Ларссон, Ларс-Эрик (композитор)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ларс фон Три́ер ( дат. Lars von Trier ; имя при рождении — Ларс Три́ер , дат. Lars Trier ; род. 30 апреля 1956 , Копенгаген , Дания ) — датский режиссёр , сценарист и актёр , соавтор киноманифеста « Догма 95 » . Известен своей плодовитой и противоречивой карьерой, охватывающей почти четыре десятилетия творчества . Его работы известны своими жанровыми и техническими инновациями , конфронтационным исследованием экзистенциальных , социальных и политических вопросов , а также его отношением к таким темам, как милосердие , жертвоприношение и психическое здоровье .
Обладатель более ста наград и номинаций на кинофестивалях по всему миру , в их числе « Золотая пальмовая ветвь » (« Танцующая в темноте »), « Гран-при » (« Рассекая волны »). А также премий « Сезар », « Давид ди Донателло », « Гойя », « Независимый дух », « Спутник » и др.
Ларс Фон Триер является основателем и акционером международной кинопроизводственной компании « (англ.) (» , которая выпустила более семидесяти художественных фильмов и получила семь номинаций на премию « Оскар » за последние двадцать пять лет .
Ларс Триер родился 30 апреля 1956 года в Копенгагене в семье государственных служащих Ульфа Триера (1907—1976) и Ингер Триер (урождённой Хёст, 1915—1989). Родители придерживались левых взглядов, отец был социал-демократом, мать — коммунисткой; также оба были практикующими нудистами . Ингер Триер разделяла идеи «свободного воспитания», результатом последнего стало то, что, с одной стороны, Ларс рано научился ответственности и самостоятельности, с другой — бросил среднюю школу, не сумев вписаться в её жёсткие рамки. Ульф Триер (внук учёного-медика ) был евреем , но семья была атеистической : Ларс говорил, что в их доме было место всему, кроме «чувств, религии и удовольствий» . Позднее, уже в зрелом возрасте, режиссёр узнал, что в нём нет ни капли еврейской крови .
По его словам, Ингер Триер незадолго до смерти призналась сыну, что его настоящий отец — датчанин (1909—2000), который когда-то был её работодателем. Фриц принадлежал к знаменитой музыкальной династии: его прадедом был Йоханн Петер Эмилиус Хартман , дедом — Эмиль Хартман , Нильс Гаде приходился ему дядей, а Нильс Вигго Бетсен — двоюродным братом . Мать хотела, чтобы её сын унаследовал от Хартманна «творческие гены», поскольку Ульф Триер, по её словам, был человеком хоть и любящим, но «без стержня и без целей в жизни» . Четырежды Триер пытался наладить контакты с 90-летним биологическим отцом, однако попытки не увенчались успехом .
В 12 лет Триер снялся в фильме «Тайное лето» ( Hemmelig sommer , 1969), во время работы над которым его «больше всего интересовала техническая сторона». Когда через полгода он вернулся на студию, ему «разрешили поучаствовать в [производственном] процессе — ставить свет и так далее» . В 17 лет Триер хотел поступить в Копенгагенскую киношколу, но ему отказали. Тогда он записался в ассоциацию кинолюбителей «Группа фильм-16» ( Filmgrupp-16 ) и одновременно по протекции дяди устроился редактором в Датский кинофонд. Там в свободное от основной работы время им были созданы короткометражные картины «Садовник, выращивающий орхидеи» (1977) и «Блаженная Менте» (1979). Представленные на приёмном экзамене эти ленты позволили Триеру наконец поступить в Киношколу .
Начиная с «Садовника», Триер стал добавлять к своей фамилии в титрах аристократическую приставку «фон». Псевдоним возник из семейного анекдота: дедушка режиссёра Свен Триер, живший в Германии, подписывался «Св. Триер» ( Sv. Trier ), окружающие неверно интерпретировали это сокращение и стали обращаться к нему «господин фон Триер» . Говоря о своём псевдониме, Триер также указывает на Стриндберга , подписывавшего свои письма «Rex» («Король»), американских джазменов, использовавших в качестве имён дворянские титулы, и кинематографистов Штернберга и Штрогейма , которым «частица „фон“ совсем не повредила в Голливуде » .
