Interested Article - Хождение апостола Павла по мукам

Хождение апостола Павла по мукам («Слово и видение апостола Павла ») — апокриф , восходящий к греческому оригиналу, изданному Тишендорфом в его « ». Основанием для создания его послужило место во Втором послании к Коринфянам , где говорится ( 2Кор. ) о том, что апостол Павел восхищен был в рай до третьего неба. Хождение начинается с повеления Господа апостолу Павлу призвать людей к покаянию. Вся природа жалуется на прегрешения человеческого рода: и солнце , и нощные светила ( луна и звёзды), и особенно земля повествуют о беззакониях людей. В сильных выражениях негодует земля: она осуждена более всей твари и не может более терпеть блуда, воровства, разбойства, обмана и всех зол человеческих. Ангелы добрых людей являются с радостью к Богу, ангелы злых людей — доносят Господу о грехах с плачем и рыданием. После этого вступления идёт самое Хождение. Ангел показывает апостолу места праведников и муки грешников. Павел видел ничтожество земли и познал суетность «величества человеческого». Он видел, как покидают тело души грешника и праведника и как являются пред судом Божиим. Рай в «Хождении» изображён как роскошнейший сад с рекой, текущей млеком и мёдом; в нём живут и наслаждаются праведные люди. Далее следует описание мучений. На первую часть «Хождения» оказал влияние ветхозаветный апокриф « Книги Еноха », где также, между прочим, есть параллель между природой и человеком. Далее влияло церковное учение о мытарствах , доведённое в «Хождении» до крайностей. Есть общее между «Хождением» и хождением Богородицы по мукам ; в обоих есть обращение к милосердию Божию. В Хождении Павла Христос даёт грешникам льготу. Духовный стих «Плач земли» основан на «Хождении». На «Хождение» ссылался святой Епифаний Кипрский .

Кандидат искусствоведения Анастасия Долгова отмечала влияние «Хождение апостола Павла по мукам» на иконографию « Лабиринта духовного » в русской иконописи XVIII века. В апокрифе описаны, а в иконе изображены смерть грешника и смерть праведника. Долгова отмечала, что сцена смерти праведника изображается близко к тексту «Видения апостола Павла», а вот смерть грешника — «немного иначе», как «противоположность смерти праведника, почти зеркально воспроизводя её общую композицию» .

Примечания

  1. от 22 марта 2020 на Wayback Machine (ответственный редактор Д. С. Лихачёв ).
  2. Долгова А. И. Об истоках и символике иконографии «Лабиринт духовный» // Актуальные проблемы теории и истории искусства : Сборник научных статей. — СПб. : Профессия, 2011. — Т. 1. Под ред. С. В. Мальцевой , Е. Ю. Станюкович-Денисовой . — С. 160 . — ISBN 978-5-2880-5174-6 .

Ссылки

Same as Хождение апостола Павла по мукам