Interested Article - Сталинская архитектура
- 2020-05-09
- 1
Ста́линская архитекту́ра — обобщающий термин для советской архитектуры эпохи правления И. В. Сталина в СССР . Историк архитектуры Дмитрий Хмельницкий выделял в истории советской архитектуры три независимых периода: 1918—1932 годы — эпоха авангарда; 1932—1954 годы — эпоха сталинского неоклассицизма; с 1955 года — период модернизма в советском варианте . Организационный период перехода к новому архитектурному стилю в СССР пришёлся на 1931—1933 годы, когда был фактически запрещён авангард и провозглашён лозунг «освоения классического наследия», сформулированный в тексте резолюции по конкурсу на проект Дворца Советов .
С 1933 года по всей территории СССР стали возникать гибридные здания — начатые в авангардом ключе, но во время строительства, или после него, декорированные в неоклассику. Историк архитектуры Селим Хан-Магомедов первым обозначил раннесталинскую архитектуру 1932—1936 годов термином постконструктивизм . В данный период возникло большое количество разнообразных по стилистике построек, балансировавших между авангардом и неоклассикой. Одновременно уже с 1933 года стали появляться проекты полностью соответствовавшие зрелому сталинскому стилю — работы Алексея Щусева , Каро Алабяна , Аркадия Мордвинова и их последователей . Ранний период сталинской архитектуры отличался полистилизмом, выразившимся в обращении к традициям Возрождения , классицизма , русского неоклассицизма , палладианства .
Пришедшая на смену архитектуре авангарда в период правления И. В. Сталина, архитектурная политика 1930—1950-х годов способствовала становлению государственного монументального стиля, во многих чертах близкого к ампиру , и ар-деко . Нередко сталинскую архитектуру, с её монументализмом , идеологичностью, культом героического прошлого, рассматривают в контексте тоталитарной архитектуры XX века и усматривают в ней типологически сходные черты с современной ей итальянской и немецкой архитектурой. Впрочем, в сталинской архитектуре обнаруживаются сходства и с неоклассическими направлениями первой половины XX века, например, застройкой США и североевропейским неоклассицизмом .
После окончания Второй мировой войны сталинская архитектура, достигшая своей зрелости и широко распространившаяся по городам СССР, проникла в страны Восточной Европы , Китай , КНДР .
В России начала XXI века наблюдается интерес к сталинской архитектуре, проявляющийся в её научном изучении, а также попытках её упрощенного копирования («новые сталинки ») и реконструкции зданий. Сталинская архитектура встречала и встречает самые полярные оценки — от признания её выдающимся достижением советского и в целом мирового зодчества до полного отрицания в ней какой-либо эстетической и художественной ценности. В значительной степени подобные расхождения в оценках архитектурного стиля связаны с неоднозначностью оценки самого сталинского периода в истории СССР.
Терминология
В историографии нет устоявшегося терминологического определения советской архитектуры 1930—1950-х годов. Историки архитектуры, искусствоведы и другие исследователи предлагают разные подходы к данному вопросу, в зависимости от методологии исследований, изучаемой сферы и эмоциально-субъективного восприятия . Природа и функционирование сталинской архитектуры являются предметом острых историографических споров в профессиональной литературе .
Традиционным стало определять советскую архитектуру данного времени через термины «классика» и «неоклассицизм», поскольку для классицизма и всех периодов неоклассицизма являлось характерным создание образа сильной власти . Распространёнными терминами в специальной литературе являются «советский неоклассицизм» и «советская неоклассика» . Иногда один и тот же автор, в рамках разных подходов, может применять различные дефиниции. Например, историк и теоретик архитектуры Андрей Иконников на основе анализа формы и содержания сталинской архитектуры употреблял термин «соцреалистический неоклассицизм», а на основе хронологических рамок и смене стилистики — словосочетание «постконструктивистская архитектура». Определение «постконструктивизму» дал Селим Хан-Магомедов и в настоящее время его используют многие авторы, имея в виду переходный период в советской архитектуре 1932—1936 годов. Иконников также предлагал рассматривать сталинскую архитектуру как один из вариантов «историзма» .
