Interested Article - Гибсон, Алтея

Алте́я Ги́бсон ( англ. Althea Gibson ; 25 августа 1927 , , Южная Каролина 28 сентября 2003 , Ист-Ориндж , Нью-Джерси ) — американская теннисистка -любительница и гольфистка , лидер мирового женского тенниса во второй половине 1950-х годов.

Гибсон, выросшая в семье гаражного механика в Гарлеме , училась играть в теннис самостоятельно, но рано начала демонстрировать значительные способности. Благодаря поддержке ценителей её таланта окончила среднюю школу и колледж, одновременно выступая в соревнованиях Американской теннисной ассоциации, членами которой были чернокожие спортсмены, десять раз выиграв её чемпионат. В 1950 году благодаря громкой общественной кампании была впервые допущена к участию в чемпионате США , а спустя год в Уимблдонском турнире , в обоих случаях став первой в истории участницей-афроамериканкой. На пике карьеры в 1956—1958 годах выиграла 5 турниров Большого шлема в одиночном и 6 в парных разрядах, дважды становилась первой ракеткой мира и спортсменкой года по версии « Ассошиэйтед Пресс ». Введена в ряд Залов славы, включая Национальный (позже Международный) зал теннисной славы в 1971 и Национальный зал славы женщин США в 2001 году.

Завершив любительскую карьеру, не сумела достичь аналогичного успеха в профессиональном теннисе и гольфе, где в 1960-е годы возможности для женщин были ограничены. Не преуспела также как эстрадная певица, сменила ряд мест работы в частных компаниях и государственных учреждениях и последние годы жизни провела в бедности, усугубляемой перенесённым инсультом .

Биография

Алтея Гибсон родилась в августе 1927 года в Силвере (Южная Каролина) в семье фермеров- издольщиков Дэниэла и Энни Гибсон . Она была старшим ребёнком из пяти . Родители работали на арендованном участке хлопковой плантации, отдавая часть урожая владельцу в качестве арендной платы за землю и жильё. Первые три года жизни Алтея провела на ферме, но после падения цен на сельскохозяйственную продукцию с началом Великой депрессии и неурожая в 1930 году её родители приняли решение перебраться в Нью-Йорк , где Дэниэл нашёл работу механиком в гараже за 10 долларов в неделю. Несколько лет детства Алтея провела также в Филадельфии , где она жила у тётки Дэйзи Келли. В Нью-Йорке семья жила в Гарлеме у Салли Вашингтон (тётки со стороны матери ), вплоть до 1933 года занимавшейся подпольной продажей алкоголя . Район, где они жили, был неблагополучным, в нём действовали уличные банды, и Алтея со временем стала сначала членом , а потом и лидером одной из них, занимаясь мелкими кражами в местных лавках. Отец часто бил её, в особенности если она не ночевала дома , а в более хорошем расположении духа учил боксу, как будто она была мальчиком . Алтея рано бросила школу и уже к 14 годам сменила несколько мест работы . К 15 годам врачи сообщили ей, что она никогда не сможет родить .

В 1946 году двое чернокожих врачей Хьюберт Итон и Роберт Джонсон убедили Алтею завершить школьное образование. С этой целью она переехала в Уилмингтон (Северная Каролина) , где жила у Итона дома на протяжении трёх лет . В расово сегрегированной Северной Каролине Гибсон училась в школе Уиллистон, учениками которой были дети из обеспеченных негритянских семей, играла на саксофоне в школьном духовом оркестре и джаз-банде и выступала за баскетбольную сборную Уиллистона, где, согласно устной традиции, побила рекорд по количеству набранных очков за сезон. За три года, пока Алтея училась в школе Уиллистон, её команда не проиграла ни одной встречи. Она была старше других учеников и к моменту окончания школы, в 1949 году, ей уже было 22 года .

После окончания школы Алтея получила как баскетболистка спортивную стипендию от Сельскохозяйственного и механического колледжа Флориды в Таллахасси , открытого для чернокожих студентов , и окончила его в 1953 году — в год, когда он получил статус университета , — по специальности «физическое воспитание» . После этого она два года (с 1953 по 1955) тренировала мужскую теннисную сборную Университета Линкольна в Джефферсон-Сити , также готовившего чернокожих студентов .

Поскольку любительская теннисная карьера не приносила доходов (в лучшем случае турниры оплачивали дорогу и проживание), Гибсон даже на пике успеха приходилось искать другие способы заработка. Некоторое время она числилась членом правления фирмы спортивного снаряжения Harry C. Lee, но получаемых в этой должности 75 долларов в месяц не хватало. Гибсон попыталась начать карьеру эстрадной певицы и в мае 1958 года выпустила альбом Althea Gibson Sings , пользовавшийся некоторой популярностью благодаря её известности как теннисистки. В этот же период она также дважды выступала на телевизионном « Шоу Эда Салливана », но дальнейшего развития её эстрадная карьера не получила: её голос был недостаточно хорош, а её подготовка как певицы — рудиментарна . За три месяца было продано немногим более тысячи экземпляров Althea Gibson Sings и менее полусотни экземпляров сингла «Around the World», и звукозапизывающая компания Dot Records отказалась продлевать контракт с Гибсон . В 1958 году она также издала автобиографическую книгу «Я всегда хотела стать Кем-то» ( англ. I Always Wanted to Be Somebody) и снялась в художественном фильме Джона Форда о гражданской войне « Кавалеристы » (роль служанки в доме рабовладельцев-южан, однако, вызвала пренебрежительные отзывы и критику в афроамериканской прессе ). Вторая автобиография, «Так много вещей, ради которых стоит жить» ( англ. So Much to Live For), вышла десятью годами позже .

Активисты движения за гражданские права критиковали теннисистку за то, что та не участвует более активно в борьбе за цветную общину США, но на пике карьеры она избегала занимать однозначную позицию по политическим вопросам и сознательно избегала акцентирования собственной расы . Даже выпуская свою первую автобиографию, она пригласила для литературной обработки материала белого спортивного журналиста Эдварда Фицджеральда, а не одного из многочисленных чёрных журналистов, подробно освещавших её карьеру . В самой автобиографии Гибсон писала, что расовая принадлежность её не интересует, что она рассматривает себя как индивидуума и не собирается заниматься защитой дела расовых меньшинств — «я теннисистка, не теннисистка-негритянка». Лишь по завершении теннисной карьеры, в 1960-е годы, она стала более активно участвовать в жизни негритянской общины, в частности, тренируя молодых чёрных теннисистов и вместе с Артуром Эшем занимаясь сбором средств на поддержку тёмнокожих спортсменов .

