Фердинанд Брукнер
- 1 year ago
- 0
- 0
Анто́н Бру́кнер ( нем. Anton Bruckner ; 4 сентября 1824 , Ансфельден , Верхняя Австрия — 11 октября 1896 , Вена ) — австрийский композитор , органист и музыкальный педагог, известный в первую очередь своими симфониями , мессами и мотетами . Его симфонии часто считаются символом заключительного этапа австро-немецкого романтизма в силу своего богатого гармонического языка, сложной полифонии и значительной продолжительности.
Брукнер родился в деревушке Ансфельден близ Линца . Его дед в 1776 году получил место учителя, унаследованное в 1823 году отцом будущего композитора, Антоном Брукнером-старшим (1791—1837) . Это была плохо оплачиваемая, но уважаемая должность в сельской местности . Брукнер-старший женился на Терезии Хельм (), в браке с которой у них родилось одиннадцать детей. Антон Брукнер был старшим ребёнком в семье .
Отец стал для Антона первым учителем музыки . В 1833 году, когда Брукнер прошёл обряд конфирмации , отец решил отправить его в Хёршингскую школу, директор которой, Иоганн Баптист Вайс, был музыкальным энтузиастом и уважаемым органистом. Там Брукнер закончил школьное образование, стал органистом-виртуозом и написал своё первое сочинение — «Четыре прелюдии ми-бемоль мажор для органа».
После смерти Брукнера-старшего, в 1837 году, место и дом учителя отошли преемнику, и Антона отправили в монастырь Святого Флориана , где он стал певчим , а также занимался на органе и на скрипке. Несмотря на музыкальные способности Брукнера, его мать хотела, чтобы он унаследовал профессию предков, и послала его на учительский семинар в Линце. С отличием окончив его, Брукнер некоторое время работал помощником учителя Франца Фукса в городке Виндхаг-бай-Фрайштадт . Там он жил в ужасных условиях, получал скудное жалованье и постоянно терпел унижения от своего начальника, однако никогда не жаловался и не протестовал. Прелат Михаэль Арнет монастыря Святого Флориана, узнав о положении Брукнера, послал его на два года в Кронсторф на такую же должность. По сравнению с немногими виндхагскими работами, в сочинениях кронсторфского периода (1843—1845) впервые стали проявляться отличительные черты индивидуального «брукнеровского» стиля .
В 1845 году Брукнер вернулся в Санкт-Флориан . В мае он прошёл экзаменовку, позволяющую занять место помощника учителя в одной из сельских школ. Брукнер продолжил образование, чтобы преподавать в более высоких учебных заведениях. В 1848 году назначен органистом Санкт-Флориана, в 1851 году эта должность стала для него постоянной . Его репертуар в основном состоял из сочинений И. М. Гайдна , И. Г. Альбрехтсбергера и Ф. Й. Аумана .
В 1849 году Брукнер написал своё первое крупное сочинение — «Реквием», посвящённый памяти монастырского нотариуса Франца Зайлера, поддерживавшего его занятия музыкой и завещавшего ему своё фортепиано.
В 1854 году Брукнер впервые отправился в Вену, где прошёл прослушивание у придворного органиста . Только в 1855 году композитор приступил к получению музыкального образования на высокопрофессиональном уровне, начав занятия контрапунктом у виднейшего австрийского музыкального педагога Симона Зехтера . В том же 1855 году Брукнер, безоговорочно выиграв конкурс, занял пост городского органиста в Линце , а в 1860 году возглавил также мужской хор «Liedertafel Frohsinn», в связи с чем в его творчестве наряду с органными произведениями начинают занимать значительное место хоровые. Первым зрелым сочинением Брукнера считается Месса № 1 ре минор (1864), написанная им в 40-летнем возрасте.
Занятия у Зехтера завершились для Брукнера в 1861 году выпускным экзаменом, после которого, по преданию, один из экзаменаторов () воскликнул: «Это он должен был бы экзаменовать нас!». Однако затем Брукнер вновь обратился к учёбе, посещая семинар линцского дирижёра , в ходе которого с пристальным вниманием изучал музыкальные принципы Рихарда Вагнера . В 1865 году состоялось личное знакомство Брукнера с Вагнером. Музыка и личность Вагнера оказали на Брукнера большое влияние.
В 1868 году, после смерти Зехтера , Брукнер был приглашен занять освободившуюся должность, в качестве преподавателя теории музыки в Венской консерватории . За время преподавания он сосредоточил большую часть своей энергии на написании симфоний. Эти симфонии были плохо восприняты общественностью, иногда считались «дикими» и «бессмысленными». Среди его учеников в консерватории были такие известные люди как Ганс Ротт и Франц Шмидт .
