Терещенко, Виктор Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаи́л Ива́нович Тере́щенко ( 18 [30] марта 1886 , Киев — 1 апреля 1956 , Монако ) — крупный российский и французский предприниматель украинского происхождения, владелец сахарорафинадных заводов, крупный землевладелец и банкир.
В 1917 году — министр финансов, позднее — министр иностранных дел Временного правительства России . Видная фигура русской эмиграции, коллекционер произведений искусства, издатель.
Михаил Терещенко родился в семье крупных сахарозаводчиков и землевладельцев Киевской губернии, происходивших из казаков (личное состояние Михаила Терещенко оценивалось примерно в 70 млн руб. ). Отец — Иван Николаевич (1854—1903), мать — Елизавета Михайловна Саранчёва (1860—1921), из дворян , была дочерью генерал-лейтенанта Михаила Андреевича Саранчёва (Саранчова).
Был женат на француженке Маргарет, урождённой Ноэ (Marie Margaret Noe; 1886—1968), в этом браке родились две дочери и сын Пётр Михайлович (1919—2004), живший во Франции, работавший инженером в США и Бразилии . В 1923 году супруги развелись, в 1926 году Михаил Терещенко вступил в брак с норвежкой Эббой Хорст (Ebba Horst).
Уже в раннем детстве свободно владел французским, английским, немецким языками, понимал древнегреческий и латынь (позднее свободно владел в общей сложности 13 языками). Окончил 1-ю Киевскую гимназию . Учился в Киевском университете , в 1905—1908 годах изучал экономику в Лейпцигском университете . Окончил юридический факультет Московского университета (1909, экстерном ).
В 1909—1911 годах он работал на кафедре римского и гражданского права Московского университета, покинул его вместе с другими либеральными преподавателями в знак протеста против увольнения ректора, помощника ректора и проректора университета по распоряжению министра народного просвещения Л. А. Кассо . В 1911—1912 годах был чиновником особых поручений (без содержания) при Дирекции императорских театров . Был произведён в камер-юнкеры [ источник не указан 659 дней ] . Владел вместе с сёстрами издательством « », выпускавшим книги литераторов «серебряного века», в том числе роман Андрея Белого « Петербург ». Поддерживал дружеские отношения с Александром Блоком , Фёдором Шаляпиным . Вёл светский образ жизни, считался балетоманом. Член ложи «Гальперна» ( ВВНР ).
Активно занимался семейным бизнесом, был членом правления , членом совета Волжско-Камского банка и учётного комитета киевского отделения Азовско-Донского банка .
После начала Первой мировой войны Терещенко был уполномоченным передового отряда Красного Креста на Юго-Западном фронте , затем помощником по заведованию санитарными организациями на этом фронте. Входил в состав Главного комитета Союза городов , занимал пост уполномоченного Главного комитета Земского союза . С июля 1915 года был председателем Киевского военно-промышленного комитета , в 1915—1917 годах также являлся товарищем (заместителем) председателя Центрального военно-промышленного комитета А. И. Гучкова . Входил в состав Особого совещания по обороне . Незадолго до Февральской революции участвовал в планировании государственного переворота (вместе с А. И. Гучковым и Н. В. Некрасовым ; в заговор был вовлечён и знакомый Терещенко генерал А. М. Крымов ).
В первом составе Временного правительства Терещенко был министром финансов. Совместно с А. Ф. Керенским и Н. В. Некрасовым он настаивал на создании коалиционного правительства с представителями социалистических партий. Во втором — четвёртом составах правительства был министром иностранных дел. В качестве министра иностранных дел выступал в поддержку выполнения Россией своих союзнических обязательств, что означало продолжение её участия в Первой мировой войне, хотя формально и принял лозунг «мира без аннексий и контрибуций», отказавшись от непопулярного тезиса своего предшественника П. Н. Милюкова о «завоевании Константинополя и проливов». В октябре 1917 года вступил в конфликт с военным министром А. И. Верховским , считавшим, что армия более воевать не может.
2 июля 1917 года совместно с министром почт и телеграфов И. Г. Церетели посетил Киев для переговоров о разграничении полномочий Центральной Рады и Исполнительного комитета киевской городской Думы, игравшей роль представительства Временного правительства в Киеве. Делегация признала законодательные полномочия Центральной Рады. При этом делегация без согласования с Временным правительством очертила географические рамки юрисдикции Рады, включив в них несколько юго-западных губерний России . Эти события вызвали правительственный кризис в Петрограде: 2 июля в знак протеста против действий киевской делегации ушли в отставку все министры- кадеты .
Управляющий делами Временного правительства В. Д. Набоков выделял такие качества Терещенко, как «его souplesse (гибкость), самая его светскость, отсутствие у него твёрдых убеждений, продуманного плана, полный дилетантизм в вопросах внешней политики» (впрочем, эти качества позволяли ему налаживать отношения с различными политическими силами). По словам дипломата Г. Н. Михайловского , Терещенко «стремился, не выходя, правда, из общих рамок дореволюционной политики, поставить себя по-новому как представитель революционного и демократического правительства, которое не может говорить тем же языком, что и царское». Михайловский отмечал также, что
насколько лучше по сравнению с Милюковым удавалось Терещенко ладить и с союзниками, и с Совдепом, насколько же он был совершенно безличен внутри своего ведомства, чем дальше, тем больше становясь послушным орудием в руках его высшего персонала. Если Милюков по балканским вопросам, например по константинопольскому, занимал свою собственную позицию и заставлял ведомство её принимать, то Терещенко, наоборот, очень внимательно слушал, что ему говорили, и всегда соглашался… Все директора департаментов и начальники отделов были им бесконечно довольны, так как он не мешал им управлять ведомством.
