Interested Article - Содом и Гоморра

Содо́м ( ивр. סְדוֹם ‎, Sədom — букв. «горящий» ; греч. Σόδομα) и Гомо́рра ( ивр. עֲמוֹרָה ‎, ʿAmora — букв. « погружение, потопление »; греч. Γόμορρα) — два известных библейских города , которые, согласно Библии , были уничтожены Богом за грехи их жителей, в частности, за распутство . В более поздней библейской традиции Содом и Гоморра — олицетворение высшей степени греховности, которая навлекает на себя гнев Всевышнего Бога .

Города входили в Содомское пятиградие ( Содом , Гоморра , Адма , Севоим и Сигор ) и находились, согласно Ветхому Завету , в районе Мёртвого моря , однако точное место сейчас неизвестно.

Согласно данным недавно опубликованного исследования, легенда об уничтожении Содома может быть связана со взрывом астероида над городом Телль-эль-Хаммам (современная Иордания). Предполагается, что около 1650 г. до н. э. в этом районе произошёл атмосферный взрыв астероида мощностью 12—23 мегатонн , и в результате площадь около 50 километров в диаметре была покрыта слоем соли (вероятнее всего из Мёртвого моря), и около 120 поселений были заброшены на 600 лет . Исследование было неоднозначно принято научной общественностью .

Упоминание о Содоме встречается в сочинениях Страбона « География », у Иосифа Флавия в « Иудейских древностях », в сочинениях Корнелия Тацита.

Название Содома, от которого также произошло понятие « содомия », стало нарицательным для обозначения девиантного сексуального поведения .

В Библии

Впервые Содом и Гоморра упоминаются в Библии как юго-восточная оконечность Ханаана к востоку от Газы ( Быт. ). В земле Содомской поселился племянник Авраама Лот , причём Содомская земля обозначена как восточный берег реки Иордан , напротив Хеврона ( Быт. ). Иезекииль утверждает, что Иерусалим с одной стороны граничит с Самарией , а с другой (с южной или юго-восточной) — с Содомом ( Иез. ).

Содом населяли хананеи . Царём Содома был Бер (Бера) .

Ко времени Авраама относится библейское повествование о войне между шумеро - эламским войском царя Кедорлаомера и содомским войском, причём, решающее сражение произошло в долине Сиддим (примерно там Иисус Навин форсировал Иордан , прежде чем захватить Иерихон ). Содомское войско было разгромлено, а Лот попал в плен. За ночную атаку на конвой пленников Авраам получил благодарность от содомского царя ( Быт. ) и салимского священника Мелхиседека ( иевусейский Салим также считался частью Содомской земли). Библия описывает Содомскую землю как коалицию укреплённых городов-государств (аналог финикийского Угарита ), во главе которых стояли цари. Основным занятием местного населения было земледелие (в том числе виноделие).

Согласно Библии, во времена Авраама Содом был цветущим и богатым городом, но, поскольку жители «были злы и весьма грешны» ( Быт. ), то «пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли» ( Быт. ). В Библии также говорится, что вместе с Содомом и Гоморрой около 3 900 лет назад были уничтожены Адма и Севоим . В наши дни на предполагаемом месте этих городов пока никаких следов не найдено .

Содомская земля позднее была населена потомками Лота (единственными выжившими содомлянами) и получила название Моав .

Истребление Содома и Гоморры

Ветхий Завет

Повествование о грехе жителей Содома и Гоморры и истреблении этих городов содержится в тексте книги Бытия .

Джон Мартин , Уничтожение Содома и Гоморры , 1852 год
« Жена Лота » на горе Содом

В книге Бытие говорится, что накануне разрушения городов Авраам принимал Господа, который явился ему в виде трёх мужей у дубравы Мамре . Узнав о готовящемся наказании, Авраам, у которого был племянник Лот , поселившийся в Содоме, просил Господа пощадить города ради праведников, которые там могли находиться, и получил обещание от Господа, что города эти будут помилованы, если в них найдутся хотя бы десять праведников ( Быт. ). Далее произошло следующее:

И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдёте в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испёк пресные хлебы, и они ели.

Ещё не легли они спать, как городские жители, содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал [им]: братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.

Тогда мужи те простёрли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа. Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть ещё здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его. И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.

