Interested Article - Пуни, Иван Альбертович

Иван Альбертович Пу́ни , по-французски Жан Пуни́ ( фр. Jean Pougny ; 20 февраля 1892 , Куоккала 28 декабря 1956 , Париж ) — русско-французский художник, на протяжении творческого развития несколько раз кардинально менявший художественную манеру от авангардизма , кубизма , футуризма и супрематизма до лирического примитивизма в русле направления, в котором также работали Пьер Боннар и Эдуар Вюйяр .

Биография

Родился на семейной даче в посёлке Куоккала на Карельском перешейке (в то время территория Великого княжества Финляндского в составе Российской империи , ныне пос. Репино в Курортном районе Санкт-Петербурга ). Его дед по отцовской линии Цезарь Пуни — выходец из Италии , в 1851 году обосновавшийся в России известный балетный композитор; бабушка по отцовской линии — англичанка . Отец художника, Альберт (после принятия православия — Андрей) Пуни — виолончелист Мариинского театра .

Начальное художественное образование получил дома, брал уроки у И. Е. Репина , под влиянием которого и выбрал путь художника. Отец его мечтал о военной карьере сына, поэтому он был вынужден учиться в 1900—1908 годах в Николаевском кадетском корпусе .

В 1910—1911 годах совершил первую поездку в Париж, где занимался в академии Р. Жюлиана , Коларосси и др. В Париже Пуни открыл для себя творчество Сезанна , набидов , кубистов и фовистов .

В 1912 году, вернувшись через Италию в Петербург, познакомился с Н. И. Кульбиным , Д. Д. Бурлюком , В. В. Маяковским , В. В. Хлебниковым , К. С. Малевичем , участвовал в выставке «Союза молодёжи».

В 1913 женился на Ксении Богуславской , которая тоже была художником, а также дизайнером и поэтессой.

В 1914 году вместе с молодой женой вновь отправился в Париж, где впервые выставлял свои работы в Салоне Независимых .

Вернувшись в Петроград перед самым началом Первой мировой войны , стал организатором и главным спонсором скандальных футуристических выставок 1915 года « Трамвай В » и « 0,10 ».

Его квартира в родительском доме 1 на Гатчинской улице в Санкт-Петербурге с 1913 по 1915 год была местом встреч художников и поэтов, авангардистов и футуристов .

В 1918 году участвовал в праздничном оформлении Петрограда к революционным праздникам .

В 1919 году преподавал в Художественном институте в Витебске , куда прибыл в январе по приглашению Марка Шагала . В октябре 1919 года вернулся в Петроград, а в январе 1920 года чета Пуни эмигрировала — через Финляндию в Германию (1920), затем во Францию (1924) .

В 1921 году в берлинской галерее Штурм (Sturm-Galerie) её владелец Герварт Вальден провел персональную выставку Пуни . В 1923 году в Берлине был опубликован программный текст Пуни «Современная живопись» , в котором он свёл свои счёты с беспредметным искусством.

После окончательного переселения во Францию в 1924 году, стиль Пуни постепенно приблизился к лирическому примитивизму — близкой по духу манере, в которой также работали Пьер Боннар и Эдуар Вюйяр .

В 1946 году принял французское гражданство.

В период с 1921 по 1956 год провёл 12 персональных выставок в Берлине, Париже, Нью-Йорке и Лондоне и участвовал в более ста групповых выставках .

Награды: Кавалер ордена Почетного легиона — 1952.

Примечания

  1. ↑ (нидерл.)
  2. ↑ Jean Pougny // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. Lodder C. Jean Pougny // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2017. — ISBN 978-1-884446-05-4
  4. Berninger, Herman & Cartier, Jean-Albert . Pougny. Jean Pougny (Iwan Puni) 1892—1956. Catalogue de l` oeuvre. Tome 1: Les Années d`avant-garde, Russie — Berlin, 1910—1923. Tübingen, Éditions Ernst Wasmuth, 1972.
  5. Berninger, Herman. Pougny. Jean Pougny (Iwan Puni) 1892—1956. Catalogue de l` oeuvre. Tome 2: Paris-Cote d’Azur, 1924—1956, Peintures. Tübingen, Éditions Ernst Wasmuth, 1992.
  6. ↑ Iwan Puni. 1892—1956. Katalog zur Ausstellung des Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris und der Berlinischen Galerie. Bearb. v. Jean-Louis Andral, Jean-Claude Marcadé und Marie-Anne Chambost. Stuttgart, Hatje, 1993.
  7. Сарабьянов, Д.В. Иван Пуни, 1892—1956 (серия «Художники русской эмиграции»). М.: Искусство-XXI век, 2007.
  8. С августа 1915 Пуни жил на Петрозаводской : «мы сейчас переезжаем на новую квартиру и потому у меня хлопот полон рот. Новый адрес с 1-го августа — Петроградская сторона, Петрозаводская улица д. № 3, кв. 11.» (из письма Пуни Малевичу , июль 1915 от 22 декабря 2007 на Wayback Machine .
  9. Пуни, Иван . Современная живопись. Берлин, Изд. Л. Д. Френкель. 1923.

Библиография, источники

  • Berninger, Herman & Cartier, Jean-Albert . Pougny. Jean Pougny (Iwan Puni) 1892—1956. Catalogue de l` oeuvre. Tome 1: Les Années d`avant-garde, Russie — Berlin, 1910—1923. Tübingen, Éditions Ernst Wasmuth, 1972.
  • Berninger, Herman. Pougny. Jean Pougny (Iwan Puni) 1892—1956. Catalogue de l` oeuvre. Tome 2: Paris-Cote d’Azur, 1924—1956, Peintures. Tübingen, Éditions Ernst Wasmuth, 1992.
  • Iwan Puni. 1892—1956. Katalog zur Ausstellung des Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris und der Berlinischen Galerie. Bearb. v. Jean-Louis Andral, Jean-Claude Marcadé und Marie-Anne Chambost. Stuttgart, Hatje, 1993.
  • Сарабьянов, Д. В. Иван Пуни, 1892—1956 (серия «Художники русской эмиграции»). М.: Искусство-XXI век, 2007.
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства : история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
  • Вера Лурье . // «Студия» 2006, № 10
  • Лившиц Б. — Л.: Сов. писатель, 1989. — с. 309—546
  • Лихачёв Д. С. Воспоминания. — Изд. 2-е — СПб.: «LOGOS», 1999.
  • — Минск, 2016. С.135-138.
  • Муромцева О. В. Поиски художественного синтеза и новой выразительности в творчестве Ивана Пуни и Джино Северини начала 1920-х годов // : сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — М.: МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 497—507.

Same as Пуни, Иван Альбертович