Кингсли, Чарльз
- 1 year ago
- 0
- 0
Чарльз Кингсли ( Чарльз Кингслей англ. Charles Kingsley ; 12 июня 1819 года, Девон , Великобритания — 1875, Гэмпшир , Великобритания) — английский писатель и проповедник. Один из основоположников христианского социализма .
Родился в деревне в Девоншире , где его отец был викарием . В 1836 году его отец получил приход в Челси , и семья переехала в Лондон, где Кингсли поступил в Кингс-колледж . В 1838 году зачислен в Кембридж .
Окончив университет, в феврале 1842 года принял духовный сан и получил место приходского священника в деревне в Гемпшире , где и прожил почти всю жизнь, изредка только совершая поездки в Лондон и на континент .
Противник школы Ньюмена , в которой он видел только проповедь нездорового аскетизма и клерикального догматизма, Кингсли зачитывался Карлейлем и усердно изучал «Kingdom of Christ» Мориса , проповедовавшего не возврат к первобытной церкви, а веру в непосредственное и непрерывное откровение божественного начала в человеческой жизни. Работая над улучшением нравов в своем запущенном приходе, Кингсли обратился за советами к Морису и вскоре примкнул к начатому по его инициативе движению, развитию которого содействовал статьями в газетах «Politics for the people» («Политика для народа», выходила в мае-июле 1848, Кингсли был одним из редакторов) и «Christian Socialist» (выходила в 1850—1851), под псевдонимом Parson Lot (Пастор Лот). В декабре 1849 года вместе с Морисом и Томасом Хьюзом объявил себя «христианским социалистом» (новый для той поры термин). В январе 1850 года вошёл в Совет покровителей Общества содействия рабочим ассоциациям. В том же духе христианского социализма произнесена была Кингсли наделавшая шуму проповедь: «The Message of the Church to the Laboring Man»; из-за неё Кингсли чуть было не был лишен права проповеди, а с другой стороны, приобрёл большую популярность среди рабочих.
После 1852 года отошёл от политики. В 1860 году по приглашению принца-консорта Альберта Саксен-Кобург-Готского стал его духовником, а после его смерти в 1861 году — духовником королевы Виктории . С 1860 по 1869 год был профессором новой истории Кембриджского университета . В 1871 году совершил путешествие в Вест-Индию и по возвращении описал свои впечатления в книге «At Last». В 1870—1873 годах служил каноником Честерского собора . С 1873 года — каноник Вестминстерского аббатства .
Умер 23 января 1875 года в (англ.) (( Гэмпшир ) от пневмонии и был похоронен в местной церкви Св. Марии.
Являлся ревностным поклонником (англ.) ( , и был замечен в качестве основного инициатора идеологии, в частности, в 1840-х годах . Предполагал, что англичане были «по существу тевтонской расой, кровными родственниками немцев, голландцев, скандинавов» . Допускал, что существует «сильный норвежский элемент в тевтонизме и англосаксонизме».
Смешивая мифологию и христианство, пытался соединить протестантизм , который практиковался в то время, с древнескандинавской религией, заявив, что англиканская церковь «чудесным и таинственным образом приспособлена для душ свободной норвежско-саксонской расы». Он считал, что предки англосаксов, норвежцев и германцев физически сражались бок о бок с богом Одином, и что британская монархия генетически произошла от бога .
Отзывался об ирландцах в крайне уничижительных выражениях .
В частности, посетив графство Слайго в Ирландии, писал в 1860 году в письме своей жене из замка Маркри : «Меня преследуют человеческие шимпанзе, которых я видел в той сотне миль ужасной страны [Ирландия] … [ибо] видеть белых шимпанзе — это ужасно; если бы они были черными, этого бы не было так чрезмерно, но их кожа, за исключением тех, которые загорели в результате воздействия открытого света, такая же белая, как наша» .
В драматической поэме «The Saint’s Tragedy» ( 1848 ) Кингсли рисует поэтическую картину средневекового пиетизма и задевает вместе с тем религиозные вопросы дня. Романы его «Элтон Локк» ( англ. Alton Locke , 1850) и «Закваска» ( англ. Yeast , 1849) полны глубокой симпатии к страданиям рабочего и сельского населения; они беспощадно обличают несправедливость землевладельческих законов, возмутительность постановки вопроса о браконьерстве и т. п. Вполне, однако, Кингсли к радикалам не примыкает; он защищает палату лордов, права и привилегии сельских священников и т. п., стремясь не к перемене существующего строя, а к лечению слишком наболевших ран. В 1853 году появился один из самых знаменитых романов Кингсли — «Ипатия» ( англ. Hypatia), воспроизводящий, с глубоким пониманием отживших цивилизаций, картину нарождающегося христианства в борьбе с греческой философией в Александрии V века н. э.
В 1855 году издан был исторический роман Кингсли «Вперёд, на Запад!» ( англ. Westward Ho!), с большим талантом и яркостью красок описывающий Англию времен Елизаветы Тюдор . «Два года назад», со своими поэтическими описаниями Девоншира, и исторический роман «Херевард-повстанец» ( англ. Hereward the Wake , 1866) о национальном англосаксонском герое Хереварде заключают собой серию романов Кингсли. Отличительные черты Кингсли, как романиста, — живой юмор, тонкая наблюдательность, гуманное отношение к страждущим и пылкий энтузиазм, рядом с которым постоянно чувствуется горячность полемиста. Он любил сам говорить про свою «мускулистую христианскую веру».
Произведения Кингсли для детей, в частности, сказку Дети воды ( англ. The Water-Babies, A Fairy Tale for a Land Baby , 1863) некоторые литературоведы относят к первым произведениям жанра детского фэнтези .
Роберт Льюис Стивенсон заимствовал из его книги «Наконец-то: Рождество в Вест-Индии» ( англ. At last: a Christmas in the West Indies , 1871) немало фактов и сюжетов для своего романа « Остров сокровищ » (1883).
Собрание сочинений Кингсли, в состав которого вошли его романы, критические этюды и проповеди, заняло 28 томов (1879—1881).
На стихи Кингсли написана кантата Элис Смит «Ода северо-западному ветру».