Interested Article - Кабардинцы
- 2021-02-01
- 1
Кабарди́нцы ( кабард.-черк. адыгэ) — адыгский народ в Российской Федерации и на Ближнем Востоке . В России, в основном, проживает в Кабардино-Балкарии , а также в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесии , Адыгее и Северной Осетии .
В Кабардино-Балкарии по данным Всероссийской переписи населения 2021 года, составляли 60% населения республики. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы северокавказской языковой семьи .
История
Вплоть до конца XIV века, все адыги ( включая кабардинцев, черкесов КЧР и адыгейцев ) имеют общую историю.
Древнейшие предки адыгов
Современные исследователи выявили, что адыги являются потомками носителей майкопской культуры , существовавшей в IV тыс. до н. э. . Предки адыгов оставили в истории след в качестве наследников майкопской культуры — северокавказской , прикубанской и кобанской .
Также многие ученые (Дунаевская И. М., Дьяконов И. М. и др.) указывают на сходство современных адыго-абхазских языков с языком древних хаттов и касков проживавших в древние времена на территории Центральной и Восточной Анатолии.
В 1 тыс. до н. э. на восточном побережье Черного моря расселились меотские племена , которые являются прямыми предками современных адыгов. Следует заметить, что одно из меотских племен — синды — в V в. до н. э. основало первое государство на территории современной России — Синдику со столицей Синдская гавань, или Горгиппия (современная Анапа ). Синдика являлась рабовладельческим государством, имела торговые связи с древнегреческими колониями на Чёрном море. Позже Синдика вошла в Боспорское царство. Затем имело место возвышение другого протоадыгского племени — зихов , которые сумели объединить многие племена северо-западного Кавказа в военный союз под своей эгидой, что помогло им успешно бороться с готами -тетракситами.
Появление кабардинцев на месте их современного расселения
Археологическая экспедиция КБНИИ проводила раскопки курганов южнее с. Кишпек (в зоне Чегемской оросительной системы). Было исследовано 6 курганов относящихся к майкопской культуре , из которых пять датируются эпохой бронзы. Часть находок из курганов датированы началом II тыс. до н. э., часть — конец IV тыс. до н. э., а большая часть датируются Новосвободненским этапом майкопской культуры, то есть последними веками III тыс. до н. э. Среди находок высококачественные глиняные сосуды хорошего обжига и лощения, бронзовые ножи, шила и др.
Относительно местожительства кабардинцев имеется множество древних исторических свидетельств. Например, в 957 году Константин Багрянородный , византийский император сообщал :
«За Таматархой (Тамани), в 18 или 20 милях, есть река по названию Укрух, разделяющая Зихию и Таматарху, а от Укруха до реки Никопсис (р. Нечепсухо, близ Джубги), на которой находится крепость, одноимённая реке, простирается страна Зихия . Её протяженность 300 миль. Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии — страна по названию Касахия (страна Касогов — современных кабардинцев ), выше Касахии находятся Кавказские горы (Кавказский хребет), а выше этих гор — страна Алания .»
Более определённые письменные сведения о месте расселения кабардинцев сохранились с конца XVI века. В этот период современными исследователями локализуются следующие территории проживания этой этнической общности :
- На равнинных местах и предгорьях до входов в горные ущелья по левым притокам Терека — Ардану ( Ардон ), Агеру (?), Урюху ( Урух ) и Кизылу ( Аргудан ?). Эта область, в « Книге Большому Чертежу » (описание карты Русского и соседних государств периода конца XVI — начала XVII веков) собственно и называлась Кабардой .
- Севернее Кабарды, ниже по Тереку, по его левым притокам — Белой (участок Малки от Прохладного до устья?), Черему ( Черек ), Баксану Меньшому ( Чегем ), Баксану Середнему ( Баксан ) и Палку ( Малка до Прохладного?), «Книга Большому Чертежу» называет « землёй Пятигорских черкасов » . Однако, согласно ряду других источников, эта территория приблизительно совпадает с образовавшейся здесь, примерно в то же время, областью, так называемой, Большой Кабарды . Это подтверждает мнение большинства кавказоведов , что под экзоэтнонимом « пятигорские черкасы » понимались либо кабардинцы, проживающие в Пятигорье, либо некая отдельная этногруппа восточных адыгов , впоследствии участвовавшая в этногенезе кабардинцев .
