Interested Article - Microsoft Silverlight

Microsoft Silverlight — это программная платформа для написания и запуска многофункциональных интернет-приложений RIA , схожая с Adobe Flash , включающая в себя модуль для браузера , который позволяет запускать приложения, содержащие анимацию , векторную графику и мультимедиа . Версия 2.0 добавила поддержку для языков .NET и интеграцию с IDE .

Silverlight была реализована для ОС Windows 2000 , Windows XP , Windows Server 2003 , Windows Vista , Windows 7 , Windows 8 , Mac OS X 10.4 , Mac OS X 10.5 , Mac OS X 10.6 и браузеров Internet Explorer , Opera , Mozilla Firefox , Safari , Google Chrome . Silverlight была включена в состав Windows Phone 7 и являлась одной из двух программных платформ для этой ОС, однако не поддерживается в мобильной версии браузера Internet Explorer, ни в Windows Phone , ни в Windows Mobile . Поскольку Microsoft Edge не поддерживает плагины, то он не поддерживает и Silverlight .

В 2012 году Microsoft назначила конец жизненного цикла Silverlight 5 на 12 октября 2021 года . В 2013 году Microsoft объявила, что они прекратили развитие Silverlight, за исключением выпуска исправлений ошибок. Silverlight более не поддерживается в браузерах Opera , Mozilla Firefox , Google Chrome , так как в 2015 году в этих браузерах была отключена по умолчанию или полностью прекращена поддержка плагинов формата NPAPI .

Обзор

Silverlight представляет собой графическую систему, схожую с Windows Presentation Foundation , и объединяет мультимедиа , графику , анимацию и интерактивность в одной программной платформе. Она была разработана, чтобы работать с XAML и с языками .NET . XAML используется для разметки страниц, использующих векторную графику и анимацию . Текст, содержащийся в приложениях Silverlight, доступен для поисковых систем , так как он не компилируется , а доступен в виде XAML. Silverlight также можно использовать для того, чтобы создавать виджеты для Windows Sidebar в Windows Vista .

Silverlight может воспроизводить WMV , WMA и MP3 для всех поддерживаемых браузеров, не требуя при этом дополнительных компонентов, таких как Windows Media Player . Так как Windows Media Video 9 является реализацией стандарта SMPTE VC-1 , Silverlight поддерживает видео VC-1 только внутри контейнера ASF . Кроме того, лицензионное соглашение говорит, что VC-1 разрешено использовать только в личных, некоммерческих целях («personal and non-commercial use of a consumer») . Silverlight позволяет динамически загружать XML и использовать DOM для взаимодействия с ним так же, как это делается в Ajax . Silverlight содержит объект Downloader , благодаря которому можно скачивать скрипты, медиа файлы и т. д., если это необходимо приложению . Начиная с версии 2.0, логика программы может быть описана в любом из языков .NET , включая динамические языки программирования такие как Iron Ruby и Iron Python , которые, в свою очередь, исполняются в DLR ( Dynamic Language Runtime ), а не CLR ( Common Language Runtime ).

История

Разработка Silverlight велась путём последовательного добавления функциональности в каждой новой версии. Так, Silverlight 4 представлял собой надмножество над Silverlight 3, а та в свою очередь являлась надмножеством над Silverlight 2. Код для данной платформы не обладает полной совместимостью между версиями, главным образом из-за вынужденного применения программистами различных обходных путей при отсутствии какой-либо встроенной функциональности. Причём добавление такой функциональности в последующей версии весьма негативно может повлиять на корректную работу примененной ранее «хитрости», из-за чего такой код как правило приходится переписывать.

В некоторых довольно редких случаях интерфейс какой-либо функциональности может измениться из-за реализации нового, более удачного решения. Тем не менее, подобные резкие изменения довольно редки и перенос кода на новую версию платформы происходил довольно безболезненно.

Разработка Silverlight велась под кодовым названием WPF/E (сокращённо от Windows Presentation Foundation Everywhere), что являлось отсылкой к технологии Windows Presentation Foundation . Однако, название было вскоре изменено на более звучное Silverlight .

