Interested Article - Эстонцы
- 2021-02-15
- 1
Эсто́нцы ( эст. eestlased) — прибалтийско-финский народ , бо́льшая часть которого проживает в Эстонии . Общая численность в 2015 году составляла около 1,1 млн человек, в том числе в Эстонии — 908 тысяч . Язык — эстонский , относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорских языков уральской языковой семьи .
По данным переписи населения 2021 года , численность эстонцев в Эстонии на 31 декабря 2021 года составила 919 711 человек .
Антропологически относятся к восточно-балтийской и атланто-балтийской расам и переходным типам между ними .
По состоянию на начало XXI века, эстонцы являются одной из самых малорелигиозных наций на планете. Только 14 % эстонцев ответили положительно на вопрос, важное ли место занимает религия в их жизни, 26 % эстонцев являются атеистами (5-е место в Европе) ; верующие — в основном, лютеране и православные .
Этноним
В эпоху феодализма сами эстонцы называли себя maarahvas , что буквально значит «народ земли», то есть земледельцы . Единое название — «эстонцы» ( эст. eestlased), которое изначально использовали скандинавские соседи, стало использоваться ими в середине XIX века, во времена пробуждения национального движения и гражданского самосознания .
На Руси эстонцев, как и другие финно-угорские народности , называли чудью , прибавляя при этом название региона — например, Чудь Ерева — чудь Ярвамаа .
Слово eestlane (с эст. — «эстонец») пришло из латыни . Изначально, вслед за Тацитом , название Aesti употреблялось в различных формах (также Aestii, Astui, Aest , а затем Esti ) на протяжении всего Раннего Средневековья для обозначения народа (населяющего окрестности устья Вислы ). В эпоху Высокого Средневековья происходит перенос этого этнонима на прибалтийско-финское население Ливонии — несмотря на то, что эти две географические области не являются смежными, и между ними, соответственно, как и между населяющими их народами, крайне мало — если они вообще есть — прямых исторических связей .
Антропологический тип
Средневековое население Эстонии по своим краниологическим параметрам характеризуется выраженными европеоидными чертами . Наибольшую близость к нему демонстрируют позднесредневековая серия Вологды , а также финны , карелы и коми-зыряне , в целом резко выделяющиеся на фоне остальных финно-угорских групп. Этот феномен объясняется тем, что морфологический облик прибалтийских финнов определяет древнее мезолитическое население Восточной Европы .
Антропологически эстонцы имеют слабо пигментированную кожу, цвет радужной оболочки глаз, в основном, серый (89,3 %), волосы белокурые и русые (73,0 %). Эстонцы относятся к числу самых высоких народов мира. В конце 1930-х годов 57,7 % эстонцев имели рост выше 170 см, средний рост мужчин составлял 172 см. Они имеют крепкое и стройное телосложение и хорошо развитую грудную клетку .
История и этнография
Предки эстонцев появились на территории современной Эстонии, вероятно, в III тысячелетии до нашей эры . Эстонцы сформировались на основе смешения пришедших с востока в I тысячелетии до нашей эры финно-угорских племён и древнего аборигенного населения ( Кундская культура ). Затем, в течение нескольких тысячелетий, они вобрали в себя отдельные балтийские , северогерманские и восточнославянские элементы. В начале II тысячелетия нашей эры древние племена общности постепенно заменились территориальными, основой которых стали кихельконды ( приходы ) и мааконды , и начался процесс формирования эстонской народности . По свидетельству академика Х. А. Моора , «процессы сложения эстонского народа не только связаны с историей формирования остальных финно-угров, но и тесно переплетаются с этническим развитием соседних индоевропейцев — в частности, балтийских, а также ближайших славянских и германских народов» .
Эстонские культурологи — такие как Уку Мазинг , Яан Каплинский , а также президент и автор научно-популярных книг Леннарт Мери — пытаются выявить в традициях современных эстонцев финно-угорское наследие.
С исторической и культурной точки зрения особую группу эстонцев представляет собой народ сету , компактно проживавший на территории, с X века находившейся под властью Пскова .
Начало I тысячелетия
Начиная с III века на территории Эстонии можно проследить формирование по археологическим данным отдельных этнических групп, которые совпадают с сохранившимися до сегодняшнего дня диалектными и этнографическими регионами: Северной, Южной, Западной Эстонией и островов. На Западную Эстонию заметное влияние оказывала Скандинавия. В Южной Эстонии древние культурные черты сохранялись дольше всего. Благодаря влиянию древнерусской народности сформировались особенности субэтноса эстонцев сету, а также на юго-востоке выру ; наиболее ярко это выражено в постройках и одежде.