- На правом берегу Терека — приблизительно от устья Курпа до устья Сунжи . Здесь образовалась область, так называемой, Малой Кабарды .
Кабардинцы и Кобанская культура
Определённая часть учёных считает, что создатели и носители Кобанской археологической культуры (начало которой датируется XIII веком до н. э. ) могли принадлежать к двум разным этнолингвистическим группам, а именно:
- — в ареале Пятигорского «локального варианта» вероятнее всего проживали в основном племена, родственные прото адыгской этнической группе ;
- — в районе Горного «локального варианта» — прото вайнахи .
На раннем этапе формирования Кобанской культуры (датируемой XII веком до н. э. ) не могли участвовать скифы , появление которых учёные датируют VIII веком до н. э. (см. Скифы ), а также не могли участвовать сарматы , появление которых учёные датируют IV веком до н. э. (см. Сарматы ).
История сближения кабардинцев с Россией
Кабардинцы, как и русские, страдали от опустошительных набегов крымских феодалов , поэтому они стали искать пути сближения с набиравшим силу Московским княжеством, вынужденным после похода крымцев на Москву (1521 года) платить дань крымским татарам. В процессе сближения Кабарды и Московского княжества большую роль сыграл валий Кабарды Темрюк Идаров , который возглавил коалицию прорусски ориентированных князей. В ноябре 1552 года в Москву прибыло первое посольство представителей некоторых адыгских племён, что было как нельзя более кстати для Ивана Грозного , планы которого шли в направлении продвижения русских по Волге к её устью, к Каспийскому морю. Союз был выгоден Москве в её борьбе с Крымским ханством. Уже в 1552 году кабардинцы вместе с русскими войсками участвовали во взятии Казани . В 1556 году адыги осуществили ряд смелых военных операций, в результате которых были захвачены османско -татарские военные базы Темрюк и Тамань . Эта акция адыгов во многом способствовала разгрому русскими Астраханского ханства в том же году. В 1561 году Иван Грозный заключил династический брак — женился на дочери кабардинского князя Темрюка Идарова — Гошаней Темрюковне , которая после крещения взяла имя «Мария». Темрюк, опираясь теперь на своего могущественного зятя, усилил власть не только по отношению к кабардинскому народу, но и к соседним горским народам: ингушам, осетинам и другим. В конце концов сам крымский хан Девлет-Гирей в 1570 году напал на Темрюка. В сражении на левом притоке Кубани — Ахуже князь был смертельно ранен, а два его сына попали в плен.
В период феодальной раздробленности XVI—XVIII веков, Кабарда сегментировалась на ряд феодальных уделов. В 1570-х годах, несмотря на неудачную астраханскую экспедицию, крымцы и османы сумели восстановить своё влияние в Большой Кабарде. Русские были официально вытеснены оттуда более чем на 100 лет, но продолжали влиять на Малую Кабарду и кабардинских князей на русской службе.
В Смутное время князь Д. М. Черкасский привёл большой отряд казаков и адыгов на помощь Кузьме Минину в Ярославль . Будучи близким родственником Ивана Грозного (племянник его второй жены Марии Темрюковны ) и первым по местничеству в Совете всей земли Второго ополчения , считался одним из претендентов на престол провозглашённой великой российской державы. Только на Земском соборе 1613 года , из-за его соперничества с руководителем и первым в Совете всей земли Первого ополчения Трубецким , царём был избран нейтральный кандидат — Михаил Романов . В это же время другой кабардинский князь организовал сопротивление окопавшемуся в Астрахани атаману Заруцкому , за что впоследствии получил благодарность от царя Михаила .
В 1670 году молодой князь Андрей Камбулатович Черкасский играл роль царевича Алексея Алексеевича в войске Степана Разина . Но уважение к роду кабардинских князей было настолько велико, что донской атаман Корнила Яковлев не посмел его арестовать. Он был отправлен в Москву не как пленник, а как руководитель делегации, доставившей Степана Разина, был там обласкан царём и отпущен. В это же время, когда царский двор негодовал, что Богдан Хмельницкий именовал себя Михайловичем, с отрядами кабардинцев, казаков и калмыков, неоднократно побеждал неизменно именовавшийся только по отчеству воевода и дипломат К. М. Черкасский , который в 1681 году добился вечного мира с Османской империей, после чего и Польша признала присоединение к России Киева и Левобережной Украины. .
