Interested Article - Финские татары

Имам Энвер Йилдирим и финские татары у мечети Ярвенпяа , 1989 год

Финские татары ( тат. финляндия татарлары/Finlandia tatarları , фин. Suomen tataarit , швед. Finländska tatarer) — этническое меньшинство в Финляндии , численностью около 600—700 человек (по данным на 2020 год). Первое поколение поселилось в стране в конце XIX — начале XX века. Это были татары-мишари из Нижегородской губернии . Современные татары в Финляндии продолжают мусульманскую веру своих предков, говорят на мишарском диалекте татарского языка. До 1970-х годов называли себя турками . У них есть своя исламская ассоциация в Хельсинки . Они очень хорошо сохранили свои традиции, но некоторые пессимистично относятся к своему будущему из-за участившихся смешанных браков с финнами. Из финских татар вышло большое количество известных спортсменов, предпринимателей, политиков и т. д. Они были первыми, кто перевёл Коран на финский язык.

История

Магазин тканей Гомара Габдрахимова . Фотография сделана в 1920 году
Татары в Хельсинки — 1920 год

Первые мусульмане в Финляндии

До основной миграционной волны татар на территории Финляндии можно было встретить в составе российских войск. В январе 1557 года при осаде Таллина они участвовали в составе казачьего войска Ивана Грозного , где оказались после завоевания Казанского ханства . Татары также участвовали в оккупациях Большой и ненависти, и в Русско-шведской войне .

В 17 веке через Финляндию в Стокгольм проходили татарские торговцы .

В XIX веке, в рядах армии Великого Княжества Финляндского , находились служилые татары . По разным версиям первые упоминания про них имеются в 1812 годах, либо же с 1836 года . Некоторые исследователи университета Хельсинки утверждают, что в 1808 году в Финляндии проживало около 1500 татар.

После прибывших мусульманских солдат из Оренбургского магометанского духовного собрания в 1836 году на роль имама Свеаборга был направлен Бикчантай Бикбов, проработавший с 1836 по 1856 годы и после переведенный в материковую часть Гельсинфорса . В 1857 году на место Бикбова пришел Ахмет Сафа Бакиров, прослуживший до 1865 года в должности окружного штатного муллы Финляндии. Позже Гиззятулла Тимергалиев был назначен гвардейским муллой в Гельсинфорсе и Свеаборга с 1866 по 1906 год .

Солдатам, служившим в российской армии, независимо от вероисповедания, разрешили остаться в Финляндии, однако потомков этих татарских солдат не обнаружено. Большинство из них стали странствующими торговцами .

Миграция татарских торговцев

Основное переселение татар в Финляндию произошло в конце 19 — начале 20 века. Одним из первых был дед Хамидулла, приехавший из Петербурга в Выборг в 1868 году. Среди первых татарских торговцев в стране также были Самалетдин Юсуф и Галяутдин Салават . Половина приезжих купцов были из села Актуково Сергачского уезда Нижегородской губернии , а другая половина из окрестных деревень . Являлись ц-окающими татарами-мишарями . В России летом они занимались земледелием, фермерством, коневодством . В остальное время занимались торговлей, продавая ткани, меха, одежду и мыло, сначала в Санкт-Петербурге , а затем и Финляндии .

Изначально Финляндия стала просто новым рынком сбыта товаров для татар. В начале 1880-х годов несколько десятков человек занимались продажами с интервалом в пару месяцев. Торговые поездки стали становиться регулярными после завершения строительства железной дороги несколькими годами ранее. В 1891 году пути уже простирались до Оулу и Кеми , и там начали появляться татарские торговцы. Сначала они возвращались в родные деревни, заработав достаточно денег, но когда стало ясно, что в Финляндии экономические условия лучше, татары стали переезжать в страну. Свою роль сыграл и относительно хороший прием финнов. Многие татары, прибывшие в Финляндию, первоначально поселились в Выборге , но после присоединения города к Советскому Союзу они в основном переехали в Хельсинки, Турку и Тампере, где уже жили татары .

Татары, практиковавшие транзитную и рыночную торговлю в стране, вскоре начали открывать свои торговые точки. Некоторые из них первоначально поселились в районе , где продавали хлопчатобумажные изделия, шелковые ткани, ковры и меха. Терийоки, среди прочих, был и до советской эпохи важным торговым центром. В Тампере же торговля тканями была основным источником дохода. Многие татары основывали собственные предприятия .

