Советская цивилизация
- 1 year ago
- 0
- 0
Майя — древняя цивилизация из Центральной Америки , имевшая развитые письменность, искусство, архитектуру, математическую и астрономической системы. Начала формироваться в предклассическую эру (2000 до н. э. — 250 н. э.), большинство её городов достигло пика своего развития в классический период (250 н. э. — 900 н. э.). Продолжала своё существование до прибытия конкистадоров.
Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя , был чрезвычайно точным. Он соотносится с астрономическими годами даже лучше современного Григорианского календаря . Применялась иероглифическая система письма , ныне в основном прочитанная. Нельзя не упомянуть того, что письменность майя была дешифрована советским историком и лингвистом Юрием Валентиновичем Кнорозовым . Сохранились многочисленные эпиграфические надписи на каменных монументах, керамике, дереве, каменных и костяных украшениях, пещерные надписи, фрески, а также тексты на бумажных носителях (так называемых кодексах ). Майя создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.
Потомками древних майя являются не только современные народы майя, сохранившие язык предков, но и часть испаноязычного населения южных штатов Мексики, Гватемалы, Гондураса. Некоторые города майя включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия: Паленке , Чичен-Ица , Ушмаль в Мексике , Тикаль и Киригуа в Гватемале , Копан в Гондурасе , Хойя-де-Серен в Сальвадоре — небольшая деревня майя, которая была погребена под вулканическим пеплом и сейчас раскопана.
Ко́дексы ма́йя ( юкатек. pik hu'un) — иероглифические рукописи цивилизации майя . Технически майянский кодекс представляет собой сложенную в виде гармоники полосу месоамериканской бумаги ( аматль , на языке юкатека huun ), изготовленной из луба растения амате ( Ficus insipida ).
Хольтун ( ица Holtun — букв. «каменная голова»; первонач. Ла-Макьяна ) — бывший город цивилизации майя .
Первые поселения на территории Хольтуна датируются серединой предклассического периода майя. Исчезновение города относят к позднему классическому периоду. В 1994 году Гватемальский институт антропологии и истории получил первые сообщения о археологических находках в районе между муниципалитетами Флорес и Мелчор-де-Менкос. Сформированная экспедиция обнаружила город частично разграбленным, по оценкам учёных древности начали похищать примерно за 6-8 месяцев до прибытия экспедиции… Читать далее …
Майяские языки (майянские, майя, майя-киче) — крупная семья индейских языков Месоамерики , распространённая в южной Мексике , Гватемале и Белизе . Общая численность говорящих свыше 5 млн человек.
Крупнейшие по численности языки:
1. киче — 900 тыс. носителей ( Гватемала )
2. юкатекский , или майя — 800 тыс. ( п-ов Юкатан , Мексика)
3. кекчи — 740 тыс. (Гватемала, Сальвадор)… ( читать далее… )
Википедии на
майяских языках
(пока что все в Инкубаторе):
Статей на эту тему мало, особенно в сравнении с английской Википедией.
Это нужно исправить.
Список наиболее часто упоминаемых статей, но ещё не созданных
См. Проект:Цивилизация майя .
Ежегодно в дни осеннего и весеннего равноденствия (21 марта и 23 сентября) у пирамиды Кукулькана можно наблюдать уникальное зрелище «пернатого змея». Тень ступенчатых рёбер пирамиды падает на одну из лестниц. При этом создаётся впечатление, что по ней ползает змея, в марте вверх а в сентябре вниз. Конец лестницы в соответствии с этим эффектом увенчан каменной головой змеи.
Пакаль, Пакаль Великий, К’инич Ханааб Пакаль I (майя K’inich Janaa[h]b Pakal — «Сияющий … Щит»)
(23 марта 603 — 28 августа 683) — правитель Баакульского царства майя со столицей в Лакам-Ха (Паленке) с июля 615 по август 683 год. К’инич-Ханааб-Пакаль I — одиннадцатый в известной последовательности правителей Паленке.
Пакаль - один из самых известных правителей майя. За время его правления Паленке превратился из незначительного городка, на который постоянно совершали набеги соседи, в могущественный город-государство, имевший под своей властью обширные территории крупный центр ремёсел, культуры и торговли. Подробнее…
Праздник : Начало мексиканского Дня мёртвых , традиции которого восходят к майя и ацтекам .
Праздник : Конец мексиканского Дня мёртвых , традиции которого восходят к майя и ацтекам .
Правители городов майя :
Бонампак : , , , , , , , , .
Майяпан : Хунак Кеель .
Паленке : Кук-Балам I , Чачич , Буцах-Сак-Чик , Акуль-Мо-Наб I , Кан-Хой-Читам I , Акуль-Мо-Наб II , Кинич-Кан-Балам II , Иш-Йоль-Икналь , Ах-Неоль-Мат , Це-Мат-Муван , К’инич Ханааб Пакаль , Кинич-Кан-Балам II , Кинич-Кан-Хой-Читам II , Акуль-Мо-Наб III , Упакаль-Кинич (Кинич-Ханаб-Пакаль) , Кинич-Кан-Балам III , Кинич-Кук-Балам II , Вак-Чам-Кинич-Ханаб-Пакаль III .
