Западное христианство
- 1 year ago
- 0
- 0
Несмотря на то что сейчас христиане в Турции являются религиозным меньшинством (0,6 % населения страны ), христианство на территории Турции насчитывает долгую историю. Уроженцами территорий, ныне занимаемых Турцией, были такие почитаемые в христианстве святые, как апостол Павел , Тимофей Эфесский (которому Павел адресовал два Послания к Тимофею ), Поликарп Смирнский и Николай Чудотворец .
Христианство на территории Турции восходит к апостольским временам. Именно здесь, в городе Антиохия (ныне Антакья ), христиане впервые начали называться христианами ( Деян. ). Уроженец киликийского города Тарс (ныне провинция Мерсин ) апостол Павел учреждал здесь христианские церкви еще в середине I века среди местного грекоязычного населения. Он проповедовал в Памфилии ( Деян. ), Иконии ( Деян. ), Ликаонии ( Деян. ), Киликии ( Деян. ), Галатии ( Послание Галатам ) и жителям города Колоссы ( Послание к Колоссянам ). Крепкие христианские общины образовались в Эфесе (жителям этого города Павел адресовал персональное послание ), Смирне , Пергаме , Фиатире , Сардисе , Филадельфии и Лаодикии ( Семь церквей Апокалипсиса в Азии ).
В начале IV века христианство принимают армяне — народ, населявший восточные территории современной Турции ( Западная Армения ). В том же веке центр Римской империи переносится на территорию Турции и учреждается Византийская империя со столицей в Константинополе (ныне Стамбул ), где строится крупнейший христианский храм Софийский собор . Христианство становится официальной религией нового государственного образования. Здесь учреждаются резиденции православных патриархов: Константинопольского и Антиохийского . На территории Турции в IV—VIII вв., в городах Константинополь , Никея (ныне Изник ), Халкидон (ныне Кадыкёй ) и Эфес , проводились Вселенские соборы , заложившие основы христианской догматики. Важным интеллектуальным центром православия являлась в то время Каппадокия , где жили великие каппадокийцы : Василий Великий , Григорий Нисский и Григорий Назианзин
В V веке в города Эдесса и Нусайбин превратились в духовные центры несторианства . С VI века Иаков Барадей учреждает монофизитскую Сиро-яковитскую церковь .
Однако после нашествия и захвата территорий Византийской империи турками-османами, исповедующими ислам (завершившегося в 1453 году падением Константинополя ), христианство превратилось в национальную религию греков и армян. Деятельность католических миссионеров среди армян привела к появлению Армянской католической церкви , а протестантских — Армянской евангелистской церкви .
Огромный удар по христианству в Турции был нанесён в XX веке, когда по всей империи были уничтожены или изгнаны миллионы христиан (см. Киликийская резня , Геноцид армян , Геноцид ассирийцев , Геноцид понтийских греков , Резня в Смирне , Греко-турецкий обмен населением ).
После образования Турецкой республики в 1922 году кемалистское правительство предприняло попытку создания Турецкой православной церкви среди туркоязычных греков, которая, однако, не получила широкого развития .
Сейчас треть всех христиан — это православные: проживающие преимущественно в Стамбуле. Греки признают духовную власть Константинопольского патриарха . Есть представительства русской и болгарской православных церквей.
Верующие армяне принадлежат апостольской и в меньшей степени католической церквям.
Протестанты составляют 7 % от общего числа христиан, в частности в Измире существует баптистская община, входящая в Турецкую Ассоциацию Протестантских Церквей .