Триер окончил Национальную датскую киношколу в 1983 году. В кино Ларс фон Триер дебютировал в 1976 году короткометражным фильмом Orchideengärtnereien . Его дипломной работой был короткометражный фильм «Картины освобождения» (Befrielsesbilleder), который завоевал Главную награду на Мюнхенском кинофестивале в 1984. Первой работой в «большом» кино стал фильм « Элемент преступления » ( 1984 ), получивший призы на кинофестивалях в Каннах , Чикаго и Мангейме . В этом же фильме Ларс фон Триер впервые выступил в качестве актёра, сценариста и оператора. Ларс фон Триер стал известен публике по фильмам « Эпидемия » ( 1987 ) и « Европа » ( 1991 ).
«Европу», в которой американец путешествует по полуразрушенной Германии 1945 года, отличали яркие визуальные и аудио- решения — мрачные чёрно-белые декорации железных дорог, мостов и тоннелей, наложения кадров, зеркальные отражения, широкоугольные деформации . Фильм участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля 1991 года . «Элемент преступления», «Эпидемия» и «Европа» образовали трилогию, для каждой из составляющих которой фон Триер написал свой манифест . Трилогия была задумана, когда фон Триер работал над «Элементом преступления» и решил развить его идеи . Фильмы трилогии не имеют общего сюжета и сделаны в разном стиле, однако объединены общей темой: Европа оказывается охвачена каким-то бедствием, напоминающим пост-апокалиптические сценарии , а главный герой пытается разобраться со своим собственным прошлым .
В 1992 году фон Триер и продюсер основали кинокомпанию « » (по названию фильма «Европа» в американском прокате) . В дальнейшем с помощью Zentropa снимались как фильмы фон Триера, так и других датских режиссёров.
В начале 1990-х вместе со своим постоянным сценаристом Нильсом Вёрселем фон Триер анонсировал необычный проект «Измерение». Этот фильм планировалось снимать до 2024 года, по две минуты каждый год . Но в конце 1990-х режиссёр забросил эту идею. В 2010 году были выпущены 25 минут «Измерения», которые фон Триер успел отснять .
Славу по обеим сторонам Атлантики принёс фон Триеру телесериал « Королевство » ( 1994 ), прозванный «европейским ответом на „ Твин Пикс “» и настолько полюбившийся зрителям, что была даже выпущена 280-минутная киноверсия.
Крупным успехом для фон Триера стал фильм « Рассекая волны » (1996), в котором главная героиня, движимая своей верой и любовью к парализованному мужу, обрекает себя на позор, изгнание из общины, физические мучения и в конце концов на гибель, за что получает вознаграждение только на небесах. Религиозная тематика и этическое послание, заложенное фон Триером, принесло ему сравнения со знаменитым соотечественником и автором фильмов с ясным и всеобъемлющим христианским содержанием Карлом Теодором Дрейером . Также критики единодушно отмечали убедительную, наивную и откровенную игру актрисы-дебютантки Эмили Уотсон . Лента была представлена на Каннском фестивале, где получила приз жюри. При этом сам Триер на фестиваль не приехал, эпатажно прислав фотографию себя в килте .
20 марта 1995 года в парижском кинотеатре «Одеон», где проходила посвящённая столетию кинематографа конференция, фон Триер зачитал манифест « Догма 95 ». Идеей этого манифеста был разрыв с традицией мейнстримного кинематографа, который отличали растущие бюджеты, спецэффекты и опора на «звёзд» . К манифесту, составленному фон Триером и его соотечественником Томасом Винтербергом , прилагался «Обет целомудрия» — список из десяти правил, по которым должны были сниматься фильмы «Догмы 95».