Раннее и высокое средневековье
Начиная с IX века стали формироваться деревни (несколько семей объединяли свои хозяйства). Вследствие этого произошло территориальное разделение на приходы и уезды. По сравнению с соседними странами деревенская культура Эстонии была малоразвитой — главным местом проживания древних эстонцев был хутор , где жила семья, которая считалась единицей общества [ источник не указан 363 дня ] . Семья состояла из 8 — 10 человек. Все хуторские постройки возводились вокруг открытого двора, главное здание — жилая рига — фасадом во двор, с севера на юг.
Выращивали пшеницу , овес , горох , бобы и лён , позже добавились капуста и брюква . Со второй половины XI века стали культивировать озимую рожь , что принесло с собой развитие трёхпольной системы полеводства . Стал применяться гончарный круг . Ремесленное дело не было так развито, как у соседей.
С XI—XIII веков на прибалтийско-финское население Ливонии в европейских источниках начинает происходить перенос этнонима эсты . Тогда же появляются ранние сообщения об их одежде. Основной одеждой женщины были льняная сорочка и шерстяной сюртук. Вокруг бёдер обматывали шерстяную юбку, которую закрепляли поясом. Льняную одежду отбеливали добела, верхняя одежда была овчинно-белого или чёрного цвета. Шерсть для юбки красили растительными травами; самым распространённым красителем был калган , из которого получали красный цвет.
-
Исторические области Эстонии
-
Эстонцы в национальных костюмах
Позднее средневековье
В XIII веке немецкие рыцари напали на прусские земли с запада и на территории проживания эстов, ливов , а также куршей , земгалов , селонов , латгалов , со стороны Рижского залива . В ходе этой так называемой « Священной войны » происходило массовое убийство людей и полное разрушение и выжигание деревень.
К XIII на основе племён, живущих на территории Эстонии, и их наречия сложился эстонский народ и язык. Эстонцы были оседлыми земледельцами и называли себя «народом земли» .
Культура и верования
Самыми типичными древними элементами эстонской народной культуры можно назвать жилую ригу , чёрный хлеб , свадебные и рождественские традиции, а также осеннее поминовение усопших (считалось, что в эти дни души умерших предков приходят домой) и особую форму народной музыки: так называемая руническая песня ( эст. regilaul) с кратким, но богатым вариациями мотивом.
Знания о религии древних эстонцев основываются на археологических находках, древних и средневековых хрониках и фольклорных материалах XIX века. Эсты считали, что у каждого животного, дерева и камня есть душа ; верили в духов-хранителей, которые жили в камнях, ручьях и деревьях. Чтобы задобрить духов, им приносили жертвы . В большинстве своём религиозные обряды и ритуалы не отличались сложностью, профессиональных жрецов не было. Жертвенными местами считались, прежде всего, священные дубравы — небольшие отдельно стоящие перелески, в которых нельзя было рвать листья с деревьев или подбирать что-либо с земли — а также камни, ручьи и источники. В связи с развитием земледелия в мифологическом мировоззрении эстов на первый план вышли боги и персонификации погодных явлений и неба. Главным небесным богом считался Уку ( эст. Uku, Ukko) — «дед». Увеличилась популярность магии плодородия, богов-покровителей поля и зерна. В солнцестояние разжигали костры, так как считалось, что огонь отгоняет злых духов. Существовали колдуны, волхвы и знахари , к которым обращались за помощью во время болезни и при других бедах. Древние эстонцы верили в силу слова: охотники и рыбаки не называли свою добычу по её принадлежности к определённому виду (медведь, олень, окунь), а употребляли специальные «псевдонимы».
Поздней осенью поминали всех умерших — верили, что их души посещают свои бывшие дома. Для них накрывали столы и топили баню, повсюду царила тишина и покой. Слово velnias , которое используется у балтийских народов в качестве названия дьявола или злого духа, образовалось от обозначения умершего, который возвращался и начинал угрожать живым .
Согласно самым древним мифам , о которых упоминается в народных песнях, предки эстонцев верили, что мир возник из яйца . Млечный Путь представлялся стволом древа Мира или дорогой, по которой птицы сопровождали души покойных в иной мир.
-
Эстонцы в начале XX века. Фотограф Й. Пяэзуке
-
Народные эстонские танцы в Музее под открытым небом . Таллин. 1972 год
Религия
Почти на всей территории Эстонии, начиная с эпохи Реформации XVI века , господствовала лютеранская вера . В середине XIX века примерно ⅛ часть эстонцев перешла в православную веру , что, однако, не сопровождалось возникновением какой-либо культурной особенности .
Старейшая и главная лютеранская церковь Эстонии — Домский собор в Таллине (время постройки: XIII—XVIII века). Лютеранские церкви есть во всех городах и посёлках Эстонии и во многих деревнях.