Как на протяжении спортивной карьеры Гибсон, так и после её завершения вопрос о её сексуальной ориентации оставался открытым. В годы учёбы в колледже широко ходили слухи о том, что она предлагает секс другим студенткам, а ещё один чернокожий теннисист Роберт Райленд рассказывал, что в начале 1950-х годов застал её в постели с женщиной. Тем не менее официально она никогда не признавала своей гомосексуальности . Во время работы в Университете Линкольна у Гибсон был бурный роман с профессором военного искусства и тактики капитаном Довой Джонсом , а в дальнейшем она вышла замуж за Уильяма Дарбена, брата своей подруги Розмари Дарбен, с которым периодически встречалась и до этого . Этот брак был заключён в 1965 году и продлился до 1976 года , но значительную его часть супруги прожили порознь, так как в эти годы Гибсон участвовала в профессиональном туре по гольфу . В 1983 году Гибсон вышла замуж вторично за своего бывшего тренера Сидни Ллевеллина, но уже в 1988 году развелась и с ним . Этот брак многими расценивался как фиктивный, заключённый с целью получения Ллевеллином, уроженцем Ямайки , американского гражданства. Алтея и Сидни на его протяжении не жили вместе, а после развода у неё возобновился роман с Дарбеном .

В конце 1950-х годов, одновременно с участием в профессиональном теннисном туре, Гибсон попыталась начать карьеру в спортивной журналистике и два года вела репортажи с Уимблдонского турнира для газеты Evening Standard , но в дальнейшем редакция предпочла услуги Ярослава Дробного . В 1970 году она заняла должность консультанта при комиссии по делам парков округа Эссекс (Нью-Джерси) , а в 1972 году стала директором теннисной программы и главным тренером спортивного клуба в этом же штате. Пытаясь заняться частным предпринимательством, Гибсон вложила большую часть своих средств в съёмки часового документального фильма, рассказывающего её историю (фильм так и не был выпущен), а позже в быстро разорившуюся телерадиокомпанию .

В 1975 году по приглашению Билли Джин Кинг Гибсон приняла участие в съёмках женской версии шоу компании ABC Superstars с участием многих известных спортсменок. Она показала хорошие результаты на отборочных этапах, вошла в десятку финалисток и заработала более 4 тысяч долларов (победительница, конькобежка Энн Хеннинг , получила 30 тысяч) . С середины десятилетия бывшая чемпионка занимала административные должности на уровне штата Нью-Джерси (комиссар по делам спорта , затем член комиссии по контролю за спортом, помощник комиссара по социальным вопросам и, наконец, спикер совета по делам физподготовки и спорта при губернаторе ). Она также баллотировалась в сенат штата, выступая против действующего сенатора Фрэнка Додда, но выборы проиграла .

В 1992 году Гибсон потеряла работу в ходе массовых увольнений государственных служащих в Нью-Джерси, когда республиканская администрация приняла решение о сокращении бюджета . Примерно в это же время она перенесла инсульт . Проблемы со здоровьем подорвали её финансовое положение, её средств не хватало даже на оплату коммунальных и медицинских счетов, она больше не могла водить машину и с трудом поднималась с кровати. Задумав покончить с собой, Гибсон весной 1995 года позвонила Анджеле Бакстон , своей партнёрше по корту в 1950-х годах и подруге на протяжении следующих сорока лет, чтобы попрощаться. Однако Бакстон предприняла с помощью спортивного комментатора и энциклопедиста Бада Коллинза сбор средств среди других известных теннисистов, чтобы поддержать подругу. В следующем году в журнале Tennis Week появилось открытое письмо журналиста Пола Фейна, благодаря которому о тяжёлом положении Гибсон узнали многочисленные поклонники спорта. Благодаря этой публикации и вышедшему в 1999 году документальному фильму было собрано достаточно денег, чтобы обеспечить Гибсон до конца жизни . Согласно Фран Грей, одной из оставшихся подруг Гибсон, которая вела повседневные дела больной чемпионки, общая сумма пожертвований в 1996—1997 годах составила около 150 тысяч долларов; Бакстон оценивала её в миллион долларов .

В последние годы жизни Гибсон утратила значительную часть мышечной массы, исхудала и съёжилась. Стремясь, чтобы в памяти остался её образ времён теннисных побед, она не посещала публичных мероприятий и почти ни с кем не встречалась — исключение составляли немногие из ближайших друзей, чернокожая теннисистка Зина Гаррисон и, изредка, Билли Джин Кинг. Гибсон умерла в многопрофильной больнице Ист-Оринджа (Нью-Джерси) в сентябре 2003 года; свидетельство о смерти указывало в качестве причины септисемию и септический шок , вероятно, вызванные хронической инфекцией мочевыводящих путей . Похоронена на кладбище Роуздейл в Ориндже рядом с Уильямом Дарбеном .

Теннисная карьера

Начало выступлений

Алтея Гибсон с детства увлекалась спортом, играя в софтбол и баскетбол (в том числе в составе любительской районной команды «Мистириос Файв») . Ещё одним видом спорта, которому она уделяла внимание, был падел-теннис , где используются цельные деревянные ракетки и резиновый мяч. В этом спорте она достигла значительных успехов уже к 1938 году, когда стала чемпионкой Нью-Йорка, и удерживала этот титул на протяжении следующих четырёх лет. Алтея играла также в софтбол, где была питчером и единственной девушкой в команде, выигравшей городской чемпионат . В большой теннис она начала играть подростком, получив две подержанных ракетки в подарок .

В 14 лет сотрудники управления социальной помощи Нью-Йорка не только помогли Гибсон найти работу в качестве охранницы, но и дали ей направление в спортивную секцию местного отделения полиции. Там она привлекла внимание тренера из клуба «Космополитен» — лучшего негритянского теннисного клуба в Нью-Йорке. Он организовал сбор средств, позволивших Гибсон в 1941 году приобрести членский абонемент в клуб . Постоянный тренер клуба «Космополитен» Фред Джонсон стал регулярно с ней заниматься летом того же года . Джонсон, потерявший руку в молодости, был самоучкой и держал ракетку так называемой континентальной хваткой, не меняя её, когда выполнял бэкхенд . Алтея переняла у него и этот способ держать ракетку, и многие другие неэффективные технические приёмы, от которых последующим тренерам пришлось её отучать .

В 1942 году Гибсон выиграла свой первый молодёжный турнир под эгидой Американской теннисной ассоциации (ATA) — открытый чемпионат штата Нью-Йорк, проходивший в клубе «Космополитен». В этом турнире участвовали как чернокожие, так и белые, и именно белую теннисистку, Нину Ирвин, Гибсон победила в финале . Спустя несколько недель клуб спонсировал её поездку в Пенсильванию на чемпионат ATA среди девушек (в этих турнирах играли только чернокожие спортсмены, тогда как белые выступали в соревнованиях Ассоциации лаун-тенниса Соединённых Штатов, или USLTA ). В этом турнире Алтея дошла до полуфинала, проиграв фаворитке Нане Дэвис .