Далее Библия повествует о том, что ангелы указали Лоту и его семье спасаться на гору, однако Лот возразил им и предложил бежать в небольшой город Сигор , расположенный ближе горы. Бог согласился на предложение Лота и обещал не уничтожать этот город «в угодность» ему ( Быт. ). Сразу после бегства Лота с семьёй с небес полились огонь и сера, и всё было сожжено. Бог сказал им не оглядываться на то, что происходит с городами, но жена Лота ослушалась запрета, оглянулась и превратилась в соляной столп ( Быт. ).

И пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом. И встал Авраам рано утром [и пошел] на место, где стоял пред лицем Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на всё пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи.

Однако Лот боялся жить в Сигоре, поэтому покинул город и стал жить в пещере вместе со своими дочерьми. Дочери, оставшиеся без мужей, решили напоить своего отца и совокупиться с ним , чтобы родить от него потомков и восстановить своё племя. Сначала так поступила старшая, на следующий день — младшая; обе забеременели от своего отца. Старшая родила Моава, предка моавитян , а младшая — , предка аммонитян ( Быт. ).

Новый Завет

Эта ветхозаветная история также упоминается в Новом Завете в контексте осуждения за дерзостное греховное поведение, разврат и блудодейство — «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотью, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» Иуд. . См. также 2Пет. .

В Новом Завете Содом и Гоморра являются символами крайней нечестивости и вечного наказания .

Содом и Гоморра в богословии

Иудаизм

Иудаизм на протяжении своей истории рассматривает гомосексуализм в качестве категорически запретного действия, за которое закон Моисея налагал смертную казнь. Согласно Электронной еврейской энциклопедии, в библейском рассказе о Содоме упоминается гомосексуализм. Энциклопедия подчёркивает, что «иудаизм категорически запрещает противоестественные половые связи», такие как гомосексуализм и скотоложство .

Согласно повествованию о падении Содома и Гоморры, они были уничтожены Богом за нечестивость их жителей. В самом Содоме не нашлось и десяти праведников, и только Лоту с семьёй позволено покинуть Содом перед его гибелью. В последующих текстах Библии наказание Содома и Гоморры является примером гнева Бога и служит предостережением наказания за грехи людей. В Аггаде Содом воплощает и символизирует порочность .

Классический комментарий главного раввина Британской империи Йосефа Цви Герца , известный как комментарий Сончино , в трактовке слов о «великом вопле» на Содом и его «великом грехе» объясняет, что эти слова описывают «крик тех, кто страдал от предельной жестокости и развращенности» жителей Содома и «призывал Небеса отомстить». В комментарии отмечается неприязнь к чужакам и жестокость к тем, кто не придерживался бесчеловечных законов, установленных в этом городе. В качестве иллюстрации приводится мидраш , согласно которому девушка, кормившая не нашедшего пристанище бедняка, была раздета, вымазана мёдом и брошена под палящее солнце, чтоб её жалили пчёлы . В 12-томной энциклопедии на английском языке Jewish Encyclopedia , изданной в начале XX века, в статье о Содоме в числе грехов города, изложенных на основе Устной Торы , указаны вопиющие несправедливости судей и жестокость жителей Содома, особенно к тем, кто совершал дела милосердия, а также языческое поклонение небесным светилам . Сексуальные грехи в этом изложении не упомянуты. По утверждению популяризатора Торы en , выделение «противоестественных» сексуальных актов, не направленных на воспроизводство потомства, известных как « содомия », в качестве причины уничтожения городов является ошибочным. По его словам, ясное представление о грехах городов даёт текст Торы в комбинации с Устной Торой: «эти грехи состоят в отсутствии сочувствия, извращении правосудия, чрезмерном богатстве, подчинении и жестокости» .

Христианство

В христианском богословии Содом и Гоморра стали нарицательными для обозначения крайней степени сексуальной аморальности, крайней порочности и дерзостной греховности . Библия описывает содомлян как «жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом» ( Быт .), падение и гибель городов описывается как следствие их грехов и упоминается в Новом Завете в посланиях Иуд. и 2Пет. в контексте осуждения за дерзостное греховное поведение .

