Interested Article - Ручные гармоники

Баян
Хроматическая трёхголосая гармонь

Ручные гармоники — музыкальные инструменты, составляющие основу семейства гармоник . Отличительными конструктивными особенностями подобных инструментов является наличие двух полукорпусов с клавиатурами, между которыми находится мех . Небольшие по размеру и массе гармони во время игры удерживают в руках на весу, гармоники побольше устанавливают на колени в положении сидя или подвешивают за плечевые ремни в положении стоя. Играют двумя руками, двигая левый или оба полукорпуса для разжатия и сжатия меха, что при одновременном нажатии клавиш приводит к поступлению воздуха на язычки гармоники и к их звучанию.

История

Инструмент впервые появился на территории Германии еще в начале XIX века. Первая гармоника сконструирована в 1822 году берлинским мастером Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом (1805—1864).

Все модели гармони, существующие на сегодняшний день, условно принято делить на два вида. К первому относятся одна их наиболее популярных среди музыкантов модель – «хромка» , а также и «ливенка» . Общим для всех вышеперечисленных моделей является то, что при растяжении и сжатии мехов для всех кнопок инструмента сохраняется одинаковая высота звучания. Ко второму типу относятся тульская гармонь, вятская, и . Эти гармони отличаются тем, что при исполнении музыкальных композиций именно направление движения мехов определяет высоту извлекаемого звука.

В настоящее время, возможно, в силу того, что у музыкантов имеется богатый выбор музыкальных инструментов от самых разных производителей, ручная гармонь не пользуется такой большой популярностью, как в прежние времена. Доподлинно известно, что в период Великой Отечественной войны гармонь использовалась для поднятия боевого духа солдат. Именно поэтому уже с первого года войны инструмент огромными партиями поставляли на линию фронта.

Также в конце 20 века Б.Б. Стаханов из ансамбля создал первую в мире пятипальцевую систему игры на двухрядной хроматической гармони.

Конструкция

Наружные части
  • Правый полукорпус с клавиатурой на грифе. На правой клавиатуре исполняется мелодия .
  • Левый полукорпус с клавиатурой на самом корпусе. На левой клавиатуре исполняется аккомпанемент . У некоторых видов гармоник (например, саратовской ) на левом полукорпусе, также как и на правом, есть гриф. Вместо клавиш могут располагаться рычаги наружных клапанов (например, у ливенской гармони ). Оркестровые гармоники не имеют левой клавиатуры.
  • Мех (меховая камера) во время разжима и сжима изменяет свой объём. Воздушный поток то входит внутрь меха, то выходит из него, при этом возбуждая находящиеся на своём пути язычки. Складки меха называются боринами .

Ремни:

  • Запястный ремень на левом полукорпусе — удерживает запястье левой руки во время отведения левого полукорпуса для разжима меха.
  • Плечевой ремень, надеваемый на правое плечо, удерживает правый полукорпус во время игры; если ремней два, то второй надевается на левое плечо.
  • У небольших гармоник может быть кистевой ремень и ремень в виде петельки для большого пальца.
Внутренние части полукорпусов
  • Механика левой и правой клавиатуры — система рычагов, преобразующих движение от нажатия кнопки в подъём клапана.
  • Клапаны — открывают и закрывают отверстия в деке.
  • Дека — пластина с отверстиями, на внутренней стороне которой установлены резонаторы; с наружной стороны деки располагаются клапаны и клавиатурная механика.
  • Резонаторы — образуют множество воздушных камер; в каждой камере находятся два язычка: один звучит на разжим, другой — на сжим меха. Резонатор устанавливается на деку таким образом, чтобы его отверстия (розетки) были герметично соединены с отверстиями в деке.
  • Голосовые планки с язычками — производят звук. Бывают кусковыми (с двумя язычками) и цельными (со множеством язычков). Герметично закрепляются на резонаторе.

Основной элемент в конструкции гармоник — голосовая планка . Она состоит из рамки (самой планки) и язычков. Язычок, колеблясь в проёме планки, издаёт звук определённого тона. Язычок издаёт звук при воздействии на него струи воздуха только в одном направлении — с той стороны, где язычок крепится к планке заклёпкой. В ручных гармониках направление воздуха при сжиме-разжиме мехов меняется, поэтому для одного звука необходимо два язычка одного тона: один язычок издаёт звук при разжиме меха, другой — при сжиме. Проём с противоположной стороны (от той стороны, где язычок закреплён заклёпкой) прикрывается проёмным клапаном (залогом), чтобы воздух не подходил к язычку с обратной, недействующей, стороны, то есть чтобы не было потери воздуха.