После того как чемпионат ATA был отменён в 1943 году из-за войны , Гибсон приняла в нём участие в 1944 и 1945 годах, дважды подряд завоевав чемпионское звание среди девушек . В 1946 году она уже дошла до финала чемпионата ATA среди женщин, где встретилась с двукратной чемпионкой ATA Романией Питерс, сумевшей переиграть физически развитую девушку тактически и завоевать свой третий титул в трёх сетах . Позже в том же году, после переезда на Юг, Гибсон начала тренироваться в Уилмингтоне у доктора Итона, в летние месяцы переезжая для продолжения тренировок в Линчберг к доктору Роберту Джонсону. Не обладая талантами, сравнимыми с талантом своей подопечной, Итон и Джонсон были опытными игроками, чемпионами ATA в парном разряде (Итон в своё время также был чемпионом среди юношей), и многому научили её с точки зрения игровой стратегии и умения контролировать эмоции . Джонсон, основавший к тому времени тренировочную группу для молодых чернокожих теннисистов со всей страны, обеспечивал не только физическую подготовку, но и турнирную практику для лучших из своих учеников, лично развозя их по соревнованиям в разных городах .

Уже летом 1947 года, к концу первого года тренировок у Итона и Джонсона, молодая теннисистка начала выигрывать один турнир ATA за другим. В августе она впервые завоевала звание чемпионки ATA и затем удерживала его десять лет подряд . Гибсон также несколько раз подряд стала чемпионкой в миксте , где в качестве её партнёра выступал Роберт Джонсон . Уже к 1949 году у неё не осталось достойных соперниц среди участниц турниров ATA, и это угрожало замедлить её собственный прогресс .

Первые годы в соревнованиях USLTA и международных турнирах

В 1949 году Гибсон сыграла два турнира под эгидой USLTA — чемпионат Восточных штатов в помещениях и чемпионат США в помещениях . В обоих на её счету были победы над белыми спортсменками, но приглашений на другие подобные турниры ей не поступало. В начале следующего года она снова приняла участие в этих же двух турнирах, выиграв первый и дойдя до финала во втором (чемпионкой стала Нэнси Чаффи , будущая четвёртая ракетка мира) . , бывший игрок сборной Великобритании в Кубке Дэвиса и администратор в компании Wilson Sporting Goods , организовал также её участие в чемпионате США на грунтовых кортах . Примерно в это же время знаменитый боксёр Шугар Рэй Робинсон оплатил поездки Гибсон в Детройт, где она начала тренироваться у Джин Хокси — белого тренера, которая впоследствии учила одну из основательниц женского профессионального тура Джейн Барткович .

Однако Гибсон всё ещё отказывали в приглашении на главный любительский турнир под эгидой USLTA — международный чемпионат США . В результате в июльском номере журнала American Lawn Tennis за 1950 год появилась статья, написанная белой теннисисткой Элис Марбл , 18-кратной чемпионкой США и Уимблдонского турнира во всех разрядах. Марбл раскритиковала бюрократическую позицию USLTA, которая приглашала участвовать в чемпионате США только игроков со «значительным теннисным опытом»: под этим подразумевалось участие в летнем цикле любительских турниров на Востоке США, которые в свою очередь тоже были пригласительными и отказывали в участии чернокожим теннисистам. В статье говорилось, что приход цветных игроков в теннис неизбежен, как ранее он был неизбежен в бейсболе и футболе . Марбл писала: «Со временем теннисный мир в массе своей восстанет, протестуя против несправедливости, которую искусственно продлевают наши законодатели». Она призывала руководство USLTA вспомнить, что теннис — «игра леди и джентльменов», и «вести себя как джентльмены, а не как лицемерные ханжи» . Среди других бывших звёзд тенниса, поддержавших Гибсон, была Сара Палфри Кук , взявшаяся работать с ней как тренер .

Статья Марбл вызвала живой отклик, её цитировали ведущие газеты и журналы США. После публикации в American Lawn Tennis Гибсон получила приглашение участвовать в чемпионате Восточных штатов на травяных кортах, проходившем в Нью-Джерси. С учётом участия в этом соревновании, а также в чемпионате США на грунтовых кортах, где она дошла до четвертьфинала (проиграв там одной из ведущих теннисисток мира Дорис Харт ), у организаторов чемпионата США не осталось даже формальных поводов отказывать чернокожей теннисистке в участии в главном соревновании года . Согласно мемуарам Сидни Вуда , на тот момент входившего в правление USLTA, в кулуарах предложение отклонить её заявку всё же было выдвинуто, но на голосование (в том числе благодаря его возражениям) не поставлено, и заявка была принята . Более того, на будущее правила допуска были изменены так, что со следующего года чемпионы ATA получали право участия в чемпионате USLTA автоматически .

Свой первый матч чемпионата США, против британки , Гибсон провела на 14-м корте — одном из самых дальних от главного стадиона, но это не помешало присустствовать на игре большому количеству журналистов. Этот матч Гибсон выиграла, после чего во втором круге жребий свёл её с действующей чемпионкой Уимблдонского турнира и чемпионкой США 1947 года Луизой Браф . Встреча с Браф на главном корте теннисного комплекса растянулась на три сета, концовка последнего из которых была перенесена на следующий день из-за грозы. Проиграв первый сет 1:6, Гибсон победила во втором 6:3 и отыгралась из счёта 3:5 в третьем, но в итоге более опытная соперница победила, выиграв третий, решающий сет со счётом 9:7 .

В 1951 году Гибсон приняла участие в Уимблдонском турнире, став первой афроамериканкой в его истории (первый чернокожий теннисист, Бертран Милборн Кларк, появился на уимблдонских кортах ещё в 1924 году, но представлял Ямайку — на тот момент британскую колонию) . Полёт в Англию оплатил боксёр Джо Луис , а затраты на пребывание в Лондоне взяла на себя чёрная община Детройта . На Уимблдоне, как и в чемпионате США, чернокожая теннисистка выиграла свой первый матч и проиграла во втором — на этот раз посеянной под 5-м номером Беверли Бейкер . Джон Барретт , тогда сам молодой игрок, а позже известный историк тенниса, вспоминал, что дебютантка произвела на него впечатление атлетическим телосложением, в те времена редким в женском теннисе, и он уверился, что её ждёт большое будущее . Позже Гибсон дошла до четвертьфинала чемпионата США, проиграв там 16-летней Морин Коннолли , а в турнирах более низкого уровня завоевала за 1951 год пять титулов. Она легко справлялась с соперницами, не входившими в мировую теннисную элиту, но у ведущих белых теннисисток (Бейкер, Ширли Фрай , Дорис Харт, Морин Коннолли ) ей выигрывать на этом этапе не удавалось .

За 1951 год Гибсон провела 41 игру в турнирах с участием белых спортсменок (её биограф Салли Джейкобс даже предполагает, что частота выступлений в этих соревнованиях и турнирах ATA могла привести к переутомлению и падению результатов ). В следующие несколько лет, однако, она играла в таких соревнованиях реже. Активному графику препятствовали нехватка времени в последние годы учёбы и необходимость зарабатывать на жизнь по окончании вуза . Статус Гибсон в американском теннисе при этом практически не менялся: её игра не улучшалась, но этого было достаточно, чтобы выигрывать чемпионаты ATA и на чистой самоуверенности преодолевать первые раунды в турнирах USLTA, пока на её пути не оказывалась одна из представительниц теннисной элиты . Чернокожая теннисистка была, несмотря на это, убеждена, что играет лучше этих соперниц и обязана у них выигрывать, открыто недоумевая, когда этого не происходило. Хотя внутри группы лидеров рейтинга отношения были вполне дружескими, никто из них не относился хорошо к Гибсон, чья заносчивость только усугубляла эту отстранённость .

