Interested Article - Тертуллиан

Квинт Септи́мий Фло́ренс (Фло́рент) Тертуллиа́н ( лат. Quintus Septimius Florens Tertullianus ; 155 / 165 , Карфаген 220 / 240 , там же) — один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей, теологов и апологетов , автор 40 трактатов, из которых сохранился 31. В зарождавшемся богословии Тертуллиан один из первых выразил концепцию Троицы . Положил начало латинской патристике и церковной латыни — языку средневековой западной мысли.

Тертуллиан фактически обосновал латинское церковное учение и церковный язык
Адольф фон Гарнак , История догматов , Гл.5, § 22

Жизнь

Достоверных свидетельств относительно жизни Тертуллиана существует относительно немного; большая часть знаний о нём извлечена из отрывков его собственных сочинений. Римская Африка была известна как дом ораторов, и это влияние можно увидеть в стиле его письма с его архаизмом или провинциализмом, яркими образами и страстным нравом. Он был учёным и был очень образован. Его перу принадлежат по крайней мере три книги на греческом языке. В них он ссылается на другие свои произведения, которые до сегодняшнего дня не сохранились.

Согласно церковной традиции, Тертуллиан вырос в Карфагене в семье римского центуриона. Утверждают, что Тертуллиан был опытным юристом и рукоположённым священником. Эти утверждения основаны на рассказах Евсевия Кесарийского Церковная история », II, II. 4) и глава 53 « О знаменитых мужах » ( лат. De viris illustribus) Иеронима . Иероним утверждал, что отец Тертуллиана занимал должность centurio proconsularis («адъютант») в римской армии в Африке .

Кроме того, Тертуллиан считался юристом на основании использования им юридических аналогий и отождествления его с юристом Тертуллианом, цитируемым в Дигестах . Хотя Тертуллиан использовал в своих трудах знание римского права , его юридические знания явно не превышают то, что предоставляло среднее римское образование . Труды юриста Тертуллиана существуют только в отрывках и прямо не указывают на христианское авторство. Представление о Тертуллиане как о священнике также вызывает сомнения. В своих дошедших до нас сочинениях он никогда не описывает себя рукоположённым в церкви и, судя по всему, относит себя к мирянам .

Его обращение в христианство произошло примерно в 197—198 годах (см. Адольф Гарнак , Натаниель Бонвеч и другие), но его непосредственные предшественники неизвестны, за исключением тех случаев, когда они предполагаются на основании его работ. Это событие было внезапным и решающим, сразу изменившим его личность. Он пишет, что не мог представить истинно христианскую жизнь без такого радикального акта обращения: «Христиане созданы, а не рождены» (Apol., Xviii). Две книги, адресованные его жене, подтверждают, что он был женат на христианке .

В среднем возрасте (около 207 г.) его привлекло «Новое пророчество» монтанизма , хотя сегодня большинство учёных отвергают утверждение, что Тертуллиан покинул официальную церковь или был отлучён от церкви . «[Нам] остаётся спросить, мог ли [святой] Киприан считать Тертуллиана своим учителем, если бы Тертуллиан был печально известным раскольником. Поскольку ни один древний писатель не был более определён (если не фанатичен) в этом вопросе раскола, чем Киприан, на этот вопрос обязательно должен быть дан отрицательный ответ» .

Во времена Августина у группы «тертуллианистов» ещё была базилика в Карфагене, которая в тот же период перешла к ортодоксальной церкви. Неясно, было ли это имя вторым названием монтанистов или это означает, что Тертуллиан позже откололся от монтанистов и основал свою собственную общину.

Иероним в трактате « О знаменитых мужах » сообщает, что Тертуллиан дожил до глубокой старости. Благодаря опубликованным им доктринальным работам Тертуллиан стал учителем Киприана и предшественником Августина, который, в свою очередь, стал главным основателем латинского богословия.

Труды

Тертуллиан превосходно знал Священное Писание и греческих авторов. До нас дошло 31 сочинение Тертуллиана, все его труды посвящены темам, имевшим практическое значение: отношению христиан к язычеству , вопросам христианской морали и опровержению ересей . 14 сочинений, известных по названиям, не сохранились.

Первоначально Тертуллиан занимался апологетикой, написав собственно «Апологетик» («Apologeticus») и «К язычникам» («Ad nationes») в 197 г. и выработал кодекс христианской морали в трактатах «О зрелищах» («De spectaculis»), «Об идолопоклонстве» («De idololatria»), «О женском убранстве» («De cultu feminarum») и «К жене» («Ad uxorem»), наставляя катехуменов в трактатах «О крещении» («De baptismo»), «О молитве» («De oratione») и «О покаянии» («De poenitentia»), объяснив в трактате «Об отводе возражений еретиков» («De praescriptionem haereticorum»), почему не следует прислушиваться к их учениям. Автор биографии Тертуллиана блаженный Иероним назвал его поэтому «ardens vir» — «неистовый муж».

Апологетические

  • (англ.) (.
  • Libri duo ad Nationes.
  • De Testimonio animae.
  • Ad Martyres.
  • (англ.) (.
  • De Idololatria.
  • Accedit ad Scapulam liber.

Догматические

  • De Oratione.
  • De Baptismo.
  • De Poenitentia.
  • De Patientia.
  • Ad Uxorem libri duo.
  • De Cultu Feminarum lib. II.

Полемические

  • De Praescriptionibus adversus Haereticos.
  • De Corona Militis.
  • De Fuga in Persecutione.
  • Adversus Gnosticos Scorpiace.
  • Adversus Praxeam.
  • Adversus Hermogenem.
  • Adversus Marcionem libri V.
  • (англ.) (.
  • Adversus Judaeos.
  • De Anima.
  • (англ.) (.
  • De Resurrectione Carnis.

О морали

  • De velandis Virginibus.
  • De Exhortatione Castitatis.
  • De Monogamia.
  • De Jejuniis.
  • De Pudicitia.
  • De Pallio.

Поддельные работы

В прошлом Тертуллиану приписывали множество работ, которые, как было установлено, почти наверняка написаны другими. Тем не менее, поскольку их настоящие авторы остаются неизвестными, они продолжают публиковаться в сборниках работ Тертуллиана.

Долгое время считалось, что Тертуллиан редактировал известный труд «Страсти святых Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших» ( лат. Passio SS. Perpetuae et Felicitatis), большая часть которого является личным дневником святой Перпетуи . Сегодня эта точка зрения признана ошибочной, и труд публикуется отдельно от работ Тертуллиана.

«Верую, ибо абсурдно»

Знаменитая максима Credo quia absurdum est («верую, ибо абсурдно», то есть метафизично в понимании) является парафразом фрагмента сочинения Тертуллиана «О плоти Христа » ( лат. De Carne Christi), где в полемике с гностиком Маркионом он пишет:

Et mortuus est Dei Filius: prorsus credibile est, quia ineptum est. Et sepultus resurrexit: certum est, quia impossibile .

Что в разных вариантах перевода предстаёт следующим образом:

  • И Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно.
  • И умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно. И после погребения воскрес; это несомненно, ибо невозможно.

Согласно Тертуллиану, философии следует ограничиться объяснительной функцией, отказавшись от функции исследовательской. Тертуллиан отвергал возможность аллегорического толкования Писания, считая споры о скрытом смысле библейского текста бесплодным умствованием, «расстраивающим желудок» (De pr. 15) и зачастую ведущим к ереси. Он отдавал предпочтение буквальному толкованию, даже если оно шло вразрез с основными требованиями логики. Если нечто превосходит способности нашего понимания, то это, по мысли Тертуллиана, не говорит о том, что оно само по себе абсурдно. Скорее наоборот, если некое положение Писания представляется нам абсурдным, это указывает на то, что в нём содержится тайна, которая заслуживает тем большей веры, чем менее она тривиальна. Согласно общемировоззренческому кредо Тертуллиана, следует верить тому, что с точки зрения античной мудрости противоразумно, а, возможно, только этому и следует верить (credo quia ineptum). Соответствующая этой позиции максима «Credo quia absurdum est» («Верую, ибо абсурдно») вдохновляла теологов, защищавших концепцию чистой веры, выступая против притязаний рациональной теологии .

