Чагатайский язык
- 1 year ago
- 0
- 0
Чагата́йский язы́к (также: тюрки́ , староузбекский ; جغتای — jaĝatāy или ترکی — Turkī; узб. ﭼﯩﻐﻪتاي, chigʻatoy tili, чиғатой тили ; уйг. چاغاتاي تىلى, chaghatay tili, чағатай тили ; туркм. Çagataý dili ; ср. Чагатай ) — тюркский письменно-литературный язык, достигший наибольшего оформления и единообразия в тимуридских уделах Мавераннахра в XV веке и Бухарском ханстве при правлении узбекских династий Шейбанидов и Джанидов в XVI—XVIII вв., а также в государствах туглуктимуридов Могульского ханства в XIX-XVIII вв. и в период оккупации земель Кашгарии Империей Цин . Современные узбекский язык , уйгурский язык являются прямыми продолжениями чагатайского языка. До установления советской власти и после до 1930 года, являлся основным письменным и литературным языком узбекского и уйгурского народов.
Слово «чагатай» относится к Чагатайскому ханству (1225—1340-е гг.), империи-потомку Монгольской империи , оставленной второму сыну Чингисхана , Чагатай-хану .
Книжно-письменный язык XV — начала XVI в. тюркский — современниками именовался тюрки (чагатай тюрки) , и лишь позже в некоторых источниках стал называться чагатайским.
Тимурид Бабур, выходец из города Андижан, писал о языке народа в своих мемуарах: «Жители Андижана — все тюрки; в городе и на базаре нет человека, который бы не знал по-тюркски. Говор народа сходен с литературным».
В рамках подготовки к созданию в 1924 году Советской Республики Узбекистан чагатайский язык был официально переименован в «староузбекский» , что как утверждал , «сильно исказило литературную историю региона» и использовалось для придания таким авторам как Алишер Наваи узбекской идентичности. В русских дореволюционных источниках он также упоминался как «тюрки» или «сарт». В Китае его иногда называют «древнеуйгурским» .
Исследователи различают этапы развития чагатайского языка: Хорезмский тюркский или ранний чагатайский (XIII—XIV вв.), Классический и поздний чагатайский (IX—XIII / XV—XIX века) и современный узбекский язык . По мнению М. Ф. Кёпрюлю Хорезмский тюркский является прямым предшественником классического чагатайского языка . Согласно Э.Н.Наджипу , туркменский язык приобщился к чагатайскому языку на раннем этапе его формирования, а представители туркменских племен принимали участие в дальнейшем развитии чагатайского языка.
Чагатайский язык является потомком караханидско-уйгурского языка , но вобрал в себя также элементы самаркандского диалекта и андижанского (предков современного узбекского ), наследием древнеуйгурского языка является использование уйгурской графики , которым написаны ранние чагатайские сочинения .
Литература на чагатайском языке берёт свои истоки в Хорезме .
Благодаря близости проживания и активным контактам между представителями карлукской , кыпчакской и огузской групп тюркских наречий , стал наддиалектным языком .
По причине постоянного смешения тюркского населения и перемещения географических центров язык вобрал в себя множественные диалектные формы различных тюркоязычных общностей. Однако в целом он базировался на карлукской грамматической основе. Помимо карлукского лингвистического каркаса в чагатайском прослеживаются особенности огузского влияния (на территории Хорезма), а также некоторые черты кипчакских языков в местах тесного контакта с их носителями .
Среди тюркологов нет единства в толковании чагатайского языка и определении его временных границ, но принято считать, что на нём писали в Средней Азии начиная с XIII—XIV и практически до начала XX века.
Современные узбекский и уйгурский языки , текинский диалект туркменского языка в Афганистане сформировались на основе чагатайского языка (тюрки).
Чагатайский язык складывается как письменный язык на основе карлуко-уйгурских диалектов, испытавших влияние андижанского диалекта и типа самаркандского диалекта . В чагатайском языке нашли отражение разные черты кипчакских, а также восточноогузских диалектов, на основе которых позднее сложился современный туркменский язык .
Чагатайский язык характеризуется высоким уровнем художественной выразительности и терминологической полноты. Жанры поэзии и прозы включают стили религиозной, философско-дидактической, научной, юридической, деловой, эпистолярной литературы.
Тюркоязычные крымчаки до конца XIX века называли свой язык «чагатай». Письменность на основе арабской графики и уйгурского письма.
В XIV веке Хорезм стал культурным центром чагатайского языка. При Тимуридах Герат, Самарканд и Шираз были главными литературными центрами в первой половине XV века. После того, как Тимуридов сменили Шейбаниды Бухара, Самарканд, Хорезм, Балх и Фергана стали культурными центрами чагатайского языка .
