Колёсная формула 6×4
- 1 year ago
- 0
- 0
Колёсная ли́ра — струнный фрикционный музыкальный инструмент. По методу воздействия на струну аналогична смычковым инструментам , только роль смычка в ней выполняет вращающееся колесо. Распространена во Франции ( фр. vielle à roue , букв. « колёсная скрипка »), в Венгрии, Германии, Польше, Словакии, Чехии, на Украине ( укр. колісна ліра, риля, реля), в Белоруссии ( белор. колавая ліра, лера), России, Литве, Швеции и других странах Восточной и Северной Европы .
В Европе известна под разными именами; наиболее раннее из них — « органистр » ( лат. organistrum) — восходит к классическому Средневековью (не ранее XIII в.). Старейшие изображения относятся к XII в.: английская книжная миниатюра (около 1175 г.) и барельеф собора св. Иакова ( Сантьяго-де-Компостела , 1188).
В XII столетии колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент, который обслуживали два человека — музыкант и его помощник, который вращал ручку. После того как в XIII веке появились облегчённые (портативные) инструменты, колёсная лира быстро распространилась по Европе, будучи одним из характернейших атрибутов менестрельной культуры Средневековья. К XV веку она утратила популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых, увечных и умственно отсталых, которые исполняли песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом . В настоящее время применяется в народной музыке некоторых европейских стран, в первую очередь Франции и Венгрии.
Французские колёсные лиры в зависимости от региона различаются конструктивно; самыми распространёнными вариантами корпусов являются лютневидный и гитарообразный. Струны (две мелодические и четыре бурдонных, находящихся в узкой бурдонной коробке) изначально были жильными, но сейчас почти повсеместно используются металлические. Одной из особенностей французских лир является наличие т. н. жужжащего мостика ( фр. chien , букв. « собачка »), на который натянута бурдонная струна. Одним концом мостик вставляется в паз на деке, таким образом удерживая мостик на месте, а другим, т. н. «молоточком», прилегает к деке, что позволяет ему вибрировать. При медленной прокрутке колеса лиры давление верхней бурдонной струны ( фр. trompette) удерживает мостик на месте, но при ускоренной прокрутке «молоточек» приподнимается, задевает поверхность деки и издаёт характерный жужжащий звук. Он используется для ритмичного аккомпанемента основной мелодии, особенно в плясовой музыке. На современных лирах количество мостиков может достигать четырёх. Чувствительность регулируется с помощью колка ( фр. tirant), который изменяет боковое натяжение струны и таким образом управляет жужжащим мостиком в зависимости от скорости вращения колеса. Существуют фестивали лирников и их ансамблей. Самый известный проводится в Сен-Шартье (департамент Эндр) около 14 июля [ неавторитетный источник ] .
В венгерской колёсной лире ( венг. tekerőlant , букв. « поворотная лютня », венг. tekerő, nyenyere, nyekerő) также присутствует жужжащий мостик ( венг. recsegő , букв. « жужжалка »); регулировка чувствительности осуществляется с помощью клинышка ( венг. recsegőék), отклоняющего бурдонную струну вниз. При традиционном исполнении жужжащий мостик полностью управляется запястьем лирника. Кроме того, венгерская колёсная лира обладает двумя-тремя бурдонными и одной-двумя мелодическими струнами, корпус широкий и обильно украшенный, нередко резной .
В России появилась в XVII веке , вероятно, проникнув с территории Украины . На ней играли бродячие музыканты, калики перехожие и слепые , исполнявшие под заунывные звуки своих лир исторические песни, баллады и духовные стихи , а изредка песни другого характера и плясовые мелодии. Появление лиры на Руси ознаменовало собой закат скоморошества в связи с гонениями со стороны власти и духовенства . У русских колёсная лира закрепилась в основном в Подонье и Черноземье — Ростовской , Орловской , Брянской , Курской областях и на Ставрополье . Существуют сведения о бытовании колёсной лиры в Подмосковье (лирников можно было увидеть на московских улицах и рынках ещё в 1920-х годах ), Смоленщине , Калужской , Воронежской , Тульской и ряде других областей. Русская колёсная лира отличается небольшим количеством струн — от двух до четырёх — и таким же небольшим звукорядом. Струны жильные, в наше время — нейлоновые и металлические . Как правило, корпус скрипкообразный. Количество клавиш от шести до девяти (например, у орловской лиры, хранящейся в московском Дашковском этнографическом музее, всего девять клавиш, а употребляются только шесть). Играют на русской колёсной лире сидя, положив её на колени; иногда для удобства у лиры присутствует ремешок. Изготовлением лир, как в прошлом, так и сейчас, занимаются специализированные плотники и мануфактуры (например, до революции производство колёсных лир было налажено в деревне Малышовке Дмитриевского уезда Курской губернии). Традицию исполнительства на лире в Курской губернии изучал Михаил Сперанский , на Брянщине — Лев Кулаковский , на Орловщине — А. Л. Маслов .