Лучшим для Гибсон в первой половине десятилетия стал 1953 год, когда она пробилась в финалы чемпионата Западных штатов в Милуоки и чемпионата США на грунтовых кортах. Там она проиграла соответственно австралийке Тельме Койн-Лонг и Коннолли. Этот год Алтея закончила на 7-м месте в национальном рейтинге, оставшись 9-й в 1952 и 13-й в 1954 году . Её успехи в турнирах для белых вызывали в руководстве ATA, наряду с гордостью, опасения, что ведущие чернокожие игроки начнут массово уходить из сегрегированной лиги в USLTA. Аналогичный процесс происходил в бейсболе, где интеграция цветных спортсменов в MLB привела к упадку негритянских лиг. Некоторые из функционеров ATA даже грозили помешать участию Гибсон в чемпионате США, если та откажется от участия в турнирах их ассоциации .

Пик игровой карьеры

1956 и начало 1957 года

Неудачные сезоны привели к тому, что Гибсон начала терять интерес к соревновательному теннису. Она перестала соблюдать тренировочный режим и планировала бросить теннис, присоединившись к . Однако после одного из турниров в 1955 году тренер Сидни Ллевеллин предложил помочь ей с техникой. Благодаря ему она отказалась от многих элементов игры, которые переняла ещё у своего первого тренера, включая континентальную хватку ракетки, и получила представление о теории и стратегии тенниса .

В конце 1955 и начале 1956 года Гибсон приняла участие в показательном турне команды американских теннисистов по Юго-Восточной Азии, организованном Госдепартаментом США (биографы пишут, что одной из причин её включения в команду было обострение расовых противоречий в США, заставившее правительство совершать «жесты доброй воли») . Одним из участников турне был опытный игрок Хэм Ричардсон , использовавший время поездки, чтобы помочь Гибсон в понимании стратегии и тактики игры. Эти уроки пошли теннисистке на пользу, и её игра заметно улучшилась за короткое время. В Индии американская команда провела несколько встреч с аналогичной четвёркой из Великобритании, в состав которой входила британская еврейка Анджела Бакстон . Бакстон сошлась с Гибсон за время этих встреч и убедила её продолжить выступления в Европе после азиатского турне. На крытых кортах в зимней Европе Гибсон уже демонстрировала возросший класс. Проиграв Анджеле Мортимер в трёх сетах в финале чемпионата Скандинавии в Стокгольме , американка выиграла следующие четыре турнира на континенте — в Кёльне , Париже (где впервые сыграла в парах с Бакстон, завоевав титул и в этом разряде), Лионе и Каннах . Мортимер помешала ей продолжить эту серию в Египте, дважды победив Гибсон в мартовских финалах в Каире и Александрии . Однако после возвращения в Европу американка в преддверии чемпионата Франции завоевала шесть титулов подряд на грунтовых кортах .

На самом чемпионате Франции Гибсон в четвертьфинале отдала только три гейма британке Ширли Блумер и в полуфинале встречалась с Бакстон, которая победила немку Эдду Будинг . Они поделили первые два сета, а в начале третьего у Гибсон лопнула бретелька на лифчике. Бакстон помогла ей прикрыться и отвела в раздевалку, где американка переоделась. Когда они вернулись на корт, судейская бригада предложила Бакстон потребовать дисквалификации соперницы, которая формально нарушила несколько правил, приняв помощь от постороннего человека и покинув корт до конца матча. Британка категорически отказалась от победы на формальных основаниях, и матч был продолжен. Гибсон выиграла третий сет 6:4. В финале против Мортимер она взяла первый сет всухую, во втором завязалась долгая равная борьба, но при счёте 10:10 британка отдала гейм на своей подаче, и в следующем гейме Гибсон завоевала чемпионский титул, выиграв первый в карьере турнир Большого шлема ). Она также стала чемпионкой Франции в паре с Бакстон, победив в финале в трёх сетах американскую пару Дарлин Хард / Дороти Хед-Нод .

Кубок за победу в женском парном разряде, Уимблдонский турнир, 1956 год

После победы на «Ролан Гаррос» Гибсон отправилась в Англию, где 2 июня выиграла восьмой турнир подряд. Напряжённый график, однако, стал сказываться на её физической форме, и в финале она, выигрывая 1:0 по сетам и 5:0 во втором сете, проиграла шесть геймов подряд. Лишь с трудом ей удалось довести матч до победы со счётом 12:10 во втором сете. Спустя ещё неделю, на чемпионате Северной Англии в Манчестере , Алтея за один турнир обыграла двух игроков с первых строчек национального рейтинга — Ширли Фрай (в полуфинале) и Луизу Браф (в финале). После этого, в отсутствие сильнейших американских и британских теннисисток, участвовавших в матче за ежегодный Кубок Уайтмен , она легко победила в Бристоле , выиграв 10-й турнир подряд и 16-й с начала сезона .

На Уимблдоне Гибсон была посеяна под четвёртым номером в одиночном разряде и под третьим — в паре с Бакстон. В четвертьфинале она играла против Фрай, посеянной строчкой ниже, но в американском рейтинге занимавшей первое место. Гибсон удалось выиграть первый сет, но в следующих двух Фрай оказалась сильнее . В женских парах Гибсон и Бакстон победили Фрай и Браф в полуфинале , а в финале играли против австралийской пары / . После легко выигранного первого сета они повели 4:2 во втором, но в этот момент в игре Гибсон наступил спад. Австралийки сравняли счёт, затем, проигрывая 5:6, отыграли пять матчболов , и лишь после счёта 6:6 Гибсон и Бакстон сумели выиграть два гейма подряд и завоевать титул . Их победа была отмечена статьёй в « Таймс », озаглавленной «Меньшинства побеждают» . Гибсон также дошла до финала в миксте с 42-летним Гарднаром Маллоем , но там они в трёх сетах проиграли Фрай и Вику Сейксасу .

Гибсон продолжила успешно выступать и после Уимблдона, выиграв за отрезок времени, включавший чемпионаты США и Австралии , 70 матчей из последующих 75 и 10 турниров на трёх континентах. Как и на Уимблдоне, главным камнем преткновения для неё оставалась Фрай, исповедовавшая спокойный оборонительный стиль и демонстрировавшая выдающееся умение играть против физически более сильных соперниц . Во встречах с Гибсон Фрай, в частности, умело использовала слабую игру закрытой ракеткой, от которой та страдала . Именно она выиграла оба следующих турнира Большого шлема, победив Гибсон в финалах в Нью-Йорке и Мельбурне с одинаковым счётом 6:3, 6:4 .