Зачастую всю советскую архитектуру 1930—1950-х годов определяют термином «сталинский ампир». Архитектор Андрей Бархин писал: «Обобщающий термин „сталинский ампир“ часто использовался патриархом отечественной историко-архитектурной науки акад., арх. С. О. Хан-Магомедовым для обозначения основного направления советской архитектуры начала 1930-х — середины 1950-х годов» . Селим Хан-Магомедов, употребляя лексему, подразумевал гипермонументальную классику в русле творчества Жака-Жермена Суфло , Никола Буало , Джованни Батиста Пиранези , Александра Витберга и Ивана Фомина . Учёный-урбанист, культуролог Ольга Зиновьева настаивала на использовании термина «сталинский ампир», отмечая, что если предвоенный период сталинской архитектуры можно условно отнести к неоклассицизму, то послевоенный принадлежал исключительно ампиру . Архитектуру 1930—1950-х годов в целом через термин «сталинский ампир» определяли искусствовед Александр Раппапорт и архитектуровед Марк Меерович . Искусствовед Юрий Волчок предложил отказаться от термина «сталинский ампир», как сугубо оценочного, и заменить его нейтральным «пролетарская классика». Последний термин признавал и Хан-Магомедов, называвший пролетарскую классику не просто цитированием, а «живой классикой» — естественной творческой традицией .
При хронологическом разделении сталинской архитектуры на довоенную и послевоенную, исследователи также используют разные термины. Хан-Магомедов определял довоенную архитектуру терминами «неоакадемическая стилизация» или «неоакадемизм», а послевоенную — термином «сталинский ампир». Доктор архитектуры Александр Рябушин придерживался схожего подхода. Послевоенную архитектуру он описывал через термины пафос Победы и ампир . Доктор архитектуры Ольга Орельская писала, что в настоящее время послевоенную архитектуру стали классифицировать как «сталинский ампир», «советский ампир» или «стиль Победы», проводя параллели с русским ампиром , развивавшимся после победы в Отечественной войне 1812 года .
Кроме того, в сталинской архитектуре отмечают и иные стадии развития и направления. Исследователи Елена Иовлева и Ольга Мартынович выделяют такие варианты стиля, как «советский декоративизм» и «советское барокко»; Андрей Иконников — раннее «палладианское» направление и «помпейское» направление поздних предвоенных лет ; Андрей Бархин — «ребристый стиль» Бориса Иофана, советскую версию ар-деко, безордерный декоративизм Ильи Голосова , различные варианты «национальных» стилей, неоренессанс Ивана Жолтовского , неорусское течение . Дмитрий Хмельницкий разделял сталинскую архитектуру на «монументальный классицизм» ( Н. А. Троцкий , Борис Иофан , Аркадий Лангман ), «красную дорику» (Иван Фомин), «патетическую эклектику» (Алексей Шусев), «палладианский классицизм» (Иван Жолтовский) и «виртуальный псевдоконструктивизм» ( Моисей Гинзбург , братья Веснины ) . Историк Ольга Чуракова выделяла три стадии развития сталинской архитектуры: «палладизм» 1930-х годов, «помпейскую стадию» предвоенных лет, и послевоенный «сталинский ампир» .
Исследователи ар-деко , в частности Татьяна Малинина , Мария Нащокина , Надежда Филичева, Владимир Хайт , склонны использовать данный термин как обобщающий для всей архитектуры 1920—1930-х годов, интерпретируя его как «стиль времени». В их исследованиях советская архитектура конца 1920-х — 1930-х годов объединяется термином «советский ар-деко», а лексемы «сталинский ампир», «тоталитарный стиль», «сталинская неоклассика», «стиль монументальной конструктивной классики», «пролетарская классика» отвергаются, как не ставшие общепринятыми .
Краткая характеристика направления
Отличительные черты стиля: комплексный подход к застройке с планированием рекреационных зон, транспортной инфраструктуры, магазинов и комбинатов бытового обслуживания на основе социалистической урбанистики.