Принцип работы рычажного клавишного механизма

Такой механизм используется в правой клавиатуре гармоник, а также в левой клавиатуре отдельных видов гармоней (например ливенской гармони ). Нажатие на клавишу через рычаг преобразуется в подъём клапана и открытие отверстия в деке, через которое воздух поступает в камеры или из камер резонатора и вызывает колебание язычков.

  • Картонная заготовка меха
    Картонная заготовка меха
  • Клавиши аккордеона, рычаги, клапаны, дека
    Клавиши аккордеона, рычаги, клапаны, дека
  • Механика аккомпанемента
    Механика аккомпанемента
  • Резонаторы с кусковыми голосовыми планками, установленные на деку
    Резонаторы с кусковыми голосовыми планками, установленные на деку
  • Резонаторы
    Резонаторы
  • Кусковая голосовая планка с проёмным клапаном (залогом)
    Кусковая голосовая планка с проёмным клапаном ( залогом )
  • Планка, язычок и заклёпка — составные части голосовой планки
    Планка, язычок и заклёпка — составные части голосовой планки
  • Цельная голосовая планка
    Цельная голосовая планка
  • Схема колебания язычка в проёме планки. Воздух подаётся сверху
    Схема колебания язычка в проёме планки. Воздух подаётся сверху

Регистры

У баяна, аккордеона и гармони хромки могут иметься регистры , переключение которых позволяет изменять тембр и громкость звучания. Некоторые из этих тембров могут быть похожи на тембры других музыкальных инструментов — например, фагота , гобоя , кларнета , флейты-пикколо , органа . На концертных версиях этих видов ручных гармоник могут быть регистры, расположенные наверху правого полукорпуса — т.н. подбородочные регистры, которые переключаются подбородком исполнителя прямо во время игры.

Звук по направлению ведения меха

По извлекаемым звукам при растяжении и сжатии меха гармони разделяются на два типа:

  • С разными звуками: тульская хроматическая (изобрёл — Николай Белобородов совместно с Леонтием Чулковым ), саратовская, черепашка, бологоевская, немецкие («немки»), венские («венки») и др.
  • С одинаковыми звуками: хромка , вятская, ливенская («ливенка»), вологодская, елецкая рояльная, сибирская, восточные гармони (кавказские) и др.

Гармоники в России

История

Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода . Также некоторые считают гармонь русским изобретением. Согласно исследованиям искусствоведа Мирека , первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха) . Существуют и другие взгляды на этот вопрос.

В годы Великой Отечественной войны

В конце лета 1941 года на фронт для поднятия боевого духа советских солдат было отправлено около 12 тыс. гармоней, а осенью того же года — уже более 60 тыс. (согласно директиве Наркомата обороны ) .

Производство

В начале 1970-х годов в СССР существовало около 25 предприятий по выпуску гармоней, баянов и аккордеонов, на которых в 1971 году было изготовлено около 240 тыс. гармоней и 560 тыс. баянов и аккордеонов (данные Госплана СССР ) .

Количество изготовленных гармоник в СССР по годам
1953 1955 1957 1959 1961 1963 1966 1968
Баяны
Гармони
597 307 807 365 921 674 776 750 639 829 684 500 673 410 729 000
Аккордеоны 7 124 11 070 28 036 53 634 120 313 102 000 46 380 60 000
Производители
  • Шуйская гармонь (ОАО) — г. Шуя Ивановской области.
  • (ООО) — г. Тула .
  • Ганинская гармонная фабрика — г. Киров . Марки гармоней: «Восток», «Ивушка», «Огонёк».
  • Великоустюгская гармонная фабрика — г. Великий Устюг Вологодской области.
  • «Красный партизан» — фабрика ручных гармоник в г. Ленинграде . Основана в 1856 году Фёдором Мюльбахом как фортепианная фабрика . С 1957 года специализируется на выпуске аккордеонов .
  • Армавирская фабрика музыкальных инструментов — г. Армавир Краснодарского края. Марки гармоней: «Кубань».
На Украине
  • Житомирская фабрика музыкальных инструментов — г. Житомир . Марки гармоней: «Весна-2», «Марічка-3», «Ромашка».
В Белоруссии
  • Молодечненская фабрика музыкальных инструментов — г. Молодечно .