1957 год

После чемпионата Австралии, однако, соперничество Фрай и Гибсон завершилось: Ширли, завершившая с этим титулом завоевание карьерного Большого шлема, вышла замуж и оставила соревновательный теннис . Сама Гибсон после победы в 1956 году не стала возвращаться на «Ролан Гаррос», вопреки прошлогоднему опыту, объясняя это тем, что грунтовые корты якобы не подходят для её стиля игры. Однако на травяных кортах в преддверии Уимблдонского турнира она, как и за сезон до этого, завоевала три титула и на самом Уимблдоне была посеяна под первым номером .

Гибсон и Дарлин Хард с королевой Елизаветой II , Уимблдон, 1957 год

На Уимблдоне публика на матчах Гибсон шумно поддерживала её соперниц, аплодируя её ошибкам. Британские журналисты оправдывали это поведение привычкой своих соотечественников болеть против фаворитов и отказывались признавать его расовую подоплёку, но в самой британской прессе перед турниром и на его протяжении неоднократно появлялись карикатуры расистского содержания . Несмотря на такое отношение трибун, американка за весь турнир не отдала соперницам ни одного сета. В полуфинале хозяйка корта Кристин Труман сумела выиграть у Гибсон только два гейма, не получилось борьбы и в финале против Дарлин Хард, которая оказалась далека от своей лучшей формы, но уступала Гибсон даже в ней . Гибсон, таким образом, стала первой в истории чернокожей чемпионкой Уимблдонского турнира в одиночном разряде . Она также была первой теннисисткой, которая получила награду за победу из рук королевы Елизаветы II . В парах Гибсон выиграла этот турнир второй год подряд — на этот раз с Хард, а в финале смешанных пар, где выступала с австралийцем Нилом Фрейзером , уступила ей же и ещё одному представителю Австралии Мервину Роузу . На балу чемпионов по завершении турнира она танцевала с победителем в мужском одиночном разряде Лью Хоудом , который, по воспоминаниям его жены, после этого получил сотни гневных писем, ставивших ему в вину этот факт .

Форменный жакет Гибсон в музейной экспозиции

По возвращении Гибсон в США в её честь был устроен парад в Нью-Йорке , однако уже через несколько дней, отправившись на турнир в Чикаго, она снова столкнулась с расовой дискриминацией. Фешенебельные отели в центре города, вблизи теннисного стадиона, отказались сдавать ей номер, и ей пришлось остановиться в гостинице в 20 км от места проведения соревнований. У неё также обострились отношения с афроамериканскими репортёрами, которые обвиняли её в эгоизме, надменности и нежелании выступить в защиту прав людей своей расы. Несмотря на отрицательную атмосферу, Гибсон продолжала побеждать. Её пригласили в сборную США для участия в Кубке Уайтмен, где она также стала первой негритянкой . Она выиграла все три своих встречи (две в одиночном разряде и одну в паре с Хард), и американки победили с общим счётом 6-1 (форменный жакет сборной США 1957 года, который носила Гибсон, хранится в Национальном музее афроамериканской истории и культуры ).

В итоге после поражения в финале чемпионата Австралии Гибсон не проиграла до конца года больше ни одного матча в одиночном разряде. В паре с Хард они также выиграли 37 матчей подряд в девяти турнирах, прежде чем проиграть Луизе Браф и Маргарет Дюпон в финале национального чемпионата США среди пар . За концовку сезона Гибсон четырежды обыграла Браф, завершавшую игровую карьеру, в финалах турниров. Иногда их встречи проходили в достаточно равной борьбе благодаря сложной подаче Браф, но в финале чемпионата США Гибсон разгромила её со счётом 6:3, 6:2 . Как и на Уимблдоне, она не отдала соперницам за весь турнир ни одного сета. Она также первенствовала на этом турнире в соревновании смешанных пар , где её партнёром был датчанин Курт Нильсен — этот титул в миксте остался единственным в карьере Гибсон в турнирах Большого шлема . Гибсон стала второй афроамериканкой в истории, чья фотография появилась на обложке журнала Time (после Мариан Андерсон в 1946 году), и первой — на обложке журнала Sports Illustrated . По итогам сезона она заняла первое место в рейтинге USLTA и международном рейтинге теннисисток, составляемом газетой Daily Telegraph , и была объявлена агентством « Ассошиэйтед Пресс » «спортсменкой года», став также первой цветной обладательницей этого звания .

1958 год

В начале 1958 года Гибсон потерпела два неожиданных поражения на турнирах в странах Карибского бассейна от и одно от Беверли Бейкер . В целом, однако, она воспринимала поездку по экзотическим странам, как отдых. В Каракасе американка обратила внимание на молодую теннисистку из Бразилии Марию Буэно , заставившую её потрудиться в финале, продолжавшемся три сета. Узнав, что Буэно собирается летом выступать в Англии, Гибсон предложила ей вместе сыграть там в парном разряде и получила согласие .

Гибсон после победы на Уимблдонском турнире 1958 года

За период с мая по август Гибсон одержала 33 победы подряд в личных турнирах, за четыре месяца отдав соперницам только три сета . Один из них был потерян на Уимблдоне, где в четвертьфинале посеянная первой Гибсон играла с пятой ракеткой турнира Ширли Блумер. В финале, куда неожиданно для специалистов вышла уже пережившая свои лучшие годы Мортимер, у Гибсон в первом сете начались проблемы с подачей — за этот сет судьи на линии 11 раз фиксировали у неё заступ. Мортимер вела 5:3, но американка сумела отыграть сетбол , переломить ход игры и победить со счётом 8:6, 6:2 . В паре с Буэно Гибсон также в третий раз подряд стала чемпионкой Уимблдонского турнира в женском парном разряде — такого результата с тремя разными партнёршами до неё добивалась только Элизабет Райан . Как и за год до этого, американка затем проиграла финал в миксте, где с ней на этот раз играл Курт Нильсен .

Одно из немногочисленных поражений в сезоне Гибсон потерпела в июне, второй год подряд играя за сборную США в Кубке Уайтмен, где неожиданно уступила 17-летней Кристин Труман. Это позволило британкам завоевать этот трофей впервые за 28 лет . Не считая поражения от Труман, в общей сложности за два года в составе сборной Гибсон выиграла три встречи в одиночном и две в парном разряде с общим балансом побед и поражений 5-1 . Позже на чемпионате США Гибсон взяла реванш у Труман, которую победила в четвертьфинале 11:9, 6:1 . На этом турнире, как и на Уимблдоне, она успешно защитила титул, обыграв Хард со счётом 3:6, 6:1, 6:2 — первый раз за пять финалов, когда ей потребовались три сета для победы. По итогам сезона она второй раз подряд была названа спортсменкой года «Ассошиэйтед Пресс» и заняла первое место в национальном и международном рейтингах .