О дальнейшей истории читаем Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX века:
- 1722 год — Во время персидского похода Петра I, кабардинцы, несмотря на угрозы крымского хана, стояли на стороне России; последняя усердно заботилась о сохранении дружественных отношений с кабардинцами, которые держали в зависимости все соседние горские племена — ингушей, осетин, абазинцев — и владели всеми дорогами, ведущими с плоскости к наиболее удобному перевалу через Главный Кавказский хребет.
- 1739 год — По Белградскому миру Россия отказалась от своих исторически сложившихся отношений к Кабарде, которая объявлена была свободной (вольной, независимой) и должна была служить буфером между Россией и Турцией .
Таким образом, начиная с 1739 года, кабардинцы юридически не были под властью России, Турции или кого-либо ещё; Кабарда была объявлена вольной — независимой (нейтральной), что, конечно, не препятствовало кабардинским аристократам наниматься на службу русскому царю.
Кавказская война
Покорение Кавказа Российское самодержавие решило начать с Восточной области Черкесии — Кабарды, занимавшей в то время обширные территории. Через Кабарду проходили важнейшие дороги в Закавказье. По словам российского историка В. А. Потто «Влияние Кабарды было огромным и выражалось в рабском подражании окружающих народов их одежде, вооружению, нравам и обычаям. Фраза „он одет…“, или „он ездит как кабардинец“ звучала величайшей похвалой в устах соседних народов», «В кабардинцах русские нашли весьма серьёзных противников, с которыми надо было считаться. Влияние их на Кавказ было огромным…»
В 1763 году Российская империя начала строительство крепости Моздок в Кабарде; кабардинское посольство, принятое императрицей Екатериной II в 1764 году, требовало прекратить строительство крепости, но получило отказ. Это привело к войне России с Черкесией, длившейся в общей сложности около 101 года (1763—1864), в результате которой она вошла в состав Российской империи, территории её разрознены, а большая часть коренного населения выселена или покинула родину после окончания войны.
При этом в 1769 году старший князь-валий Кабарды Джанхот Татарханов принёс присягу верности Российской империи, отказавшись от независимости. Но многие кабардинские князья и дворяне не признали эту присягу, и до начала XIX века, кабардинские повстанцы фактически в одиночку сражалась с русскими войсками, численность которых на Кавказе с каждым годом увеличивалась. В конце XVIII века война перекинулась и в Западную Черкесию, а в 1817 году военные действия начались и на Восточном Кавказе. К этому моменту Кабарда уже была сильно ослаблена войной. В дополнение ко всему в начале 1820-х годов в Кабарде разразилась эпидемия чумы, которая скосила большую часть населения. В Малой Кабарде, где болезнь сильнее всего свирепствовала, практически все население погибло, а территория её фактически стала пустынной. После того как значительная часть кабардинцев погибла в военных действиях, а большинство оставшегося населения погибло от эпидемии чумы, Кабарда уже не могла продолжать военные действия против колонизаторов. И в 1825 году Кабарда пала и была окончательно включена в состав Российской империи.
Но в то же время кабардинцы продолжали отчаянное военное сопротивление русским войскам даже после завоевания Кабарды. Многие из них ушли в Западную Черкесию к другим адыгам, где они организовали в Закубанье «Хажретову Кабарду» («Беглую Кабарду») и продолжали сопротивление до 1864 года, а некоторые ушли в Чечню и Дагестан, чтобы там продолжить войну.
Кабарда же, после включения в состав Российской империи, вошла в Нальчикский округ Терской области, а в титуле российских императоров появилась строка «государь Кабардинской земли».
Советский период
В советский период кабардинцы получили территориальную автономию. В 1921—1922 годах существовала Кабардинская автономная область . В 1922 году была образована Кабардино-Балкарская автономная область , преобразованная в 1936 году в Кабардино-Балкарскую АССР . В апреле 1944 года в связи с депортацией балкарцев из большей части территории Кабардино-Балкарской АССР была создана Кабардинская АССР . Она просуществовала до 1957 года. Таким образом кабардинцы впервые получили национальную территориальную автономию в составе СССР.
Сталинские депортации коснулись также кабардинцев. В мае 1944 года была проведена депортация кабардинцев . В отличие от балкарцев, выселены в Казахскую ССР были не все представители кабардинского народа, а только около двух тысяч человек, обвинённых в числе «активных немецких пособников, предателей, изменников», а также членов их семей, добровольно ушедших с депортированным.