По правилам «Догмы» фон Триер снял фильм « Идиоты » (1998 год). Фильм рассказывает о группе молодых людей, симулирующих на публике умственную отсталость, чтобы преодолеть общественные табу через поиски «внутреннего идиота» . «Идиоты» вызвали скандал откровенными сценами, включая сцену группового секса с несимулированным половым актом . Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале 1998 года , где «Идиоты» остались без наград, однако приз жюри на том же фестивале получил другой фильм «Догмы», « Торжество » Винтерберга.
В 2000 году фон Триер выпустил на экраны музыкальную драму « Танцующая в темноте », в котором главные роли исполнили Катрин Денёв и исландская певица Бьорк . Фильм был удостоен главного приза Каннского кинофестиваля — « Золотой пальмовой ветви », а Бьорк получила приз фестиваля как лучшая актриса . «Рассекая волны», «Идиотов» и «Танцующую в темноте» фон Триер объединил в «трилогию о золотом сердце» — это взятое из детской сказки название относится к простым и искренним главным героиням этих фильмов, готовым жертвовать собой ради близких .
Через несколько лет после «Идиотов» фон Триер повторил эксперимент с созданием фильма в соответствии с заданными условиями и ограничениями. Он предложил датскому кинодокументалисту-экспериментатору и своему учителю и кумиру Йоргену Лету сделать пять ремейков своего фильма 1967 года «Совершенный человек», каждый раз формулируя условия и запреты, которые должен был соблюсти режиссёр. При этом Триер специально задавал такие ограничения, которые противоречили бы привычному стилю Лета. Совместный фильм, в аллегорической манере изображавший процесс творчества, получил название « Пять препятствий » и вышел в 2003 году .
После трилогий о Европе и о Золотом сердце Триер начал работу над очередной трилогией, которая носит название «США — страна возможностей». Первым фильмом в ней стал « Догвилль » (2003) с Николь Кидман в главной роли, а вторым — « Мандерлей » (2005), где Кидман в роли Грейс заменила Брайс Даллас Ховард . Оба фильма, создававшиеся под влиянием театральных постановок Бертольта Брехта , предельно стилизованы, актёры играли в пустом павильоне, в котором нет других декораций кроме разметки мелом по полу . Планировалось, что так же будет снят и заключительный фильм трилогии, который будет называться «Вашингтон», где должны были играть Кидман и Ховард одновременно, однако он не был реализован, после полугодовой работы фон Триер забросил сценарий .
К американской тематике Триер вернулся, написав сценарий фильма « Дорогая Венди » (2005), который поставил Томас Винтерберг. В 2006 году режиссёр снял комедию « Самый главный босс » с датскими актёрами.
В 2009 году Триер представил на Каннском кинофестивале фильм « Антихрист », в котором главные роли сыграли Шарлотта Генсбур (она сыграла главные роли и в двух следующих фильмах Триера) и Уиллем Дефо . «Антихрист» рассказывал о семейной паре, которая после трагической гибели ребёнка уезжает в уединённый дом в лесу, чтобы пережить несчастье, но вместо этого в супругах пробуждаются жажда насилия и ненависть друг к другу. Садизм , откровенные сексуальные сцены и антихристианская символика фильма вызвали скандал. Экуменическое жюри фестиваля, которое обычно отмечает фильмы, пропагандирующие гуманистические и общечеловеческие ценности, даже дало «Антихристу» специальную антинаграду за женоненавистничество , выразившееся в изображении женщины «как существа без лица и без души, как ведьмы, достойной сожжения на костре» .
С 22 июля по 8 сентября 2010 года проходили съёмки психологической драмы о конце света « Меланхолия ». Её премьера состоялась в рамках основного конкурса на Каннском кинофестивале 2011 года . 18 мая на каннской пресс-конференции, посвящённой фильму, отвечая на вопрос критика The Times Кейт Муир о своих немецких корнях и интересу к эстетике нацизма , Триер упомянул, что долгое время считал себя евреем, а рассуждая о своём немецком происхождении, в шутку назвал себя «нацистом» и добавил, что с пониманием и сочувствием относится к Гитлеру .
