Джейланьяр Ханым-эфенди
- 1 year ago
- 0
- 0
Салиха́ Наджие́ Ханы́м-эфе́нди ( тур. Saliha Naciye Hanım Efendi ; 1882/1887 (?), Бартын — 4 декабря 1923/4 февраля 1924, Стамбул ) — пятая и последняя жена (икбал) османского султана Абдул-Хамида II и мать двоих его детей. Дети Салихи Наджие стали последними султанскими детьми, в честь рождения которых проводились официальные празднования по всей империи.
Согласно книге турецкого мемуариста Харуна Ачбы «Жёны султанов: 1839—1924», Салиха Наджие родилась в 1882 году в бартынской деревне Юкары Инсание . Турецкий историк Недждет Сакаоглу же указывает возможным местом рождения девушки Адапазары , а годом — 1887 год; он также отмечает, что в архивах встречается вариант имени Атике Наджие . Ачба её родителями называет Арслана Анкуапа и его жену Джанхыз-ханым. Отец девочки принадлежал к группе абхазов-земледельцев, проживавших в Османской империи . Сакаоглу, ссылаясь на Йылмаза Озтуна, пишет, что вся семья Салихи Наджие жила в Бартыне, а отец её, вероятно, скончался там же в 1920 году . При рождении Салиха Наджие была названа Зелихой, а своё двойное имя она получила уже в султанском дворце. Помимо Зелихи в семье была по меньшей мере ещё одна дочь — Асие-ханым .
Ачба пишет, что во дворец Салиху Наджие привёл один из земляков её семьи, служивший там. По слухам, Черкес Кабасакал Мехмед-паша, один из шпионов султана Абдул-Хамида II , остановился в Бартыне, когда искал в Анатолии девушек для дворцовой службы. Услышав о прибытии Кабасакала Салиха Наджие вместе с сестрой Асие-ханым отправилась навстречу к нему, чтобы просить забрать их во дворец. Мехмед-паша выполнил просьбу девушки . Сакаоглу, ссылаясь на турецкого драматурга Нахида Сырры Орика, приводит немного иную версию попадания девушки во дворец: «Кабасакал Мехмед-паша (муж Наиле-султан и Эсмы-султан ) был из черкесского рода, поселившегося в районе Адапазары во время значительной миграции с Кавказа . Для сбора невольниц во дворец он посетил свою родную деревню и настоятельно хотел увезти Наджие во дворец Йылдыз. Её отец был зажиточным и утверждал, что дочерей своих не продаёт. Однако в итоге он вынужден был согласиться. После получения дворцового воспитания она была представлена Падишаху» .
Три года Салиха Наджие обучалась и служила в султанском дворце , а затем 4 ноября 1904 года стала женой султана Абдул-Хамида . Сакаоглу же считает, что 4 ноября 1904 года это дата, когда Салиха Наджие попала во дворец Йылдыз в качестве гёзде (фаворитки) султана, которому на тот момент было уже 62 года . Ачба отмечает, что Салиха Наджие стала последней наложницей Абдул-Хамида, получившей титул жены (кадын/икбал). Через год Салиха Наджие родила сына Мехмеда Абида-эфенди , а в 1908 году — дочь Самие-султан, умершую в возрасте одного года . Дети Салихи Наджие стали последними детьми Абдул-Хамида II и последними султанскими детьми, в честь которых проводились официальные празднования рождения «веладет» в столице и провинциях, что обеспечило женщине особое место в истории . После рождения Самие Салиха Наджие получила от мужа титул пятой икбал, который редко встречался в дворцовом протоколе . Сакаоглу и турецкий историк Чагатай Улучай подтверждают эту версию: они пишут, что Салиха Наджие родила обоих детей в статусе шестой икбал, а уже позже получила повышение в связи с тем, что были повышены другие икбал .
Сакаоглу отмечает, что нельзя сказать, что 4 года, которые Салиха Наджие провела во дворце Йылдыз в статусе икбал, были для неё счастливыми. Помимо других факторов много вопросов вызывала разница в возрасте, составлявшая 45 лет. Кроме того, к моменту брака пожилой Падишах имел десять жён, большинство из которых были довольно молодыми, но он взял ещё одну . Тем не менее, Улучай пишет, что поскольку Салиха Наджие была самой молодой женой, Абдул-Хамид II уделял ей особое внимание; связь султана с пятой икбал укрепилась с рождением детей; кроме того, Улучай пишет, что Салиха Наджие тоже очень любила и уважала Абдул-Хамида .
Ачба отмечает, что те, кто видел и знал Салиху Наджие Ханым-эфенди, говорили, что она была очень тихой и благочестивой. Также по слухам, другие жёны султана по сравнению с ней не были красивы, а сама она очаровала Абдул-Хамида своей скромностью. О её честности и добросердечии ходили легенды. Когда Абдул-Хамид был свергнут в 1909 году, Салиха Наджие вместе с мужем отправилась в изгнание в Салоники . Сакаоглу отмечает, что отъезд в Салоники совпал для Наджие с периодом большой скорби: двумя месяцами ранее скончалась единственная дочь Салихи Наджие Самие-султан. Кроме того, во время отъезда была потеряна сумка с драгоценностями Салихи Наджие, которую позднее передали старшему сыну Абдул-Хамида шехзаде Мехмету Селиму-эфенди , который, в свою очередь, долгое время отказывался вернуть сумку и её содержимое её хозяйке . Будучи очень преданной, она никогда не соглашалась покинуть мужа ; Улучай отмечает, что Салиха Наджие считалась второй по верности мужу после Мюшфики Кадын-эфенди женой султана . Вплоть до 1912 года она жила под арестом с мужем в особняке Аллатини, а после 1912 года — во дворце Бейлербейи в Стамбуле .
После смерти Абдул-Хамида в 1918 году вместе с сыном она удалилась в свой особняк в Эренкёе и до самой своей смерти получала жалование, размером 5 тысяч курушей от государства .
Сакаоглу отмечает, что журналист Зия Шакир в своей книге «Последние дни Абдулхамида» пишет, что Наджие всегда предупреждала сына Абида-эфенди не строить планов на престол, что быть сыном Падишаха — не значит абсолютно ничего и ему придётся работать, чтобы выбиться в люди .
Ачба пишет, что Салиха Наджие была глубоко несчастна после смерти мужа и, как говорили, она умерла от горя в своём особняке 4 декабря 1923 года . Однако Сакаоглу и Улучай считали, что Салиха Наджие скончалась 4 февраля 1924 года — за месяц до издания указа о высылке династии Османов из страны . Тело пятой икбал Абдул-Хамида II было погребено в пристройке к тюрбе Махмуда II .