Выход киноэпопеи «Щит и меч», включающей в себя четыре фильма, был приурочен к 50-летию
Службы внешней разведки
КГБ СССР
. Первые два фильма вышли в прокат 19 августа 1968 года, а последующие два — 3 сентября 1968 года.
—
эсэсовец, проверяющий документы у Вайса в имперской канцелярии
(роль озвучил
Алексей Сафонов
)
Ежи Штверня
Йохен Дистельман
Николай Шишов — эпизод (фильм 3)
Степан Борисов —
отец фройляйн-ефрейтора
Создание фильма
Фильм-киноэпопея режиссёра
Владимира Басова
«Щит и меч» был одним из первых, показавших реальную работу советских разведчиков без пафоса и пренебрежения к врагу. Он очень понравился зрителям и продолжает оставаться одной из самых популярных картин
советского кино
. Первый из четырёх фильмов киноэпопеи — «Без права быть собой», вышедший на экраны кинотеатров в 1968 году, посмотрели 68,3 миллиона человек, что сделало картину
лидером советского кинопроката
и сохраняет за ней восьмое место в рейтинге самых кассовых фильмов
Советского Союза
.
«Успех этой картины был колоссальнейший. Любшин вышел на одно из первых мест как лучший актёр года по зрительскому опросу. Отрицательной критики не было», — рассказывает кинокритик Александр Шпагин
.
На выбор исполнителя главной роли в фильме (
Станислав Любшин
) повлияло мнение сотрудников разведки, выступавших консультантами: настоящий секретный агент должен быть обычным на вид, а не суперменом
.
здание почтового отделения по ул. Железнодорожной, д. 29 (сцена, когда Вилли Шварцкопф звонил в гараж, устраивая Иоганна Вайса шофёром).
руины элеватора на Правой набережной, д. 21.
руины Рейхсбанка (сцена прощания Вайса с Бруно) и флигель Унфрида
замка Кёнигсберг
.
Музыкальное сопровождение
Режиссёр Владимир Басов имел репутацию одного из самых «быстрых» режиссёров, который никогда не свернёт в сторону и всегда точно исполнит задачу. Ему удалось наполнить фильм «Щит и меч» неповторимыми деталями и очень точно подобрать к нему музыкальный фон:
в сцене прибытия поезда с
репатриантами
из Латвии в
Кёнигсберг
звучит швейцарская народная песня XVIII века «Schwarzbraun ist die Haselnuss» («Чёрно-коричневый орешник»);
затем оркестр исполняет инструментальную обработку популярной маршевой песни «
Эрика
» немецкого композитора
Хермса Ниля
;
также в фильме звучит популярный «Баварский вальс», знаменитая во всём мире австрийская народная песня «
Ах, мой милый Августин
» и гимн Германии «
Deutschland über alles
» дважды в хоровом исполнении;
в фильме 2, в эпизоде, где Штейнглиц (
Алексей Глазырин
) издевается над Полонским (Степан Бачинский), звучит мелодия популярной польской довоенной (1932 г.) песни «Окровавленное сердце» (музыка
Фанни Гордон
, автор текста Валеры Ястшембец-Рудницкий)
Факты
Прототипом Иоганна Вайса стал советский разведчик
Александр Святогоров
(1913—2008)
. О разведчике написан ряд книг — «Его имя Зорич», «Двойная западня», «Смерть и жизнь рядом», снято несколько документальных фильмов.
По другой версии, Вадим Кожевников списывал образ Александра Белова с другого разведчика —
Рудольфа Абеля
(Вильяма Фишера), на вымышленную фамилию которого якобы намекает имя «А. Белов»
:
Мы договорились с писателем Вадимом Кожевниковым, что он возьмётся за обширный труд о наших разведчиках. Я представил ему Рудольфа Абеля. […] Героя произведения назвали Александром Беловым, чтобы намекнуть о прообразе Абеля (А. Белов). […] Первая же глава романа, получившего название „Щит и меч“, вызвала у меня и Рудольфа Абеля категорические возражения. Советский разведчик Александр Белов предстал перед читателями как некая модификация
Джеймса Бонда
, с авантюристическими выходками, безнравственными поступками. […] Рудольф Абель решительно высказал твёрдое нежелание связывать своё имя с таким героем
.
Дебютная роль офицера СС Генриха Шварцкопфа стала началом всесоюзной славы Олега Янковского. Из воспоминаний Басова о Янковском
:
Во Львове, в гостиничном кафе, я обратил внимание на юношу, он сидел за столиком. Сказал ассистенту: вот этот бы отлично подошёл на Генриха. Так ведь, наверное, не актёр… Оказалось, артист из Саратова, во Львове с театром на гастролях. А в Москве на пробах познакомился с Олегом Янковским — это был он. Тогда ещё необстрелянный, кинематографом неиспорченный. Мы подружились. В его мальчишеской повадке покоряло обаяние непринуждённости. Дальнейшая его биография показала, что выбор был точен, пришёл артист…
Поначалу театральная закваска давала себя знать. Подходит ко мне: — Владимир Павлович, а какая здесь у меня сверхзадача?
— Олег, — говорю, — ты сыграй кусок. Сверхзадачу я склею.
В кинотеатрах СССР фильм-киноэпопею «Щит и меч» посмотрели: «Без права быть собой» — 68,3 млн зрителей (
лидер советского кинопроката 1968 года
), «Приказано − выжить…» — 66,3 млн зрителей (2-е место), «Обжалованию не подлежит» и «Последний рубеж» — 46,9 млн зрителей (6—7-е места)
.
Со слов исполнителя главной роли в фильме
Станислава Любшина
, картина в своё время произвела впечатление на
Владимира Путина
, и, по словам Путина, повлияла на его решение пойти в разведчики
.
Примечания
↑ от 9 ноября 2021 на
Wayback Machine
Официальный сайт киноконцерна «
Мосфильм
» // mosfilm.ru.
Дата обращения: 8 ноября 2021.
↑
Екатерина Соловьёва.
.
Как фильм «Щит и меч» изменил образ советского разведчика
(рус.)
.
.
Информационно-аналитический интернет-портал «
Мир 24
» // mir24.tv (19 июня 2020)
.
Дата обращения: 4 марта 2021.
20 апреля 2021 года.
Канал «Снято в Калининграде».
.
Киногид по Калининграду
(рус.)
.
.
«
Яндекс.Дзен
» (10 октября 2021)
.
— Предложение экскурсии по местам съёмки одного из лучших отечественных фильмов о работе советской разведки
.
Дата обращения: 13 октября 2021.
17 октября 2021 года.
.
В Киеве на 95-м году жизни умер знаменитый советский разведчик Александр Святогоров
(неопр.)
.
Официальный сайт газеты «
Комсомольская правда
» в
Москве
// msk.kp.ru (24 июня 2008)
.
— Этот легендарный человек был одним из прототипов героя кинофильма «Щит и меч» − разведчика Иоганна Вайса, которого сыграл Станислав Любшин
.
Дата обращения: 4 марта 2021.
11 апреля 2017 года.
По словам генерал-лейтенанта внешней разведки
В. Г. Павлова
: «Первая же глава романа, получившего название „Щит и меч“, вызвала у меня и Р. И. Абеля категорические возражения. Советский разведчик Александр Белов предстал перед читателями как некая модификация Джеймса Бонда, с авантюристическими выходками, безнравственными поступками. […] Р. И. Абель решительно высказал твердое нежелание связывать своё имя с таким героем» (В. Г. Павлов. «Операция „Снег“». —
М.
: «Гея». 1996, с. 188.).