- ансамблевая застройка улиц и площадей;
- развитие традиций русского классицизма ;
- использование мотивов итальянского ренессанса и палладианства ;
- ставка на симметрию и иерархию корпусов;
- использование архитектурных ордеров и их вольная трактовка (например, добавление в капители звёзд);
- барельефы с геральдическими композициями и изображениями трудящихся, а также на темы триумфа и регалий власти (фасции, ликторские топорики, венки, копья и т. д.);
- синтез архитектуры, скульптуры и живописи ;
- использование мрамора , бронзы , ценных пород дерева и лепнины в оформлении общественных интерьеров .
Возникновение и развитие направления
Периодизация
В советской архитектуре 1918—1955 гг. выделяется два периода:
- Период с 1918 по 1932 годы был временем архитектурного авангарда , когда предлагались и широко воплощались самые революционные градостроительные, дизайнерские и архитектурные проекты в духе конструктивизма . В это время существовал активный обмен идеями и проектами между западными и российскими архитекторами, отталкивавшимися от архитектурного наследия предшествующих эпох.
- После этого произошёл переход к отчетливо ретроспективной архитектуре, которую можно условно именовать «советским монументальным историзмом» (по выражению А. Ю. Броновицкой). Границей перехода к новой архитектуре стал, во-первых, конкурс на проектирование Дворца Советов , после завершения которого подавляющее большинство новых архитектурных объектов строилось в новом стиле (с лета 1932 года к строительству в СССР не принимался ни один проект, созданный в стиле строгого конструктивизма ) , и, во-вторых, массовый снос дореволюционных исторических зданий в Москве (ноябрь 1934 года). В 1934 году создаётся Академия архитектуры СССР и Союз архитекторов СССР , который объединяет творческие силы для решения новых задач, поставленных перед мастерами. Это создание дворцов культуры , спортивных комплексов , индустриальных центров , санаториев и пионерских лагерей . Архитекторы в этот период работают в больших творческих мастерских и научно-исследовательских проектных институтах, объединяющих конструкторов, зодчих и художников, которыми руководят лидеры советской архитектуры. Многие проекты создаются в результате всесоюзных конкурсов. «Советский монументальный историзм» в целом обрёл окончательные черты к концу 1930-х годов и распространился на многие крупные и малые провинциальные города уже в послевоенное время. В главных чертах, это архитектурное направление сформировалась в период проведения конкурсов на проекты Дворца Советов и павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке . Конкурсы проходили в несколько этапов, при открытом обсуждении, и выявили ярких талантливых художников. Работы победителя этих конкурсов — Б. М. Иофана , стали яркой страницей предвоенной архитектуры. Вторым направлением архитектуры 1930-х стала неоклассика, неоренессанс , во главе с И. В. Жолтовским.
- Уже в период Великой Отечественной войны архитекторы начинают работать над проектами восстановления разрушенных городов, мемориалами и триумфальными арками для встречи советских героев. В художественном образе этих произведений был оптимизм победы . В 1945 году страна приступила к восстановлению разрушенных городов. Архитектура стала одним из приоритетных направлений народного хозяйства. Архитектурное произведение должно было внушать уверенность зрителям в скором восстановлении всей страны. Яркими примерами являются Главное здание МГУ , комплекс павильонов ВСХВ , здание МИД СССР на Смоленской-Сенной площади .
Переходный период
Переход от авангарда к «монументальному классицизму» (1931—1938 гг.) не был одномоментным: некоторые специалисты считают архитектуру этого периода постконструктивизмом , другие исследователи называют его советским вариантом ар-деко . Примером архитектуры переходного периода является здание Фрунзенского универмага в Ленинграде, Академии РККА им. М. В. Фрунзе и хорошо известный «Дом на набережной» в Москве. Сооружения этого времени, относительно декорированные внешне, сохраняли или комбинировали в своей планировке конструктивистские основы вместе с классическими пропорциями.
