Interested Article - Чапаев и Пустота

« Чапаев и Пустота » — третий роман Виктора Пелевина , написанный в 1996 году. Сам автор характеризует свою работу как «первое произведение в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте». В 1997 году роман был включён в список претендентов на Малую Букеровскую премию . Лауреат премии « Странник-97 » в номинации «Крупная форма» .

Сюжет

Действие романа затрагивает два периода — охваченную Гражданской войной Россию 1918—1919 годов и постперестроечную Россию середины 1990-х . Центральный план повествования — восприятие действительности поэтом- декадентом Петром Пустотой, находящимся сразу в обоих временных отрезках. В революционной Москве Пустота знакомится с легендарной личностью Василием Чапаевым и уезжает с ним на фронт Гражданской войны (впоследствии сам автор признался, что совмещение таких «несовместимых» личностей стало одной из главных задач, поставленных перед ним). В современной же России Пётр является пациентом психиатрической больницы , в которой вместе с другими душевнобольными проходит экспериментальный курс реабилитации под наблюдением профессора Тимура Тимуровича Канашникова.

Соседями по палате стали три пациента: Сердюк, якобы втянутый в войну японских кланов Тайра и Минамото и предпринявший впоследствии попытку самоубийства через сэппуку ; некий человек, представляющийся « Просто Марией » из одноимённого мексиканского сериала, которая состоит в отношениях с Арнольдом Шварценеггером ; и бандит Володин, попавший туда благодаря своим же сообщникам. Сюжетные линии Марии и Сердюка в символическом плане соответствуют возможному будущему России — так называемому «алхимическому браку» с Востоком (в восприятии Сердюка) или с Западом (в восприятии Марии). Бандит Володин же символизирует логику ницшеанского сверхчеловека . В начале повествования Тимур Тимурович объясняет только что прибывшему Пустоте, что его методика реабилитации заключается в «совместном галлюцинаторном опыте»: четверо больных, находясь в одной палате, объединены единой целью выздоровления, для чего все они коллективно погружаются во внутреннюю «реальность» друг друга.

Важным «надсюжетным» персонажем выступает Григорий Котовский , которому отводится роль « демиурга ». Согласно мифологии романа, именно на нём лежит ответственность за судьбу современной России; ближе к финалу в диалоге с водителем Пётр Пустота говорит о «злоупотреблении Котовского кокаином » и очевидных последствиях этого пристрастия. Также лично для Петра Пустоты крайне важен персонаж Анны, племянницы Чапаева, действующей в одной упряжке с Чапаевым, Котовским и главным героем Пустотой.

Сам Пустота полагал, что реален мир революционной России, а психбольница — лишь сны его воображения, однако Чапаев (представленный в романе как бодхисаттва и постепенно становящийся буддийским учителем Пустоты) пытается убедить Петра, что нереальны оба мира. Роман построен как череда «вставных историй», вращающихся вокруг центрального сюжета: пути Петра Пустоты к неожиданному просветлению ( сатори ), добиться которого ему помогает Чапаев.

Мнения критиков

Роман бесподобен, с какой бы страницы вы ни начали чтение. Одни лишь диалоги способны стать предметом (по)читательского культа. Именно поэтому проза Пелевина предназначена для постоянного читателя. В ней содержится и яд и противоядие. Его книги — это курс лечения, терапия сознания. Это четыре стихии, собранные вместе, концентрированная энергия, не дающая расслабиться ни на миг.

В результате в первых рядах культурной портретной галереи СМИ оказываются самые безопасные: <…> Пелевин с «Чапаевым и Пустотой» — точной копией (в моральном отношении даже ухудшенной) «хита» масскульта «эпохи застоя» « Альтиста Данилова »

Александр Солженицын и Александр Сокуров отрицательно отозвались о романе в рамках беседы о русской литературе в картине «Беседы с Солженицыным» .

Издания

Книга выходила в издательствах Вагриус , АСТ , Эксмо , а в виде аудиокниги издавалась концерном « Союз ».

Переводы

В культуре

Экранизация

Постановки

В 2013 вышла интерактивная версия книги для iPad .

Примечания

  1. (неопр.) . — «Крупная форма. Виктор Пелевин за роман „Чапаев и Пустота“» .
  2. (неопр.) .

Литература

Ссылки

Same as Чапаев и Пустота