Христианское богословие традиционно связывает грех Содома и Гоморры с крайним развращением их жителей, которое проявилось, в частности, в гомосексуальных актах . Согласно тексту Основ социальной концепции РПЦ , Бог наказал жителей Содома «именно за грех мужеложества » . Православная энциклопедия уточняет, что церковная традиция понимает под этим грехом в данном случае попытку гомосексуального насилия над гостями . Православный церковный историк В. В. Бурега отмечает, что в современной библеистике происходит изменение взглядов, и «даже те библеисты, которые настаивают на традиционно жёстком отношении к гомосексуализму, соглашаются, что указанный отрывок из Книги Бытия всё же не содержит ясного осуждения гомосексуализма», понимаемого в значении гомосексуального поведения в общем смысле . Специалист по Ветхому Завету (англ.) (пишет: «комментаторы Библии понимают, что требование со стороны жителей Содома „познать“ посетителей их города является требованием гомосексуального сношения» . Древнееврейский глагол yada («познал»), используемый для описания действий сексуального характера, явно указывает на сексуальные намерения жителей города .

Говоря о грехе гомосексуальных сношений, комментаторы Библии указывают и на прочие грехи. Особенную тяжесть преступлениям содомлян добавляет направленность их действий на гостей. На это обращает внимание, в частности, теолог и библеист Роберт Гэгнон , который делает акцент на том, что тяжесть греха Содома и Гоморры заключалась в попытке сексуальных надругательствах над гостями . По мнению Венама, речь идёт не о гомосексуальности как таковой, а о нападении на гостей с отчётливыми гомосексуальными намерениями . По мнению священника Льва Шихлярова, поведение содомлян свидетельствует не только о половой, но главным образом о духовной извращённости, ненависти и жестокости . В Толковой Библии Лопухина указывается, что «вся тяжесть преступного поведения содомлян состояла в ненормальности и извращённости их полового чувства, порождавшей противоестественные пороки деторастления и мужеложства, получившие после техническое наименование „содомского греха“». Там же сказано, что дела Содома и Гоморры, дошедшие до Бога и повлёкшие возмездие, указывают на «грех притеснения слабых сильными, соединённый с кровопролитием и убийством», чем «страдали и жители Содома, которые отличались крайней нравственной распущенностью и высокомерно-презрительным отношением к низшим и слабейшим (Иез. 16:47-56)» . Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) в комментарии к Новому Завету пишет: «„ходившие за иною плотию“ — это значит, что Содом и Гоморра предавались мужеложеству и скотоложеству , и за это „подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример“» .

В своих комментариях этих стихов христианские богословы обращают внимание не только на сексуальный характер греховного поведения («блудодействующие», «неистово развратные »), но и на исключительную дерзость и наглость тех, чьи грехи сравнивают с грехами Содома и Гоморры , — примером греха человеческого и суда Божия , а также символом последствий нарушения основополагающего принципа святости — смешения несовместимого . Уильям Баркли указывает, что апостол Иуда напоминает судьбу Содома любителям пороков — тем «мечтателям, которые оскверняют плоть» ( Иуд. ), в том числе оскверняющим себя половыми извращениями , но оправдывающими себя благодатью Божией ( Иуд. ), тем самым извращая смысл Божьей благодати .

Ислам

Ислам рассматривает гомосексуальные отношения как безусловно греховные . Текстом Корана , упоминающим однополые сексуальные отношения, является история Лута (библейского Лота ), который жил в городе Садум (Содом) как пророк. Город Садум был исполнен греха и распутства, проживающие в нём люди занимались ливатой (гомосексуализмом) .

Попытки Лута отвратить этих людей от греха оказались безуспешными, и в конечном итоге, Всевышний уничтожил этот город вместе с их жителями .

Упоминания у древних историков

Сочинения Страбона

Греческий историк и географ Страбон писал: «В пользу того, что эта земля насыщена огнём, приводят много других доказательств. Так, около Моасад показывают обрывистые обожжённые скалы и во многих местах расселины и подобную пеплу почву: из гладких скал каплями струится смола, и кипящие потоки издали распространяют зловоние; там и сям попадаются разрушенные жилища. Поэтому приходится верить весьма распространённым среди местных жителей преданиям о том, что некогда здесь было 13 населённых городов, из которых главный город — Содомы — имел около 60 стадий в окружности. От землетрясений, извержений огня и горячих асфальтовых и сернистых вод озеро внезапно вышло из берегов, и огонь охватил скалы; что же касается городов, то одни были поглощены землёй, а другие покинули жители, ещё имевшие возможность бежать. По словам Эратосфена , который утверждает противное, территория эта некогда была озером и большая её часть обнажилась, поднявшись над водой вследствие извержений, как это имело место и в Фессалии» .