Закат монументального историзма
Завершение периода архитектуры «советского монументального историзма » произошло после выхода инициированного Н. С. Хрущёвым Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года « Об устранении излишеств в проектировании и строительстве » , а также целый ряд других программных документов («О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства», «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства» и другие). После этого началась коренная перестройка советской архитектуры и строительной отрасли, связанная с переходом на широкую индустриализацию, стандартизацию и унификацию, необходимую для скорейшего удовлетворения населения страны жильем и общественно-бытовыми учреждениями. Сталинская архитектура к этому времени по ряду оценок достигла своего кризиса, наметилась тенденция к «тиражированию» одних и тех же декоративных решений, часто не только ухудшавшая художественный уровень исполнения отделки фасадов, но и удорожавшая работы по сооружению зданий, что оценивалось особенно негативно в свете запланированного перехода к массовому жилищному строительству. Новая архитектура более аскетична, «функциональна» , опиралась на сравнительно небольшой круг типовых проектов и предполагала массовое строительство с использованием произведенных на строительных заводах стандартных блоков и конструкций. Это обусловило полную смену парадигмы советского градостроения, переход к качественно иной структуре жилых районов, появление новых методов проектирования и строительства. Вместе с тем, по мнению ряда специалистов, реализация этой программы привела к массовому упрощению проектов, снижению их эстетических качеств и фактическому сужению простора для творчества архитекторов по сравнению с «тоталитарным» сталинским периодом.
Несмотря на это, здания по «сталинским» проектам с упрощённым декором продолжали возводиться во многих городах ещё в конце 1950-х — начале 1960-х годов, параллельно со строениями в новом официальном стиле . Например, застройка центрального района Дзержинска началась в 1958—1959 годах с возведения по улице Ленина со стороны Дома Культуры Химиков типичных «сталинок» с отсутствующими декоративными элементами на фасадах, а завершилась в 1964—1966 годах уже типичными пятиэтажными «хрущевками» со стороны улицы Гайдара, при сохранении в общих чертах исходной планировки по проекту архитекторов Л. А. Салищева и А. Ф. Кусакина середины 1950-х годов.
Элементы различных стилей в сталинской архитектуре
Ар-деко
В сталинской архитектуре ар-деко занимает особое место. Практически все крупные объекты и ансамбли в Москве — библиотека им. В. И. Ленина, довоенные павильоны ВСХВ и станции Московского метрополитена, а также высотные здания 1940-50-х гг — по своим особенностям и конструктивно-художественным решениям несут в себе черты стиля ар-деко . В довоенной Москве стиль ар-деко занял лидирующее место в архитектуре в ходе проектирования здания Дворца Советов . В архитектуре Московского метрополитена стиль ар-деко наиболее ярко был представлен станциями «Дворец Советов» (Кропоткинская), «Сокол», «Аэропорт», «Маяковская» и др. К советской версии ар-деко исследователи относят работы архитекторов В. Г. Гельфрейха , А. Н. Душкина , А. Я. Лангмана , Е. А. Левинсона , Б. М. Иофана , Д. Ф. Фридмана , В. А. Щуко и др. В мировом масштабе советская версия ар-деко стала известна благодаря выставочным павильонам СССР на Всемирных выставках 1937 и 1939-х гг.
В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное десятилетие ар-деко приобрёл ярко выраженные черты ретроспективизма, при этом сохраняя основные принципы стиля: современное конструктивное решение, закономерность и чёткость, национальные мотивы и роскошные (дорогие) отделочные материалы. Такими примерами стали почти все послевоенные станции Московского метрополитена , высотные здания, общее художественное решение реконструированной ВСХВ , ряд зданий в Москве, Минске и в других городах СССР. Последним крупным объектом, полностью совпадающим с основными принципами стиля, стала первая очередь Петербургского метрополитена .