В 1895—1900 годах в Ревеле был возведён православный кафедральный собор Александра Невского . В 1903—1907 годах в Санкт-Петербурге была построена Свято-Исидоровская церковь эстонского православного прихода. Православные церкви в эти годы также возводились и в других районах Эстонии.
-
Эстонская Церковь Святого Иоанна . Санкт-Петербург
-
Православная церковь в Санкт-Петербурге , службы в которой проводились на эстонском языке
-
Консистория Эстонской евангелическо-лютеранской церкви. Таллин
Эстонцы в России и СССР
Массовое переселение эстонцев на территорию современной России ( Ленинградская область ) произошло в первой половине XVIII века, после присоединения Прибалтики к Российской империи в ходе Великой Северной войны и в связи с необходимостью освоения новых территорий в Ингерманландии .
В XIX веке большое число эстонцев из-за малоземелья переехало на малоосвоенные земли Сибири , Северного Кавказа , Крыма и Дальнего Востока , эстонские крестьяне активно нанимались работать на промышленные предприятия Риги , Санкт-Петербурга и его пригородов . В 1860 году для нужд эстонской общины в Петербурге была построена лютеранская церковь Святого Иоанна .
В 1917 году численность эстонской диаспоры в России находилась на своём пике и составляла 200 тыс. человек (18 % от общей численности эстонцев в мире) .
Во время Гражданской войны многие эстонцы выехали из Эстонии в Советскую Россию . В 1920—1923 годах на основе соответствующего соглашения об оптации часть из них вернулась в Эстонию .
В 1920-е годы существовали эстонские национальные сельсоветы в Ленинградской области и Сибири , но в 1936—1937 годах эти сельсоветы были упразднены, а большое число эстонцев репрессировано .
После присоединения Эстонии к Советскому Союзу несколько тысяч эстонцев были сосланы в Коми АССР , Кировскую область и Казахстан . C началом Великой Отечественной войны несколько тысяч эстонцев было эвакуировано в восточные районы СССР. В 1949 году из Эстонии было депортировано от 20 535 человек до 27 000 человек , большинство которых были эстонцами.
-
Семья кавказских эстонцев. 1910 год
-
Группа петербургских эстонцев. 1913 год
Численность эстонцев в СССР по данным Всесоюзных переписей населения СССР :
Год |
Эстонцев в СССР,
чел. |
в том числе в Эстонской ССР | |
---|---|---|---|
чел. | % | ||
1959 | 988 616 | 892 653 | 90,3 |
1970 | ↗ 1 007 356 | ↗ 925 157 | ↗ 91,8 |
1979 | ↗ 1 019 851 | ↗ 947 812 | ↗ 92,9 |
1989 | ↗ 1 026 649 | ↗ 963 281 | ↗ 93,8 |
После 1955 года началась массовая реабилитация репрессированных эстонцев и их возвращение в Эстонскую ССР . Численность эстонского населения РСФСР стала сокращаться — с 78,5 тыс. в 1959 году до 46,4 тыс. в 1989 году .
После распада СССР численность эстонцев в России резко сократилась по ряду причин — репатриация в Эстонию, снижение рождаемости, ассимиляция с русским населением. По переписи населения 2010 года , в России проживало 17 875 эстонцев — граждан России (28 113 чел. по переписи 2002 года ).
Субъект Российской федерации |
Численность эстонцев
в 2002 году, чел. |
Численность эстонцев
в 2010 году, чел. |
---|---|---|
Красноярский край | 4104 | 2346 |
Омская область | 3095 | 2082 |
Санкт-Петербург | 2266 | 1534 |
Ленинградская область | 1409 | 772 |
Новосибирская область | 1399 | 891 |
Москва | 1244 | 1072 |
Краснодарский край | 1136 | 668 |
Псковская область | 1122 | 625 |
Томская область | 751 | 528 |
Челябинская область | 504 | 353 |
Новгородская область | 307 | 171 |
Калининградская область | 282 | 185 |
Свердловская область | 437 | 275 |
Республика Карелия | 257 | 156 |
Эстонцы в Эстонской Республике
Численность эстонцев в Эстонской Республике :
Год | 2000* | 2011* | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021* | 2022 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Эстонцы, чел. | 930 219 | ↘ 902 547 | ↗ 917 075 | ↘ 912 188 | ↘ 911 207 | ↘ 907 937 | ↘ 905 805 | ↘ 904 639 | ↗ 905 677 | ↗ 907 628 | ↗ 909 552 | ↗ 919 711 | ↘ 919 693 |
в % к общей
численности населения |
67,9 | ↗ 69,7 | ↘ 69,2 | ↘ 69,1 | ↗ 69,3 | ↘ 69,1 | ↘ 68,8 | → 68,8 | ↘ 68,7 | ↘ 68,5 | ↘ 68,4 | ↗ 69,1 | → 69,1 |
* Данные переписи населения
См. также
- Эсты
- Эстонцы в Санкт-Петербурге
- Прибалтийско-финские народы
- Сету
- Крестьянская война в Эстонии
- Депортации из Эстонской ССР
- Перепись населения Эстонии (2021)
Примечания
- ↑ Statistics Estonia. (англ.) . Statistical database .