Среди донских казаков колёсная лира (местное название — рыле(й) ) бытовала до первой трети XX века. Помимо духовных и исторических песен, на ней исполняли протяжные песни, плясовые мелодии и былины , поэтому музыкантов могли приглашать на праздники. Однако ареал их распространения был довольно узким — во время экспедиции по Подонью 1902—1903 гг. этнограф и музыковед Александр Листопадов обнаружил бытование лиры лишь в станицах Усть-Белокалитвенской (любимой песней белокалитвинских исполнителей на лире была «По Донцу, Донцу») и Екатерининской , где проживало пять исполнителей- рылешников . Донская лира — четырёхструнная, с двумя мелодическими, одной бурдонной (иногда канительной, а не жильной), и одной располагающейся в корпусе струной для возвращения клавиш в исходное положения после нажима (она могла изготовляться даже из верёвки). Именно из-за непрерывного гудящего звучания бурдонной струны лира у донцов также называлась гудком (данный термин применялся и к бурдонной струне), а исполнитель — гудошником. Корпус у донской лиры овальный с длинной и широкой шейкой, на левой стороне которой располагаются клавиши для игры. Шейка оканчивается коником (декоративной головкой) с четырьмя колками-закрутками для струн. Количество клавиш в зависимости от размеров инструмента варьируется от 11 до 14. В отличие от лирников из других областей России, донские рылешники/гудошники были зажиточными людьми .
Одним из последних задокументированных российских лирников являлся Климентий Феоктистович Шматов 1891 (по другим данным 1900) года рождения, проживавший в селе Мишковка Стародубского района Брянской области. В 1950-е годы его часто наблюдали играющим на лире на базаре или около местной церкви. В его репертуаре были духовные песни, романсы, шуточные и плясовые песни. Лира Шматова, приобретённая в 1953 году, ныне хранится в Московской консерватории . Она обладает семью клавишами и приспособлением для натяжения четырёх струн: двух бурдонных и двух резонирующих посередине, хотя на самом инструменте бурдонные отсутствуют, а две остальные хозяин использовал в качестве одной мелодической и одной бурдонной. Диапазон данной лиры охватывает одну октаву — от ми бемоль первой до ми бемоль второй октавы . В настоящее время традиция исполнительства на колёсной лире в России возрождается .
Украинская колёсная лира отличается своеобразием конструктивных деталей, приёмами игры и репертуаром. Изредка она встречалась и в России . Как правило, украинская лира трёхструнная (с двумя бурдонными и одной мелодической струной) . Как и в России, на Украине лирники были бродячими музыкантами, зачастую слепыми и притом исключительно мужчинами, обладавшими разнообразным репертуаром: духовные, шуточные, свадебные, эпические песни — думы, а также плясовые мелодии. Лирники играли и пели песни на ярмарках и празднествах. Существовали специальные школы лирников , по окончании которой ученик проходил своего рода «экзамен» по знанию репертуара и владению игрой и получал право на самостоятельную работу, а также саму лиру в награду . Лирники могли объединяться в корпорации . Наивысшего расцвета традиция исполнительства на лире, наряду с игрой на кобзе и бандуре, достигает в начале XX века. В 1930-е годы наступает кризис данной традиции, поскольку ввиду бродячего образа жизни и репертуара лирники объявляются «нежелательным элементом». С 1933 года в СССР попрошайничество было запрещено законодательно, а кроме того, в том же году владельцев музыкальных инструментов обязали регистрировать их в милиции. Существует рассказ о т. н. «расстреле кобзарей», повествующий о якобы проходившем в Харькове в начале 1930-х гг. съезде бродячих бандуристов , кобзарей и лирников, все участники которого были казнены, но документальных и архивных доказательств расстрела не имеется . Тем не менее, после 1930-х годов традиция исполнительства на колёсной лире на Украине угасла . Одним из последних известных украинских бродячих лирников был уроженец Волынского Полесья Иван Харитонович Власюк ( укр. Іван Харитонович Власюк , 1908—1991), 16 песен которого были записаны в конце 1960-х годов этнографом Алексеем Ошуркевичем . Сейчас на Украине исполнительство на лире тоже возрождается. Одна из современных исполнительниц — Наталия Сербина , первая женщина-лирница. На лире также играл бандурист Николай Будник .
Исполнитель держит лиру на коленях. Большинство струн (3—11) звучат одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-четыре отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные издают монотонное гудение (так называемый бурдон ). На западноевропейских инструментах имеется также т. н. trompette — струна, опирающаяся на неплотно закреплённую подставку и позволяющая воспроизводить ритмический аккомпанемент, изменяя скорость вращения колеса.
Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с гнусавым оттенком, особенно ценимым украинскими кобзарями . Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали льняными или шерстяными волокнами. Качество звучания инструмента зависело и от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладким и хорошо наканифоленным .
В разное время и в разных странах инструмент называли по-разному: в Германии — Leier, Drehleier, Bettlerleier, Bauernleier (последние два термина значат соответственно «бедняцкая лира» и «крестьянская лира»); в Англии hurdy-gurdy ( хёди-гёди , встречается и по-русски ), во Франции (в том числе в историческом Провансе ) — symphonie ( симфония ), chifonie/ciphonie, sambiût, sambuca ( самбика ), vierelète, vielle à roue (колёсная виела ); в Италии — ghironda, lira tedesca (немецкая лира), lira rustica (крестьянская лира), lira mendicorum (лира нищих) , viola da orbo (виола слепца), lira rotata (колёсная лира), symphonia; в Венгрии — tekerő ; в Белоруссии — колавая ліра , на Украине — колісна ліра или реля , в Польше — lira korbowa, в Чехии — niněra .
Колёсную лиру использовали: