Модализм (религия)
- 1 year ago
- 0
- 0
Модали́зм (от лат. modus , букв. — «мера», в терминологическом значении — «ладовый звукоряд ») — мелодический или аккордовый оборот с модальными тонами внутри мажорно-минорной тональности . Примеры отдельных модальных тонов и полностью выдерживаемых звукорядов: дорийская секста, фригийская секунда, цыганская гамма , увеличенный и уменьшённый лады. Модальными аккордами (внутри мажорно-минорной тональности) называются аккорды, содержащие характерные модальные тоны, например, оборот V 3> 5> –I (в доминантовом ладу ), IV < –I (дорийская субдоминанта в миноре ) .
Модализмы (без этого слова) анализировал ещё Гуго Риман в монографии 1887 года , в 1906 — Г. Шенкер в своём «Учении о гармонии» и др. На русском языке природу модализма (также без этого термина) описывал в 1926 году П.Б. Рязанов , полемизируя в этом вопросе с Н.А. Римским-Корсаковым :
Появление дорийской сексты в качестве тональной (субдоминантовой) функции , по замечанию Римана , как бы нарушает на мгновение ощущение тональности и придает музыке специфический характер, присущий оборотам церковного дорийского лада . В распространенном у нас практическом учебнике гармонии Н.А.Римского-Корсакова аккорд этот носит название "искусственного мажорного трезвучия IV ступени мелодического минора".
— От переводчика // М.Регер . О модуляции. Л.,1926, с.4.
Модализмы довольно часто встречаются в музыке барокко, обычно в связи с программностью, например в пьесе Г.Ф. Телемана «Москвичи» (из оркестровой сюиты B-dur, BWV 55:B5) колокольный звон имитируется с помощью звукоряда, объединяющего лидийскую (IV высокую) и миксолидийскую (VII низкую) ступени. В музыке венских классиков модализмы редки. Один из таких случаев — лидийский модализм у Моцарта в сочинении «Музыкальная галиматья» (KV 32). В ч.III струнного квартета ор. 132 Бетховена («Heiliger Dankgesang eines Genesenden an die Gottheit, in der lydischen Tonart») тональность F-dur сочетается с чисто модальным принципом строго выдержанного «белоклавишного» звукоряда .
В романтической музыке бурное внедрение модализмов обусловлено освоением специфических для романтиков образных сфер: «простонародной» жизни, «глухой» старины, стилизацией богослужебного (главным образом, католического и православного) пения, «инфернального» или «фантастического» колорита. Модализмы наблюдаются у Ф. Шопена (например, мазурки ор. 24 № 2, op. 41 № 1, ор. 42 № 1, ор. 56 № 2 и др.), Э. Грига (Норвежский танец, ор. 72 № 13, романс «Сосна»), Ф. Листа (Соната для фп. си минор, вступление), Г. Форе ( «Сицилиана» op. 78; см. нотный пример), многочисленны « испанизмы » Ж. Бизе , «славянизмы» А. Дворжака и т.д. Велико значение модализмов в музыке русских композиторов (начиная с М. И. Глинки ), у всех «кучкистов» (например, цыганская гамма в партии богатого еврея из « Картинок с выставки »), у П.И. Чайковского («сказочный» увеличенный лад в скерцо из Третьей симфонии , «инфернальный» уменьшённый лад в кульминации первой части Шестой симфонии ) и у многих других композиторов вплоть до начала XX века («Прелюдия в лидийском ладу» А.В.Станчинского ).
В XX веке к модализмам прибегали композиторы, которые не стремились к радикальным переменам в музыкальном языке (в отличие от авангардистов), но при этом желали обновить и «раскрасить» унаследованную ими от европейских романтиков мажорно-минорную тональность (например, модализмы в начале «Рапсодии в блюзовых тонах» Дж.Гершвина и во многих других его сочинениях).
В отличие от старомодальной гармонии (основной звуковысотной системы западноевропейского Средневековья и Возрождения) модализмы в тональной музыке носят несколько внешний, иногда даже декоративный, характер. Гармония в таких сочинениях остаётся тональной (есть тоника, представленная трезвучием , есть тональная периферия), но при этом окрашенной модальной краской (напр., эолийская окрашенность минора в начальном периоде хора «На кого ты нас покидаешь» из «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского , миксолидийский лад в начале песни «Много есть у меня теремов и садов» и мн. др.). Использование модализмов зачастую реализуется в рамках ладовой переменности (типичный случай — «мерцание» параллельных мажорной и минорной тональностей).
В XX веке модализмы использовались и в популярной музыке, особенно широко — у «Битлз» (миксолидийский — в песнях «Norwegian Wood» и « Paperback Writer », эолийский — « The Long and Winding Road », дорийский — « Eleanor Rigby » и т. д.)
От модализмов следует отличать целостные образцы новомодальной гармонии, включающие и функциональную систему и нетрадиционные формы созвучий, например, третья из «Кошачьих колыбельных» («Бай-бай») И.Ф. Стравинского ; многие пьесы в сборнике «Микрокосмос» Б. Бартока .