Interested Article - Берегиня
- 2020-09-29
- 1
Береги́ня (обычно во мн. ч. — берегини, берыгини, верегини, перегини ) — в восточнославянской мифологии женский персонаж , упомянутый в оригинальных вставках в древнерусских текстах XIV—XV веков — церковных поучениях против язычества .
Этимология
«Этимологический словарь славянских языков» реконструирует форму * bergyni «береговая фея, русалка », и возводит её к праслав. *bergъ «берег». О русалках-берегинях писал В. И. Даль в своём «Толковом словаре» , их образ исследовал в своих трудах Б. А. Рыбаков .
С. Л. Николаев и А. Б. Страхов считают связь русалок с берегинями, а берегинь с берегом надуманной, равно как и связь русалок с берегом в народных представлениях не очень отчётливой. Древнерусское слово берегыни , очевидно, является народным переосмыслением праслав. *pergyni в связи с беречь, оберег и др.
Данные источников
Церковнославянские поучения против язычества перечисляют берегинь в числе второстепенных персонажей. Например, в « Слове некоего христолюбца »: А друзии огневи и камению и рекам и источником и берегыням . Автор « Слова святого Григория, изобретено в толцех » упоминает берегинь вместе с упырями . Книжники упоминают, что берегинь было тридцать или «тридевять сестриц», что связывает их с сёстрами-лихорадками из апокрифов византийского происхождения.
С культом деревьев и растительности связаны и возможные реликты культа берегинь, зафиксированные этнографическими записями.
У украинцев отмечена перегеня — ряженая девушка, пугающая подруг шутки ради: в вытянутые вверх руки она брала клубок, изображающий голову, а руки и плечи закрывались одеждой. В Каневском уезде Киевской губернии перегеней называли обряд, сопровождающий прополку свёклы , и главного персонажа этого обряда. Главным героем обряда была самая проворная в работе девушка. Перегеню обвивали красными поясами, снятыми со всех участниц прополки, оставляя открытыми лишь глаза и рот. Обматывались и поднятые над головой руки, в которых девушка держала цветок. Нередко перегеню несли на плечах . В одном ряду с данным обрядом стоит украинский обряд « Тополя » на Троицу , родственный русским семицким обрядам с берёзкой и балканским обрядам вызывания дождя — Додола ( Папаруда ).
В её честь названа равнина Берегини на Венере .
Примечания
- ↑ , с. 155.
- , с. 94.
- .
- .
Литература
- Берегини / Н. И. Толстой // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 155–156. — ISBN 5-7133-0704-2 .
- // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 94. — ISBN 5-85270-032-0 .
- Николаев С. Л. , Страхов А. Б. К названию бога-громовержца в индоевропейских языках //
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
- Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. — М. : Наука, 1987. — 782 с.
- Рыбаков Б.А. Язычество Древних Славян. – М.: Наука, 1981.
- Ковалівський А. Берегинi й перегиня (з дослідом текстів) // Науковий збірник Харківської науково-дослідної кафедри iсторії украінськоії культури. — Харків, 1930. — С. 79–107 . (укр.)
- 2020-09-29
- 1