Interested Article - Антиохийский собор (363)

Антиохи́йский собо́р поместный собор , состоявшийся в 363 году . Собор подтвердил Никейский символ веры , но в чисто омиусианском понимании.

Участники

  • Мелетий Антиохийский ,
  • ,
  • Евагрий Сикелийский,
  • Ураний Анамийский,
  • Зоил Ларисский,
  • Акакий Кесарийский ,
  • Антипатр Росский,
  • Авраамий Уримский,
  • Аристеник Селевковильский,
  • Варламен Пергамский,
  • Ураний Мелитинский,
  • Магнос Халкидонский,
  • Евтихий Элевтеропольский,
  • Исаконис из Великой Армении,
  • Тит Бострийский ,
  • Петр Сиппский,
  • Пелагий Лаодикийский,
  • Аравиан Антрский,
  • Писон Аданский через пресвитера Ламидриона,
  • Сабиниан Зевгматский,
  • Афанасий Анкирский через пресвитеров Орфиста и Аэция,
  • Фринион Газский,
  • Писон Августийский,
  • Патрикий Палтийский через пресвитера Ламириона,
  • Анатолий Верийский,
  • Феотим Аравский,
  • Лукиан Аркийский

История

В середине IV века продолжаются споры. Главным вопросом, который решался христианскими богословами в это время, был вопрос отношения Бога Отца и Бога Слово (Сына) . В начале IV века Арий предложил учение, согласно которому Сын является «тварью» (то есть сотворенным) и создан «из не-сущих» (то есть было время когда Сына не было). В 325 году состоялся Собор , на котором учение Ария было отвергнуто и был утверждён Никейский символ веры . В Символе веры были использованы новые термины и выражения «единосущный» ( др.-греч. «ὁμοούσιος» — «омоусиос» ) и «из сущности» ( др.-греч. «ἐκ οὐσίας»); то есть, Сын единосущен Отцу, и Сын Божий рождён из сущности Отца. Термин «единосущный» в отношении Отца и Слова был введён антитринитарием Павлом Самосатским в III веке , который как и Савеллий отрицали троичность лиц в Боге. Триадологическая терминология в начале IV века была в зачаточном состоянии, термин « ипостась » не был отделён от термина « сущность ». По этой причине среди богословов шли поиски новых терминов для выражения отношений между Отцом и Сыном. Для того, чтобы избежать обвинения в савеллианстве вместо термина «единосущный» были предложены два других: «подобносущный» ( др.-греч. «ὁμοιούσιος» — «омиусиос» ) и «подобный» ( др.-греч. «ὅμοιος» — « омиос »). Термин «подобный» был введен для того, чтобы вообще избежать использования термина «сущность» ( др.-греч. «οὐσία» — « усия »). Используя термины «подобносущный» и «подобный», составлялись на церковных соборах и Символы веры. Епископы условно были разделены на три категории: 1. Омоусиане , те кто держался за термин «единосущный» 2. Омиусиане , те кто использовал термин «подобносущный», 3 Омии , те кто использовал термин «подобный». В зависимости от того какое вероисповедание принимали Византийские императоры зависело положение одной из трёх категорий епископов, они становились или во главе епархий или в изгнании.

Константин Великий , собравший Первый Никейский собор, в начале своего правление поддерживал омоусиан. Но к концу своего правление Константин предпочтение отдаёт омиям и омиусианам, его церковную политику поддерживает его сын и преемник император Констанций II с 337 по 361 год. Юлиан Отступник был равнодушен к спорам внутри Христианства, он даёт свободу вероисповедания, уравняв, в том числе, язычество и любые ветви христианства. Афанасий в Александрии в 362 году собирает церковный собор, на котором подтверждает Никейский символ веры. В 363 году императором становится Иовиан , он сторонник единосущия. Иовиан исповедует Никейский символ и своим эдиктом признаёт Афанасия в качестве правящего епископа в Александрии . Осенью 363 года собирается церковный собор в Антиохии под председательством Мелетия Антиохийского. Мелетий как и Акакий Кесарийский не были омоусианами перед началом собора, они принадлежали к омиям. Последовательными и строгими омоусианами, признаваемыми как единственная православная община в Антиохии Афанасием Великим, а и впоследствии Римскими Папами, были христиане, имеющими в качестве предстоятеля Павлина . Но Павлин и его клир в соборе не участвовали. По причине того, что Мелетий и участники собора отрицали единосущие, решение Антиохийского собора омиусианское. Соборное решение с изложением веры, под которым стоят подписи епископов, представляет собой Послание к императору Иоавиану. В Послании объяснено, что слово «сущность» принято отцами Никейского собора не по причине, что оно встречается у язычников, а для опровержения слова «из несущего», которое нечестиво употребил ο Христе Арий и которое ко вреду церковного единомыслия бесстыдно употребляют в настоящее время аномеи . В конце послания изложен Никейский символ веры, но перед этим делается очень существенная оговорка: термин «ὁμοούσιος» объясняется в смысле «подобия по существу»:

А что в ней одно слово, то есть «единосущный» для иных кажется странным; то от Отцов оно получило определенное объяснение, именно означает, что Сын родился из существа Отчего и что по существу Он подобен Отцу.

Соборное решение сохранилось у Сократа Схоластика и Ермия Созомена . Сократ Схоластик в своей книге «Церковная история» называет участников собора акакианами , последователями Акакия Кесарийского , то есть омиями.


Примечания

  1. (неопр.) . Дата обращения: 29 сентября 2015. 6 мая 2016 года.
  2. (неопр.) Дата обращения: 29 сентября 2015. 29 сентября 2015 года.

Ссылки

  • в Викитеке

Same as Антиохийский собор (363)