Interested Article - Коми-язьвинцы

Ко́ми-я́зьвинцы или язьвинские пермяки , также употребляется язьвинцы , красновишерские пермяки ( коми-язьвин. комийөз, пермякйӧз, коми утьыр ; коми ёдзва комияс, язьвинса ; коми-перм. язьвинса ; самоназвание — пермяки ) — этнографическая группа коми-пермяков , или обособленная финно-угорская народность (недоступная ссылка — история ) (недоступная ссылка — история ) в России .

Численность и расселение

В настоящее время язьвинцы в основном проживают в ряде населённых пунктов Красновишерского района Пермского края : деревни Бычина и Нижняя Бычина (род Быч), село Верх-Язьва (род Кичиг), деревни Паршакова , Арефина , Антипина , Ванькова . Антипинская, Паршаковская, Бычинская и Верх-Язьвинская сельские администрации (этих администраций ныне нет — они объединились в 2011 году в Верх-Язьвинское сельское поселение ) .

Общая численность по некоторым оценкам составляет от 2—3 тысяч до 5 тысяч человек, в том числе до двух тысяч компактно проживают на территории Красновишерского района Пермского края .

По переписи населения 2002 года коми-язьвинцы отдельно не выделялись и включались в состав коми (коми-зырян) , коми-пермяков и русских . В перечне вариантов самоопределения своей национальности при переписи 2002 года в России только 146 человек самоопределились как коми йоз (учтены среди коми-зырян ) и 878 человек как пермяки (учтены среди коми-пермяков ) .

Язык

Коми-язьвинский язык относится к пермской ветви финно-угорской группы языков уральской семьи . Является промежуточным между коми-зырянским и коми-пермяцким языками . Некоторые исследователи считают его диалектом языка коми (обобщенно общего для коми-зырян и коми-пермяков ).

В 2003 году при поддержке администрации Пермской области был издан первый коми-язьвинский букварь. Автор букваря — учительница Паршаковской средней школы А. Л. Паршакова. Этот букварь стал первой книгой, изданной на коми-язьвинском языке .

История

Предки коми-язьвинцев занимали значительную территорию междуречья Камы , Вишеры , Колвы . Скорее всего, население, давшее основу коми-язьвинцам, представляло собой особую этно-лингвистическую группу. Оно имело общие хозяйственные навыки, языковые и культурные признаки. В низовьях Вишеры, Колвы и на примыкавших к ним побережьях Камы выявлено много археологических памятников IX—XV веков, относящихся к родановской культуре коми-пермяков. Но механизм консолидации населения, создавшего эти памятники, в этническую группу ещё не достаточно прослежен исследователями.

Коми — аборигенное население междуречья Камы, Вишеры, Колвы. После вхождения Перми Великой в состав Московского государства в 1472 году оно подверглось постепенной ассимиляции со стороны русских, сохраняя при этом свою самобытность до середины XIX веке. На реке Язьва , судя по археологическим и топонимическим данным, в XIV—XV веках сложилась небольшая изолированная группа комиязычного населения, которая по некоторым данным пришла сюда в Золотоордынский период с низовий реки Иньва , правого притока Камы, где до сего времени существует близкий ей оньковский говор коми-пермяков.

Проживание этой группы в относительной изоляции и принятие ей старообрядчества способствовали тому, что в бассейне Язьвы сформировалось этническое образование с особым языком, культурно-бытовыми особенностями и самосознанием. Важную роль в этом сыграли на рубеже XIX—XX веков пришлые сезонные рабочие — «зимогоры», а также появление на их территории в советское время посёлков спецпереселенцев, лагерных отделений ГУЛАГа и посёлков лесозаготовителей.

В XIX веке язьвинцы, как староверы, преследовались властями. Позднее, в 1930—1950 годах их священнослужители подверглись репрессиям. По своему вероисповеданию язьвинцы — старообрядцы - беглопоповцы , имеют собственного епископа Леонида, проживающего в деревне Ванькова (ранее Суиб).

Коми-язьвинцы были учтены как самостоятельный народ при переписи 1926 года. Позднее существование этого народа официально не признавалось, а его представители считались русскими . По инициативе этнографа Г.Н. Чагина , и при поддержке бывшего губернатора Пермской области О. А. Чиркунова, была сделана попытка закрепить за язьвинцами статус самостоятельного этноса. Но эта инициатива не нашла поддержки.

В 1990-е годы по инициативе Г. Н. Чагина, началось движение сверху за возрождение коми-язьвинской культуры. Проблемы сохранения и развития культуры и языка обсуждались на международных научно-практических конференциях «Коми-язьвинцы и историко-культурное наследие Прикамья» в 1995 и 2002 годах при участии финских учёных.

С 2002 года в деревне Антипина отмечается праздник «Сарчик — приносит весну» (Сарчик — название птички трясогузки; у коми-пермяков она именуется как Сырчик — слово восходит к татарскому сыерчык «скворец»). Приезжают фольклорно-этнографические коллективы и гости из соседних районов .

Примечания

  1. Конаков Н. Д. // Традиционная культура народов европейского Северо-Востока России. — 1999. 4 декабря 2008 года.
  2. ↑ от 29 сентября 2007 на Wayback Machine // Финно-угорский информационный центр.
  3. (неопр.) . Дата обращения: 1 октября 2021. 1 октября 2021 года.
  4. Б. А. Серебренников. Пермские языки // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / В. Н. Ярцева, Н. Д. Арутюнова (eds.). — 2-е изд. (репринтное). — Москва: Большая российская энциклопедия, 1998. — С. 371. — (Большие энциклопедические словари). — ISBN 978-5-85270-307-1 .
  5. ↑ от 16 января 2017 на Wayback Machine // Всероссийская перепись населения 2002 года.
  6. : [ 5 марта 2016 ] // ГТРК «Пермь». — 2004. — 13 августа.
  7. Баталина Юлия. : [ 4 июля 2022 ] // Новый компаньон. — 2003. — № 32 (275) (9 сентября).
  8. от 24 апреля 2013 на Wayback Machine (недоступная ссылка)

Литература

  • // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3 . от 29 ноября 2014 на Wayback Machine

Same as Коми-язьвинцы