Война в Абхазии (1992—1993)
- 1 year ago
- 0
- 0
Абхазы (самоназвание — а́псуа , абх. аԥсуаа) — абхазо-адыгский народ , проживающий в основном в Турции и Абхазии , спорном регионе на северо-восточном побережье Чёрного моря .
По переписи 1989 г. в Грузинской ССР проживало 95,9 тыс. абхазов, в самой Абхазской АССР — 93,3 тыс., В Советском Союзе в целом — 105 тыс. человек. Согласно переписи самопровозглашённой Абхазской Республики в 2003 г., в Абхазии проживало 94,5 тысячи абхазов .
Самая крупная абхазская диаспора имеется в Турции, истоки которой лежат в переселении населения с Кавказа в конце XIX века . Многие абхазы также живут в других частях бывшего Советского Союза, особенно в России и Украине .
Говорят на абхазском языке , большинство владеет русским и турецким как родным.
Этноним «абхазы» вошёл в русский язык из грузинского наименования древнего племени абазгов , одного из раннеабхазских племён, населявших территорию современной Абхазии со II века н. э. В специальной литературе абхазов и их этнографические группы разные народы называли по-разному: убыхи абхазов называли – «адзиге», «басхиг» или же «басхия»; шапсуги – «азега» и «абаза»; адыгейцы – «адзыяа»; кабардинцы – «айбга», «мудави» (мдаюаа, мдаюеиаа); карачаевцы – «ахчипсы»; грузины – «абхазы», «апхазы»; мегрелы – «апхаза»; сваны – «мипхаз»; армяне – «абхазк», «абаза»; русские – «обезы», «абхазы»; турки и арабы – «абаза» и т.д. В то же время апсуа (абхазы) на других языках себя называют «абаза», абхазы», «черкес» По определению Ш. Д. Инал-ипа, абхазское самоназвание «апсуа» означает «люди воды», «люди страны вод».
По этногенезу абхазов, как писал Инал-Ипа , существует несколько точек зрения: южная (малоазийская), северная (северокавказская) и местная (автохтонная) .
Согласно другим изданиям, в этногенезе абхазского народа можно выделить три подхода: автохтонный, миграционный и взаимодействие двух вышеназванных .
К сторонникам автохтонной версии относились А. В. Фадеев, Л. И. Лавров и другие. Последний выдвинул «киммерийскую» гипотезу происхождения абхазо-адыгских народов, в соответствии с которой в доскифское время их предки входили в киммерийский союз племён ( ахеи, зихи, гениохи и т. д. ) и занимали территорию Северо-Западного Кавказа . Л. Лавров считал, что не все киммерийцы были вытеснены скифами, что часть из них, включая ахеев, зихов, продолжала обитать на Западном Кавказе. Он писал: «Так как эти племена являются несомненными предками нынешних абхазов, абазин, адыгейцев и кабардинцев, то эти последние четыре народа имеют основания выводить своё происхождение от восточной части киммерийских племён» . Эта гипотеза позднее была поддержана Н. Л. Членовым и С. Х. Хотко .
Концепция автохтонности развивалась в 1970—1980-х годах в работах Инал-Ипа. Согласно его точке зрения, ещё по крайней мере в III веке до н. э. абхазо-адыгский этнокультурный массив сплошной полосой занимал всё восточное побережье Чёрного моря .
Миграционная концепция имеет несколько версий происхождения абхазов. Согласно эфиопо-египетской гипотезе, древние колхи с абхазами переселились на Кавказ из северо-восточной Африки. По другой версии, абхазы — выходцы с Северного Кавказа, но поскольку данные точки зрения не соответствуют археологическим и письменным источникам, то они были подвергнуты критике . Какое-то время к этой версии склонялся академик И. А. Джавахишвили ( но в целом он и С. Н. Джанашиа были сторонниками того, что продвижение как абхазо-адыгских, так и грузинских племён шло с юга на север ) . Ещё одна гипотеза заключается в том, что предки абхазов вышли из Малой Азии и непосредственно примыкающего к ней района юго-западного Кавказа .