Численность и расселение
Численность кабардинцев в России по результатам переписи населения в 2010 году составляет 517 тыс. чел. Ныне в России компактно проживают в Кабардино-Балкарии, а также в Моздокском районе Северной Осетии и в южных приграничных районах Ставропольского края .
Данные переписи населения Российской Федерации 2010 года
Субъект Федерации |
Численность кабардинцев
чел. |
---|---|
Кабардино-Балкария | 490 453 |
Ставропольский край | 7993 |
Москва | 3698 |
Северная Осетия | 2802 |
Московская область | 1306 |
Санкт-Петербург | 1181 |
Краснодарский край | 1130 |
Доля кабардинцев по районам и городам Кабардино-Балкарии ( по переписи 2010 года )
(указаны муниципальные образования, где доля кабардинцев в численности населения превышает 5 %):
Доля кабардинцев по районам и городам России | ||
---|---|---|
муниципальный район, городской округ | Субъект РФ | % кабардинцев |
Баксанский МР | Кабардино-Балкарская | 95,7 |
ГО Баксан | Кабардино-Балкарская | 93,3 |
Зольский МР | Кабардино-Балкарская | 90,9 |
Лескенский МР | Кабардино-Балкарская | 90,2 |
Терский МР | Кабардино-Балкарская | 87,9 |
Урванский МР | Кабардино-Балкарская | 79,1 |
Чегемский МР | Кабардино-Балкарская | 73,7 |
ГО Нальчик | Кабардино-Балкарская | 48 |
Черекский МР | Кабардино-Балкарская | 34,5 |
Прохладненский МР | Кабардино-Балкарская | 28 |
Эльбрусский МР | Кабардино-Балкарская | 9,6 |
Майский МР | Кабардино-Балкарская | 5,2 |
Кабардинская диаспора
Основная часть современных адыгов (включая кабардинцев) проживают за рубежом. Таким оказался результат окончания Русско-Кавказской войны , после которой большая часть адыгов за неподчинение русскому царю была изгнана с исконных мест своего проживания, некоторая часть добровольно покинула Кавказ, предпочтя жить в мусульманской стране, чем в подчинении иноверцам. На Кавказе осталась лишь малая часть от населявших его когда-то адыгов (черкесов). Ныне за рубежом они известны как черкесы.
На сегодняшний день самой крупной страной проживания адыгов является Турция , где представлена самая большая адыгская диаспора в мире. Но и там многолетняя целенаправленная политика государства по отуречиванию нетурецких народов привела к ассимиляции и последующей туркизации некоторой части адыгов. Ныне в Турции адыги являются третьим по величине народом страны после самих турок и курдов (по некоторым данным численность адыгов сопоставима с проживающими в стране арабами ) .
Также кабардинцы в составе адыгской диаспоры проживают в странах Ближнего Востока (в частности в Иордании , Сирии , Саудовской Аравии , Ливане ) и Северной Африки, а также в Европе (в основном в Германии ) и Северной Америке.
Этнонимы
Несмотря на наличие общего самоназвания «адыгэ», за свою многовековую историю адыги (в том числе и кабардинцы) получили много различных этнонимов (наименований), некоторые из которых устарели и не применяются, а другие используются до сих пор.
Впервые русским источникам адыги , в частности, будущие кабардинцы, стали известны под именем касогов (косогов) начиная с XI века , когда языческий касожский князь Редедя сошёлся в поединке с русским князем Мстиславом в единоборстве, без оружия. Мстислав почувствовав, что теряет силы, взмолился Богородице и поверг противника на землю, затем вытащил из-за голенища сапога нож, зарезав Редедю . Впоследствии Мстислав крестил касогов и отдал свою дочь за сына Редеди, от которых пошла фамилия Ушаковых. В это время византийцы живших в горах адыгов-христиан по-прежнему именовали зихами . А часть адыгов живших выше в высокогорьях, именовалась ими папагами .
В XIII веке адыги оказали ожесточенное сопротивление монголо-татарскому нашествию . С этого же времени за всеми адыгами закрепляется экзоэтноним « черкесы ».
Сословная организация до 1917 года
Чхеидзе Константин Александрович так характеризовал структуру общества: Кабардинцы в социальном отношении делятся на: 1 — князья, их не много: Атажукины, Дидановы, Эльбуздуковы, Мисостовы, Карамурзины (вымирают), Наурузовы, Докшукины (вымирают); 2 — высшее дворянство, три фамилии: Куденетовы, Анзоровы и Тамбиевы; 3 — обыкновенное дворянство — кабардей-ворки, их вместе с двумя первыми разрядами до 25 % населения; 4 — вольный народ и бывшие вольноотпущенники. .