Корнелий Тацит

Римский историк I—II в.в. н. э. Публий Корнелий Тацит упоминал города Содом и Гоммора и их сожжение огнём с неба: «…расстилаются равнины, которые… были некогда плодородные и покрытые многолюдными городами, а после выжжены небесным огнём… остатки городов видны и поныне, земля же с тех пор как бы… обуглилась и не может плодоносить. Всякое растение, посаженное ли рукой человека, или само пробившееся… вянет, чернеет и рассыпается в прах. Что до гибели некогда славных и великих городов, то я готов верить, что их спалил небесный огонь» .

Иосиф Флавий

Иосиф Флавий , римский историк I века н. э., в своих трудах пишет: «…область Содомская, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная… вследствие греховности её жителей была уничтожена молнией» [4, кн. 4,8, с. 302]. «Возгордясь своим богатством и обилием имущества, содомитяне в это время стали относиться к людям свысока… перестали быть гостеприимными и начали бесцеремонно обходиться со всеми людьми. Разгневавшись,… Господь Бог порешил наказать их за такую дерзость, разрушив их город и настолько опустошив их страну, чтобы из неё уже более не произрастало ни растения, ни плода… Господь поразил город огненными молниями, сжёг его вместе с жителями и равным образом опустошил всю область» .

Археологические исследования и местоположение

Содомские горы , Израиль
Древняя ассирийская круглая табличка XVII века до н. э. из библиотеки Ашшурбанипала (экспонат K8538), Британский музей

Некоторые представители научного сообщества подвергают сомнению историческую достоверность самого существования этих городов , в то же время ряд других представителей современного научного мира признают факт существования в древности (третье тысячелетие до н. э.) упомянутых в Библии Содома, Гоморры и других городов возле южной оконечности Мёртвого моря .

  • На протяжении 1965 1967 и 1973 1979 годов было проведено пять экспедиций, в результате которых местоположение Содома так и не было определено .
  • В 2000 году была проведена британская археологическая экспедиция под руководством учёного Майкла Сандерса. Её участники полагают, что сумели определить максимально точные координаты развалин Содома на дне Мёртвого моря. Поиск вёлся в северо-восточной акватории, что полностью противоречит опирающейся на Библию теории, что Содом был расположен в южной оконечности Мёртвого моря. Открытие британских учёных основывалось на фотоматериалах с американского космического корабля типа « Шаттл », зафиксировавшего аномалии на дне Мёртвого моря у берегов Иордании .
  • Специалисты из Trinity Southwest University в Альбукерке (Нью-Мексико, США) под руководством выдвинули предположение, что руины древнего комплекса Бронзового века в местечке Телль-эль-Хаммам в Иордании могут оказаться руинами Содома . Учёные отмечают, что исследуемые ими руины расположены на севере от Мёртвого моря, что противоречит распространённому сегодня мнению о том, что Содом и Гоморра лежали к югу от Мёртвого моря. Однако Коллинз в доказательство своей теории утверждает, что в древности было принято селиться именно в северной части побережья . Кроме того, учёный ссылается на сами библейские тексты, в которых утверждается, что Содом был виден с Вефиля и Гая и располагался в «окрестности Иорданской» (). Коллинз приводит и другие географические приметы, найденные им в Ветхом Завете .
  • В 2008 году британцы Алан Бонд и Марк Хемпселл опубликовали книгу, в которой выдвинули гипотезу об уничтожении Содома и Гоморры астероидом . В качестве доказательства авторы опирались на древнюю клинопись , найденную в середине XIX века в руинах царской библиотеки в Ниневии и хранящуюся в Британском музее под номером К8538 .
  • 18 декабря 2010 года Россия и Иордания подписали соглашение о совместном обследовании дна Мёртвого моря для поиска следов Содома и Гоморры в районе древнего города (), где, согласно фотосъёмке NASA , возможно, сконцентрированы развалины. Поиски должны были начаться с 2011 года. Российская компания была выбрана для проекта по причине устойчивости её глубоководного оборудования к крайне солёной воде Мёртвого моря. По неподтверждённым сведениям, Израиль ранее уже предпринимал попытки исследовать этот район с помощью глубоководных аппаратов, но они не увенчались успехом .
  • В 2021 году были опубликованы результаты исследований, согласно которым в 1650 году до н. э. города Телль-эль-Хаммам и Иерихон были уничтожены 10- мегатонным воздушным взрывом 50-метрового болида , на основании чего исследователями было сделано предположение, что именно это событие послужило основой для истории о Содоме и Гоморре .

