Interested Article - Древние контакты между Китаем и Средиземноморьем
- 2021-08-06
- 2
В I—II веках н. э. Ханьская и Римская империи являлись гегемонами противоположных концов Евразийского материка , однако в силу значительной удалённости сведения друг о друге у них были довольно скудные. Хотя римляне расширяли свои владения на восток (в Передней Азии ), а китайцы — на запад (в Центральной Азии ), две империи разделяли географические препятствия и такие сильные государства, как Парфия и Кушанское царство .
Китайцы называли Рим (а потом и Византию ) Дацинь ( кит. 大秦), что значит «Великая Цинь ». Римляне называли Китай и китайцев Серес ( лат. seres), что значит «шёлковый» или «страна шёлка ». Вероятнее всего, это слово происходит от древнекитайского /sjəɡ/ (絲, 丝 — «шёлк»). От этого названия произошло и латинское слово «serica» — «шёлк». О производстве и производителях шёлка пишет, в частности, Плиний Старший в « Естественной истории ».
История контактов
После того, как странствия китайского путешественника Чжан Цяня в Среднюю Азию познакомили его соотечественников с государствами региона, Великий шёлковый путь соединил территории от Китая до Средиземноморья.
Древнейшие сведения о непосредственных контактах Китая с Римом приводит историк Луций Анней Флор . Он сообщает, что ко двору Октавиана Августа прибыло, в числе прочих, посольство из Китая , которое провело в дороге четыре года, и что цвет кожи посланников служил убедительным доказательством того, что живут они под другим небом, нежели римляне .
В I веке н. э. установился морской торговый путь между Европой и Китаем (см. Канал фараонов#Эпоха эллинизма и римский Египет ), посредниками на котором выступали ханьские данники Цзяочжи и кхмерская держава Фунань . В подтверждение этого приводят находки древнеримских монет в дельте Меконга (древняя гавань, упомянутая Птолемеем как Каттигара ).
По сообщению Плиния, четвёртая часть из 40 000 римских солдат, потерпевших под предводительством Красса страшное поражение от парфян под Каррами , была угнана победителями в Маргиану . По мнению Л. Н. Гумилёва , именно они приняли участие в первой Таласской битве на стороне хуннского шаньюя Чжи-чжи (36 год до н. э.) . Впервые эта гипотеза была сформулирована британским синологом Гомером Дабсом . Бань Гу сообщает, что китайцы разбили пехотинцев, построенных «подобно рыбьей чешуе» , что может означать построение черепахой , а описание крепости (земляной вал, двойной частокол, сторожевые башни) указывает на влияние не греческой или парфянской, а римской фортификации.
На стенах пещеры Кара-Камар ( Узбекистан ) были обнаружены надписи, предположительно оставленные бывшими солдатами римского легиона «Аполлинарис» в последней трети I века н. э., а сама пещера могла использоваться как митреум . Это доказывает возможность попадания римлян далеко на Восток в качестве военнопленных .
В 97 году 70-тысячная ханьская армия во главе с Бань Чао , намереваясь наказать тревоживших торговлю по Великому шёлковому пути степняков, перевалила через Тянь-Шань и разорила Среднюю Азию вплоть до Мерва . Генерал Бань Чао, чьи войска на западе дошли до Каспия , направил в Рим посланника по имени Гань Ин . Однако Гань Ин, введённый в заблуждение парфянами относительно продолжительности морского пути в Рим, не продвинулся далее Месопотамии . Хотя Гань Ин, вероятно, не смог достичь Рима, он был, как утверждают исторические источники , тем китайцем, который смог проникнуть на запад дальше своих предшественников. В « Хоу Ханьшу » приведены собранные им сведения о Дацине. Китайцы отмечали размер империи, считая 400 городов и несколько десятков подчинённых государств. Упомянуты каменные стены, почта , обычай белить стены, расшитые одежды, употребление крытых экипажей, любовь к шествиям с музыкой и знамёнами.
Рим описывался как имеющий 100 ли в окружности с пятью дворцами на расстоянии 10 ли друг от друга, колонны описываются сделанными из хрусталя, как и посуда. Упомянуто, что есть чиновник, собирающий обращения к правителю, которые рассматриваются еженедельно. Также речь идёт о производившихся там изделиях и о назначаемости императоров династии Антонинов в эпоху Нервы :
Что касается царя, он не является постоянной фигурой, но является избранным, как наиболее достойный… Люди в этой стране высоки и правильно сложены. Они напоминают китайцев, и поэтому страна называется Да-Цинь … Недра дают много золота, серебра и редких драгоценных камней, включая камни, которые светятся ночью… они вышивают ткани золотыми нитями для гобеленов и парчу разных цветов, и делают одежду окрашенную золотым, а также «выстиранную в огне одежду» .