-
Станция « Маяковская » Московского метрополитена
-
Театр Красной Армии , Москва, архитекторы К. С. Алабян и В. Н. Симбирцев
-
Станция « Автово » Петербургского метрополитена
-
Комплекс « Ворота Минска » на Привокзальной площади Минска
-
Тирасполь. Дом Советов
Неоклассицизм
В сталинской архитектуре неоклассика занимала центральную и лидирующую роль наряду с ар-деко. Советский неоклассицизм основывался на наследии античности и ренессанса, и развивался благодаря активной позиции еще дореволюционных мастеров. Основоположниками советского неоклассицизма стали такие выдающиеся архитекторы как И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, В. А. Щуко, А. В. Щусев и др. Характерная ансамблевость и целостность образа стала основой для последующего развития сталинской архитектуры, что было отражено в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года. Одним из самых первых зданий в стиле неоклассицизма стал знаменитый дом на Моховой , построенный по проекту И. В. Жолтовского, и восходящий к стилю Палладио. Это, по выражению Виктора Веснина, был «последний гвоздь в гроб конструктивизма». В период с 1931 по 1955 год в стиле неоклассицизма были значительно перестроены такие большие транспортные магистрали, как улица Горького, Ленинский, Ленинградский и Кутузовский проспекты, Садовое кольцо и др. В послевоенной архитектуре неоклассицизм стал определяющим стилем в планировке и застройке таких восстанавливаемых городов, как Калинин, Минск, Сталинград и др. К сталинской неоклассике относятся почти все серии типовых двух- и трёхэтажек, именуемых в народе «немецкими» домами, которые, вопреки слухам, являются произведениями советских архитекторов. Уже к началу 1950-х годов неоклассицизм «переродился» в сталинский ампир , а в 1955 году, наряду со всей архитектурной традицией, неоклассицизм был практически запрещён как развивающийся стиль.
-
Дом на Моховой (1932—1934)
-
Здание Кабинета министров Украины, арх. И. А. Фомин, Киев
-
Ленинградская школа (1947), архитектор М. А. Шепилевский
-
Реконструированный дом № 68 на Невском проспекте. 1947—1950. Архитекторы: Б. Н. Журавлёв и И. И. Фомин
-
Павильон РСФСР на ВСХВ
-
Железнодорожный вокзал в Харькове
Ампир
Здания в стиле ампир (так называемый « сталинский ампир ») логично продолжили традиции первого этапа стиля, длившегося почти большую часть XIX века . Сочетая классические пропорции и основные символические мотивы во внешней отделке, ампир был развит и существенно расширен, где фигурировали в лепных украшениях героизированные люди разных профессий. Фасады подчёркнуты укрупнённым композитным ордером, и очень часто применялся в цокольных этажах руст. Главным отличительным примером сталинского ампира является портик и парадная фасадная композиция. Часто термином «сталинский ампир» огульно именуют и сталинские высотки , и ансамбли ВСХВ, и оформление станций Московского метрополитена, которые являются ампирными только отчасти, в целом же представляют собой примеры ретроспективизма с привкусом ар-деко.
-
Главный вход в ЦПКиО им. Горького в Москве
-
Реконструированное здание Моссовета на Тверской улице. Автор реконструкции — Д. Н. Чечулин
-
Главный павильон ВСХВ
-
Главный павильон ВДНХ Украины
-
Арка Сестрорецкого курорта , архитектор В. Д. Кирхоглани
-
Волгоградский планетарий (1954) , архитектор В. Н. Симбирцев,
-
(1950—1959), архитектор Ю. А. Траутман
Эклектика и постройки в других стилях
Сталинская архитектура, будучи интернациональным направлением в искусстве, в архитектуре выражалась не только в использовании уже существующих архитектурных форм, но и в создании новых, соответствующих каждому национальному направлению республик и областей. Наиболее ярко это движение было выражено в элементах декоративного оформления Высотных зданий, станций метрополитена, в республиканских и областных центрах и т. д. Самым главным примером подобного подхода стал ансамбль Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки, реконструированный в 1950—1954-х гг. Будучи решённым в общем стиле ар-деко, каждый павильон выставки представлял собой выражение каждого региона или отрасли, что давало архитекторам серьёзную задачу работы в нескольких архитектурных стилях одновременно. Особенно яркими работами стали павильоны по проекту Жукова, Полупанова, Кликса, Ревякина, Ашастина, Ефимова и др. авторов. К числу лучших примеров в довоенной архитектуре СССР относятся: Театра оперы и балета в Ташкенте, здания Верховного совета и ИМЭЛа в Тбилиси, застройка центральных площадей в Ереване, административные и гражданские сооружения в Баку и в др. городах.