После революции 1917 года значительная часть татарского низшего купечества, осевшего в Финляндии, начала перевозить свои семьи в страну. Однако обычно это удавалось только в 1921 годах, поскольку российско-финская граница была в основном закрыта до Тартуского мира . Татарам, которые хотели переехать в Финляндию, приходилось обращаться за визой в посольства находившиеся Москве или Петрограде . Помощь была получена, среди прочего, от профессора , имевшего связи с влиятельными людьми. Переселение членов семьи в Финляндию были возможны до 1929 года. После этого переезжать стали либо нелегально, либо за большие деньги .

Деревни

Список деревень, где родилось первое поколение.

Финское гражданство

После того как Финляндия стала независимой, многие татары жившие с в стране стремились получить гражданство. И всё же в 1939 году около половины из них остались в стране по нансеновскому паспорту . На это повлияло, среди прочего, то, что финское государство требовало от них доказать, что они непрерывно находились в стране не менее пяти лет, и доказать, что они в состоянии обеспечить себя и свои семьи. Доказать это стало легче только после Второй мировой войны. Первым татарином получившим финское гражданство был Садык Айнетди в 1919 году. Его паспорт находится в Национальном архиве Финляндии .

Вторая мировая война

Военнопленные

Военнопленный из Казани Махмут Рахим играет на скрипке в Тампере в сопровождении (слева направо) Фатиха Арата, Летфуллы Байбулата, Айсы Хакимжан и Билалетдина Каадера. (1944).

После Советско-финской войны 1940 года в Центральной тюрьме Турку в апреле находилось 367 русских военнопленных, включая татар. После освобождения четверо из них — Ибрагим Рахман, Халидулла Утарбай, Зекерие Абдулла и Салих Захидулла, как сообщается, присоединились к татарской общине, но к концу десятилетия их уже не было в Финляндии. С февраля 1942 года почти тридцать так называемых военных иммигрантов находились «под опекой и наблюдением» Хельсинкской татарской общины. Военнопленный из Казани, учитель Махмут Рахим, руководил молитвами общины Тампере в 1942—1944 годах .

Татары из Эстонии

На рубеже веков в Эстонии проживало пять татарских семей. В 1920-е годы ещё больше татар собралось в Таллине , Нарве , Йыхви и Раквере , пока их численность наконец не составила около 200—300 татар. В конце 1943 года многие переехали оттуда на моторных лодках в Финляндию. Они зарегистрировались как политические беженцы, а некоторые попытались попасть в финские вооруженные силы, что получилось у троих эстонских татар: Ибрагим Зарип, Ахмед Хайретдинов и Рафик Мокс. Зарип, принятый матросом на военно-морскую базу Турун, не вернулся из вечернего отпуска и позже был найден в Нью-Йорке . После службы Хайретдинов переехал в Швецию, а Мокс переехал в Канаду. Шестеро эстонских татар и члены их семей получили вид на жительство в стране. Со временем ещё двум семьям было выдано гражданство .

Из-за страха принудительного возвращения и неопределенных условий в Финляндии многие эстонские татары, приехавшие в Финляндию, продолжили свое путешествие в Швецию, особенно в район Большого Стокгольма . До их прибытия в Швецию, как известно, там жил один татарин, кожевник Ибрагим Умаркаев. В 1949 году татары, поселившиеся в Швеции, основали ассоциацию, которая первоначально называлась « Turk-Islam Föreningen i Sverige för Religion och Kultur » (Шведская турецко-исламская ассоциация религии и культуры), позже сокращенная до «Islam Församlingen i Sverige» («Шведская исламская ассоциация религий и культуры»). Конгрегация"). Ассоциация содержала кладбище в южной части Стокгольма. Татары потеряли много людей в своей исламской общие в 1960-х и 1970-х годах в виду миграции большого количества людей в Финляндию. В 1980-е годы подсчитали, что в стране проживало около 50 «чистокровных» и 30 «полукровных» татар. Татарка Дидар Самалетдин вместе со своим мужем в 1983 году основала ресторан «Чингизхан» в Сёдермальме .

Татары в военном деле

Надгробие в честь татарских воинов. Находится на мусульманском кладбище в Хельсинки

Всего в Советско-финской войне (1939—1940) и (1941—1944) годов на стороне Финляндии приняло участие 156 финских татар. Десять из них погибли на войне. Кроме того, 13 человек были ранены, из них 7 стали инвалидами . На « Лотта Свярд » работала 21 татарка . Павшие воины были увековечены на мемориальной доске, прикрепленной к стене дома татарской общины в 1987 году. Также татар поминают и на в Хельсинки.