Профессиональный спорт

К концу 1958 года на счету Гибсон было уже 58 титулов в одиночном и парных разрядах в турнирах USLTA и международных соревнованиях. В турнирах Большого шлема она одержала 53 победы при 9 поражениях, из которых большинство приходилось на чемпионат США . Однако, несмотря на победы в крупнейших любительских турнирах, первая ракетка мира постоянно нуждалась в деньгах. Она объявила о намерении расстаться с любительским теннисом сразу после чемпионата США 1958 года , но в начале 1959 года по приглашению госдепартамента приняла участие в ещё одном выставочном туре, на этот раз по странам Латинской Америки , и в итоге завершила любительскую карьеру только после победы на Панамериканских играх в Чикаго .

В планы Гибсон входило присоединиться к турне популярной баскетбольной команды « Гарлем Глобтроттерс » и проводить показательные встречи перед началом баскетбольных матчей, но для этого ей нужна была соперница, желательно белая. Первой, к кому обратилась Гибсон, была Ширли Фрай-Ирвин, но она полностью погрузилась в семейную жизнь и уже нянчила первого сына, даже не задумываясь о возвращении в теннис. В итоге Гибсон договорилась о совместных выступлениях с Кэрол Фагерос, своей спутницей по азиатскому турне 1955—1956 годов. По условиям контракта, спортсменки должны были провести 90 встреч, за которые Гибсон получала в сумме около 100 тысяч долларов, а Фагерос 30 тысяч. В итоге они провели с «Гарлемом» чуть дольше и сыграли 118 матчей, из которых Гибсон выиграла 114. В среднем она заработала около 800 долларов за игру. После того как выступления с «Глобтроттерс» были завершены (разные биографы возлагают ответственность за разрыв на «Гарлем» и на саму Гибсон ), теннисистки при помощи Сидни Ллевеллина организовали своё собственное турне. Однако оно привлекло мало внимания и завершилось через несколько месяцев с большими убытками — Гибсон потеряла почти все деньги, заработанные за время выступлений с «Глобтроттерс». Участие в двух турне растянулось на последние месяцы 1959 и весь 1960 год .

После этого Гибсон, стремившаяся продолжать спортивную карьеру, приняла решение заняться гольфом — на тот момент единственным видом спорта, в котором женщины-профессионалы могли зарабатывать значительные суммы. В 1962 году она уже играла в любительском чемпионате США, а на следующий год получила право участвовать в соревнованиях лиге Ladies Professional Golf Association (LPGA), где, как перед этим в USLTA, стала первой чернокожей участницей. Её отличные физические данные позволяли ей до определённой степени компенсировать недостатки техники. До 1978 года Гибсон приняла участие в более чем 170 турнирах LPGA. Она показывала достаточно хорошие результаты, чтобы с 1964 по 1969 год входить в число 50 сильнейших участниц тура, но не выиграла ни одного турнира, лишь однажды заняв второе место. Поскольку основная масса призовых приходилась именно на долю победительниц, за всю 15-летнюю карьеру в гольфе Гибсон заработала менее 25 тысяч долларов . Прекратив участие в LPGA в 1978 году после 13-й подряд неудачи в квалификационном турнире, она затем попыталась вернуться в тур в 1990 году, в возрасте 63 лет, но это ей уже не удалось .

После начала Открытой эры в теннисе Билли Джин Кинг , вместе со своим мужем Ларри организовавшая в 1968 году профессиональный турнир в Окленде (Калифорния), пригласила среди прочих знаменитостей участвовать в нём и Гибсон. Та не выиграла ни одного матча, но возможность вернуться в теннис в качестве профессионала оценила по достоинству. В 1972 году, в возрасте 44 лет, она приняла участие в Открытом чемпионате США в миксте ; её партнёром стал ещё более возрастной Гарднар Маллой, они выиграли первый сет в первом раунде, но проиграли матч. Спустя год Гибсон участвовала в Открытом чемпионате США уже и в миксте (с чернокожим чемпионом Артуром Эшем ), и в женских парах (с Дарлин Хард), но также выбыла из борьбы в первом же круге в обоих разрядах . Одним из её последних теннисных выступлений стал в 1974 году выставочный матч против Крис Эверт , которая была почти на три десятилетия моложе её. Эверт легко выиграла эту встречу (финальный счёт 6:1, 6:2) . Она окончательно перешла на тренерскую и административную работу на следующий год .

Участие в финалах турниров Большого шлема за карьеру

Одиночный разряд (7)

Победы (5)

Год Турнир Соперница в финале Счёт в финале
1956 Чемпионат Франции Великобритания Анджела Мортимер 6-0, 12-10
1957 Уимблдонский турнир Соединённые Штаты Америки Дарлин Хард 6-3, 6-2
1957 Чемпионат США Соединённые Штаты Америки Луиза Браф 6-3, 6-2
1958 Уимблдонский турнир (2) Великобритания Анджела Мортимер 8-6, 6-2
1958 Чемпионат США (2) Соединённые Штаты Америки Дарлин Хард 3-6, 6-1, 6-2

Поражения (2)

Год Турнир Соперница в финале Счёт в финале
1956 Чемпионат США Соединённые Штаты Америки Ширли Фрай 3-6, 4-6
1957 Чемпионат Австралии Соединённые Штаты Америки Ширли Фрай 3-6, 4-6

Женский парный разряд (7)

Победы (5)

Год Турнир Партнёр Соперницы в финале Счёт в финале
1956 Чемпионат Франции Великобритания Анджела Бакстон Соединённые Штаты Америки Дарлин Хард
Соединённые Штаты Америки Дороти Хед-Нод
6-8, 8-6, 6-1
1956 Уимблдонский турнир Великобритания Анджела Бакстон Австралия
Австралия
6-1, 8-6
1957 Чемпионат Австралии Соединённые Штаты Америки Ширли Фрай Австралия Мэри Бевис-Хотон
Австралия Фэй Мюллер
6-2, 6-1
1957 Уимблдонский турнир (2) Соединённые Штаты Америки Дарлин Хард Австралия Мэри Бевис-Хотон
Австралия Тельма Койн-Лонг
6-1, 6-2
1958 Уимблдонский турнир (3) Бразилия Мария Буэно Соединённые Штаты Америки
Соединённые Штаты Америки Маргарет Осборн-Дюпон
6-3, 7-5

Поражения (2)

Год Турнир Партнёр Соперницы в финале Счёт в финале
1957 Чемпионат США Соединённые Штаты Америки Дарлин Хард Соединённые Штаты Америки Луиза Браф
Соединённые Штаты Америки Маргарет Осборн-Дюпон
2-6, 5-7
1958 Чемпионат США (2) Бразилия Мария Буэно Соединённые Штаты Америки
Соединённые Штаты Америки Дарлин Хард
6-2, 3-6, 4-6

Смешанный парный разряд (4)

Победа (1)

Год Турнир Партнёр Соперницы в финале Счёт в финале
1957 Чемпионат США Дания Курт Нильсен Соединённые Штаты Америки Дарлин Хард
Австралия Боб Хоу
6-3, 9-7

Поражения (3)

