Саяны (клуб по хоккею с мячом)
- 1 year ago
- 0
- 0
Сая́ны — субэтническая группа русских в Курской губернии ( Курский , Щигровский , Фатежский , Тимский , Дмитриевский , Суджанский , Льговский , Обоянский , Белгородский , Корочанский , Старооскольский уезды). Существовали до начала XX века, затем постепенно слились с основным массивом русского населения. В конце XIX века численность саянов составляла порядка 25—30 тысяч человек .
Саяны, по всей видимости, также жили и в Новосильском уезде Тульской губернии , в принадлежащих местному Свято-Духову монастырю сёлах — Архангельское , Березовец , Задушное , Игумново , Подъяковлево , и деревнях — Городилова , Колгановка , Толстенкова . По описанию одежды, внешности, говора и бытового уклада, местные экономические крестьяне были практически идентичны курским саянам .
Происхождение этнической группы саянов не вполне ясно. По одной из версий, саяны возникли в результате смешения автохтонного населения — севрюков (потомков племени северян ) с белорусскими переселенцами из Великого Княжества Литовского . В речи саянов (в т. ч. жителей бывших городов Белгородской черты — Болховца и Карпова ) наблюдались параллели с говорами давних обитателей Белёвского уезда . Н. А. Благовещенский указывал на сходство фатежских саянов (жителей сёл Поныры , Смородина, Березовец , Ольховатка и др.) с мордвой и черемисами . Их название, скорее всего, возникло из-за характерного произношения « сая » вместо « себя » .
Саяны с начала XVII века селились на пустых землях, осваиваемых Коренским Рождество-Богородицким , Курским Знаменским , Льговским Дмитриевским и другими монастырями. В результате они обособились от остального русского населения региона, обретя признаки полноценной этнотерриториальной и этносословной группы. К примеру, из среды однодворцев Щигровского уезда отчётливо выделялись саяны — жители сёл Охочевка , Ясенки и Старая Слободка. После секуляризации церковных земель при Екатерине II саяны были переведены в категорию экономических крестьян . Саяны, населявшие южную часть Курской губернии, были известны как мамоны . Они проживали в сёлах Алексеевка , Ломово и Проходное , т. е. в бывшей дворцовой посопной волости Белгородского уезда , концентрируясь по берегам реки Корень . Жителей села Банище одни исследователи относили к саянам , другие — к горюнам .
Саяны отличались от других русских Курской губернии рядом антропологических, диалектных и культурных особенностей:
Основным занятием саянов было земледелие . Значительное развитие получило овцеводство. Мужчины занимались деревообработкой, плотницким ремеслом, извозом, в городах — торговлей в разнос, а также нанимались в приказчики, лакеи, трактирные половые. Поскольку многие из этих занятий были связаны с отходом, значительная часть сельскохозяйственных работ выполнялась женщинами.
Поселения саянов представляли собой большие деревни , располагавшиеся несколько в стороне от реки, в низине или овраге.
Саяны выделялись своеобразной одеждой собственного изготовления. Будничная женская одежда состояла из рубахи, расшитой разноцветными нитями, клетчатой шерстяной понёвы или юбки, головным убором служила повязка в виде повойника . В состав праздничной одежды женщин входили расшитая нитями и позументом юбка и в качестве головного убора — богато украшенная « сорока » в форме высокого кокошника с «позатыльником». Девушки носили так называемый «саян» — платье без рукавов из чёрной самодельной сарпинки , расшитое по швам позументом , поверх которого подвязывали холщовый «запон» (фартук). Повседневным девичьим головным убором был платок, а праздничным — «венок» из красного бархата . Саян был типичной одеждой для жителей многих сёл Шебекинского района Белгородской области .
Новосильские девушки-«саянки» подвязывали платье красными кушаками, а на головах носили сложенные в виде венка красные платки с бахромой.
Особый вклад в изучение говоров курско-белгородского региона, в том числе и саянов, внесли М. Г. Халанский и .