Совет директоров фестиваля немедленно запросил у режиссёра объяснений, и фон Триер опубликовал заявление, в котором просил извинений и пояснял, что не является ни нацистом, ни антисемитом. Тем не менее совет директоров объявил фон Триера персоной нон грата , пояснив, что его слова были «неприемлемы, нетерпимы и противоречили идеалам человечности и благородства» . Высказывание фон Триера на пресс-конференции стало также предметом расследования прокурора французского города Грас . В декабре 2011 года было объявлено о закрытии дела, поскольку в выступлении режиссёра не нашли «оправдания военных преступлений» .
Несмотря на этот скандал Кирстен Данст , исполнившая главную роль в «Меланхолии», получила на Каннском кинофестивале приз за лучшую женскую роль . Критики отмечали эстетическое совершенство фильма, сочетание глянцевого визуального ряда, актёрской игры Данст и Шарлотты Генсбур и музыки Вагнера . Основной темой фильма стала смена ролей в преддверии катаклизма, несущего неизбежную гибель: «нормальная» героиня Генсбур, привычный уклад которой рушится, оказывается слабой и беспомощной, а находящаяся в глубокой депрессии героиня Данст с её фатализмом оказывается самым разумным и достойно выглядящим человеком .
Премьера нового фильма Триера « Нимфоманка » состоялась в конце 2013 года. В главной роли снова была занята Шарлотта Генсбур, героиня которой рассказывает историю своей жизни. Кроме Генсбур в фильме снялись многие из постоянных актёров фон Триера: Удо Кир , Стеллан Скарсгард , Жан-Марк Барр и Уиллем Дефо . Отличительной чертой «Нимфоманки» стало обилие несимулированных половых актов, которые снимались с дублёрами — профессиональными порноактёрами . Затем с помощью цифровых технологий на экране совмещались тела дублёров и лица актёров . Для кинотеатрального проката «Нимфоманка» вышла в виде двух двухчасовых фильмов. Полная режиссёрская версия длится пять с половиной часов; её первая часть была показана в феврале 2014 года на Берлинском кинофестивале , премьера второй части полной режиссёрской версии состоялась на 71-м Венецианском кинофестивале .
В 2018 году во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля состоялась премьера психологического триллера Ларса фон Триера « Дом, который построил Джек ». Главную роль в кинокартине сыграл Мэтт Диллон . Фильм рассказывает о человеке по имени Джек, который за 12 лет стал искусным серийным убийцей в американском штате Вашингтон . Действие фильма происходит в 1970—1980-x годах .
С премьерного показа на Каннском кинофестивале из зала ушло около ста зрителей . Многие зрители и критики сходятся во мнении, что в фильме очень много неоправданной жестокости над женщинами и детьми . Редактор Variety Рамин Сэтудех написал: «Просмотр фильма был одним из самых неприятных в моей жизни» . Несмотря на жестокость, после окончания фильма зрительский зал аплодировал стоя .
Ларс фон Триер женился в первый раз в 1987 году на (датск.) (, режиссёре детских фильмов. У Ларса и Сесилии родились дочери Агнес и Сельма. В 1995 году пара развелась; Сесилия оставила себе двойную фамилию Хольбек-Триер . В 1997 году фон Триер женился на Бенте Фрёге, которая в том же году родила близнецов Людвига и Беньямина .
Фон Триер — дальний родственник норвежского режиссёра Йоакима Триера .
В 2022 году у Ларса фон Триера диагностировали болезнь Паркинсона .