Год Турнир Партнёр Соперницы в финале Счёт в финале
1956 Уимблдонский турнир Соединённые Штаты Америки Гарднар Маллой Соединённые Штаты Америки Ширли Фрай
Соединённые Штаты Америки Вик Сейксас
6-2, 2-6, 5-7
1957 Уимблдонский турнир (2) Австралия Нил Фрейзер Соединённые Штаты Америки Дарлин Хард
Австралия Мервин Роуз
4-6, 5-7
1958 Уимблдонский турнир (3) Дания Курт Нильсен Австралия
Австралия Боб Хоу
3-6, 11-13

Стиль игры

Теннисные журналисты и биографы отмечают врождённый талант Гибсон, её атлетизм и агрессивную манеру игры. Она передвигалась по корту быстрее соперниц и наносила более сильные удары , уже к концу 1940-х годов став обладательницей одной из лучших подач в женском теннисе в США. Её игру также отличали высокая зрительно-моторная координация и блестящая интуиция при выходах к сетке, однако в молодости это сочеталось с нестабильностью и отсутствием дисциплины на корте . В отсутствие богатого арсенала ударов ей приходилось в основном полагаться на их силу, что способствовало зрелищности игры, но не её надёжности, и в своих играх Гибсон, как правило, не только выполняла больше виннеров (ударов, которые соперник не может отбить), чем её противницы, но и совершала больше невынужденных ошибок .

После первых лет выступлений прогресс теннисистки начала также затруднять неадекватная техника, которую она ещё подростком переняла у своего первого тренера Фреда Джонсона. Это включало устаревшую континентальную хватку ракетки и отсутствие подкрутки мяча ; Джонсон также не преподал своей ученице основных принципов игровой тактики . Эти недостатки пришлось исправлять будущим тренерам Гибсон — докторам Итону и Джонсону , Сидни Ллевеллину и Хэму Ричардсону. Ллевеллин заставил её перейти с континентальной хватки на восточную, что сделало её удары не только более сильными, но и менее предсказуемыми. Он же преподал ей идеи «теннисной геометрии», включавшей выбор места на корте и оптимальные углы ударов . Представления Гибсон о стратегии игры и психологической борьбе на корте позже развил Ричардсон во время азиатского турне 1955—1956 годов . В итоге она достигла достаточного технического совершенства, которое в сочетании с эмоциональной, атлетичной манерой игры заставило после её расставания с соревновательным теннисом скучать по ней даже журналистов, которые критиковали её на протяжении карьеры. После ухода Гибсон, как они единодушно заключали, женский теннис заметно потускнел .

Хотя в лучшие свои годы Гибсон превосходила всех соперниц в женском теннисе, её самооценка оставалась очень высокой и в периоды, предшествовавшие этим годам, и позже. Так, в 1950 году на чемпионате США на грунтовых кортах , проиграв в одном из первых своих матчей против Дорис Харт , она в разговоре с соперницей удивлялась: «Я играю намного лучше, чем ты. Я бью по мячу сильнее. Я двигаюсь лучше. Почему же ты меня обыгрываешь?» . В 1974 году, в возрасте 47 лет , Гибсон проиграла выставочный матч молодой Крис Эверт со счётом 1:6, 2:6, но после встречи заявила, что убеждена в своей способности её обыграть, и намекнула, что надеется на матч-реванш . Такая высокая уверенность в себе помогала спортсменке оставаться среди лидеров национального тенниса в первой половине 1950-х годов, когда она проходила первые круги благодаря трепету, который внушала соперницам . Аналогичным образом её самооценка превосходила её истинные возможности и в других сферах, включая эстрадную карьеру, где она винила в неудаче своего альбома простуду и плохие условия записи , и гольф, где, проигрывая в квалификационных турнирах, она заверяла журналистов, что по классу игры близка к лидерам LPGA .

Наряду с расовыми предрассудками эпохи Гибсон и нежеланием ведущих теннисисток США принимать чернокожую спортсменку в свой закрытый круг её биограф Салли Джейкобс называет её постоянное стремление к доминированию в качестве одной из основных причин того, что теннисистка на протяжении карьеры редко играла в женских парах. Помимо одиночного разряда, она регулярно участвовала только в соревнованиях в миксте , где стремилась играть главную роль даже в одной команде с мужчинами, как об этом вспоминали Нил Фрейзер и Гарднар Маллой . В женских же парах нетерпимость Гибсон к слабостям партнёрши едва не оборвала уже в начале её сотрудничество с её близкой подругой Анджелой Бакстон .

Памятник Алтее Гибсон, Ньюарк

Признание

В 1971 году имя Алтеи Гибсон было включено в списки Национального (впоследствии Международного) зала теннисной славы , а в 1980 году стало одним из первых в списках Международного зала славы женского спорта . Она также является членом Международного зала славы женщин (в числе первых внесённых в его списки в 1980 году) , Национального зала славы женщин США (с 2001 года) , Зала славы чернокожих спортсменов (1974) и Залов спортивной славы Южной Каролины (1983), Флориды (1984) и Нью-Джерси . В 2013 году Почтовая служба США выпустила в серии «Афроамериканское наследие» марку с изображением Гибсон .

Имя Гибсон носит ряд кортов и спортивных комплексов, в основном на Восточном побережье США, и турнир для теннисисток в возрастной категории старше 70 лет, учреждённый в 1998 году Международной федерацией тенниса . За пределами США имя Гибсон носит спортивный зал в XII округе Парижа . В её честь также установлены памятники в Ньюарке и Ист-Ориндже (Нью-Джерси) и на территории Национального теннисного центра имени Билли Джин Кинг (Нью-Йорк). С начала XXI века неоднократно выдвигались предложения назвать в её честь стадионный корт Национального теннисного центра — третий по количеству зрительских мест и крупнейший из не имеющих собственного имени .