Связи с родственниками

К началу XX века в Санкт-Петербурге сформировалась община, состоявшая в основном из мишарей Нижегородской области. Некоторые из них переезжали в Финляндию, а некоторые оставались в городе. Татары Финляндии поддерживали связь с ними и их родственниками до 1930-х годов, а в 1920-е годы нелегально пересекали границу. Общение прекратилось в результате ужесточения пограничного контроля. До этого они также помогали другим татарам города, отправляя им деньги через посредников, а именно , и братьев Камалетдиновых. Также была оказана личная помощь богослову Мусе Бигиеву . Когда он был арестован в Москве, финская община в 1923 году направила письмо турецкой администрации с просьбой помочь в его освобождении, а в 1930 году также была предпринята попытка доставить его в Финляндию .

Летфулла Шарипжанов

Татар СССР, пересекавших границу и переводящих деньги финским татарам, время от времени обвиняли в «шпионаже в пользу Финляндии», а некоторых из них за это казнили. В их число входит Летфулла Шарипжанов, мулла села Актуково, бывший младший унтер-офицер царской армии. В 1920-е годы он часто приезжал в Финляндию, чтобы встретиться с родственниками. В 1937 году его расстреляли. Был реабилитирован в 1989 году .

В середине 1950-х годов переписка и поездки на советскую сторону позволили восстановить прерванные связи с родными, хотя только на рубеже 1960-х и 1970-х годов контакты с Казанью начали укрепляться по мере приезда гостей из Татарстана. В конце 20 века они смогли посетить свои родные деревни .

Татарская идентичность в Финляндии

В 1900-х годах у татар в Финляндии были разногласия по поводу того, как себя идентифицировать. Первое поколение называло себя просто «мусульмане». Но после образования Турецкой республики (1923 г.) татар стали идентифицировать как «турок» .

Считается, что причина была в том, что слово «татарин» считалось русским эпитетом с дурным оттенком. Кроме того, Турция была первой тюркской нацией, и поэтому они вдохновились национальным духом Кемаля Ататюрка .На самом деле, причина была в том, что финские «татары» опасались оказаться в СССР, и поэтому именовали себя турками, чтобы иметь какую-то защиту в лице Турецкой республики. Начиная с 1970-х годов, этноним «татарин» постепенно начал вновь утверждаться, главным образом в результате отношений, сложившихся в Поволжье.

Из-за этого обычно меняли имена татар, чтобы они соответствовали используемым в Турции (например: Ахсан — на Ахсен) .

В настоящее время «татары» в Финляндии больше связаны со своими татарскими корнями и не идентифицируют себя как турки, хотя некоторые ностальгируют по своему «турецкому детству» .

Культура

Религия

Главное здание Хельсинкских татар

Татары в Финляндии — мусульмане-сунниты. У них есть своя « », основанная в 1925 году в Хельсинки. Первые метрические книги, фиксирующие татарское мусульманское население, датированы в 1836 году, и существовали до 1914 года, пока не была создана «Мусульманское благотворительное общество Хельсинки» в 1915 году . Нынешним имамом является уроженец России Рамиль Беляев. В Ярвенпа у них есть . В Тампере у местных татар тоже есть своя . Другие мусульмане также приходят помолиться в здание татарской ассоциации, но только татары принимаются в члены ассоциации после трехлетнего испытательного периода. Участник должен знать татарский язык . Паломничества в Мекку общины совершают с 1920-х годов. Первым кто перевел Коран на финский язык были татарский предприниматель в 1942 году. Примерно в то же время другой татарский предприниматель распространял экземпляры Корана среди мусульманских военнопленных в Финляндии и Германии. Татары в Финляндии не сообщают о своей вере публично, причём только татарам разрешено вступать в их ассоциацию .

Самыми известными зарубежными гостями исламской ассоциации были президент Туниса Хабиб Бургиба , посол Ирака Салих Махди Аммаш , президенты Татарстана Рустам Минниханов (дважды) и Минтимер Шаймиев , а также президенты Турции Абдуллах Гюль и Реджеп Тайип Эрдоган (на тот момент премьер-министр). Также гости из самой Финляндии — Якоб Сёдерман , Элизабет Рен , Мартти Ахтисаари и Тарья Халонен . В общине также были имамы из других стран, такие как крымский татарин Абдуррахман Кая и турок Энвер Йылдырым. В 2020 году имамом финской исламской общины станет уроженец России Рамиль Беляев, а председателем правления станет Гёльтен Бедретдин, работающая экономистом, которая является первой женщиной возглавляющей татарскую общину.

Татары, планировавшие строительство мечети в Хельсинки 1917 году. Слева направо в первом ряду Фатих Карими, Хади Максуди, Вели-Ахмед Хаким , Муса Бигеев , Абдулфаттах Хаджиев; на заднем ряду Рушан Али, Фатхулла Кари, Умар Абдрахим , Рахим Батыраков, Имад Джамалетдин.