Совет императора состоит из 36 военачальников. Жители прямодушны, не торгуются. В ходу серебряная и золотая монета по курсу 1 к 10. Еда дешева. Парфяне, по сообщению информаторов китайских послов, препятствуют прямому контакту Рима с Хань, поскольку извлекают выгоду из перепродажи шёлка и других товаров. Смутно упомянут северный, пеший путь в Рим через Малую Азию , где якобы есть мост в 100 ли. Впрочем, китайские историки справедливо сомневались в правдивости этих сообщений.
О том, что некоторые морские посольства достигали и самой столицы ханьских императоров, известно из «Хоу Ханьшу», которая упоминает о прибытии послов из Дациня в 166, 226 и 284 годах. Так, в сентябре 166 года в Лоян прибыло посольство, отправленное римским императором "Аньдунь" ( кит. 安敦), под которым в китайском источнике мог пониматься либо Антонин Пий , либо, что более вероятно, Марк Аврелий Антонин . Посольство прибыло в Лоян с юга морским путём. В числе подношений императору Хуань-ди были преподнесены характерные предметы из Сомали и прилегающих территорий северо-восточной Африки (изделия из слоновой кости, кости носорога, панцирей биссы ), которые были приобретены где-то по дороге, по всей видимости, в Египте .
Благодаря сведениям, получаемым посредством путешествующих по Великому шёлковому пути, китайские историки того времени могли отметить изменения, произошедшие с Римом в эпоху домината и позднее. Так, в «Вэй шу» отмечено, что в Дацинь 5 столиц . Император раз в три года производит объезд страны и принимает жалобы на недостойных чиновников, которых штрафует или отрешает от должности за серьёзный проступок. Из Китая в Дацинь и обратно можно попасть путём через Персию или вокруг Чёрного моря или морским путём с юга.
Тан и Византия
Когда в начале VII века с воцарением династий Суй и Тан Китай возобновил дальние зарубежные контакты династии Хань, придворные историки обнаружили, что в Дацинь также произошли крупные изменения, и сменили официальное именование этой дальней страны на Фулинь (拂菻) — Византия . Китайцы считали, что в Фулинь есть 400 крупных городов и войско в 1 млн воинов. Управляет страной царь, который делит свои функции с 12 министрами. Кроме различных чудес и диковинок, описывали водопровод, с помощью которого охлаждали воздух в столице в жаркие дни. Упоминаются искусные врачи, делающие операции на глазах. Дипломатическая связь была установлена в 643 году , когда в Чанъань прибыло посольство из Фулинь.
См. также
Примечания
- Поскольку в китайских исторических источниках нет никаких упоминаний об этой дипмиссии, современные китайские историки склонны считать, что это, скорее, не было официальным посольством из Китая, а было некоей торговой миссией из какого-то государства-посредника, назвавшей себя китайским посольством. См. 《古代中西文化交流史话》,何芳川、万明 著,北京 1999, от 9 августа 2023 на Wayback Machine
- Луций Анней Флор. Эпитомы, II, XXXIV, 62.
- Плиний Старший. Естественная история, VI, 18.
- (неопр.) . Дата обращения: 9 августа 2008. 23 октября 2008 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 19 октября 2014. 15 октября 2014 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 8 мая 2014. 29 марта 2014 года.
- Устинова Б. В. // Вестник древней истории : журнал. — Москва: Наука, 1990. — № 4 (195) . — С. 145—147 . 24 сентября 2015 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 9 августа 2008. 3 марта 2016 года.
- 《古代中西文化交流史话》,何芳川、万明 著,北京 1999, от 9 августа 2023 на Wayback Machine
Литература
- Hill, John E. . — Second Edition. — 2003.
- Yule, Henry. . — London, 1916. — Vol. II.
- Федотов В. В. Механизм формирования образа далекой державы (возможные античные реалии в древнекитайских сведениях о стране Да Цинь). // Стили мышления и поведения в истории мировой культуры. М.: МГУ, 1990. С. 82-101. То же. // ** ** Федотов В. В. Культурное пространство классической древности. М.: «Спутник+», 2013. С. 140-168.
- 2021-08-06
- 2