Язык и письменность
Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке ( адыгэбзэ ), относящемся к адыгской ветви абхазо-адыгской группы кавказских языков. Некоторые лингвисты склонны считать современные кабардино-черкесский и адыгейский языки диалектами единого общеадыгского языка. Сами же кабардинцы, черкесы и адыгейцы называют свой язык адыгэбзэ , что означает адыгский язык, и считают его единым языком.
До середины XIX века письменности не существовало, так как не найдено ни одного достоверного письменного источника, хотя устанавливались попытки создания письма на арабской основе [ источник не указан 2568 дней ] .
14 марта 1855 года Умар Берсей , адыгский просветитель, лингвист, учёный, писатель, поэт-баснописец, составил и издал первый «Букварь черкесского языка» (на арабской графике). Этот день все адыги отмечают как «День рождения современной адыгской письменности» .
С 1924 по 1936 года для письма использовались латинские буквы. С 1936 года используется кириллица.
Подавляющее большинство кабардинцев России (96,8 %) владеет также русским языком , который выполняет роль межнационального языка общения с народами бывшего СССР. В других странах проживания в качестве второго языка используется государственный язык данной страны.
Религия
Большинство кабардинцев как в России, так и за рубежом, исповедуют ислам суннитского толка .
Процесс проникновения ислама в адыгскую среду наиболее интенсивно начался с падения Византийской империи в 1453 году, когда на её территории образовалась могущественная Османская империя, а в Крыму обосновался её сильнейший союзник и вассал Крымское ханство. Адыги, будучи в тесных контактах с ними, начали постепенно заимствовать у них религию. Окончательно ислам укоренился и утвердился в адыгской среде в начале XVIII века.
В советское время, когда в стране религии были под запретом, кабардинцы, как и все народы Советского Союза, считались атеистами. Хотя в быту кабардинцы, как и другие мусульманские народы Кавказа, скрыто продолжали исполнять некоторые каноны ислама, такие как пост Священного месяца Рамадан и т. д. С падением СССР началось возрождение основ религии.
Ныне кабардинцы в России и за рубежом являются суннитами и придерживаются принципов правовой школы ханафитского мазхаба . В Саудовской Аравии , где проживают более 20 тыс. адыгов (черкесов), на государственном уровне все мусульманские народы придерживаются принципов правовой школы ханбалитского мазхаба .
Также часть моздокских кабардинцев проживающих в Моздокском районе Северной Осетии и Курского района Ставропольского края, исторически считаются православными.
Кабардино-черкесская литература
Письменная литература на кабардино-черкесском языке ещё молода. Но при этом существовал богатый устный фольклор. Современная кабардинская литература берет своё начало с просветительской деятельности Ш. Б. Ногмова , который в первой половине XIX века, не только составил грамматику кабардинского языка, но так же собирал кабардинский фольклор и переводил на родной язык русских, арабских и турецких поэтов.
Формирование современной литературы, основоположником которой стал Али Шогенцуков , началось уже после создания кабардино-черкесской письменности в 1923-24 годах.
До XX века письменная кабардинская литература была представлена на основе арабского алфавита. Однако нормативный литературный язык был разработан лишь в 1923 году.
Кабардинская национальная одежда
Национальная женская одежда включала т. н. «черкесский женский костюм», а в обычные дни платье, шаровары , туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.
Национальный мужской костюм включал, как правило, черкеску с наборным серебряным поясом и кинжалом , папаху , сафьяновые чувяки с ноговицами; верхняя одежда — бурка , овчинная шуба.
Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) кабардинцев было холодное оружие .
Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялись кинжал и шашка ( кабард.-черк. сэшхуэ).
Кабардинцы (в зависимости от состоятельности) носили кинжалы типа — Кама (кинжал) , либо типа — Бебут , которые ко всему прочему имели функции оберега , использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов. Самым популярным длинноклинковым оружием кабардинцев являлась шашка (адыгское оружие, с выходом из употребления металлических доспехов заимствованное всеми соседними народами и ставшее самым популярным на Кавказе длинноклинковым холодным оружием), хотя некоторые предпочитали пользоваться саблей . Из сабель ценились Сабля мамлюкского типа , либо Килич (турецкая сабля), либо Гаддарэ (иранская сабля).