Отдельно татарская община Тампере также поддерживает контакты за рубежом. Среди прочих их гостями были муфтии Талгат Таджуддин из Уфы и Равиль Гайнутдин из Москвы, которые, в свою очередь, пригласили в гости татар из Тампере. Многие исламские политические беженцы оказали влияние на Тампере в начале 20 века. Первого имама в город пригласили уже в 1910-е годы из Казани . Председателем общины в 2020 году является предприниматель Вахит Вафин .

Татары в Финляндии ведут себя сдержанно, а ислам, который они исповедуют, называют «либеральным исламом». Бывший председатель общины, адвокат Атик Али, описывает, что их ислам в основном можно назвать умеренным, если сравнивать его с экстремистскими движениями, но в остальном, по его словам, татары исповедуют одну и ту же «единую и истинную мусульманскую веру». Более набожных мусульман можно найти среди людей старшего поколения, тогда как молодые больше полагаются на родной язык и культуру при определении своей национальной идентичности. Востоковед писал на эту тему следующее: «Ислам волжских тюрок (татар) должен был рано адаптироваться к правлению русских и поэтому всегда был очень умеренным, в отличие, например, от Кавказа, где существовали сильные экстремистские движения» .

Мусулманская надпись на здании исламской общины

Язык

Письмо финских татар на татарском языке арабской графикой. 1900-е годы.

Татары в Финляндии говорят на мишарском диалекте . У них финский акцент, который отличается от русского акцента татарского языка. Сначала татары в Финляндии использовали арабский алфавит. С 1930-х годов они начали переходить на латиницу. Это было в основном из-за того, что они идентифицировали себя с турками и хотели использовать тот же алфавит, а также из-за движения яналиф , которое происходило в СССР. К 1950-м годам большинство татарских изданий в Финляндии уже использовали латинский алфавит. В 1960-х годах они начали использовать его и при обучении языку своих детей. Конечно, не каждый татарин был рад этому изменению курса и хотел по-прежнему использовать арабский алфавит, но было уже слишком поздно .

Пример финско-татарского языка на латинице:

«Finlandiyä tatarlarınıñ törki cämiyäte 1800 nçe yıllarnın ahırında oyışkan. Ul vakıtta Tübän Novgorod guberniyäse Sergaç öyäzeneñ avıllarınnan tatar säüdägärläreneñ törkeme Finlandiyägä kilgän. Finlandiyä ul zaman Rusiyä kulastında bulgan» .

— Kadriye Bedretdin (Кадрие Бедретдин).

Имена и фамилии

Большинство татарских фамилий в Финляндии не используют русские суффиксы. Татары убрали их из названий обычно во время обретения Финляндией независимости (1917 г.). Финские исследователи считают, что это связано с тем, что они не хотели, чтобы финны считали их русскими во время конфликта. К примеру, «Хакимов» стал «Хаким». Из-за неправильных и несовершенных переводов имен татарские имена в Финляндии пишутся по-разному и обычно не так, как они пишутся в литературном татарском языке в России .

Наиболее распространенными фамилиями среди финских татар в 1970 годах были Самалетдин, Бедретдин, Али, Саадетдин, Хайретдин, Айнетдин, Хамидулла/Хамидуллин, Шакир, Хасан, Арифулла/Арифуллин, Садик, Алькара, Асис, Бешар, Осман, Нисаметдин, Фетхулла и Вафин .

Искусство

Поэзия

В целом тема татарской поэзии заключается в повествовании о родных краях и о человеческих судьбах. Одним из самых выдающихся татарских поэтов Финляндии был , он специализировался на юмористических и написанных в стихотворной форме произведениях . Поэтесса Гяухар Туганай (1911—1998), напротив, написала много стихов о природе. В поэзии Айсы Хакимджан часто присутствовала тоска по родному селу Актуково (Актук) . Среди прочих, и Хасан Хамидулла также выражали себя через поэзию . Фазиле Насретдин опубликовал свой сборник стихов «Туксан тугыз хайку» на татарском, впервые в японском поэтическом стиле хайку , в 2022 году .

Музыка

Музыкант Дениз Бедретдин в начале 1970-х. Является фронтменом группы Башкарма.

