Interested Article - Помаки
- 2020-02-25
- 1
Пома́ки ( болг. помаци , греч. Πομάκοι , тур. Pomaklar) — наименование болгароязычной этнорелигиозной группы смешанного происхождения, проживающей на территории исторической Фракии и исповедующей ислам . Этнографическая картина помаков довольно сложна. После раздела Фракии в результате Балканских войн 1912—1913 годов между независимыми государствами Болгарией, Грецией и Турцией и её передела после Первой мировой войны , помаки стали одним из . Современные помаки живут преимущественно на юге и юго-востоке Болгарии , в основном в Родопских горах к югу от Пловдива и в Пиринской Македонии . Значительное количество помаков проживает также в соседних регионах Греции, особенно в номax Ксанти и Эврос ( Западная Фракия ). В Греции часть общины также подверглась отуречиванию во второй половине XX века . Бо́льшая часть общины в Турции ассимилирована. Общая численность по оценкам в этих трёх странах — до 500 тыс. человек.
Происхождение
Принято считать, что по происхождению помаки — исламизированные болгары с некоторой примесью греческого , тюркского , вероятно также валашского и древнефракийского элементов. Существует и другая, менее распространённая версия, рассматривающая помаков как славянизированных турок, что маловероятно, учитывая доминирующее положение последних в Османской империи. Согласно новому мнению — они славизированные павликиане . В общих чертах помацкий народ сформировался в XIV—XIX веках, то есть во времена существования Османской империи. При этом в Османской империи, где формально признавались лишь религиозные различия населения (система миллетов ), помаки считали себя турками , несмотря на стойкую сохранность славянской речи в их среде. Именно языком они и отличаются от собственно турок, а религией — от славян и греков. При этом название «помаки» — экзоэтноним , данный им православными болгарами. Слово «помак», вероятней всего, происходит от болгарского слова «помагач», что переводится как «пособник», «помощник», «помогающий туркам». (Отношение болгар к помакам как к «не своим» отражено в болгарских социально-бытовых сказках, в которых помаки, наряду с чорбаджиями , высмеиваются, выставляются в дурном свете; они пытаются обвести всех вокруг пальца, но в итоге становятся жертвами более ловких мошенников из народной болгарской среды или даже гибнут из-за собственных сумасбродных поступков.) Сами помаки традиционно именовали себя турками до начала XX века. Этническая картина региона традиционного помацкого расселения претерпевает резкие политические изменения в начале XX века. После ослабления Османской империи Греция и Болгария вводят свои войска во Фракию. Однако помацкое, а также собственно турецкое население, поднимает мятеж. Подобным образом осенью 1913 года сформировалась Гюмюрджинская республика . В конечном счёте, помаки оказываются разделены между тремя государствами: Грецией, Болгарией и Турцией. При этом их судьба в трёх странах различна.
Турция
Восточная Фракия , населённая болгарами и помаками, оказалась в составе Турции после 1923 года. После массовой эмиграции большинства болгар, помаки, традиционно населявшие области вокруг Эдирне и многие сёла вплоть до Стамбула , оказавшись в турецком окружении, быстро ассимилировались и стали частью турецкого этноса. Так, по оценке, недавние помацкие корни имеют свыше 100 тыс. жителей современной Турции, при этом уже в 1965 году болгарским языком, по данным турецкой переписи, владело всего около 47 тыс. жителей страны. В настоящее время это число близко к нулю. Доброжелательное отношение турок к помакам и комфортная для их микрокультурного климата Турция привела к непрерывной иммиграции помаков (как и турок Болгарии) из независимой Болгарии в Турцию, начиная с 1878 года . При этом большинство из них проживает в мегаполисах Турции (Стамбул, Бурса , Измир , города Анатолии), некоторые из них — в числе гос. служащих.
Болгария
Положение помаков в Болгарии кардинально отличается от ситуации в Турции. После окончательного обретения независимости в 1908 году , помаки оказались в качестве мусульманского меньшинства в преимущественно христианском государстве, вышедшем из-под исламского угнетения. Оставшиеся в Болгарии помаки при этом являются переходной (буферной) группой между собственно болгарами и проживающими в стране турками (см.: Турки в Болгарии ). При этом, в отличие от Турции, помаки демонстрируют некоторую внутриэтническую замкнутость общины и желание сохранить традиционный сельский уклад в местах компактного проживания к югу от Пловдива .