Тикаль : Яш-Эб-Шок , Чак-Ток-Ичак I , Кинич-Эб-Шок , Сиях-Чан-Кавиль I , Иш-Уне-Балам , Кинич-Муван-Холь I , Чак-Ток-Ичак II , Яш-Нун-Айин I , Сиях-Чан-Кавиль II , Кан-Ак , Чак-Ток-Ичак III , Иш-Йокин , Каломте-Балам , Чак-Ток-Ичак IV , Вак-Чан-Кавиль , Кинич-Эт , 23-й царь Тикаля , Кинич-Муван-Холь II , Нун-Холь-Чак I , Балах-Чан-Кавиль , Хасав-Чан-Кавиль I , Икин-Чан-Кавиль , 28-й царь Тикаля , Яш-Нун-Айин II , Юкном-Чен , Нуун-Ухоль-Кинич , Нуноом-Чеен , Нун-Холь-Чак II , Хун-Неналь-Кавиль , О-Сак-Хеев-Чан-Кавиль , Хасав-Чан-Кавиль II .
Тайясаль : , , .
Калакмуль : , Юкном-Чен I , Тун-Каб-Хиш , Как-Ти-Чич-Ах-Мокиль , Ут-Чаналь , Яш-Йопаат , Укай-Кан , Юкном-Ти-Чан , Тахом-Укаб-Как , Юкном , Юкном-Чен II , Юкном-Йичак-Как , Чохот , Юкном-Ток-Кавиль , Вамав-Кавиль , Мо-Кавиль , Яш-Чит-Нах-Кан , Болон-Кавиль , Чан-Пет , Ах-Ток .
Пьедрас-Неграс : , , , , , ,
Конкистадоры : Эрнан Кортес , Хуан де Грихальва , Педро де Альварадо , ,
Монахи : Франсиско де Тораль , Диего де Ланда , Диего Лопес де Когольюдо
Исследователи майя : Юрий Кнорозов , Фредерик Катервуд , , Николай Грубе , Теоберт Малер , Татьяна Проскурякова , Джон Ллойд Стефенс , , Майкл Ко .
«Разрушенный город лежал перед нами, словно потерпевший крушение корабль: мачты его потеряны, название неизвестно, экипаж погиб, и никто не знает, откуда он шел, кому принадлежал, как долго длилось его путешествие, что послужило причиной его гибели; лишь по едва заметному, скорее даже предполагаемому сходству с известными нам типами кораблей можно с трудом догадаться о том, из каких краев был его экипаж; впрочем, ничего достоверного о нем мы,
вероятно, так никогда и не узнаем»
— запись в дневнике Стефенса перед одной из пирамид майя
Приход к власти Хунак Кееля , свергнувшего Майяпанскую лигу .
Пожалуй, это самый драматичный момент из истории майя.
Цитата из книги Чарльза Галленкампа:
... Подробнее ...И вот однажды во время жертвоприношения в Священном колодце Хунак Кеель решил изменить незавидную судьбу своего народа. Когда он наблюдал за процессией «чиланов», двигавшейся вместе с пленниками из Храма Кукулькана к Священному колодцу по вымощенной камнем дороге, его охватили неясные предчувствия.
Процессия торжественно прошла по узкому коридору, проложенному сквозь толпу зрителей, и вступила на широкую площадь. Там все участники церемонии поднялись на платформу, стоявшую у самого края колодца. Вокруг колодца и поодаль от него, под сенью развевающихся знамён и священных эмблем, колыхалось море крестьянских лиц. Пленники стояли неподвижно, словно окаменев от ужаса перед неминуемой смертью. Несколько мгновений спустя их одного за другим подтащили к краю колодца, совершили обряд «помазания», надели на них драгоценные украшения из золота и нефрита и сбросили вниз, в зелёные воды Священного сенота. Затем воцарилась тишина. И в течение всего жаркого тропического утра зрители напряжённо ждали на краю омута, когда солнце достигнет зенита. Потом они смотрели вниз, чтобы узнать, не уцелел ли к тому времени кто-нибудь из числа принесённых в жертву, дабы передать людям послание от духов, обитающих в глубине колодца. Когда полуденное солнце повисло прямо над головой, на зелёной поверхности воды уже не было заметно никаких признаков жизни. Не удалось спастись ни одному пленнику, который мог бы рассказать о своём путешествии в потусторонний мир .
Возможно, в глубине души Хунак Кеель не был верующим. А может быть, он считал религию лишь средством обеспечения господства знати. Это вполне устраивало Хунака, и он мгновенно принял решение. Выскочив из группы сановников, он взбежал на платформу храма и на глазах изумлённой толпы бросился в колодец. Спустя несколько мгновений изумрудные воды колодца вспенились, и на поверхности появился Хунак. Он громко объявил, что лично разговаривал с богами и, по воле богов, он — Хунак Кеель — назначается правителем майя. Отвага Хунака покорила наблюдавшую за этой сценой толпу. Раздались крики в поддержку молодого вождя. Его вытащили из колодца и объявили правителем!