Interested Article - Принимаю бой

«Принимаю бой» — советский молодёжный фильм 1963 года, пролежав три года « на полке » был выпущен на экран в 1965 году. Дебютная картина режиссёра Сергея Микаэляна , по киноповести «Мечтатели» Алексея Каплера , вышедшей в 1962 году.

Сюжет

О трагической судьбе юного Алёши, о торжестве моральных принципов, которые он утверждал всей своей недолгой жизнью.

Советский экран, 1966 год

Начав трудовую жизнь на одном из больших заводов, герой оказывается под влиянием уголовников. Вовремя спохватившись и получив поддержку коллектива, Алексей порывает с бандой и вступает с ней в яростную и бескомпромиссную борьбу…

В ролях

В главных ролях:

В остальных ролях:

Песня из фильма

В фильме звучит песня «На кургане», стихи Юлии Друниной , музыка Андрей Петрова , исполняет Лидия Клемент .

Написанная специально для фильма песня стала известна до выхода положенного «на полку» фильма — звучала по радио, в 1964 году вышла на пластинке «Поёт Лидия Клемент», стала очень популярна («В молодёжной среде нередко звучит песня о кургане, над которым „война пронеслась“» — журнал «Москва», 1965) и оставалась таковой долгие годы, её исполняли звезды советской эстрады Майя Кристалинская , Людмила Сенчина , Гелена Великанова . Спустя годы музыковедами было отмечено:

В песне будто предвосхищена характерная для нынешних песен образная полифония. Ю. Друнина, во время войны сражавшаяся на фронте, поэтически рассказала об обычае, который после войны родился в Волгограде: молодые люди, любящие друг друга, дают клятву верности на месте героических боев и гибели тысяч защитников города, на Мамаевом кургане.

О запрете фильма

Снятый в 1963 году фильм был « положен на полку », но спустя три года — в апреле 1966 года, выпущен на экран.

По словам режиссёра, действительной причиной всех неприятностей картины была месть за какие-то личные дела сценаристу Алексею Каплеру со стороны «одного очень крупного начальника».

Во время съёмок режиссёру было лишь указано переснять сцену «общежитие девушек» — «попало и за слишком бытовую декорацию, и за „негероические“ лица девичьей бригады и особенно за сцену вечеринки», однако, дальше никаких проблем он не испытывал, и запрет фильма стал неожиданностью:

Худсовет студии хвалил картину, назвал её талантливой. В Министерстве культуры РСФСР с восхищением приняли фильм, отметили высокий пафос в битве за советские идеалы и объявили, что картина явится подарком приближающемуся идеологическому пленуму ЦК. На другой день в главке по кинематографии Министерства культуры СССР сказали, что фильм антисоветский и он чернит нашу жизнь. Чего только не пришлось услышать… Что комсомольцев в наши дни не убивают. Что фильм издевается над нашим будущим, так как убийство происходит на площади перед заводом, называющимся «Прогресс»… Фильм не приняли.

Через три года был смещён Хрущёв . Ещё через три месяца — тот самый «один очень крупный начальник», и фильм «Принимаю бой» сняли с полки.

режиссёр фильма Сергей Микаэлян

Вопрос о выпуске фильма поднимал на заседании Идеологической комиссии ЦК КПСС бывший её членом главный режиссёр Большого драматического театра Георгий Товстоногов , причём заговорил о фильме на заседании не посвящённом кино, а на вопрос Л. Ф. Ильичёва кто сценарист, сказал, что некий Батлер (а не Каплер), и горячо защищал фильм:

Я был глубоко поражён, когда узнал, что этот фильм, взволновавший меня и вызвавший ненависть к явлению, о котором идёт речь в картине, — я был поражён, когда узнал, что эта картина запрещена какой-то редакторской инстанцией. […] Что же инкриминируется картине? Два обстоятельства — что такой молодёжи, «валетов», представляющих циничную и скептическую часть молодёжи, такого явления у нас не существует, его показывать не надо. И второе, что трагически погиб герой в конце картины. […] Я здесь, товарищи, об этой картине заговорил, хотя мы здесь говорим не о кино, но я заговорил об этом фильме потому, что это кардинальная проблема конфликта, без которого нельзя говорить о драматургии. Если мы помощники партии, то мы не имеем права закрывать глаза на те отрицательные явления, которые есть вокруг нас, и этому нас учат, — тем более, что эти отрицательные явления уравновешиваются в высоком и лучшем смысле слова по-настоящему горячим героем.

Автор стихов песни к фильму Юлия Друнина — жена сценариста фильма Алексея Каплера , считала ключевой в фильме следующую сцену:

В киноповести к юному Алёше во сне является Дон-Кихот. Происходит такой диалог: — Мы ведь в школе проходили ваш образ как отрицательный, — говорит Алёша — Да что ты? — удивился Дон Кихот. — За что же? — Ну, за мельницу, например. — Разве я с ней плохо сражался? — Нет, но надо, говорят, искать настоящих противников, понимаете… — Слушай, Алеша. На свете есть добро и зло, — говорит Дон-Кихот, — и зла ещё очень много — не упускай никогда случая сразиться со злом, заступайся за слабых. Бросайся в бой не задумываясь.

Примечания

  1. Первая публикация сценария: Каплер Алексей — Мечтатели. Сценарий // Искусство кино, 1962, № 3. — стр. 5-62.
  2. В апреле на экраны выйдет // Советский экран: журнал. — 1966. — С. 58.
  3. Андрей Павлович Петров: нотографический справочник / Ольга Степановна Новикова. — М.: Музыка, 1976 — 54 с. — стр. 24
  4. Музыка в борьбе с фашизмом: сборник статей. — Всес. Изд-во «Сов. композитор», 1985. — 244 с. — стр. 52
  5. ↑ Влюблен по собственному желанию: Записки кинорежиссёра / Сергей Микаэлян. — М.: Всесоюз. творч.-произв. об-ние «Киноцентр», 1989. — 109 с.
  6. Идеологические комиссии ЦК КПСС: 1958—1964: документы / Е. С. Афанасьева. — М.: РОССПЭН, 1998. — 551 с.

Литература

  • Принимаю бой // Искусство кино, 1966

Same as Принимаю бой