-
Здание Национальной библиотеки им. М. Ф. Ахундова. Архитектор Микаил Усейнов
-
Большой театр имени Алишера Навои в Ташкенте
-
Павильон «Армения» на ВСХВ
Тоталитаризм и архитектура
Архитектуру сталинского периода отдельные авторы относят к одному из наиболее масштабных проявлений тоталитарной архитектуры (наряду с нацистским неоклассицизмом ) . Историк архитектуры Дмитрий Хмельницкий отмечает, что тоталитаризм архитектуры данного периода заключался не в стилистике неоклассицизма, использовавшейся и ранее, а в лишении архитекторов права на индивидуализм в работе. Партийные функционеры отвергали авангард и другие современные течения, таким образом единственными вариантами оказывались эклектика и историзм .
Сталинская архитектура в городах России
- В Москве — « сталинские высотки » (здания МГУ , МИД и Министерства транспорта , жилые дома на Котельнической набережной и Кудринской площади , гостиницы « Ленинградская » и « Украина »), Архитектурные сооружения ВДНХ . Ансамбли Тверской улицы , Кутузовского , Ленинского , Ленинградского проспектов, проспекта Мира , Краснопрудной , Русаковской , Щербаковской и других улиц, Лубянской , Суворовской и других площадей Садового кольца . Архитектура канала имени Москвы . Архитектура станций Московского метрополитена второй — пятой очередей.
- В Санкт-Петербурге (Ленинграде) — Дом Советов , ансамбли Московского проспекта , проспекта Энгельса , проспекта Стачек , Ивановской улицы , квартал в районе Наличной улицы и Большого проспекта Васильевского острова , площади Калинина , Светлановская , Комсомольская , Заневская ; станции первой очереди Кировско-Выборгской линии Петербургского метрополитена , ансамбль привокзальной площади Колпино , вокзал в Пушкине . В Санкт-Петербурге сталинская архитектура характеризуется меньшей этажностью, нежели в Москве. Среди самых высоких домов, выполненных в этом стиле, — дом 190 по Московскому проспекту (дом со шпилем) у метро «Парк победы» и дома 46, 44 по ул. Кузнецовской. В петербургских домах высота редко превосходит 12 этажей, основной массив застройки — 5-8-этажные здания. Конструктивно здания представляют собой кирпичные, как правило, прямоугольные в плане строения с заглубленным на 1,5-2 метра фундаментом и эксплуатируемым подвалом, материал стен — кирпич или шлакоблок, оштукатуренный снаружи по стальной сетке. Материал перекрытий в домах довоенной постройки — деревянные пропитанные балки, после войны — бетонные балки с желобами. Внутри стены и перекрытия оштукатуривались по деревянной дранке, на пол, как правило, укладывалась керамическая плитка и паркет по лагам, в жилых помещениях применялась листовая сухая штукатурка и фанера, полости обычно засыпались шлаком. Дома в основном имеют металлическую двускатную или шатровую кровлю по деревянной стропильной системе с высотой чердака от метра до трех в коньке. Чердачные помещения, как правило, засыпались шлаком в целях теплоизоляции. Лестничные марши сборные; по стальным или бетонным направляющим укладывались бетонные ступени. В большинстве домов выше трех этажей предусмотрены лифты. Дверные и оконные заполнения, как правило, деревянные двустворчатые.
- В Сочи — ансамбль проспекта Сталина (ныне Курортного), гостиница Приморская, Дача Сталина в Мацесте , здания Зимнего и Летнего театра, Сочинский художественный музей, здание морского и железнодорожного вокзалов.
- В Нижнем Новгороде (Горьком) — Дом связи, Центральный универмаг. Ансамбли площадей: Горького , Железнодорожников и Революции . Ансамбль Соцгорода Горьковского автозавода . Проспекты: Кирова и Октября.
