэзия (стихотворения, драматические произведения, поэмы). В дальнейшем, после пребывания в лагерях и тюрьме и после амнистии, писатель возвращается к художественной прозе; вопреки всему, его творчество продолжает быть оптимистичным, Бердник по-прежнему видит человека в перспективе гармонии и преображения. Так, книгой оптимизма, своеобразной энциклопедией радости является роман «Огнесмех». В этот период Бердник пишет эзотерический дневник «Песнь Надземная»; автобиографический роман «Тайна Христа»; роман «Камертон Дажбога», представляющий собой продолжение «Звёздного Корсара», и др.
В предисловии к изданию «Звёздного Корсара» 2005 года Геннадий Прашкевич отметил:
Наверное, справедливо относиться к книгам Олеся Бердника прежде всего как к книгам крупного и необычного мыслителя .
Один из «миров воображаемого будущего», куда попадает главный герой сказки « Понедельник начинается в субботу » Саша Привалов, — мир романа Олеся Бердника «Пути титанов», который Стругацкие описывают с нескрываемой иронией.
Дмитрий Биленкин в очерке «Фантастика и подделка» раскритиковал Бердника за патетично-выспренный и в то же время «уныло-трафаретный» литературный стиль, красивость и пустословие, консервативность идеалов, оглупление врагов, бедность и примитивность сюжетов, литературную беспомощность .