Silverlight 1.0 Beta

Первая бета-версия Silverlight была выпущена в декабре 2006 года. Microsoft рассчитывала выпустить стабильную версию в середине 2007 года. Ходили слухи, что в Microsoft планируется частичное открытие исходного кода Silverlight , однако, они были опровергнуты Сэмом Рамджи (Sam Ramji), директором Microsoft по стратегии технологической платформы . Тем не менее часть Dynamic Language Runtime , включённая в Silverlight, доступна на портале Microsoft для хостинга открытых и проприетарных проектов CodePlex под .

Silverlight 1.0

Архитектура Silverlight 1.0 приложения

Первая версия Silverlight, выпущенная в мае 2007 года, была далека от завершения и фактически не поддерживала .NET -код совсем. Вся основная разработка велась на языке JavaScript , а также присутствовала поддержка небольшого подмножества языка XAML , использовавшегося для описания интерфейса приложений для Silverlight.

Главной задачей Silverlight 1.0 было быстрое создание основы установки подключаемого модуля Silverlight. Кроме того, в этой версии имелись и дополнительные возможности, как, например, возможность создания анимации. Встроенные элементы управления (контролы) отсутствовали (не говоря уже об элементах типа TextBlock), но при помощи контуров программист мог создавать кнопки и другие базовые элементы для своего приложения, вызывавших срабатывание JavaScript-кода. Например, некоторые видеопроигрыватели, полностью написанные под данную версию без применения .NET-кода, были доступны в Интернете и в 2010 году .

По сути, Silverlight 1.0 являлся подключаемым модулем браузера для обработки XAML плюс кодеки для воспроизведения мультимедийного содержимого в форматах WMV , WMA и MP3 . Он представлял браузеру внутреннюю модель DOM, управляемую из JavaScript -кода. Язык XAML основан на XML — поэтому документ определявший загружаемый клиенту пользовательский интерфейс был текстовым и вполне был пригоден для индексирования поисковыми системами. Используя представленную модель DOM, JavaScript мог динамически обновлять содержимое Silverlight, аналогично DHTML . Также можно было вызывать методы управления презентацией (запуска анимации или приостановки воспроизведения видео, например).

Silverlight-приложение начиналось с вызова объекта Silverlight из HTML -страницы, загружавшей XAML-файл. XAML-файл содержал объект Canvas , выступавший некой «подложкой» для остальных элементов. Объекты XAML были способны генерировать события, перехватываемые из JavaScript.

В комплекте к Visual Studio 2005 SP1 прилагался инструментарий «Silverlight Tools for VS 2005».

В настоящее время уже понятно, что Silverlight 1.0 являлся лишь первым шагом на пути к разработке расширенных интерактивных приложений, тем более, что через некоторое время всё внимание на себя отвлёк выход новой версии — Silverlight 2, ставшей первой версией платформы, поддерживающей .NET .

Silverlight 2

Архитектура Silverlight 2

Изначально данная версия носила название Silverlight 1.1, но довольно скоро было решено, что ввиду внесённых серьёзных изменений (в том числе и упрощавших процесс версионирования) имело смысл изменить номер версии на целое число.

Silverlight 2 была выпущена 14 октября 2008 года , незадолго до проведения конференции , назначенной на октябрь 2008 года. Данная версия считалась революционной, поскольку впервые включала в себя библиотеки .NET Framework (как подмножество) и была реализована для платформ, отличных от Windows. Также данная версия включала в себя большой набор элементов управления, улучшенную работу с видео, поддержку новых инструментов и другие возможности .

Кроме этого, доступны для скачивания Microsoft Silverlight Tools for Visual Studio 2008, которые включают в себя:

  • Шаблоны для проектов Visual Basic и C#
  • Интеллектуальный ввод (технология) и генераторы кода для XAML
  • Отладку приложений Silverlight
  • Поддержку «web reference»
  • Интеграцию с Expression Blend

Значительное число возможностей, доступных в последующих версиях (например, в Silverlight 4), было добавлено именно во второй версии платформы .