Переносные значения

Выражение «содом» («содом и гоморра») иносказательно означает место крайнего разврата , где попираются моральные устои общества. Реже — в значении «ужасный беспорядок», «беззаконие». От названия города Содом происходят слова « содомия », «содомит», «содомский грех». В современном русском языке данные термины часто подразумевает половую связь между лицами одного пола ( мужеложство ). В других языках под содомией понимаются оральный секс и анальный секс между лицами как одного, так и разных полов, а также сексуальные контакты с животными ( зоофилия ). В современном русском разговорном языке «содомом» называется также шум, беспорядок, суматоха .

Экранизации

  • «Содом и Гоморра» (1922) — австрийский фильм режиссёра Михаэля Кёртица.
  • « Лот в Содоме » (1933) — экспериментальный звуковой фильм Джеймса Сибли Уотсона .
  • « » (1992) — экспериментальный фильм , который использует кадры из фильма «Лот в Содоме».
  • « Содом и Гоморра » (1962) — фильм режиссёра Роберта Олдрича, который изображает уничтожение двух городов в наказание их упадка и человеческой жестокости.
  • «Библия» (1966) — художественный фильм режиссёра Джона Хьюстона , экранизация некоторых библейских рассказов.
  • «Древний Апокалипсис: Содом и Гоморра» ( англ. Ancient Apocalypse: Sodom and Gomorrah) — документальный фильм , снятый BBC в 2001 году .
  • «Разгаданные тайны Библии. Содом и Гоморра» ( англ. Biblical Mysteries Explained. Sodom and Gomorrah) — документальный фильм, снятый Discovery в 2009 году .
  • « Начало времён » (2009) — художественный фильм, по сюжету главные герои попадают в Содом.