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1977 | кор | Orchidégartneren | режиссёр, сценарист, актёр, оператор | |
1979 | кор | Menthe — la bienheureuse | режиссёр, сценарист, актёр, оператор | |
1980 | кор | Nocturne | режиссёр, сценарист, актёр | |
1981 | кор | Den sidste detalje | режиссёр | |
1982 | кор | Befrielsesbilleder | режиссёр, сценарист | |
1984 | ф | Элемент преступления | Forbrydelsens element | режиссёр, сценарист, актёр |
1987 | ф | Эпидемия | Epidemic | режиссёр, сценарист, актёр |
1988 | тф | Медея | Medea | режиссёр, сценарист |
1991 | ф | Европа | Europa | режиссёр, сценарист, актёр |
1994 | мтф | Королевство | Riget | режиссёр, сценарист, актёр |
1996 | ф | Рассекая волны | Breaking the Waves | режиссёр, сценарист |
1997 | мтф | Королевство II | Riget II | режиссёр, сценарист, актёр |
1998 | ф | Идиоты | Idioterne | режиссёр, сценарист, актёр, оператор |
2000 | ф | D-Dag — Lise | режиссёр | |
2000 | ф | Танцующая в темноте | Dancer in the Dark | режиссёр, сценарист |
2003 | ф | Догвилль | Dogville | режиссёр, сценарист |
2003 | док | Пять препятствий | De Fem benspænd | режиссёр, актёр |
2004 | ф | Дорогая Венди | Dear Wendy | сценарист |
2004 | с | Королевский госпиталь | Kingdom Hospital | сценарист |
2005 | ф | Мандерлей | Manderlay | режиссёр, сценарист |
2006 | ф | Самый главный босс | Direktøren for det Hele | режиссёр, сценарист, актёр |
2007 | ф | У каждого своё кино |
Chacun son cinéma ou Ce petit coup au coeur
quand la lumière s'éteint et que le film commence |
режиссёр, актёр |
2009 | ф | Антихрист | Antichrist | режиссёр, сценарист |
2011 | ф | Меланхолия | Melancholia | режиссёр, сценарист |
2013 | ф | Нимфоманка | Nymphomaniac | режиссёр, сценарист |
2018 | ф | Дом, который построил Джек | The House that Jack Built | режиссёр, сценарист |
2022 | мтф | Королевство. Исход | Riget III | режиссёр, сценарист |
Ниже приведён список наград и номинаций, полученных датским режиссёром и сценаристом Ларсом Фон Триером. Среди множества наград, которые он получил за свою карьеру, есть пять премий Европейской киноакадемии , премия « Сезар », « Золотая пальмовая ветвь », а также номинация на премии « Оскар » и « Золотой глобус ». У себя на родине, в Дании, он получил семь премий « Бодиль » и пятнадцать премий « Роберт ». Полный список наград и номинаций на сайте IMDb.com .
Год | Работа | Категория | Результат |
---|---|---|---|
2012 | Меланхолия | Лучшая режиссура | Номинация |
Лучший оригинальный сценарий | Номинация |
Год | Работа | Категория | Результат |
---|---|---|---|
2001 | Танцующая в темноте | Лучшая песня к фильму (« (англ.) (») | Номинация |
Год | Работа | Категория | Результат |
---|---|---|---|
1985 | Элемент преступления | Лучший датский фильм | Победа |
1992 | Европа | Победа | |
1995 | Королевство | Победа | |
1997 | Рассекая волны | Победа | |
1999 | Идиоты | Номинация | |
2001 | Танцующая в темноте | Номинация | |
2004 | Догвилль | Победа | |
2006 | Мандерлей | Номинация | |
2010 | Антихрист | Победа | |
2012 | Меланхолия | Победа | |
2014 | Нимфоманка | Номинация |
Год | Работа | Категория | Результат |
---|---|---|---|
1997 | Рассекая волны | Лучший иностранный фильм | Победа |
2001 | Танцующая в темноте | Номинация | |
2004 | Догвилль | Лучший фильм из Европейского союза | Номинация |
2012 | Меланхолия | Лучший иностранный фильм | Номинация |
Год | Работа | Категория | Результат |
---|---|---|---|
2004 | Догвилль | Лучший европейский фильм | Победа |
2012 | Меланхолия | Номинация |