Существует финская татарская группа , основанная в 1985 году. Фронтмен этой группы, , также основал ещё две группы в Казани, а в 1968 году в Хельсинки — рок-группу «Звуки Чингисхана» . У татар Финляндии также были свои певческие хоры. Среди талантливых певцов общины были Хамит Хайредин, Зейтуна Абдрахим, Наим Садик, Хамдуррахман Хакимкан, Алие Хакимкан, Хамид Чайдам, Дина Абдул и Бетюль Хайретдин. Из музыкантов можно выделить Халида Курбанали, Бату Алькара и Адама Каныкова, последний из которых был другом композитора Яна Сибелиуса .

Халид Курбангали в Тампере

Кухня

Самая известная татарская еда в Финляндии, среди финнов, это Беляш ( pärämäç) . Впервые он был продан финнам в 1960-х годах в Тампере. Сейчас перемеч продается в магазинах Финляндии . К традиционным блюдам относится также казылык и все блюда употребляемые татарами по сей день .

Театр

Афиша Галиябану — пьеса Мирхайдара Файзуллина . Создан татарами Тампере, 1946 г.

Татары организовали в Финляндии театральные представления на своем языке. Самым активным периодом был XX век. В Тампере спектакли ставились , куда приглашались представители общины из других частей Финляндии. В акциях принимали участие политические беженцы, такие как Гаяз Исхаки и Муса Бигиев . В Хельсинки площадками для выступлений были Финский национальный театр и . В 1950 году татары Хельсинки исполнили в театре Тампере пьесу Мольера « Скупой » Среди пьес Мирхайдар Файзуллин и Гаяз Исхаки .

Спектакль в Хельсинки в 1950 году

В 1930 году в Финляндии было организовано первое представление на татарском языке. Это была музыкальная драма Мирхайдара Файзи «Галия-бану». Они также исполняли произведения Галиасгара Камала и Гаяза Исхаки .

Позже они выступали и за границей, в 1939 году в Эстонии, в 1992 году в Казани и в 1994 году в Нью-Йорке. Татарский деятель Луара Шакирзянова ставила общественные спектакли в Хельсинки в 1990-е годы . Среди общины были и драматурги, такие как .

Книгоиздание

Несмотря на небольшую численность общины, издательская деятельность финских татар была была. Издавались книги по истории, мемуары, биографии, рассказы, стихи, пьесы, пословицы, песни, религиозная литература, учебники родного языка, детские книги и журналы. Татарская община издавала много книг на татарском языке, а также на финском. Местный татарский бизнесмен по имени Зиннатулла Имадутдинов опубликовал первый Коран на финском языке в 1942 году .

Самым активным татарским издателем в Финляндии был Хасан Хамидулла, чья, самая известная работа — история села Актук . Предприниматель Зиннетулла Ахсен Бёре опубликовал первый перевод Корана на финском языке .

В 2016 году издание опубликовало татарско-финский словарь . В 2020 в Финляндии также вышла книга про историю татар .

Татарская община сегодня

В 1961 году в Финляндии насчитывалось 927 членов татарской общины. В 2020 году в Финляндии проживало примерно 600—700 татар. В основном они живут в Хельсинки , Тампере , Турку и Ярвенпа . Многие молодые татары не могут найти супруга среди малочисленной общины. Некоторые ездили в Россию, чтобы найти супруга. Бывали случаи, когда татарки женились на турках. Однако теперь всё чаще женятся на финнах .

Спорт

Татарская спортивная команда «Йолдуз»

Татары представлены во многих профессиональных видах спорта в Финляндии, особенно в хоккее и футболе. Уже первое поколение поощряло своих детей заниматься спортом в новой стране. Они также создавали свои собственные команды.

играл за сборную Финляндии по футболу в серии SM и за границей. В 2007 году попал в и был назван «Львом хоккея с шайбой». выиграл шесть чемпионатов Финляндии и принял участие в двух чемпионатах мира. Хакимжан выиграл четыре золотых медали чемпионата по хоккею с шайбой и получил почетный знак от как судья международного уровня .

Хоккеисты Рашид Хакимжан(справа) и Лотфи Насиб(слева).

Братья Фейзи , , и играли в хоккей в 1930-х и 1940-х годах . В Ильвесе играли и Саадетдиновы, а также брат Лотфи Насиба и его сын . Всего татары в рядах Ильвеса завоевали в общей сложности восемнадцать золотых медалей ЧМ .

Татарский футбольный клуб «Алтын Урда» (Золотая Орда) в Териоки в 1934 году

, помимо чемпионатов Финляндии, провел два сезона в Швеции, во второй высшей лиге страны .