Во время похода против золотоордынского хана Тохтамыша в 1391 году Тимур приказал выбить у горы Алтын шокы надпись на чагатайском языке уйгурскими буквами — восемь строчек и три строчки на арабском языке , содержащих коранический текст. С конца XV века в чагатайском прослеживается тенденция ухода от староуйгурской караханидской литературной традиции и сближения с народным языком предков современных узбеков. К этому времени в грамматической системе литературного языка наметились черты перехода к современному узбекскому языку .
В отдельных тимуридских уделах, в частности, в Андижане, в канцелярии отца Бабура — Умар Шейха — во второй половине XV века документы составлялись на чагатайском языке, причем для этого использовалась уйгурская графика.
Язык использовался как литературный вплоть до вытеснения стандартным узбекским во время СССР. Например, в 1922 году на чагатайском языке в Ташкенте печатался джадидский журнал « » .
Среди поэтов, писавших свои сочинения на тюрки или чагатайском языке были:
1. Хайдар Хорезми (начало XV века), Атаи (XV век), Лутфи (1365—1465), Алишер Навои (1441—1501), тимуриды Саид Ахмад (начало XV века), Хусейн Байкара (1438—1506), Бабур (1483—1530), узбекские правители Шейбани-хан (1451—1510) , Убайдулла-хан (начало XVI века) , узбекский полководец Кулбаба кукельдаш Одним из поэтов конца XIV— начала XV века был узбекский поэт Дурбек , крупный представитель узбекской светской литературы того периода . Из наследия Дурбека сохранилась переработка любовно-романтической поэмы в двух рукописях « Юсуф и Зулейха » на староузбекском языке .
2. Ханы Яркендского Ханства Султан Саид Хан (1487—1533 гг), Абд ар-Рашид-хан I (1509/10—1559), уйгурские поэты Кадирхан Ярканди и Мирза Мирак Чалыш, уйгурские летописцы Мухаммад Имин Садр Кашгари (автор "Асар аль-Футух), Мухаммад Садик Кашгари (автор «Памяти о святых») и Муса Сайрами (автор «Тарихи Хамиди»),
3. Узбекские поэты XVI-XVII веков: Утемиш-хаджи , Падшах-ходжа (1480—1547), Нисари (1516—1596), Маджлиси, Суфи Аллаяр (родился в 1644 г.), Машраб , Турды и другие.
4. Могольский государственный деятель и поэт туркменского происхождения Байрам-хан (1501—1561) , туркменский историк XVI в. Салар баба , туркменский поэт и ученый Довлетмаммед Азади , туркменский поэт XVIII в. Андалиб , и другие.
5. Джахан-Атын Увайси (1781—1845) — поэтесса, классик кокандской (узбекской) литературы на тюркском чагатайском языке. Наряду с Надирой и Махзуной являлась представительницей кокандской женской поэзии.
6. Узбекские поэты и историки Хорезма XVII-XIX веков : Абулгази бахадур-хан, Агахи (1809-1874), Мунис Хорезми (1778-1829) и др.
Некоторые авторы XV века полагали, что тюркский язык груб для поэзии. Это мнение поэт Алишер Навои опровергает в трактате « » (1499). В нём обосновано богатство тюркского языка . Навои писал :
Богатство тюркского языка доказано множеством фактов. Выходящие из народной среды талантливые поэты не должны выявлять свои способности на персидском языке. Если они могут творить на обоих языках, то всё же очень желательно, чтобы они на своём языке писали стихов побольше». И далее: «Мне кажется, что я утвердил великую истину перед достойными людьми тюркского народа, и они, познав подлинную силу своей речи и её выражений, прекрасные качества своего языка и его слов, избавились от пренебрежительных нападок на их язык и речь со стороны слагающих стихи по-персидски.
Тимурид Захир ад-дин Бабур как Алишер Навои называл свой язык тюркским, а не чагатайским. Его главный труд — автобиография « Бабур-наме », первый образец этого жанра в исторической литературе , живо воссоздаёт детали быта и обычаи эпохи. Французский востоковед писал, что «автобиография (Бабура) представляет собой чрезвычайно редкий жанр в исламской литературе » .
Одним из известных газелей Бабура является стихотворение «Доброта» — «Яхшилиг», в котором он пишет о том, что надо делать добро народу-элю (Бори элға яхшилик қилғилки, мундин яхши йўқ Ким, дегайлар даҳр аро қолди фалондин яхшилик) .
Узбекский поэт Суфи Аллаяр (1644 −1721) из села Минглар (90 километров к западу от Самаркандa ), происходил из узбекского рода утарчи. Знаменитое стихотворное произведение Суфи Аллаяра «Саботул ожизин» написанное на чагатайском или староузбекском языке было посвящено суфийской философии стало позже учебным пособием для медресе Бухары, Коканда и Хивы. Произведение было много раз переиздано в Турции, Пакистане , Саудовской Аравии и России (Казани).
Узбекский правитель джанид Субханкули-хан (1680—1701) был автором произведения по медицине «Субханкулиево оживление медицины» («Ихйа ат-тибб Субхани») на чагатайском тюркском языке и посвящён описанию болезней, их распознанию и лечению.