Год | Работа | Категория | Результат |
---|---|---|---|
1996 | Рассекая волны | Приз ФИПРЕССИ Европейской киноакадемии | Победа |
1998 | Идиоты | Лучший сценарий | Номинация |
2000 | Танцующая в темноте | Лучший европейский фильм (выбор зрителей) | Победа |
2003 | Догвилль | Лучшая режиссура | Победа |
Лучший сценарий | Номинация | ||
Лучший европейский фильм (выбор зрителей) | Номинация | ||
Пять препятствий | Лучший документальный фильм | Номинация | |
2008 | н/д | Премия за достижения в мировом кинематографе | Победа |
2009 | Антихрист | Лучшая режиссура | Номинация |
2011 | Меланхолия | Лучший фильм | Победа |
Лучшая режиссура | Номинация | ||
Лучший сценарий | Номинация | ||
2014 | Нимфоманка | Лучший фильм | Номинация |
Лучший европейский фильм (выбор зрителей) | Номинация |
Год | Работа | Категория | Результат |
---|---|---|---|
2001 | Танцующая в темноте | Лучшая песня («I’ve Seen It All») | Номинация |
Год | Работа | Категория | Результат |
---|---|---|---|
2011 | Антихрист | Лучший европейский фильм | Номинация |
2012 | Меланхолия | Победа | |
2015 | Нимфоманка | Номинация |
Год | Работа | Категория | Результат |
---|---|---|---|
1997 | Рассекая волны | Лучший европейский фильм | Номинация |
2001 | Танцующая в темноте | Победа | |
2004 | Догвилль | Номинация | |
2012 | Меланхолия | Номинация |
Год | Работа | Категория | Результат |
---|---|---|---|
1997 | Рассекая волны | Лучший иностранный фильм | Номинация |
2001 | Танцующая в темноте | Победа | |
2012 | Меланхолия | Номинация |
Год | Работа | Категория | Результат |
---|---|---|---|
1985 | Элемент преступления | Лучший датский фильм | Победа |
1992 | Европа | Победа | |
1995 | Королевство | Лучший сценарий | Победа |
1997 | Breaking the Waves | Лучший датский фильм | Победа |
Лучший сценарий | Победа | ||
2001 | Танцующая в темноте | Лучшая режиссура | Номинация |
2004 | Догвилль | Лучший датский фильм | Номинация |
Лучшая режиссура | Номинация | ||
Лучший сценарий | Победа | ||
2006 | Мандерлей | Лучший датский фильм | Номинация |
Лучшая режиссура | Номинация | ||
Лучший сценарий | Номинация | ||
2007 | Самый главный босс | Лучший сценарий | Номинация |
2010 | Антихрист | Лучший датский фильм | Победа |
Лучшая режиссура | Победа | ||
Лучший сценарий | Победа | ||
2012 | Меланхолия | Лучший датский фильм | Победа |
Лучшая режиссура | Победа | ||
Лучший сценарий | Победа | ||
2015 | Нимфоманка | Лучший датский фильм | Победа |
Лучшая режиссура | Победа | ||
Лучший сценарий | Победа | ||
Приз зрительских симпатий | Номинация |
Год | Работа | Категория | Результат |
---|---|---|---|
1997 | Рассекая волны | Лучший фильм на иностранном языке | Победа |
Лучшая режиссёрская работа | Номинация | ||
2001 | Танцующая в темноте | Лучшая песня («I’ve Seen It All») | Победа |
Год | Работа | Категория | Результат |
---|---|---|---|
1984 | Элемент преступления | Золотая пальмовая ветвь | Номинация |
Vulcan Awards | Победа | ||
1991 | Европа | Золотая пальмовая ветвь | Номинация |
Best Artistic Contribution | Победа | ||
Приз жюри | Победа | ||
Vulcan Awards | Победа | ||
1996 | Рассекая волны | Золотая пальмовая ветвь | Номинация |
Гран-при | Победа | ||
1998 | Идиоты | Золотая пальмовая ветвь | Номинация |
2000 | Танцующая в темноте | Золотая пальмовая ветвь | Победа |
2003 | Догвилль | Золотая пальмовая ветвь | Номинация |
2005 | Мандерлей | Золотая пальмовая ветвь | Номинация |
2009 | Антихрист | Золотая пальмовая ветвь | Номинация |
2011 | Меланхолия | Золотая пальмовая ветвь | Номинация |