Silverlight 3

18 марта 2009 года на конференции MIX09 в Лас-Вегасе Microsoft продемонстрировала бета-версию Silverlight 3. 10 июля 2009 года в ходе мероприятия Microsoft объявила об официальном выпуске RTM версии, а вскоре, через девять месяцев после выхода Silverlight 2, была выпущена и окончательная версия.

В новую версию были добавлены новые элементы управления и различные возможности, а уровень данных был расширен для обеспечения стабильной основы для сценариев, более ориентированных на бизнес-процессы. В то же время, существующий уровень медиа был расширен за счёт добавления поддержки новых форматов и эффектов (более известных как «пиксельные шейдеры»). На уровне пользователя стало возможным переносить двухмерные элементы в трёхмерное пространство (что иногда называется «псевдо-3D» или «2,5D»). Анимация продвинулась ещё дальше, обеспечивая более плавное и приближённое к реальному воспроизведению. Некоторые шаги были предприняты и в области использования аппаратного ускорения (что само по себе является настоящей проблемой на смешанных платформах, как например, на поддерживаемых Silverlight) .

Среди особенностей новой версии:

В целом Silverlight представляет собой урезанный вариант Windows Presentation Foundation, не требующий наличия .NET Framework .
При этом возможности приложений Silverlight почти безграничны, всю недостающую функциональность можно реализовать в виде модулей, используя Silverlight SDK.

Также в Silverlight 3 был впервые представлена функциональность, получившая название «вне браузера» ( англ. out-of-the-browser , OOB). Реализация данной функциональности обладала серьёзными недостатками: например, OOB-приложения всё ещё не могли получать какие-либо дополнительные права, что весьма ограничивало их действия. Также не было возможности настройки окна OOB-приложения. Тем не менее, сообщество разработчиков встретило данное нововведение весьма положительно .

Silverlight 4

В четвёртой версии Silverlight была введена возможность передачи видеопотока от клиента на сервер в любых приложениях Silverlight иначе, чем это было организовано ранее.
Появился новый режим — офлайн-приложение, устанавливающееся в систему, улучшена безопасность, добавлены механизмы DRM .

Краткий список изменений
  • Поддержка браузера Google Chrome .
  • Поддержка веб-камеры и микрофона.
  • Поддержка вывода на печать.
  • Улучшена поддержка мыши. В частности добавлена поддержка правой кнопки.
  • Поддержка показа оповещений.
  • Новые и улучшенные контролы, такие как RichTextBox и улучшеный DataGrid.
  • Поддержка неявного задания тем для контролов.
  • Поддержка встроенного в систему браузера для показа HTML внутри Silverlight, но пока только для офлайн-приложений.
  • Улучшения слоя WCF .
  • Улучшения при локализации двунаправленного текста.
  • Поддержка .
  • Улучшения поддержки связывания данных (data binding).
  • Улучшения эффектов анимации.
  • Поддержка буфера обмена и drag & drop.
  • Улучшения производительности Deep Zoom.
  • Сервисы WCF Rich Internet application (RIA).
  • Защита H.264 контента и поддержка проигрывания контента, защищённого DRM, в режиме offline.

Также для приложений, запущенных вне браузера и явно получивших статус доверенных (trusted):

  • Полный доступ к клавиатуре при работе в полноэкранном режиме.
  • Программный доступ к локальной папке с документами пользователя.
  • Поддержка локальных COM -объектов.

Silverlight 5

2 декабря 2010 года на конференции Silverlight Firestarter вице-президент подразделения Microsoft Developer Division Скотт Гатри анонсировал выход в первой половине 2011 года. Финальная версия вышла в конце 2011 года .

Краткий список изменений

Новые возможности Silverlight 5 включают в себя :

  • поддержку графического 3D рендеринга при помощи GPU
  • поддержку ускорения декодирования видео при помощи GPU
  • модель 3D графики базируется на XNA -технологии в отличие от «умной» графики WPF и подразумевает использование бесконечного цикла рисования — рендеринга
  • изменяемую скорость воспроизведения медиаконтента с автоматической коррекцией звука
  • улучшенное энергосбережение
  • встроенную поддержка удалённого управления
  • поддержку ускорения запуска приложений
  • поддержку 64-битных ОС
  • поддержку автоматизированного тестирования пользовательского интерфейса приложений (в Visual Studio 2010 )
  • улучшенную чёткость текста
  • поддержку отладки выражений, привязанных к данным, возможна установка точек останова на привязках
  • поддержку ковариантности и контравариантности в FCL.