Моральные принципы

Тертуллиан был решительным сторонником строгой дисциплины и суровых правил поведения и, как и многие африканские отцы, был одним из ведущих представителей ригоризма в ранней церкви. Эти взгляды, возможно, привели его к принятию монтанизма с его аскетической строгостью и его верой в хилиазм и продолжительностью пророческих даров. В своих работах о публичных развлечениях, покрывании девственниц, поведении женщин и тому подобном он выражает эти взгляды.

Исходя из принципа, что мы не должны смотреть или слушать то, что мы не имеем права практиковать, и что осквернённые вещи, видимые и затронутые, загрязняют (De Spectaculis, viii, xvii), он заявил, что христианин должен воздерживаться от театра и амфитеатров . Там практиковались языческие религиозные обряды и упоминались имена языческих божеств; там заповеди скромности, чистоты и человечности игнорировались или откладывались в сторону, и там не было места для взращивания христианской благодати. Женщинам следует отложить свои украшения из золота и драгоценных камней , а девы должны подчиняться закону Св. Павла в отношении женщин и хранить себя строго под покровом (De virginibus velandis). Он восхвалял состояние безбрачия как высшее (De monogamia, xvii; Ad uxorem, I. 3) и призывал христиан не позволять весталкам и египетским священникам превзойти себя в безбрачии. Он даже назвал второй брак разновидностью прелюбодеяния (De exhortatione castitatis, ix), но это прямо противоречило посланиям апостола Павла . Решение Тертуллиана никогда больше не жениться и что никто больше не должен жениться повторно, в конечном итоге привело к его разрыву с Римом, потому что ортодоксальная церковь отказалась последовать за ним в этом решении. Вместо этого он поддерживал секту монтанистов, которая также осуждала второй брак . Одной из причин пренебрежения Тертуллиана к браку была его вера в преображение, которое ожидало супружескую пару. Он считал, что супружеские отношения огрубляют тело и дух, притупляют их духовные чувства и отвращают Святого Духа, поскольку муж и жена стали одной плотью после женитьбы .

Тертуллиан имел радикальный взгляд на космос. Он считал, что небо и земля пересекаются во многих точках и что возможны сексуальные отношения со сверхъестественными существами .

Значение

Средневековые богословы не могли простить Тертуллиану его отступничества от истинной христианской веры и перехода в монтанизм . В их трудах зачинатель латинского богословия упоминается нечасто и не особо одобрительно. Лишь немногие, как св. Киприан и блаженный Иероним, его оценили положительно. Только в XIX веке Тертуллиан был в полной мере переоткрыт как один из наиболее значительных латинских авторов своего времени и ключевая фигура в становлении западного христианства. В теологии его интересовали аспекты не столько метафизические, сколько практические и юридические — и это сближает его с учителями католической церкви последующих поколений. В отличие от греческих отцов, он был враждебно настроен к античной философской традиции и риторически вопрошал: «Что может быть общего у Иерусалима с Афинами?»

Переводы

Opera omnia, 1598
  • Patrologia Latina , Ed. Migne, 1844 — два тома (I—II, 1336 и 1392 стр.).
  • В серии « The Loeb classical library » издан только один том из Тертуллиана (под № 250): «Апология» и «О зрелищах», с приложением «Октавия» Минуция Феликса .
  • В серии « Collection Budé » издан только один том: Tertullien . Apologétique. Texte établi et traduit par J.P. Waltzing avec la collaboration de A. Severyns. LXXI, 223 p.