Исмаил Найман выиграл юношеский чемпионат по бейсболу в команде Тампереен Пюринто в 1926 году. Ему также был присвоен титул короля нападающих от команд (1943) и (1948 и 1950). , фигурист погибший на войне, финишировал в пятёрке лучших на ЧМ 1939 года . Урал Самалетдин играл в боулинг в команде Вухти-Вейки в Хельсинки и выигрывал чемпионат Хельсинкской ассоциации боулинга в личном, парном и командном чемпионатах в 1980—1981 годах .

, выступающая в Женской баскетбольной лиге, участвовала в играх женской сборной .

Организации и объединения

  • Мусульманское благотворительное общество Хельсинки (1915 г.)
  • Исламская ассоциация Финляндии (1925)
  • Финско-турецкое национальное объединение поддержки школ (Fin-Türk halkmektebinhimaye cemiyeti, 1930)
  • Общество тюрок Финляндии (Finlandiya Türkleri Birligi, 1935)
  • (Tampere Türkleri Birligi, 1935)
  • Татарская община Тампере
  • Турецко-татарская ассоциация Турку (1938 г., позже Турецкая ассоциация Турку)
  • Футбольный клуб Алтын Орда (Золотая Орда)
  • Спортивный клуб «Йолдуз» (Звезда, 1945)
  • Культурное общество Абдуллы Тукая (1968)
    «Турецкая национальная школа» татар в Хельсинки в конце 1940-х годов. Справа преподаватель Гибадулла Муртасин, слева Ирис Канделин.

Предпринимательство

Многие татары, занимавшиеся продажами, открыли в Финляндии собственный магазин. В 1940 году почти все они зарабатывали на жизнь торговлей. Молодые поколения начали работать в других областях, однако некоторые все же продолжили традиционную торговую профессию .

Айтен Вафин, Фериде Нисаметди и Гёлембер Саадетди в Маттоцентре Хельсинки в 1989 году.

Также многие татары являются успешными бизнесменами и в других сферах. Например, основателем компании является . основной владелец сети фитнес-центров и футбольного клуба . Фотограф Рашид Насретдин руководил своим магазином « Nasakuva Oy » в Хельсинки более сорока лет. Во время Советско-финской войны Хасан Хамидулла отвечал за обслуживание и починку электрооборудования, аккумуляторов и подвесных моторы финской и немецкой армий, так как являлся большим знатоком в области электро и радиотехники . В 1950-х годах открыл свой магазин электроники в Хельсинки.