- В Волгограде (Сталинграде) — Аллея Героев , ансамбль набережной , площади Павших борцов , проспект Ленина , ансамбль по улице Рабоче-Крестьянская, дома 31, 33, 35, 37 и 39, ансамбль улицы Мира , ансамбль улицы Советской, театр Драмы , педагогический университет , планетарий , железнодорожный вокзал , Волго-Донской судоходный канал .
Международное влияние
Сталинская архитектура оказала влияние на архитектуру социалистических стран. Известный пример такого влияния — Дворец культуры и науки в Варшаве (построено по советскому проекту).
В отличие от СССР , в Китае и КНДР строительство зданий в духе сталинской архитектуры продолжалось ещё многие десятилетия после смерти Сталина .
-
Дом народных собраний ( Пекин , 1959)
- В Берлине — Мемориальный комплекс в Трептов-парке , Карл-Маркс-аллее (бывшая аллея Сталина), здание посольства РФ на ул. Унтер-ден-Линден , 63.
- В Бухаресте — Дом свободной прессы , Дворец Парламента .
- В Варшаве — Дворец науки и культуры , район улицы Маршалковской.
- В Каире — правительственное здание « Могамма » на площади Тахрир .
- В Софии — , , здание Совета министров.
- В Улан-Баторе — Дворец правительства , здание Министерства иностранных дел Монголии, вокзал
- В Хельсинки — советское посольство
- В Шанхае — Шанхайский выставочный центр
Известные архитекторы — представители стиля
- Алабян, Каро Семёнович
- Гельфрейх, Владимир Георгиевич
- Голубев, Александр Николаевич
- Гольц, Георгий Павлович
- Душкин, Алексей Николаевич
- Жежерин, Борис Петрович
- Жолтовский, Иван Владиславович
- Иофан, Борис Михайлович
- Кочар, Геворг Барсегович
- Лангбард, Иосиф Григорьевич
- Мезенцев, Борис Сергеевич
- Мержанов, Мирон Иванович
- Минкус, Михаил Адольфович
- Мотылёв, Михаил Иванович
- Поляков, Леонид Михайлович
- Посохин, Михаил Васильевич
- Руднев, Лев Владимирович
- Рухлядев, Алексей Михайлович
- Симбирцев, Василий Николаевич
- Троцкий, Ной Абрамович
- Федоровский, Фёдор Фёдорович
- Фомин, Иван Александрович
- Чечулин, Дмитрий Николаевич
- Шепилевский, Модест Анатольевич
- Щуко, Владимир Алексеевич
- Щуко, Георгий Владимирович
- Щусев, Алексей Викторович
- Улинич, Борис Яковлевич
См. также
Примечания
- , с. 8.
- , с. 10.
- , с. 142.
- , с. 146.
- , с. 192.
- , с. 114—115.
- , с. 125.
- , с. 24—30.
- ↑ , с. 8.
- , с. 127.
- , с. 7—8.
- ↑ , с. 146.
- ↑ , с. 25—26.
- , с. 251.
- , с. 25.
- , с. 126.
- ↑ , с. 26.
- , с. 251—257.
- , с. 126—127.
- , с. 207—210.
- ↑ Хмельницкий Д. С. Предисловие // Архитектура Сталина: Психология и стиль / Редактор: Крюкова Е. П.. — М. : Прогресс-Традиция, 2007. — С. 6. — 376 с. — 1200 экз. — ISBN 5-89626-271-1 .
- Из истории Советской архитектуры 1941—1945 гг. Документы и материалы. — М.: «Наука», 1978. — 212 с.
- (неопр.) (4 ноября 1955). — СовАрх . Дата обращения: 1 августа 2011. Архивировано из 16 июля 2014 года.
- Бархин А. Д. от 3 октября 2018 на Wayback Machine // Academia. Архитектура и строительство.. — 2016. — Вып. № 3.