Старые русские переводы:

  • Квинта Септимия Флорента Тертуллиана Защищение христиан против язычников. / Пер. еп. Афанасия. М., 1802. 230 стр.
  • Творения Тертуллиана … / Пер. с фр. Е. Карнеева. Ч.1-4. СПб, 1847—1850.
  • Творения Кв. Септ. Флор. Тертуллиана . / Пер. Н. Щеглова и еп. Василия (Богдашевского). В 3 т. Киев, 1910—1915.
    • Ч. 1. Апологетические сочинения Тертуллиана. 1910. 226 стр. (частичное переиздание: . // Отцы и учители Церкви III века. Антология. М., 1996. Т.1. С. 317—378.)
    • Ч. 2. Догматико-полемические сочинения Тертуллиана. 1912. 311 стр.
  • переиздание старых переводов: Тертуллиан . Апология. М., АСТ. 2004. (включает: «О воскресении плоти»; «Против иудеев»; «К язычникам»; «Апология»; «О свидетельстве души»; «К Скапуле»; «О плоти Христа»; «Об отводе дела против еретиков»)

Новые русские переводы:

  • (неполный перевод). // Богословские труды . 1984. № 25.
  • / Пер. М. Е. Сергеенко . // Богословские труды. 1985. № 26.
  • Тертуллиан, Квинт Септимий Флорент . Избранные сочинения. / Пер. И. Маханькова, Ю. Панасенко, А. Столярова, Н. Шабурова, Э. Юнца. Составитель и общ. ред. А. А. Столярова . М.: Прогресс-Культура, 1994. 448 стр. 10000 экз. ( перевод 16 трактатов )
  • Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс . О плаще. / Пер. А. Я. Тыжова. Составитель, статьи, комм. Ю. С. Довженко. (Серия «Античное христианство». Раздел «Источники»). СПб.: Алетейя , 2000. 224 сщ.
  • Тертуллиан . / Пер. группы студентов Российского Православного университета под ред. А. Фокина. // Альфа и Омега . М., 2001. № 1-2 (27-28).
  • Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс . / Пер., вступ. ст. и комм. . Науч. ред. В. С. Дуров . (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»). СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. 256 с.
  • Тертуллиан . Против Маркиона. / Пер. А. Пенькевича. // Христианское чтение . СПб.: 2004. № 23.
  • Тертуллиан . / Пер. А. Ю. Братухина. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»). СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. 256 с.
  • Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс . / Пер. А. Ю. Братухина. — СПб.: Издательство Олега Абышко, , 2010. — 576 с.

Комментарии

  1. Полное имя: Quintus Septimius Florens Tertullianus не встречается ни у самого Тертуллиана, ни у других авторов; оно появляется лишь в средневековых рукописях. «Тертуллиан» и «Септимий Тертуллиан» встречается у самого Тертуллиана и у других авторов . Сочетание четырёх элементов имени выглядит правдоподобно, но за его достоверность нельзя ручаться. Когномен (фамильное имя, присоединявшееся к родовому) «Тертуллиан» зафиксировано эпиграфически…
  2. См. Введение к ; однако Барнс отказался от некоторых своих точек зрения в пересмотренном издании 1985 г.
  3. Отрывок из «Praedestinatus», описывающий тертуллианистов, предполагает, что это могло быть так, поскольку тертуллианистский служитель имеет право принадлежать церкви в Риме на том основании, что мученики, которым она была посвящена, были монтанистами. Но отрывок является очень сжатым и неоднозначным.

