Ма́вка
(
укр.
ма́вка, на́вка, лоскотуха
, майка, нявка, нейка, лісова русалка ;
серб.
нав, некрштенак ;
макед.
свирац ;
болг.
леусниче, шумница, еврейче
; навяка, нава ;
словен.
navje, mavje, movje, morje) — персонаж южнославянской
демонологии
,
злой дух
,
русалка
. По ряду признаков близка русалке, карпатской «лесной паночке» или
горному женскому духу
. На Юге России с XX века мавку стали называть книжным («учёным») словом — «русалка»
.
По народным поверьям, мавками становятся малолетние дети, умершие без
крещения
или задушенные матерями. Также мавкой может стать ребёнок, умерший на
Русальной неделе
. Реже встречаются поверья, что в мавок превращаются дети,
проклятые
родителями или похищенные
нечистой силой
.
Слово
мавка
(
навка
) образовано от
общеславянского
*navь/*navьjь/*navьja/*navьe («
навь
»), означавшего «умерший»
, «злые духи,
вилы
»
.
Народные представления
По единичным украинским поверьям мавки появлялись на земле в то время, «когда земля покрывалась весенней зеленью»
.
В украинском языке название
мавка
является синонимом слова
русалка
. Украинцы называли четверг на русальной (зелёной) неделе, когда русалки празднуют свою Пасху,
мавской или навской Пасхой
(
укр.
мавський, нявський великдень)
, что подтверждает синонимичности понятий «мавка» и «русалка».
У южных славян также считается, что мавками становятся души умерших некрещёных детей. На западе Болгарии и востоке Сербии верили, что они появляются в облике птицы (в стае) и опасны для человека, особенно для роженицы и её ребёнка. Представление об умерших некрещёных детях, как о птицах, восходит к праславянскому представлению о том, что покойники навещают мир живых людей в образе птиц. В южной Сербии и в Македонии
нави, наве, навои
являются в облике женщин (
самовил
) — они появляются в вихре, и если вихрь налетит на роженицу, она сразу заболеет
.
Чубинский П. П.
Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский край, снаряженной Императ. Рус. Географич. обществом. Материалы и исследования собранные д. чл. П. П. Чубинским. Т. 1 —
СПб.
: Типография В. Безобразова, 1872 — С. 485 (I, 206)
Верзиуловото коло и навите // «Български преглед», — София: 1895, кн. 9—10
(болг.)