- Более того, многие это были ученики Л. Н. Бенуа . Так обучение у патриарха отечественной педагогики прошли и лидеры дореволюционного Петербурга — А. Е. Белогруд, Ф. И. Лидваль, М. С. Лялевич, В. А. Покровский, М. М. Перетяткович и др., и мастера советской архитектуры — Л. А. Веснин, В. Г. Гельфрейх, Н. Е. Лансере, Е. И. Катонин, Л. В. Руднев, И. А. Фомин, В. А. Щуко, А. В. Щусев и др.
- (неопр.) Дата обращения: 4 января 2016. 4 марта 2016 года.
- Тоталитаризм в Европе XX века: : из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. Памятники исторической мысли, 1996. Стр. 229 и след.
- С. Г. Иванов. Архитектура в культуротворчестве тоталитаризма. Киев: Стилос, 2001.
- Хмельницкий Д. С. Архитектура Сталина: Психология и стиль. — М.: Прогресс-Традиция, 2007.
- от 15 июня 2015 на Wayback Machine , от 24 января 2009 на Wayback Machine
- от 15 июня 2015 на Wayback Machine , 2 июля 2012
Литература
- Архитектура канала Москва — Волга. — М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1939.
- Багирова А. Р., Чуракова О. В. // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. — 2020. — № 1 (72) . — С. 6—11 .
- Бархин А. Д. // Academia. Архитектура и строительство. № 4-2015.
- Бархин А. Д. // Вопросы всеобщей истории архитектуры. — 2016. — № 1 (6) . — С. 250—263 .
- Бархин А. Д. // Academia. Архитектура и строительство. — 2016. — Вып. № 3.
- Васькин А. А. Сталинские небоскребы: от Дворца Советов к высотным зданиям. — М. : Спутник+, 2009.
- Володин П. А. Новые жилые дома. — М. : ГИЛСА, 1952.
- Всесоюзная Сельскохозяйственная выставка. Павильоны и сооружения. — М. : Искусство , 1954.
- Герасимов Р. М. // Научные труды санкт-петербургской Академии художеств. — 2021. — № 59 . — С. 123—138 .
- Искандаров М. М., Михайлов А. Ю. // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. — 2011. — № 1 (15) . — С. 24—30 .
- История советской архитектуры, 1917—1954 гг.: учебник для архитектурных вузов. Спец. «Архитектура» / Н. П. Былинкин, В. Н. Калмыков, А. В. Рябушин, Г. В. Сергеева; Под общ. ред. Н. П. Былинкина и Г. В. Сергеева. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М. : Стройиздат, 1985. — 256 с.
- Кожев М. П., Прохорова М. И. Архитектура парков СССР. — М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940.
- Корнфельд Я. А. Архитектура Страны Советов. Театры. — М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1948.
- Корнфельд Я. А. Лауреаты Сталинской премии в архитектуре. 1941—1950. — М. : ГИЛСА, 1953.
- Кулешов Н., Позднев А. Высотные здания Москвы. — М. : Московский рабочий , 1954.
- Лагутин К. К. Архитектурный образ советских общественных зданий: Клубы и театры. — М. : Искусство , 1953.
- Меерович М. Наказание жилищем. Жилищная политика в СССР как средство управления людьми. 1917—1937. — М. : РОССПЭН , 2007.
- Орельская О. В. // Приволжский научный журнал. — 2015. — № 3 (35) . — С. 146—150 .
- Паперный В. З. Культура два. — М. : НЛО , 1996 (второе изд. 2006).
- Селиванова А. Н. // Дом Бурганова. Пространство культуры. — 2009. — № 4 . — С. 146—153 .
- Филичева Н. В. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2010. — № 2 . — С. 202—210 .
- Хигер Р. Я. Архитектура речных вокзалов. — М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940.
- Хмельницкий Д. С. Зодчий Сталин. — М. : НЛО , 2007.
- Хмельницкий Д. С. Архитектура Сталина: Психология и стиль. — М. : Прогресс-Традиция , 2007.
Ссылки
- — сайт о советской архитектуре
- .
- 2020-05-09
- 1