Примечания

  1. ↑ (англ.) — OUP , 2012. — ISBN 978-0-19-173525-7
  2. Крещ. 20; Покр. 17
  3. напр., Лактанций. Божественные установления V 1
  4. А. Столяров. Тертуллиан. Эпоха. Жизнь. Учение // Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 13
  5. Marina V. (неопр.) . antology.rchgi.spb.ru. — «Огромная заслуга Тертуллиана состоит в том. что он впервые в истории христианской мысли употребил выражения, которые впоследствии прочно вошли в православное троичное богословие. Так, он говорил, что Сын обладает той же сущностью, что и Отец, и что Дух Святой исходит от Отца через Сына; он впервые употребил слово “Троица” по-латыни: и, наконец, он учил, что Отец, Сын и Дух Святой обладают одной божественной природой.» Дата обращения: 1 апреля 2017. 2 апреля 2017 года.
  6. The Oxford Dictionary of the Christian Church. — New York : Oxford University Press, 2005.
  7. .
  8. Jerome , 'Chronicon' 16.23-4
  9. , p. 24, 27.
  10. , p. 11.
  11. Tertullian, De Exhortatione Castitatis 7.3 and De Monogamia 12.2
  12. (неопр.) . newadvent.org . 4 марта 2014 года.
  13. Still, Todd D. / Todd D Still, David E Wilhite. — 2012-12-20. — ISBN 9780567554116 .
  14. (неопр.) . Дата обращения: 15 декабря 2020. 6 августа 2020 года.
  15. Jerome. De viris illustribus. — P. 53.
  16. De Carne Christi, 5.4
  17. от 20 ноября 2012 на Wayback Machine // Казаков М. М. Патристика (3 курс).
  18. De cultu , v-vi
  19. , p. 21.
  20. , p. 17.
  21. (неопр.) . Fordham.edu . 18 ноября 2018 года.
  22. «Tertullian… —…, important early Christian theologian…» «…Sometime before 210 Tertullian left the orthodox church to join a new prophetic sectarian movement known as Montanism (founded by the 2nd-century Phrygian prophet Montanus), which had spread from Asia Minor to Africa…» (англ.) . Encyclopædia Britannica .
  23. . Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» . из оригинала 2 апреля 2017 . Дата обращения: 1 апреля 2017 . Квинт Септимий Флорент Тертуллиан родился около 155 г. в языческой семье. Он получил светское образование и сделался юристом. Обратился в христианство приблизительно в 193 г. в Карфагене. Стал пресвитером. Потом он переехал в Рим, где составил себе обширную юридическую практику. Тертуллиан очень много писал. Около 207 г. он уклонился в монтанизм. Умер Тертуллиан вскоре после 220 г.

Литература

На русском

На английском

  • Timothy Barnes. Tertullian: A literary and historical study. — Reprinted with appendix of revisions 1985. — Oxford: Oxford, 1971. — ISBN 978-0198143628 .
  • Bitel, Lisa M. Bitel & Lifshitz, Felice. Gender and Christianity in medieval Europe: new perspectives. — Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2008. — ISBN 9780812240696 .
  • Daniel, Robin. This Holy Seed: Faith, Hope and Love in the Early Churches of North Africa. — Chester: Tamarisk Publications, 2010. — ISBN 978-0-9538565-3-4 .
  • Andrew J., Ekonomou. Byzantine Rome and the Greek Popes: Eastern influences on Rome and the papacy from Gregory the Great to Zacharias, A.D. 590–752. — Lexington Books, 2007. — ISBN 978-0739133866 .
  • LeRoy, Froom. The Prophetic Faith of our Fathers. — Review and Herald Publishing Association, 1950. — Vol. 1.
  • Schaff, Philip. The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge.

Ames, Cecilia. Roman Religion in the Vision of Tertullian. // Companion to Roman Religion / под ред. Jörg Rüpke. — Oxford: Blackwell. — P. 457–471.

  • Dunn, Geoffrey D. . — New York: Routledge, 2004.
  • Gero, Stephen. Miles gloriosus: The Christians and Military Service according to Tertullian. // Church History. — New York: Routledge, 1970. — P. 285–298.

Ссылки

  • — Проект Тертуллиан: биография, исследования, латинские тексты и переводы на европейские языки

Same as Тертуллиан