См. также

Примечания

  1. // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора . — М. , 1891—1892.
  2. Содом и Гоморра // Гуськова А. П., Сотин Б. В. Популярный словарь русского языка: Толково-энциклопедический. — М. : Русский язык-медиа, 2003. — XIV, 72 с. — ISBN 5957600075 .
  3. (неопр.) . Дата обращения: 26 сентября 2021. 25 сентября 2021 года.
  4. (неопр.) . Дата обращения: 4 октября 2021. 4 октября 2021 года.
  5. (неопр.) . N+1 . Дата обращения: 15 октября 2021. 12 октября 2021 года.
  6. Содом и Гоморра. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003
  7. Содом и Гоморра. Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000
  8. (неопр.) . Дата обращения: 30 декабря 2010. Архивировано из 25 апреля 2011 года.
  9. (неопр.) . Дата обращения: 14 августа 2009. Архивировано из 30 апреля 2010 года.
  10. Содом и Гоморра // Тематический словарь NIV (c) Zondervan/IBS
  11. от 25 июня 2020 на Wayback Machine // КЕЭ, том: 6. Кол.: 598—603. Издано: 1992
  12. от 25 июня 2020 на Wayback Machine // КЕЭ, том: 8. Кол.: 117. Издано: 1996
  13. // Тора. Пятикнижие и Гафтарот / Й. Герц. — М. : Мосты культуры / Гешарим, 2001.
  14. Joseph Jacobs, Schulim Ochser. // Jewish Encyclopedia (англ.) . — New York : , 1903. — Vol. IV (Chazars—Dreyfus Case). — P. 424.
  15. Arthur Kurzweil. The Torah For Dummies (англ.) . — John Wiley & Sons, 2011. — P. 73—74.
  16. Уильям Баркли . Комментарии Уильяма Баркли к Новому Завету // На . — 3: Содом и Гоморра. от 4 июля 2017 на Wayback Machine
  17. ↑ от 19 апреля 2021 на Wayback Machine // , . Volume: 102 issue: 12, page(s): 359—363 Issue published: September 1, 1991
  18. ↑ Уильям Макдональд. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет. Bielefeld: CLV, 2000. // на от 10 мая 2017 на Wayback Machine и от 15 июня 2017 на Wayback Machine
  19. Уильям Баркли. Комментарии Уильяма Баркли к Новому Завету. // на от 19 июля 2017 на Wayback Machine и от 4 июля 2017 на Wayback Machine
  20. В. В.Бурега. (неопр.) . Богослов.ру (7 июля 2012). Дата обращения: 2 февраля 2022. 2 февраля 2022 года.
  21. (неопр.) . Официальный сайт Московского патриархата (9 июня 2008). Дата обращения: 15 февраля 2020. 1 января 2021 года.
  22. (неопр.) . Православная энциклопедия (26 апреля 2011). Дата обращения: 2 февраля 2022. 22 января 2022 года.
  23. ↑ от 2 февраля 2010 на Wayback Machine // Толковая Библия Лопухина , 2003. Бытие глава 19
  24. Новый Библейский словарь: в 2 ч. — СПб. : Мирт, 1999—2001. — Ч. 2: Библейские реалии. — 2001. — С. 178.
  25. (неопр.) . Дата обращения: 15 февраля 2020. 16 марта 2017 года.
  26. Miller D., Thompson B., Harrub B. (недоступная ссылка)
  27. , p. 73—74.
  28. от 26 мая 2012 на Wayback Machine // священник Лев Шихляров. Введение в Ветхий Завет.
  29. от 19 апреля 2021 на Wayback Machine // Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) Толкование на Послание ап. Иуды
  30. Словарь библейских образов / Под ред. Л. Райкена. — СПб. : Библия для всех, 2005. — С. 226, 227.
  31. // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8 .
  32. ↑ // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8 .
  33. Книга XVI, Глава II . от 29 июня 2014 на Wayback Machine
  34. [16, кн. 5,7, с. 550—551] от 15 октября 2014 на Wayback Machine
  35. [5, т. 1, кн. 1, гл. 1, с. 38—9] от 24 июля 2015 на Wayback Machine .
  36. Trevor Bryce . The Routledge Handbook of the Peoples and Places of Ancient Western Asia. Routledge, 2009. P. 660; «unknown to archaeology» (The Oxford Bible Commentary. Oxford UP, 2001. P. 52)
  37. от 21 февраля 2009 на Wayback Machine
  38. ↑ Учёные выдвинули новую гипотезу о месторасположении города Содома
  39. (нем.) . Focus (14 октября 2015). Дата обращения: 5 мая 2016. 3 июня 2016 года.
  40. (неопр.) . Дата обращения: 30 декабря 2010. 8 июля 2012 года.
  41. (неопр.) . Apologet.ru (5 июня 2013). Дата обращения: 5 мая 2016. 15 августа 2016 года.
  42. Steven Collins. (англ.) . Biblical Archaeology Review, Vol 39, No 2 (2013). Дата обращения: 5 мая 2016. Архивировано из 26 марта 2016 года.
  43. (неопр.) . Дата обращения: 5 мая 2016. 13 февраля 2016 года.
  44. (неопр.) . Lenta.ru (31 марта 2008). Дата обращения: 5 мая 2016. 1 июня 2016 года.
  45. (неопр.) . Дата обращения: 22 сентября 2021. 14 июня 2021 года.
  46. Л. А. Беляев. // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. X : « Второзаконие — ». — С. 38-51. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-016-1 .
  47. (неопр.) . Дата обращения: 3 июля 2011. Архивировано из 3 марта 2011 года.
  48. (неопр.) . РИА Новости (21 сентября 2021). Дата обращения: 23 сентября 2021. 22 сентября 2021 года.
  49. (неопр.) . Дата обращения: 22 сентября 2021. 22 сентября 2021 года.
  50. (неопр.) . Дата обращения: 26 сентября 2021. 25 сентября 2021 года.
  51. Н. М. Орлова. . // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 1. Филология. С. 46-53.

Литература

на русском языке
на других языках
  • Gagnon R. A. J. . — Nashville: (англ.) (, 2001. — 520 p. — ISBN 068708413X , ISBN 978-0-687-08413-5 .
  • Grenda D. A. // . Vol. 70. № 3. 2003. p. 261—264. Peninsula, a publication of .
  • (англ.) ((September 1943). “Sodom and Gomorrah: The Destruction of the Cities of the Plain”. (англ.) ( . 6 (3).
  • Reagan N. // Catholic Encyclopedia . — Appleton, N. Y. , 1913. (англ.)

Ссылки

  • Deutsche Bibelgesellschaft: (нем.)

Same as Содом и Гоморра