Греция
Ситуация с языком, культурой и этническим самосознанием помаков в Греции ещё более запутана. В современной Греции болгароязычные мусульмане проживают в области Западная Фракия (в номах Ксанти , Родопи и Эврос ). Греко-турецкий обмен населением не затронул помаков-мусульман. (Большинство правоверных мусульман покинуло Грецию после Балканских и Первой мировой войн). При этом помаки Греческой Македонии были включены в этот насильственный обмен, навязанный Греции кемалистами и союзными державами (см.: Лозаннский мирный договор ). Согласно тексту Лозаннского договора, единственным официально признанным меньшинством Греции являются не помаки или турки, а мусульмане (см.: Мусульмане в Греции ). В действительности мусульманская община региона состоит из турок, помаков и цыган, а также мегленорумын, говорящих на разных языках. Несмотря на это, на протяжении десятилетий и под давлением западных союзников в годы холодной войны официально Греция признавала лишь турецкий язык , который и использовался в образовании мусульман на севере страны. Поэтому помацкая общность на территории Греции оказалась отуречена, однако не поголовно, а лишь в тех сёлах, где местные старосты занимали активную протурецкую позицию .
Таким образом, политика правительства Греции первых десятилетий, хотя оно и вовсе не стремилось к этому, привела к усилению турецкого языка и культуры в помацком регионе во второй половине XX века. Турция со своей стороны пытается представить всё мусульманское население Западной Фракии турками. Впоследствии, осознав допущенную ошибку и пытаясь хоть как-то исправить создавшееся положение, греческие власти постепенно после 1990, и особенно после 1996 года, начали поощрять рост собственного самосознания помаков, сохранение их языка. Примечателен тот факт, что в тех помацких сёлах, где местные старосты занимают прогреческую позицию, помацкое население при хорошем владении греческим и турецким языками, хорошо сохраняет и свой родной язык и передаёт его детям .
По переписи 2001 года в Греции помаками себя признали 16 тыс. человек, в том числе:
- 11 тыс. в номе Ксанти (10 % населения);
- 5 тыс. в номе Родопи (4 % населения);
- 2 тыс. в номе Эврос (2 % населения).
При этом 74 тыс. человек в Западной Фракии объявили турками, в том числе:
- 20 тыс. в номе Ксанти;
- 52 тыс. в номе Родопи;
- 2 тыс. в номе Эврос.
При этом, по оценке до трети тех, кто назвали себя турками, на самом деле являются помаками.
В современной Греции помаками предпринимаются попытки создать свою литературную норму — помакский язык .
Северная Македония и Албания
Существует небольшое количество помаков в Македонии и Албании . Также в западных районах Северной Македонии и в Албании проживает близкая помакам славяноязычная группа, известная как то́рбеши . Близка она тем, что обе эти группы по языку принадлежат к восточной подгруппе южнославянских языков и исповедованию мусульманской веры (в принципе, как болгары и македонцы , только у этих народов вера православная ). При этом некоторые авторы, не считая македонцев отдельным народом, соответственно не отделяют торбешей от помаков. Некоторые сербские авторы также называли часть проживающих в Вардарской Македонии славяноязычных мусульман помаками.
Российский славист Афанасий Селищев утверждал, что торбешами зовут болгар-потурченцев в Дебрском, в Скопском и в Положском краях.
Язык
Большинство помаков в Болгарии говорят на различных диалектах болгарского языка .
См. также
Примечания
- (неопр.) (PDF). Nsi.bg . Дата обращения: 27 августа 2016. 27 июля 2013 года.
- ↑ Carl Skutsch. (неопр.) . — Routledge , 2013. — С. 974—. — ISBN 978-1-135-19388-1 .
- (тур.) (6 июня 2008). Дата обращения: 17 августа 2010. 15 июня 2018 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 1 мая 2011. Архивировано из 16 января 2009 года.
- Edouard Selian. от 28 сентября 2013 на Wayback Machine
- ↑ (неопр.) . Дата обращения: 6 апреля 2015. 24 сентября 2015 года.
- Θεοφάνης Μαλκίδης. от 30 апреля 2011 на Wayback Machine
- Leonhard Schultze Jena. от 19 марта 2012 на Wayback Machine Jena, G. Fischer, 1927
- Петров Гьорче. Материали по изучаванието на Македония. София: 1896. С. 475
- Поп Антов, Христо. Спомени. Скопје: 2006. С. 22—23, 28—29
- Лабаури, Дмитрий Олегович. Болгарское национальное движение в Македонии и Фракии в 1894—1908 гг.: Идеология, программа, практика политической борьбы. София: 2008. С. 184—186
- Дедијер, Јевто. от 23 мая 2011 на Wayback Machine Београд: 1913. С. 229
- Селищев, Афанасий. Полог е его болгарское население. Исторические, этнографические и диалектологические очерки Северо-Западной Македонии. София: 1929. С. 406, прим. 2
- (неопр.) Дата обращения: 7 июля 2016. 19 июля 2013 года.
- (неопр.) Дата обращения: 1 мая 2011. Архивировано из 16 января 2009 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 7 июля 2016. Архивировано из 26 марта 2017 года.
- Митринов Г. Южнородопските български говори в Ксантийско и Гюмюрджинско (По данни от Помашко-гръцки речник на Петрос Теохаридис – Солун, 1996). — София: ВМРО, 2011. — ISBN 9789549206449 .
Ссылки
- (болг.)
- (болг.) глава монографии Васила Кынчова (1900)
- (болг.)
- 2020-02-25
- 1