Гаска, Педро де ла
- 1 year ago
- 0
- 0
Доминго Баньес ( исп . Domingo Báñez O. P. ; лат . Dominicus Bannes Mondragonensis ; 29 февраля 1528 года, Вальядолид — 22 октября 1604 года, Медина-дель-Кампо ) — испанский доминиканский схоластический теолог и философ . Был духовником святой Терезы Авильской , преподавал теологию в Алькале-де Энарес , Вальядолиде и Саламанке ; один из самых выдающихся защитников учения Фомы Аквинского , на « Summa Theologiae » которого он написал обширные комментарии. Получил известность благодаря защите концепции « praemotio vel praedeterminatio physica» («физического предвоздействия или преддетерминации») против теории « среднего знания », защищаемой Луисом де Молиной и молинистами в дискуссии « de auxiliis ».
Баньес родился в Медине-дель-Кампо , в провинции Вальядолид в 1528 году.
В 15 лет он начал изучать философию в Саламанкском университете . Три года спустя он вступил в доминиканский монастырь святого Стефана в Саламанке 3 мая 1547 года. Во время изучения свободных искусств Баньес познакомился с сокурсником Бартоломе де Мединой . Под руководством таких профессоров, как Мельчор Кано (1548—1551), (1551) и (1550—1551), он изучал теологию, заложив основы эрудиции и приобрел проницательность, которая впоследствии сделала его выдающимся теологом и философом, представлявшим и защищавшим томистскую доктрину .
Затем Баньес начал преподавать, и под руководством Доминго де Сото в качестве настоятеля и ректора он занимал различные профессорские должности в течение 10 лет. Банес преподавал в доминиканском университете Авилы с 1561 по 1566 год. Около 1567 года он был назначен на кафедру теологии в Алькале (древнем Комплутуме).
В 1571 году, когда Баньес преподавал теологию в монастыре Сан-Эстебан в Саламанке , вместе с Бартоломе де Мединой возглавил жалобу, поданную в суд инквизиции против монаха Луиса де Леона и гебраистов из Саламанки — и .
В 1572 и 1573 годах он снова был в Саламанке, но в течение 1573—1577 лет он был ректором доминиканского колледжа святого Григория в Вальядолиде , высшей школе, где готовились лучшие схоласты кастильской провинции. Избранный приором Торо , он вместо этого отправился в Саламанку, чтобы бороться за должность , оставшееся вакантным после повышения Медины до должности главного профессора. Баньес занимал эту должность с 1577 по 1580 год. После смерти Медины (30 декабря 1580 года) он снова появился в качестве претендента на первую кафедру университета. Результатом стал академический триумф Баньеса, и он был назначен на свою новую должность. Там он проработал почти 20 лет. Его имя приобрело необычайный авторитет, и ведущие школы ортодоксальной Испании называли его « proeclarissimum jubar » («самым ярким светом») своей страны .
Большая дискуссия, с началом которой тесно связано имя Доминго Баньеса, восходит к публичному спору, состоявшемуся в начале 1582 года. Председателем был из ордена мерседариев . Иезуит утверждал, что Христос не умер свободно и, следовательно, страдал без заслуг, если Отец приказал ему умереть. Баньес спрашивал, каковы были бы последствия, если бы Бог-Отец дал указание не только в отношении существа акта смерти, но и в отношении его обстоятельств. Пруденций ответил, что в этом случае не осталось ни свободы, ни достоинства. Августинец Луис де Леон встал на сторону Пруденция, и вскоре обсуждение было подхвачено присутствующими учителями и перенесено на родственные темы предопределения и оправдания. Последовали другие формальные диспуты. Иеронимит вынужден был передать этот вопрос испанской инквизиции (5 февраля), и к своим показаниям он приложил 16 тезисов, охватывающих спорные учения. Луис де Леон заявил, что защищал тезисы только ради аргументации. Его главная мысль заключалась в том, чтобы не допустить считать их еретиками. Несмотря на эти и другие признания, ему было запрещено публично или в частном порядке преподавать, а 16 тезисов запрещены.
В 1588 году иезуит Луис де Молина представил в Лиссабоне свой трактат « Concordia liberi arbitrii cum gratiae donis, divina praescientia, providentia, praedestinatione et reprobatione », имеющий цензуру или санкцию доминиканца Бартоломеу Феррейро и посвященный великому инквизитору Португалии кардиналу Альберту Австрийскому , но настроения против его появления в Испании возникли на том основании, что он содержал некоторые запрещенные тезисы. Кардинал, узнав об этом, прекратил продажу и попросил Баньеса изучить трактат. Три месяца спустя Баньес высказал мнение, что 6 из 11 запрещенных тезисов содержатся в Concordia .
Молину попросили защитить себя, а его ответы на возражения и некоторые другие замечания были добавлены в качестве приложения, с помощью которого, после повторной санкции (25 и 30 августа 1589 г.), трактат был разрешен к распространению. Это исследование считалось эпохальным, многие отцы Общества Иисуса сплотились в его защиту. Из Вальядолида , где иезуитская и доминиканская школы в 1594 году поочередно проводили публичные диспуты «за и против» учения о благодати, раздоры распространились по всей Испании. Дело было передано папским нунцием в Рим 15 августа 1594 года, где все споры должны были прекратиться до вынесения решения. Тем временем, чтобы уравновесить своих доминиканских и других критиков, Молина выдвинул встречные обвинения против Баньеса и Зумеля. Последний представил свою защиту в трех частях, все полностью поддержанные Баньесом 7 июля 1595 года.
Позиция доминиканцев была изложена Баньесом и 7-ю его собратьями, каждый из которых представил отдельный ответ на обвинения. Но председатель инквизиции пожелал сократить эти 8 книг до одной, и Баньесу вместе с и (1555–1632) было поручено выполнить эту работу. Примерно 4 месяца спустя Альварес представил свой совместный трактат под названием « Apologetica fratrum prædicatorum in provinciâ Hispaniæ sacr theologiæ Professorum, adversus novas quasdam assertiones cujusdam doctoris Ludovici Molinæ nuncupati », опубликованный в Мадриде 20 ноября 1595 года. Почти 2 года назад, 28 октября 1597 года, Баньес возобновил дело и обратился к папе римскому с ходатайством о разрешении доминиканским школам возобновить преподавание по спорным вопросам .