Вместе с другими министрами Временного правительства Терещенко был арестован большевиками в Зимнем дворце , находился в заключении в Петропавловской крепости .
Весной 1918 года был освобождён, эмигрировал в Финляндию , оттуда в Норвегию , затем жил во Франции и Англии . Поддерживал Белое движение и иностранную интервенцию против Советской России. С 1921 года был членом Торгово-промышленного и финансового комитета. Потеряв своё состояние в России, он успешно занимался бизнесом за границей, был совладельцем нескольких финансовых компаний и банков во Франции и на Мадагаскаре . Был благотворителем, создавал приюты для обездоленных эмигрантов и помогал в их обустройстве, но не афишировал эту сторону своей деятельности.
От своего отца и других представителей династии Терещенко унаследовал богатейшую коллекцию произведений искусств, прежде всего — картин и скульптур русских мастеров. В коллекцию входили «Ручей в лесу», «Среди долины ровныя», «Дубовая роща» и «Первый снег» И. И. Шишкина ; « Курсистка » Н. А. Ярошенко ; «Портрет В.Гаршина» И. Е. Репина ; «Три царевны подземного царства» В. М. Васнецова ; «Сумерки» Ап. М.Васнецова ; «Девочка на фоне персидского ковра» М. А. Врубеля ; «Игроки» П. А. Федотова , а также картины В. В. Верещагина и скульптуры М. М. Антокольского . Пополнил её произведениями Гогена , Сезанна , Матисса , Ван Донгена , Дерена , Фриеза , Валлоттона , Вламинка , многие из которых отбирал лично, посещая Париж, и картинами лучших русских художников своего времени — Рериха , Петрова-Водкина , Судейкина , Григорьева , Машкова , Лентулова . После национализации в 1918 году коллекция произведений живописи и скульптуры Терещенко, размещенная во дворце Терещенко постройки архитектора Викентия Беретти , была превращена в государственный Киевский национальный музей русского искусства , официально открытый на пятую годовщину Октябрьской революции в 1922 году в том же здании на Терещенковской улице .
С 1913 года, обладатель второго по величине (на то время, после « Хоупа ») синего бриллианта в мире — массой 42,92 карат . Алмаз Терещенко считается экспертами камнем индийского происхождения — его нашли в (англ.) ( Голконды . 14 ноября 1984 года на торгах аукциона « Кристис » бриллиант «Терещенко» приобрёл торговец бриллиантами Роберт Моувад из Ливана, который заплатил за покупку 4,6 миллионов долларов, что было на то время рекордной суммой, когда-либо заплаченной за бриллиант на аукционах. Вновь приобретённому камню новый владелец дал имя «Голубой Моувад» («Mouawad Blue»)
В художественном фильме Сергея Эйзенштейна « Октябрь » эпизодическую роль М. И. Терещенко сыграл актёр Борис Ливанов
В художественном фильме « Посланники вечности » роль Михаила Терещенко сыграл актёр Сергей Кулагин
М. И. Терещенко является прототипом одного из героев романа Марка Алданова «Ключ» (1929) — коммерсанта Нещеретова (анаграмма: терещен-нещерет). Автор даёт герою противоречивую, но скорее положительную оценку:
«Нещеретов оделся, вышел в свой рабочий кабинет и, усевшись за огромный письменный стол, стал внимательно просматривать приготовленные ему секретарем документы — отчет и устав намеченного к покупке сахарного завода в одной из южных губерний. Он никогда не видал этого завода, да и не предполагал его осматривать, зная, что завод останется в его владении очень недолго. Главным источником обогащения для Нещеретова в пору войны была покупка и перепродажа разных предприятий, которым он в короткое время умел придавать двойную, а то и тройную цену(…)
Но не одна нажива увлекала Нещеретова. Самая работа его мощной машины доставляла ему подлинное наслаждение. Он видел, что его труды в общем итоге идут на пользу государству, и это сознание тоже что-то задевало по-настоящему в душе Нещеретова, хотя он не любил говорить о своем патриотизме. Он работал, правда, чаще всего на чужие деньги, но без него, без его размаха и таланта деньги ничего не могли бы создать.»
Под именем "Михаил Иванович" Терещенко выведен в философском романе Александра Пятигорского «Вспомнишь странного человека» (1999).
Также Михаил Иванович — главный герой романа Яна Валетова «1917, или Дни отчаяния» (2017). Вначале планировался сериал. Я. Валетов приступил к работе над сценарием. Когда проект сорвался, автор переделал сочинение в полноценный роман. Впрочем, опубликованный роман похож на сценарий.
По утверждению Яна Валетова: «Тот Терещенко, о котором вы прочтете в книге, он на 70 % выдуманный. Вы видите перед собой романтизированный образ, но этот образ помещён в капсулу реального времени» .