- (неопр.) . United States Census Bureau . Дата обращения: 2 сентября 2014.
- (неопр.) . Дата обращения: 17 марта 2015. Архивировано из 20 ноября 2013 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 26 августа 2017. Архивировано из 17 февраля 2015 года.
- (неопр.) .
- ↑
- (неопр.) . Australian Bureau of Statistics . Дата обращения: 17 сентября 2011.
- (неопр.) . www.destatis.de .
- . Statistics Norway. Accessed 01 May 2016.
- (неопр.) . Ethnologue . Дата обращения: 12 мая 2016.
- (неопр.) . State Statistics Committee of Ukraine. 5 декабря 2008 года.
- (неопр.) . Central Statistics Office Ireland . 6 августа 2011 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 17 марта 2015. Архивировано из 21 февраля 2015 года.
- (неопр.) . www.statistikbanken.dk .
- Согласно конституции Грузии , Абхазия входит в состав Грузии как автономная республика . Фактически, Абхазия является частично признанным государством , территория которого Грузией не контролируется.
- (неопр.) . rannsokn.hagstofa.is .
- (неопр.) . www.stat.kg . Дата обращения: 4 августа 2023.
- (неопр.) . Дата обращения: 20 июня 2009. Архивировано из 9 сентября 2009 года.
- Kaja Kumer-Haukanõmm, Keiu Telve. (эст.) . Eesti inimarengu aruanne 2016/2017 .
- ↑ Eesti nõukogude entsüklopeedia. (эст.) . Eesti Entsüklopeedia .
- Атланто-балтийская раса // БРЭ. Т.2. М. 2005
- // .
- Ariste, Paul (1956). Maakeel ja eesti keel. Eesti NSV Teaduste Akadeemia Toimetised 5: 117-24; Beyer, Jürgen (2007). Ist maarahvas (‚Landvolk‘), die alte Selbstbezeichnung der Esten, eine Lehnübersetzung? Eine Studie zur Begriffsgeschichte des Ostseeraums. Zeitschrift für Ostmitteleuropa-Forschung 56: 566—593
- Аналогичным образом тацитовский этноним «фенны» ( Fenni ) был распространён на суоми , породив современное название « финны »
- Эстонцы — статья из Большой советской энциклопедии .
- Моисеев В. Г., Широбоков И. Г., Крийска А., Хартанович В. И. // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2012 г. СПб. 2013. C. 71—79
- Lehti Saag et al. , 2019
- Моора Х. А. Вопросы сложения эстонского народа и некоторых соседних народов в свете археологии // Вопросы этнической истории эстонского народа. Таллин. 1956 г. стр. 49.
- В древнеэстонском языке слово «семья» ( pere ) имело то же значение, что и «хутор» ( talu )
- эст. maarahvas «народ земли; сельский, деревенский народ».
- Toivo U. Raun Estonia and the Estonians. 2nd ed. Hoover Press. 2001. Page 72
- Tiit Tammaru, Kaja Kumer-Haukanõmm, Kristi Anniste. (эст.) . Tartu Ülikooli Välis-Eesti Uuringute Keskus.
- Советская Эстония / Гл. ред, Г. Наан. — Таллин: Валгус, 1979. — С. 43. — 440 с.
- Александр Дюков : , 5. Депортация 1949 года
- от 28 сентября 2007 на Wayback Machine Посольство Эстонии в Москве.
- ОБЗОР ПЕРИОДА ОККУПАЦИИ. от 30 июня 2009 на Wayback Machine ТАЛЛИНН 2004, Составитель Хейки Ахонен
- (рус.) . Демоскоп Weekly .
- (рус.) . Демоскоп Weekly .
- (рус.) . Демоскоп Weekly .
- (рус.) . Демоскоп Weekly .
- // Демоскоп Weekly
- Statistics Estonia. (англ.) . Statistical database .
- Statistics Estonia. (англ.) . Statistical database .
- Statistics Estonia. (англ.) . Statistical database .
Литература
- M. E.,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Эстонцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М. : Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8 .
- // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3 . от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
- Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза». 3 декабря 1877. С. 114
Ссылки
- (эст.)
- Энциклопедия народов мира Etnolog.ru (эст.)
- — Postimees , 7 сентября 2009 года (рус.)
- 2021-02-15
- 1