Согласно смешанной концепции З. В. Анчабадзе , базирующейся на археологических выводах Л. Н. Соловьёва, в результате взаимодействия местного автохтонного кавказского субстрата и пришлого, мигрировавшего сюда малоазийского суперстрата, примерно в III веке сформировалось ядро абхазского этноса .
Абхазский народ издревле подразделяется на ряд этно-территориальных групп, различающихся особенностями языка, элементами культуры, а также локальным самосознанием.
В дореволюционном абхазском обществе присутствовали следующие сословия : знать, дворянство , крестьяне ( земледельческое население) и пастухи . При утверждении российской власти на Кавказе абхазы образовали вотчинное владение династии Чачба , княжеских фамилий.
К началу XX век различия между западными (бзыбскими, или гудаутскими) и восточными (абжуйскими, или очамчирскими) абхазами стираются. Сохраняют значение экзогамные фамильно-родственные объединения (абипара). В 1980-е годы формируется этнополитическое движение, в 1989 возникает Народный фронт «Айдгылара».
Окрестности села Адзюбжа являются местом проживания особой этно-расовой группы — абхазских негров . Нет точных сведений о том, как и когда африканцы попали в Абхазию. Вероятно, они были куплены и ввезены для работ на мандариновых плантациях. Однако известно, что уже в XIX веке все они говорили только по-абхазски и считали себя абхазами. В настоящее время большая часть адзюбжинских негров сильно метисирована , многие покинули родные места, осев в других частях Абхазии и за её пределами.
Традиционная культура типична для народов Кавказа. В традиционном искусстве развиты ковроделие, плетение узорных поясов, вышивка (в том числе золотыми и серебряными нитями), гравировка и инкрустация по металлу, резьба и инкрустация по дереву и другие отрасли.
Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) абхазских мужчин было холодное оружие .
Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал и сабля .
Абхазы носили кинжалы типов кама и бебут , которые, ко всему прочему, имели функции оберега и использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов.
Из сабель , в зависимости от состоятельности владельца, предпочиталась сабля мамлюкского типа , килич либо гаддарэ .
Элементом одежды всадника считался даже лук с колчаном для стрел .
Абхазы всегда при себе имели небольшой нож , который мог использоваться в бытовых целях, для забития коз и коров, разделки мяса (абхазы не рубили тушу животного, а расчленяли её по суставам на 64 годных к употреблению «доли мяса», каждая доля имеет собственное название, и ей приписывается строго определённый «статус» при угощении гостей), изготовления ручек для топоров, вил и кос и других хозяйственных дел как дома, так и в горах.
Музыкальный фольклор близок к адыгскому и грузинскому . Характерны нартский эпос , исторические и героические песни, песни-плачи о героях; трудовые песни, связанные с земледельческим, скотоводческим и охотничьим бытом; обрядовые песни (в том числе вызывания дождя дзиуоу и ацунух ; сопровождающие обряд «вылавливания» души утонувшего азар ); врачевательные, в том числе исполнявшиеся у постели раненого; песни-обращения к владыке; бытовые песни и пляски.
Преобладающая форма многоголосия — двухголосие бурдонного типа; типично пение хором с солирующим голосом. Ладовая основа — диатоника.
Специфическая особенность песен абхазов — большое количество асемантических слов и междометий.
Музыкальные инструменты : смычковый ( апхьарца ), щипковый ( ачамгур ), арфовидный ( аюмаа ), цитровидный ( ), флейта ( ачарпан ), труба ( абык ), трещотка ( аинкьяга ), барабан ( адаул ).
В 1933 году в СССР была выпущена этнографическая серия почтовых марок «Народы СССР». Несколько марок посвящены народам Кавказа, в том числе и одна — абхазам. В 2001 году Почта Абхазии выпустила почтовую марку с изображением кардиохирурга А. Куджба .
{{
citation
}}
: Неизвестный параметр
|deadlink=
игнорируется (
|url-status=
предлагается) (
справка
)
22 сентября 2014 года.
.