Хронология выхода версий

Совместимость с операционными системами и браузерами

В следующей таблице отражена совместимость различных версий Silverlight с браузерами и операционными системами.

ОС/Браузер IE 6 SP1 IE 6 SV1 IE 7 IE 8 Internet Explorer 9 Internet Explorer 10 Internet Explorer 11 Firefox SeaMonkey Safari Konqueror Opera Google Chrome
Windows 11 Убрана с версии 52 (март 2017) Убрана с версии 45
Windows 10 5.0 Убрана с версии 52 (март 2017) Убрана с версии 45
Windows 8 / 8.1 5.0 5.0 Убрана с версии 52 (март 2017) Убрана с версии 45
Windows Vista/2008/7/2008 R2 1.0, 2.0, 3.0, 4.0, 5.0 1.0, 2.0, 3.0, 4.0, 5.0 1.0, 2.0, 3.0, 4.0, 5.0 5.0 5.0 Убрана с версии 52 (март 2017) 2.0 1.0, 2.0; через NPAPI 4.0 Убрана с версии 45
Windows XP/2003/Home Server 1.0, 2.0, 3.0, 4.0 1.0, 2.0, 3.0, 4.0 1.0, 2.0, 3.0, 4.0, 5.0 1.0, 2.0, 3.0, 4.0, 5.0 1.0, 2.0, 3.0, 4.0, 5.0 1.0, 2.0; через NPAPI 4.0 Убрана с версии 45
Windows 2000 2, 3, 4 2.0 Неофициально 2.0; через NPAPI Запланирована
Mac OS X PowerPC 1.0 1.0 Запланирована
Mac OS X Intel Убрана с версии 52 (март 2017) 1.0, 2.0, 3.0, 4.0, 5.0 Запланирована Убрана с версии 39
  • Opera 11 уже работает с Silverlight 4.0.
  • Для ОС Linux функциональность будет доступна через Moonlight . Moonlight будет доступен для основных дистрибутивов и поддерживать браузеры Firefox , Konqueror , и Opera . Мигель де Икаса также выразил заинтересованность в работе с разработчиками других операционных систем (BSD, Solaris) и браузеров (Konqueror, WebKit и Opera) .
  • Silverlight for Mobile будет использоваться для того, чтобы сделать доступным Silverlight-приложения на мобильных устройствах. На Silverlight.net было заявлено, что первый CTP для Windows Mobile 6 будет выпущен во втором квартале 2008 года . Nokia объявила о планах выпуска Silverlight for Mobile на для Symbian OS , а также для устройств на Series 40 и Nokia Internet tablets . Silverlight for Mobile изначально будет поддерживать Silverlight 1.0 .
  • Silverlight требует x86 -процессор с поддержкой SSE . Поддерживаются процессоры Intel Pentium III и выше, и AMD Athlon XP и выше. Некоторые модели AMD Duron тоже поддерживаются.
  • Также рассматриваются и другие платформы .

Инструменты разработки

Приложения Silverlight могут быть написаны на любом языке программирования .NET. Все инструменты разработки, которые могут быть использованы для разработки на .NET, также могут работать c Silverlight.

Mono Moonlight

Команда разработчиков Mono разрабатывала проект Moonlight. Это свободная реализация Silverlight с открытым исходным кодом.

Adobe Flash

При наличии плагинов можно использовать в своих разработках Adobe Flash .

