Тегеран
- 1 year ago
- 0
- 0
«Тегеран-43» — детективный фильм 1980 года , совместно произведённый киностудиями « Мосфильм », « », « ». В ролях снимались как советские актёры Игорь Костолевский , Наталья Белохвостикова , Армен Джигарханян , так и звёзды мирового кино ( Ален Делон , Курд Юргенс , Клод Жад ). Телеверсия фильма называется «Покушение» .
В 1981 году был номинирован на Государственную премию СССР .
Действие картины развивается по двум сюжетным направлениям: в 1943 году и в 1970-е годы. Через весь фильм проходит история любви советского разведчика Андрея Бородина и француженки русского происхождения Мари Луни, переводчицы с персидского языка ( Иран ).
. По заданию гитлеровского руководства в Тегеран накануне переговоров глав правительств трёх союзных держав проникает группа немецких террористов, возглавляемая агентом Шернером («Палач»). Официальный повод для приезда — сопровождение тела богатого иранца, умершего в Швейцарии. Смерть на самом деле является подстроенным убийством. Адвокат умершего — месье Симон везёт гроб в Тегеран в сопровождении нанятых переводчицы и агента похоронной конторы. Переводчица — Мари Луни — русская по происхождению, владеет французским, русским, английским и фарси. Под видом гробовщика скрывается убийца Макс Ришар, нанятый Шернером. В аэропорту ( Женева (Швейцария) ) Мари знакомится с Андрэ, не зная, что он советский разведчик, тайно следующий в Тегеран для обеспечения безопасности переговоров. После похорон тела иранца убивают адвоката Симона: накануне он делился подозрениями о том, что смерть его клиента не случайна. Убить должны и Мари, но её спасает Андрэ.
В результате их усилий сложная террористическая операция со множеством отвлекающих ходов успешно предотвращается. Однако организатору покушения Шернеру и его главному подручному, наёмному убийце Максу Ришару, удаётся уйти от возмездия.
В 1970-е годы интерес к этой истории возрождается вновь в связи с тем, что неожиданно появилась считавшаяся утерянной плёнка с кинохроникой событий тех лет. Киноплёнку сохранил Макс Ришар, который решил её продать с аукциона вместе с написанными мемуарами о его собственном участии в покушении. Он смотрит фильм и в тоскливом одиночестве, и вместе с теми, кто пытается его продать или купить, и в компании Франсуаз — женщины, которую ему «подставили» нынешние террористы.
Когда было объявлено об аукционе, Шернер и его приспешники — участники террористической организации, начинают охоту за плёнкой и за оставшимися в живых свидетелями — Максом Ришаром и Мари Луни. Этими же материалами заинтересовались и в Советском Союзе. Андрей Бородин как участник тех событий едет на аукцион и одновременно пытается найти Мари. Теперь Макс узнаёт от Франсуазы, что она работает на Шернера. Макс не верит ей. Позже она забирает его в новое тайное укрытие.
В результате поисков с помощью инспектора Фоша Андрей находит дочь Мари, а затем и её саму. Но через несколько минут после их встречи Мари погибает от рук приспешников Шернера, которые несколькими днями ранее срывают аукцион, пытаясь убить Макса Ришара, одновременно похищая из банка оригинал плёнки и мемуары. В финале Шернер находит и убивает Макса. Пока адвокат Легрейн ведёт переговоры с Франсуазой и с Шернером, Андрей встречается с дочерью Мари. В конце концов Андрей возвращается в Москву.
В фильме снимались три международные звезды: Ален Делон (в роли французского инспектора полиции), Клод Жад (она также играла в другом советском фильме, « Ленин в Париже ») и Курд Юргенс , который сыграл здесь свою последнюю роль в кино.
Лейтмотив фильма — ставшая впоследствии известной песня « Une vie d’amour » в исполнении Шарля Азнавура .
Владимир Наумов: «Конечно, присутствие Делона в картине очень помогло её успеху. 100 миллионов билетов было продано у нас в СССР, это колоссальное количество, это был рекорд в том году. Картина получила главный приз на Московском международном фестивале и ещё много призов самых разных. Очень хорошо прошла во Франции и была продана во многие страны мира».
«Среди ярких и, право же, необычных для нас актёрских дуэтов — Наталия Белохвостикова и Ален Делон, Армен Джигарханян и Клод Жад, Жорж Жере и Альберт Филозов… Причём очень важно, что западные кинозвёзды не просто блистают на небосклоне „Тегерана“, а с полной отдачей работают на выражение идеи, политической и художественной концепции фильма.» (Андрей Зоркий / «Советский экран» № 5, 1981).
Через много лет вышел документальный фильм «Воспоминания о создании фильма „Тегеран-43“». В нём Владимир Наумов вспоминает, как из-за невозможности провести натурные съёмки в Тегеране были специально построены макеты жилых кварталов в одном из московских павильонов.
Шатров Михаил, Алов Александр, Наумов Владимир. Тегеран-43 (киносценарий). — М.: Искусство, 1986. — 134 с. — (Библиотека кинодраматургии).