Примечания

  1. ↑ Halén 1999, s. 1-2; Leitzinger 1996, s. 102—104.
  2. Belyaev, Ramil. Tatarskaya diaspora Finlyandii: Voprosy integratsii i sokhraneniya identichnosti.. — Helsinki: Helsingin yliopisto, 2017.
  3. Bedretdin 2011, «Esipuhe»; Leitzinger 1996, s. 43.
  4. Leitzinger 1996, s. 105, 107
  5. Antero Leitziger. Suomen tataarien islam. Teoksessa: J. Maristo & A. Sergejeev (toim.) Aikamme monta islamia. — Gaudeamus, 2015. — С. s. 267–285..
  6. (неопр.) . cyberleninka.ru . Дата обращения: 7 ноября 2023.
  7. Suikkanen 2012, s. 21.
  8. A. H. Halikov. Tataarit, keitä te olette? Abdulla Tukain kulttuuriseura. — 1991. — ISBN 952-90-3114-9 ..
  9. Halén 1999, s. 4, 5, 10; Malmberg 2011, s. 216.
  10. Bedretdin, Kadriye (reporter): Tugan Tel — Kirjoituksia Suomen Tataareista . Helsinki: Suomen Itämainen Seura, 2011. ISBN 978-951-9380-78-0. p. Esipuhe (preface).
  11. Leitzinger, Antero: Mishäärit — Suomen vanha islamilainen yhteisö . (Sisältää Hasan Hamidullan «Yañaparin historian», suomentanut ja kommentoinnut Fazile Nasretdin). Helsinki: Kirja-Leitzinger, 1996. ISBN 952-9752-08-3. p. 43.
  12. Bedretdin, Kadriye (reporter): Tugan Tel — Kirjoituksia Suomen Tataareista . Helsinki: Suomen Itämainen Seura, 2011. ISBN 978-951-9380-78-0. — Halén 1999, p. 3
  13. Suikkanen, Mikko: Yksityinen susi — Zinnetullah Ahsen Bören (1886—1945) eletty ja koettu elämä . Historian pro gradu -tutkielma. Tampere: Tampereen yliopisto, 2012. — p. 21.
  14. Bedretdin, Kadriye (reporter): Tugan Tel — Kirjoituksia Suomen Tataareista . Helsinki: Suomen Itämainen Seura, 2011. ISBN 978-951-9380-78-0. — Malmberg 2011, p. 216.
  15. Leitzinger 1996, s. 106—107
  16. Leitzinger, Antero: Mishäärit — Suomen vanha islamilainen yhteisö . (Sisältää Hasan Hamidullan «Yañaparin historian», suomentanut ja kommentoinnut Fazile Nasretdin). Helsinki: Kirja-Leitzinger, 1996. ISBN 952-9752-08-3. — p. 97
  17. Baibulat, Muazzez: Tampereen Islamilainen Seurakunta: juuret ja historia . Jyväskylä: Gummerus Kirjapaino Oy, 2004. ISBN 952-91-6753-9. p — 19
  18. Asikainen 2017, s. 29-32.
  19. Leitzinger 2006, s. 137—139.
  20. ↑ Leitzinger 1996, s. 128—129.
  21. ↑ Leitzinger 2006, s. 140, 142
  22. Leitzinger 1996, s. 242.
  23. Leitzinger 1999, s. 40.
  24. Leitzinger 1999, s. 43.
  25. Renat Bekkin. (англ.) // Studia Orientalia Electronica. — 2020-05-13. — Vol. 8 , iss. 2 . — P. 56–69 . — ISSN . — doi : .
  26. (неопр.) . idmedina.ru . Дата обращения: 31 октября 2023.
  27. (рус.) . Бессмертный барак . Дата обращения: 31 октября 2023.
  28. Leitzinger 2006, s. 240
  29. ↑ Leitzinger 1996, p. 194—206.
  30. Antero Leitzinger. (неопр.) . Kansallisbiografia (2011). Дата обращения: 4 июня 2022. 25 октября 2021 года.
  31. Suikkanen 2012, p. 28-31.
  32. Leitzinger 1996, p. 262—263; Leitzinger 1999, p. 53-55
  33. ↑ (рус.) . Radio Free Europe / Radio Liberty (19 марта 2021). Дата обращения: 3 ноября 2023.
  34. Marjamäki & Kolehmainen 1980, p. 355.
  35. (неопр.) . Дата обращения: 4 июня 2022. 4 июня 2022 года.
  36. Baibulat 2004, p. 30.
  37. Marjamäki ja Kolehmainen 1980, p. 357
  38. Marjamäki ja Kolehmainen 1980, s. 357.
  39. Pauli Juusela. (неопр.) . Kirkko ja Kaupunki (2020). Дата обращения: 4 июня 2022. 18 июля 2021 года.
  40. Halén 1999, p. 18.
  41. Низамова, Алена (рус.) . Всемирный конгресс татар . Дата обращения: 30 октября 2023.
  42. (рус.) . Дата обращения: 3 ноября 2023.
  43. (англ.) , Radio Free Europe/Radio Liberty (22 October 2010). Дата обращения: 30 октября 2023.
  44. Leitzinger 1996, s. 165.
  45. (рус.) . Дата обращения: 30 октября 2023.
  46. Baibulat 2004, s. 49, 84
  47. (фин.) . Taystuki (7 января 2020). Дата обращения: 30 октября 2023.
  48. Halén 1999, s. 18.
  49. Harry Halén s. 18 (Tugan Tel)
  50. (фин.) . Yle Uutiset (28 октября 2015). Дата обращения: 30 октября 2023.
  51. Leitzinger 1996, s. 261
  52. (фин.) . www.ekumenia.fi . Дата обращения: 30 октября 2023.
  53. (рус.) . Дата обращения: 3 ноября 2023.