Виды

Русские региональные гармони

Гармонь

По сравнению с баяном или аккордеоном гармонь имеет несколько отличий:

  • Как правило, на гармони можно получать только звуки диатонического звукоряда , либо с некоторым количеством хроматических звуков, как у гармони хромки .
  • Гармони могут иметь определённую тональность, например Ля, До, Ре, Фа — это означает тональность мажорной гаммы (у некоторых гармоней — минорной гаммы ), которую можно извлекать на гармони.
  • Уменьшенный диапазон звуков (количество октав).
  • Меньшие размеры (габариты).

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», « хромка » (самая распространённая в наше время). Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная « хромка », но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

Саратовская

Отличается наличием колокольчиков. Подробности в статье Саратовская гармонь

Ливенская

Имеет очень длинную меховую камеру. Подробности в статье Ливенская гармонь .

Тальянка

Тальянками называли различные виды русских гармоней: вологодские, вятские, бологоевские и новоржевские .

Другие виды

Вятская, елецкая рояльная, кирилловская, вологодская, черепашка, венская (венка, русского и немецкого строя), бологоевская, новоржевская (псковская резуха), тагильская, петербуржская гармонь (петроградка) и другие.

Гармонь хромка

Гармонь хромка является наиболее распространённым видом диатонической гармоники в России.

Баян

Баян — хроматический инструмент, получивший широкое распространение в России. Под названием «хроматический кнопочный аккордеон» и с другими видами раскладки клавиатуры применяется в разных странах.

Гармоники народов России и республик СССР

Поволжье
  • Марла-кармонь марийская семиклавишная однорядная гармонь.
  • Кога-кармонь (марийское название), ку́бос ( чувашское название) — двухрядная гармоника.
  • Татарская гармоника (тальян гармун) — с клавиатурой 12×3 и 16×12 (называемая у татар «венский»). Изготавливалась на фабрике в Казани (столица Республики Татарстан ) примерно с конца 1930-х годов.
  • Восточный (ориентальный) баян — с фортепианной правой клавиатурой, в левой басо-аккордовой клавиатуре 24 или 32 кнопки. Изготавливался в Казани с 1936 года.
  • Восточная выборная гармоника (баян) — с фортепианной правой клавиатурой, в левой клавиатуре 30 выборных кнопок. Производилась в Казани с 1961 года .
Кавказ
  • Кому́з ( кумыкское название арга́н , также «азиатская» или «восточная» гармоника ) — однорядная диатоническая гармоника. Завезена в Дагестан в XIX веке русскими солдатами. В правой клавиатуре 21 клавиша продолговатой формы. В левой клавиатуре 12 кнопок: в одном вертикальном ряду басовые кнопки, в другом соответствующие им кнопки трезвучий . Была распространена в Дагестанской АССР и Чечено-Ингушской АССР . Серийное производство началось в середине 1930-х в городах Владикавказ (Северная Осетия), Армавир (Краснодарский край), Тбилиси (Грузия). Раньше на комузе играли только женщины, инструмент даже входил в приданое невест, сейчас играют и мужчины.
  • Пши́нэ — появилась в Адыгее и Кабардино-Балкарии во второй половине XIX века (одновременно с комузом , отличалась от него только ограниченным аккомпанементом). Создана на основе вятской гармоники. На правой клавиатуре 12, 16 или 18 клавиш, составляющих гамму в натуральном мажоре . На левом грифе (выносном барабане) 4 клапана аккомпанемента . Серийно изготавливалась на фабрике в г. Нальчике (столица Кабардино-Балкарии) с 1935 года, которая закрылась после Великой Отечественной войны .
  • Иро́н-кандза́л-фанды́р осетинская гармоника, по конструкции и строю аналогичная комузу или пшинэ .
  • Грузинская гармонь (дол-гармони).

Зарубежные гармоники

  • Концертина (английская концертина) — инструмент создан в 1827 году в Англии Чарльзом Уитстоном. Звук одинаковый при разжиме-сжиме меха .
    • Немецкая концертина — сконструирована в 1832 году немецким мастером Фридрихом Улигом. Немецкая концертина издаёт разные звуки на разжим-сжим меха .
  • Бандонеон — создан в 1840 году немецким мастером Генрихом Бандом на основе немецкой концертины . Бандонеон издаёт разные звуки на разжим-сжим меха.
  • Аккордеон — хроматическая ручная гармоника, изобретённая и получившая широкое распространение в Европе. В русской традиции аккордеоном принято называть инструменты с правой клавиатурой фортепианного типа.