Элементом одежды всадника считался даже лук (оружие) с колчаном для стрел .
Кабардинцы при себе имели небольшой нож , который мог использоваться в бытовых целях, но который не был виден и потому не был элементом одежды.
Кабардинская национальная кухня
Традиционная пища кабардинцев — варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко , творог . Распространена сушёная и копчёная баранина, из которой делается шашлык . К мясным блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Традиционный праздничный напиток с умеренным содержанием алкоголя — махсыма , изготовляется из пшённой муки с солодом .
Традиционные занятия
Высказывания о кабардинцах
Русский военный историк XIX века П. П. Зубов :
и другие, не только им подражают в нравах и во всех обычаях, но частию от них зависели и платили дань; законов никаких не имели и не имеют, следуя обычаям, по преданию им известным, и от вкоренившегося между ними несогласия весьма испорчены .
См. также
Примечания
- Комментарии
- Ещё одно значение экзоэтнонима « пятигорские черкасы » среди некоторых европейских авторов — общее название для всех племён и народностей адыгов ( Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. — М. : Издательство АН СССР , 1963. — С. 145).
- Источники
- (неопр.) . Дата обращения: 29 января 2014. 19 июля 2019 года.
- ↑ (неопр.) . Дата обращения: 1 февраля 2023. 30 декабря 2022 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 3 января 2012. 30 апреля 2020 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 29 января 2014. 24 декабря 2018 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 29 января 2014. 21 ноября 2013 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 29 января 2014. 27 февраля 2014 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 29 января 2014. 25 декабря 2011 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 29 января 2014. 5 февраля 2014 года.
- Кабардинцы // Большой Энциклопедический словарь (рус.) . — 2000. // Большой энциклопедический словарь , 2000.
- (неопр.) Дата обращения: 30 августа 2017. 12 марта 2017 года.
- Хотко С. Х. от 6 июня 2010 на Wayback Machine
- Крупнов Е. И. Памятники Кобанской культуры Северного Кавказа // Древняя история Северного Кавказа. — М. : «Наука» , 1960.
- Дунаевская И. М., Дьяконов И. М. от 27 декабря 2019 на Wayback Machine // Языки Азии и Африки. Т. III. — М., 1979. — С. 79—83
- Меоты // Мёзия — Моршанск. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 16).
- (неопр.) . Дата обращения: 29 января 2014. 2 февраля 2014 года.
- 8 декабря 2012 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 14 мая 2012. Архивировано из 3 сентября 2021 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 24 мая 2012. 5 ноября 2013 года.
- Кушева Е. Н. Указ. соч. — С. 91—93, 145—146.
- Книга Большому Чертежу / Подготовка к печати и редакция К. Н. Сербиной . — М. - Л. : Издательство АН СССР , 1950. — С. 90 (лл. 65, 65 об.).
- Книга Большому Чертежу. — С. 90 (лл. 65 об., 66).
- ↑ (неопр.) . Дата обращения: 18 сентября 2017. 10 июля 2018 года.
- ↑ (неопр.) . Дата обращения: 18 октября 2011. 16 февраля 2012 года.
- от 15 декабря 2017 на Wayback Machine В. И. Буганов . Розыскное дело Степана Разина
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- (неопр.) . joshuaproject.net . Дата обращения: 24 ноября 2023.
- Лаврентьевская летопись — Н. Новгород, 1377. — от 4 октября 2013 на Wayback Machine
- (недоступная ссылка)
- (неопр.) . Дата обращения: 6 ноября 2014. 6 ноября 2014 года.
- (недоступная ссылка)
- (неопр.) . Дата обращения: 12 марта 2010. 24 сентября 2015 года.
- (неопр.) Дата обращения: 29 октября 2019. 20 октября 2019 года.
Литература
- Исторические сведения о кабардинском народе: К 300-летию дома Романовых. — Киев: Типо-Литография «С. В. Кульженко», 1913. — XVI, 284 с.
- Кудашев В. Н. Исторические сведения о кабардинском народе / Вступительная статья, подготовка текста и редакция д.и.н. проф. Т. Х. Кумыкова . — Нальчик: Эльбрус , 1991. — 192 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7680-1806-9 . (в пер.)
- Кабардинцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: , 2010. — 320 с.: с илл. ISBN 978-5-287-00718-8
- // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3 . от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- .
- 2021-02-01
- 1