  54. Wafin 2008, p. 263
  55. Nisametdin 1974, p. 314.
  56. Nisametdin 1974, p. 306.
  57. Bedretdin, Kadriye (2021). Hasan Hamidulla — Tataarikirjailijan elämä . Helsinki: Suomen Itämainen Seura. pp. preface. ISBN 978-951-9380-92-8 .
  58. Leitzinger 1996 (p. 129 — Mishäärit — Suomen vanha islamilainen yhteisö )
  59. Halen, Harry (February 2001). «Hakim, Weli-Ahmed (1882—1970)». Kansallisbiografia .
  60. Leitzinger 1996 (s. 129. Mishäärit — Suomen vanha islamilainen yhteisö )
  61. Leitzinger 1996, s. 35-37
  62. (неопр.) .
  63. Baibulat 2004, s. 146.
  64. (фин.) (2 февраля 2022). Дата обращения: 30 октября 2023.
  65. (неопр.) . aybagar.eu . Дата обращения: 30 октября 2023.
  66. Halén 1999, p. 25
  67. Sabira Stahlberg. (неопр.) .
  68. Jari Mylläri. (неопр.) . Aamulehti (2021). Дата обращения: 4 июня 2022. 22 октября 2021 года.
  69. Derya Samaletdin. (неопр.) . Дата обращения: 4 июня 2022. 29 ноября 2021 года.
  70. Ingvar Svanberg, Sabira Ståhlberg, Renat Bekkin. // Journal of Ethnic Foods. — 2020-11-07. — Т. 7 , вып. 1 . — С. 38 . — ISSN . — doi : .
  71. Finlandiyä Türkleri Birligi ry: Perinneruokiamme. 2019. Derya Samaletdin. Tallinnan Kirjapaino. Kieliasun tarkastus: Hamide Çaydam.
  72. ↑ Baibulat 2004, p. 154.
  73. Nisametdin 1995, s. 240—242
  74. (неопр.) . matbugat.ru . Дата обращения: 1 ноября 2023.
  75. Leitzinger 2006, s. 241
  76. Leitzinger, Antero (2011). «Ahsen Böre, Zinnetullah (1886—1945)». Kansallisbiografia .
  77. Kadriye Bedretdin; Hasan Hamidulla. Tataarikirjailijan elämä, s. johdanto. — Suomen Itämainen Seura, 2021.
  78. (неопр.) . biografiasampo.fi . Дата обращения: 2 ноября 2023.
  79. (фин.) . www.utu.fi . Дата обращения: 2 ноября 2023.
  80. (рус.) . БИЗНЕС Online (30 мая 2020). Дата обращения: 3 ноября 2023.
  81. Niklander 1987, s. 276—277 (Tugan Tel)
  82. Bedretdin 2011, preface.
  83. (неопр.) . Ylioppilaslehti (2004). Дата обращения: 4 июня 2022. 13 апреля 2022 года.
  84. Halén 1999, p. 25.
  85. Tarja Hirvasnoro. (неопр.) . Kodin Kuvalehti (2016). Дата обращения: 4 июня 2022. 9 августа 2017 года.
  86. Baibulat, Muazzez: Tampereen Islamilainen Seurakunta: juuret ja historia . Gummerus Kirjapaino Oy, 2004. ISBN 952-91-6753-9 — s. 146 & 254
  87. Baibulat, s. 257 (2004
  88. Aamulehti 8.12.2014
  89. (фин.) . Дата обращения: 1 ноября 2023.
  90. Hannu Soro: Tampereen Jääkiekkotuomarit Ry 50 vuotta s. 22-26, 30
  91. Kimmo Leinonen, Koulukadun Sankarit. Tampereen jääkiekkoilun historia 1928–1965. — 2014. — С. 158. — ISBN 978-952-5877-38-0 .
  92. Riihonen, Risto: Oppi Avoniukselta. Kauppalehti, Pörssiliite, 16.8.1999, s. 8.
  93. (фин.) . www.ilveshistoria.com . Дата обращения: 1 ноября 2023.
  94. Härkönen, Susanna (фин.) . Aamulehti (16 апреля 2023). Дата обращения: 1 ноября 2023.
  95. (неопр.) . www.eurohockey.com . Дата обращения: 1 ноября 2023.
  96. Arponen, Antti O.; Kasila, Markku; Peltola Veli-Matti. He antoivat kaikkensa – Viime sodissa menehtyneet suomalaiset mestariurheilijat. — Auditorium, 2014. — С. 131.
  97. (фин.) . Дата обращения: 1 ноября 2023.
  98. (фин.) . Forssan Lehti (23 октября 2017). Дата обращения: 1 ноября 2023.
  99. Leitzinger 1996, s. 159—162.
  100. Kauppalehti (фин.) . Tärkeimmät talousuutiset | Kauppalehti (1 ноября 2023). Дата обращения: 1 ноября 2023.
  101. Halén 1996, s. 330.
  102. Leitzinger 2006, s. 253
  103. (фин.) . www.iltalehti.fi . Дата обращения: 2 ноября 2023.
  104. (неопр.) . kansallisbiografia.fi . Дата обращения: 2 ноября 2023.
  105. HS, Marjaana Varmavuori (фин.) . Helsingin Sanomat (28 апреля 2018). Дата обращения: 2 ноября 2023.
  106. (неопр.) . biografiasampo.fi . Дата обращения: 5 ноября 2023.

Литература

  • Гимадиева Г. И. // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки . 2008. № 8.

Ссылки

  • с Искандером Гилязовым .
  • Рауно Хакулинен: (магистерская диссертация по религиоведению) 2008. Факультет гуманитарных наук.

Same as Финские татары