Мастерство Брукнера-органиста (прежде всего его импровизации) было высоко оценено за пределами Австрии. В 1869 году он играл во Франции , а в 1871 году — в Англии : шесть концертов на новом органе в Альберт-холле и пять в Хрустальном дворце .
В 1875 году Брукнер стал доцентом Венского университета , три года спустя — органистом Придворной капеллы . В 1886 году он был удостоен ордена Франца Иосифа .
Дружил с философом Антоном фон Эльцельт-Невином , которому посвятил свою 6-ю симфонию .
Композитор умер в 1896 году в Вене, где спустя три года ему был поставлен памятник. Саркофаг с прахом Брукнера покоится в крипте под органом монастыря Святого Флориана.
В 1898 году в Линце был учреждён особый фонд («Bruckner-Stiftung»), который в течение 25 лет должен был спонсировать фестивали брукнеровской музыки, проводившиеся в этом городе через каждые два года. В Линце регулярно проводится посвящённый Брукнеру музыкальный фестиваль .
В Линце построен концертный зал (), в котором среди прочего проводятся крупные международные фестивали () и ().
В 1928 году в Вене было образовано .
Композитор изображён на австрийской почтовой марке 1949 года.
Основную часть творчества композитора составляет симфоническая и духовная музыка. Первое значительное произведение было написано Брукнером, когда ему было около сорока. Известность пришла поздно, когда композитору было около шестидесяти лет. Существует мнение, что Брукнер был слабым оркестровщиком , что давало повод переоркестровывать его произведения . Однако в настоящее время подавляющее число дирижёров предпочитает исполнять сочинения Брукнера, ориентируясь исключительно на оригинальный текст партитур (например, Георг Тинтнер , Элиаху Инбал , Филипп Херревеге ).
Брукнер был очень религиозным человеком и сочинил множество духовных произведений. Он написал музыку на тексты гимнов « Te Deum » и « Магнификат », пяти псалмов (включая Псалом 150 в 1890-х годах), создал праздничную кантату (WAB 16), около сорока мотетов и по крайней мере семь месс . Три ранние мессы (Windhaager Messe, Kronstorfer Messe и Messe für den Gründonnerstag) , созданные между 1842 и 1844 годами, были небольшими австрийскими мессами, в которых опущены некоторые традиционные части, предназначенными для использования в богослужении в местных церквях. Его Реквием ре минор 1849 года — самая ранняя работа, которую сам Брукнер считал достойной сохранения в истории.
Стоит отметить, что чаще исполняются три мессы , которые Брукнер написал в 1860-х годах и пересмотрел позже в своей жизни. Мессы № 1 ре минор и № 3 фа минор предназначены для солистов, смешанного хора, органа и оркестра , а № 2 ми минор для смешанного хора и небольших групп духовых инструментов . Эту мессу Брукнер задумывал как отчасти соответствующую представлениям о духовной музыке.
В молодости Брукнер пел в мужских хорах и писал для них музыку. Светская хоровая музыка Брукнера была в основном написана для хоровых обществ, все тексты на немецком языке. Некоторые из этих произведений были написаны специально для частных заказчиков и отдельных мероприятий, таких как свадьбы , похороны , дни рождения или именины , многие из таких произведений посвящены друзьям и знакомым композитора . Музыка такого формата редко исполняется. Биограф характеризует пьесы для мужского хора как «мало интересующие не немецкого слушателя». Из примерно 30 таких пьес наиболее необычной и запоминающейся композицией является песня Abendzauber (1878) для мужского хора, солиста, йодлеров и четырёх валторн .
Брукнер также написал 20 песен , из которых лишь несколько были опубликованы. Песни, написанные Брукнером в 1861—1862 годах, не были включены в классификацию WAB, но в 2013 году Австрийская национальная библиотека смогла приобрести Брукнера, датированную 1861—1863 годами.
Брукнер сочинил также пять именинных кантат и две патриотические кантаты на тексты Августа Зильберштейна , Germanenzug и Helgoland. Первой опубликованной работой Брукнера была Germanenzug (WAB 70), написанная в 1863—1864 годах. Helgoland (WAB 71), для мужского хора и большого оркестра , была написана в 1893 году и была последней законченной композицией Брукнера и единственной светской вокальной работой, которую он считал достаточно достойной, чтобы завещать её Австрийской национальной библиотеке .
Во время обучения у Отто Кицлера Брукнер сочинил три короткие оркестровые пьесы и марш ре минор в качестве упражнений в оркестровке. В то же время он написал увертюру соль минор. Эти работы, которые иногда включаются в записи симфоний, уже демонстрируют намёки на новый стиль Брукнера.
(включая или исключая две ранние симфонии без номера)