Примечания

  1. Tingay L. (англ.) — London Borough of Enfield: , 1977. — P. 211.
  2. ↑ Althea Gibson // (нем.)
  3. Collins B. (англ.) : An Authoritative Encyclopedia and Record Book — 2 — New York City: , 2010. — P. 580. — ISBN 978-0-942257-70-0
  4. , p. 23.
  5. , p. 12.
  6. , p. 14.
  7. , pp. 23—29.
  8. ↑ , p. 2.
  9. , p. 78.
  10. , p. 186.
  11. , pp. 30—31.
  12. Shaun Assael. (англ.) // Oxford American. — 2019. — 11 June (iss. 105). 15 августа 2023 года.
  13. , pp. 48—51.
  14. , pp. 83—85.
  15. , p. 89.
  16. , p. 93.
  17. ↑ , pp. 120—121.
  18. , pp. 249—250.
  19. , p. 298.
  20. // Africana: The Encyclopedia of African and African American Experience (англ.) / Edited by Kwame Anthony Appiah and Henry Louis Gates Jr.. — Second Edition. — Oxford University Press, 2005. — Vol. 2. Catimbó—Giovanni. — P. 794. — ISBN 978-0-19-522326-2 .
  21. , p. 258.
  22. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  23. , pp. 317—319.
  24. , p. 299.
  25. , p. 77.
  26. , p. 320.
  27. , p. xiv.
  28. , p. 44.
  29. , pp. 180—181.
  30. ↑ , p. 109.
  31. ↑ , p. 115.
  32. , pp. 278, 282.
  33. , pp. 260—262.
  34. , pp. 346—347.
  35. , pp. 352—354.
  36. , pp. 274—275.
  37. , p. 356.
  38. , pp. 364—365.
  39. , pp. 357—358.
  40. , p. 367.
  41. , pp. 3—7.
  42. , pp. 374—375.
  43. , pp. 378—384.
  44. , p. 16.
  45. , pp. 32—33.
  46. , p. 186—188.
  47. , pp. 33—34.
  48. , pp. 21—23.
  49. ↑ , p. 23.
  50. , p. 6.
  51. , p. 41.
  52. , p. 75.
  53. , pp. 82—84.
  54. , pp. 69—74.
  55. , p. 75.
  56. , p. 65.
  57. , pp. 59—60.
  58. Jeff Sackmann. (англ.) . Tennis Abstract (26 сентября 2022). 10 августа 2023 года.
  59. , p. 101.
  60. , p. 44.
  61. , pp. 93—94.
  62. , pp. 18—19.
  63. , pp. 62—63.
  64. , pp. 115—116.
  65. , p. 64.
  66. , pp. 10—14.
  67. , pp. 73—77.
  68. , p. 139.
  69. , p. 79.
  70. , pp. 83—85.
  71. (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 24 августа 2023.
  72. , pp. 86—87.
  73. , pp. 151, 157.
  74. , p. 156.
  75. , pp. 91—92.
  76. , pp. 158—159, 165.
  77. , pp. 95—99.
  78. , pp. 123—124.
  79. , p. 126.
  80. , pp. 188—191.
  81. , pp. 139—151.
  82. , pp. 158—159.
  83. , pp. 164—169.
  84. , pp. 171—175.
  85. , pp. 181—182, 201—202.
  86. , pp. 212—213.
  87. , pp. 229—230.
  88. Vernon Clark. (англ.) . The Philadelphia Inquirer (2 сентября 2006). 4 марта 2016 года.
  89. , pp. 231—232.
  90. , p. 232.
  91. ↑ (англ.) . International Tennis Hall of Fame . 20 августа 2023 года.
  92. , pp. 237, 242.
  93. , p. 242.
  94. , pp. 259—261.
  95. , pp. 242—244.
  96. , pp. 265—269.
  97. , p. 270.
  98. , pp. 273—277.
  99. (англ.) . Time (19 августа 1957). 25 августа 2023 года.
  100. ↑ (англ.) . National Museum of African American History and Culture . Дата обращения: 24 августа 2023.
  101. , pp. 279—280.
  102. , p. 283.
  103. , p. 280.
  104. ↑ , United States Tennis Association Rankings, p. 646.
  105. ↑ , World Rankings, p. 655.
  106. , p. 292.
  107. , pp. 250—251.
  108. , pp. 252—255.
  109. , p. 251.
  110. , p. 309.
  111. (англ.) . Sports Illustrated (14 июля 1958). 18 августа 2022 года.
  112. Larry Schwartz. (неопр.) . ESPN . 4 мая 2021 года.
  113. , p. 313.
  114. , p. 257.
  115. , p. 321.
  116. , p. 259.
  117. , p. 327.
  118. , pp. 257—259.
  119. , pp. 263—266.
  120. , pp. 275, 282.
  121. , pp. 272—273.
  122. ↑ , p. 351.
  123. (англ.) . AltheaGibson.com . Архивировано из 7 июля 2011 года.
  124. (англ.) . Grand Slam History. Reference Book. 1877-2023 . Дата обращения: 24 августа 2023.
  125. , United States Championships: Mixed Doubles, p. 593.
  126. , p. 54.
  127. , p. 46.
  128. , pp. 202—203.
  129. , pp. 22—23.
  130. , p. 84.
  131. , p. 124.
  132. , p. 202.
  133. , p. 323.
  134. , pp. 164—165.
  135. , pp. 273—274.
  136. , p. 92.
  137. , pp. 298—299.
  138. , p. 275.
  139. , pp. 158—160.
  140. , p. 237.
  141. , p. 234.
  142. (англ.) . Women's Sport Foundation . Дата обращения: 24 августа 2023.
  143. (англ.) . Women's Sports Foundation . Архивировано из 27 ноября 2014 года.
  144. (англ.) . National Women's Hall of Fame . Дата обращения: 24 августа 2023.
  145. Chuck Carree. (англ.) . Star News Online (23 февраля 2007). 24 августа 2023 года.
  146. (англ.) . Tampa Bay Times (17 марта 1992). 24 августа 2023 года.
  147. (англ.) . Tennis Panorama (4 мая 2009). Дата обращения: 24 августа 2023.
  148. , p. 5.
  149. , p. 385.
  150. , pp. 387—388.

Литература

  • Tom Biracree. (англ.) . — Chelsea House, 1990. — 178 p. — ISBN 0-87067-563-X .
  • Ashley Brown. (англ.) . — Oxford University Press, 2023. — 576 p. — ISBN 978-0197551752 .
  • // Bud Collins' Tennis Encyclopedia (англ.) / Bud Collins , Zander Hollander (Eds.). — Detroit, MI: Visible Ink Press, 1997. — P. 403—404. — ISBN 1-57859-000-0 .
  • // Historical Dictionary of Tennis (англ.) / John Grasso (Ed.). — Plymouth: Scarecrow Press , 2011. — P. 114—115. — ISBN 978-0-8108-7490-9 .
  • Sally H. Jacobs. (англ.) . — McMillan, 2023. — 448 p. — ISBN 9781250246561 .
  • Anne Janette Johnson. // Great Women in Sports (англ.) . — Detroit: Visible Ink, 1996. — P. 186—190. — 552 p. — ISBN 0-7876-0873-4 .
  • Jennifer H. Lansbury. // A Spectacular Leap: Black Women Athletes in Twentieth-Century America (англ.) . — Fayetteville: The University of Arkansas Press, 2014. — P. 75—113. — ISBN 978-1-55728-658-1 .
  • Bruce Schoenfeld. (англ.) . — Amistad, 2004. — 320 p. — ISBN 0-06-052652-1 .

Ссылки

  • (англ.) . International Tennis Hall of Fame . 20 августа 2023 года.
  • Jeff Sackmann. (англ.) . Tennis Abstract (26 сентября 2022). 10 августа 2023 года.
  • (англ.) . National Women's Hall of Fame . Дата обращения: 24 августа 2023.
  • (англ.) . National Museum of African American History and Culture . Дата обращения: 24 августа 2023.
  • (англ.) . Tennis Abstract . Дата обращения: 24 августа 2023.
  • (англ.) . Grand Slam History. Reference Book. 1877-2023 . Дата обращения: 24 августа 2023.

Same as Гибсон, Алтея