Классификация

В США, Европе и других странах все ручные гармоники с готовыми аккордами в аккомпанементе имеют название «аккордеон» и по звукоряду подразделяются на диатонические и хроматические, а по типу клавиш на кнопочные и пиано-аккордеоны. Например, баян называется хроматическим кнопочным аккордеоном , аккордеон пиано-аккордеоном , гармонь хромка диатоническим кнопочным аккордеоном .

См. также

Примечания

  1. , с. 115.
  2. (неопр.) . Дата обращения: 26 мая 2018. 27 мая 2018 года.
  3. (неопр.) . Дата обращения: 26 мая 2018. Архивировано из 22 декабря 2010 года.
  4. Виктория Соловьёва, Сергей Грамотеев. (неопр.) . ГТРК «Ока», «Вести-Рязань» (телеканал Россия-1 ) (7 мая 2009). Дата обращения: 4 мая 2012. 17 апреля 2013 года.
  5. , с. 8—9.
  6. , с. 15.
  7. (неопр.) . КОГКУ «Государственный архив документов по личному составу Кировской области». Дата обращения: 30 апреля 2012. Архивировано из 16 апреля 2013 года. (загрузить «Справочник по фондам государственного архива документов по личному составу Кировской области»: от 22 декабря 2018 на Wayback Machine )
  8. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. Музыкальных инструментов фабрики и заводы // Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия (рус.) . — 1992. / Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярёв А. Я. и др.. — М. : Большая Российская Энциклопедия , 1992. — 687 с.
  9. , с. 176.
  10. , с. 39.
  11. // Музыкальная энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. — С. 400. — 1056 с.
  12. ↑ , Восточные национальные гармоники, с. 78—83.
  13. Вертков К.А., Благодатов Г., Язовицкая Э. Ирон-кандзал-фандыр. Комуз // Атлас музыкальных инструментов народов СССР. — М. : Государственное музыкальное издательство, 1963. — С. 102—103, 109. — 276 с.
  14. , с. 26.
  15. В фильме-концерте « » (1965 год, Ленинградская студия кинохроники) на 22 минуте исполняется осетинский танец симд . который сопровождает игра на ирон-кандзал-фандырах и барабанах.
  16. , Концертина английская, с. 34—35.
  17. , Бандонеон, с. 38—41.
  18. , Немецкая концертина, с. 36—37.

Литература

  • Мирек А.М. Справочник к схеме гармоник. — М. : Альфред Мирек, 1992. — 60 с.
  • Мирек А.М. Из истории аккордеона и баяна. — М. : Музыка, 1967. — 195 с.
  • Мирек А.М. Справочник по гармоникам. — М. : Музыка, 1968. — 131 с.
  • Мирек А.М. … И звучит гармоника. — М. : Советский композитор, 1979. — 176 с.
  • Отюгова Т.А., Галембо А.С., Гурков И.М. От шена до аккордеона. Фабрика аккордеонов "Красный партизан" // Рождение музыкальных инструментов (Из истории Ленинградского производственного объединения по изготовлению музыкальных инструментов) : Очерки. — Л. : Музыка, 1986. — С. 163—178. — 192 с.
  • Фадеев И.Г., Кузнецов И.А. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Лёгкая индустрия, 1971. — 246 с.
  • Розенфельд Н.Г., Иванов М.Д. Гармони, Баяны, Аккордеоны : Учебник для техникумов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Лёгкая индустрия, 1974. — 288 с.
  • Кузнецов Л.А. Язычковые музыкальные инструменты (гармоники) // . — М. : Легпромбытиздат, 1989. — С. —276. — 368 с.
  • // Большая российская энциклопедия. Том 6. — М., 2006. — С. 407.

Другие источники

  • Радиопередача «Русские народные музыкальные инструменты». Серия № 5 «Гармонь» (представлены образцы звучания саратовской, череповецкой, ливенской, венской гармоней, тальянки и концертины) // Ленинградское отделение КПП Музфонда СССР, 1979 год.

Same as Ручные гармоники