JavaFX

Примечания

  1. (неопр.) Дата обращения: 27 мая 2007. 17 мая 2007 года.
  2. (неопр.) . Дата обращения: 27 мая 2007. 17 мая 2007 года.
  3. Только версия 2.0 и под IE6 // от 20 июля 2008 на Wayback Machine
  4. 21 июля 2011 года.
  5. (неопр.) . Дата обращения: 21 февраля 2011. Архивировано из 18 февраля 2011 года.
  6. (неопр.) . 26 мая 2016 года.
  7. Microsoft. (неопр.) . 19 января 2016 года.
  8. (неопр.) . Future Releases. Дата обращения: 10 января 2016. 11 января 2016 года.
  9. (амер. англ.) . Chromium Blog. Дата обращения: 10 января 2016. 17 января 2016 года.
  10. Charles Sterling. (неопр.) . MSDN Blogs. Дата обращения: 9 марта 2008. Архивировано из 22 февраля 2012 года.
  11. 4 сентября 2007 года.
  12. (неопр.) . Дата обращения: 14 июня 2007. 25 июля 2008 года.
  13. (неопр.) . Дата обращения: 25 мая 2007. Архивировано из 22 февраля 2012 года.
  14. ↑ от 14 января 2012 на Wayback Machine (англ.)
  15. от 2 июня 2007 на Wayback Machine (рус.)
  16. Gavin Clarke. от 10 августа 2017 на Wayback Machine (англ.)
  17. На мероприятии состоялся также выпуск Microsoft Expression Studio 3
  18. (неопр.) . Дата обращения: 26 января 2011. 10 июля 2010 года.
  19. ↑ (англ.) . Дата обращения: 2 декабря 2010. Архивировано из 22 февраля 2012 года.
  20. от 6 декабря 2010 на Wayback Machine (рус.)
  21. ↑ (англ.) . Архивировано из 22 февраля 2012 года.
  22. (англ.) . Дата обращения: 30 ноября 2007. Архивировано из 22 февраля 2012 года.
  23. 11 января 2009 года. (англ.)
  24. Protalinski, Emil (англ.) . Ars Technica. Дата обращения: 6 июня 2008. Архивировано из 22 февраля 2012 года.
  25. Knor, Max (англ.) . blogs.msdn.com. Дата обращения: 21 октября 2008. Архивировано из 22 февраля 2012 года.
  26. (англ.) . LiveSide. Дата обращения: 13 октября 2008. Архивировано из 22 февраля 2012 года.
  27. (англ.) . Архивировано из 22 февраля 2012 года.
  28. name="Description of the update for Microsoft Silverlight: September 28, 2010 "> (англ.) . Архивировано из 22 февраля 2012 года.
  29. (неопр.) . Дата обращения: 21 марта 2009. 12 января 2009 года.
  30. (неопр.) . Дата обращения: 2 мая 2007. 25 июля 2008 года.
  31. (неопр.) . Дата обращения: 5 сентября 2007. Архивировано из 22 февраля 2012 года.
  32. Miguel de Icaza . (неопр.) (5 сентября 2007). — «We will be supporting Firefox and Linux initially (that is our first goal) but we are looking forward to work with developers from other operating systems (BSD, Solaris) and other browsers (Konqueror, WebKit and Opera) to ensure that Moonlight works fine on their systems.» Дата обращения: 9 ноября 2008. Архивировано из 22 февраля 2012 года.
  33. (неопр.) . Silverlight.net. Дата обращения: 9 марта 2008. Архивировано из 22 февраля 2012 года.
  34. (неопр.) . ??? (4 марта 2008). Дата обращения: 4 марта 2008. Архивировано из 22 февраля 2012 года.
  35. Joe Stegman. (неопр.) . MSDN Forums Silverlight General Discussion. Дата обращения: 29 апреля 2007. Архивировано из 4 июня 2012 года.

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • Лоуренс Морони. (рус.) MSDN Magazine № 6, 2006 год

Литература

  • Мэтью Мак-Дональд. = Pro Silverlight 5 in C#, 4th edition. — М. : , 2012. — 848 с. — ISBN 978-5-8459-1784-3 .
  • П. Браун. Silverlight. Практическое руководство = Silverlight 4 in Action. — 1-е изд. — П. : Питер , 2012. — 816 с. — ISBN 978-5-459-00408-3 .
  • Мэтью Мак-Дональд. Silverlight 3 с примерами на C# для профессионалов = Pro Silverlight 3 in C#. — 3-е изд. — М. : , 2010. — 656 с. — ISBN 978-5-8459-1637-2 .

Same as Microsoft Silverlight