Interested Article - Бенгальцы

Бенгальцы — один из самых многочисленных народов в мире , составляющий основное население Бангладеш и штатов Западная Бенгалия и Трипура в Индии . Численность — свыше 250 млн чел (на 2009 год), в Бангладеш — 152 млн, в Индии — около 100 млн (преимущественно на северо-востоке страны, в дельте Ганга и Брахмапутры ), проживают также в Бутане , Непале , Пакистане , Мьянме ( рохинджа ), Сингапуре , Великобритании , США и других странах. Язык — бенгальский (бенгали), относится к индоарийским языкам индоевропейской семьи . Расовый тип — индосредиземноморский большой европеоидной расы , в основном тяготеет к мезоиндийскому антропологическому типу, с примесью монголоидных (на северо-востоке) и дравидских (на юге и юго-востоке штата) черт. Основная религия — ислам.

Происхождение

Предками носителей современного бенгальского языка частично являются индоарийские племена, вторгшиеся в древности в Индию с северо-запада. Впоследствии индоарии смешались с местным населением. Более древним населением Индии были, по всей видимости, дравиды или народы мунда . В ведийской литературе встречаются названия древних государств — Анга (Западная Бенгалия) и Ванга, или Банга (Восточная Бенгалия). Отсюда, видимо, и название Бенгалии (бенг. Бангла, Бонго).

Затем Бенгалия входила в состав разных государств: Магадха , Гупта (VI век), гаудов (VII век), Харши , династии Пала (IX век), династии Сена (с XII века), Делийского султаната (с XIII века), династии Моголов (с 1576 года). В XVI веке появляются европейские колонизаторы, сначала португальцы, затем англичане и французы. Торговля с европейцами постепенно привела Бенгалию к колониальной зависимости. Но за счёт этой торговли вырос крупный центр — Калькутта .

Хозяйственная деятельность и бытовые традиции

Ведущим в экономике является земледелие. Животноводство носит отсталый характер. Основная культура — рис , его — три группы сортов: зимний (аман), осенний (аус), летний (боро). Всего выращивается 500 сортов. Выращивают также кукурузу , бобовые , джут , сахарный тростник , масличные ( рапс , горчицу , кунжут , лён ).

Ремёсла разнообразны. Развиты ткацкое и гончарное ремёсла , вышивка, обработка меди . Некоторые изделия пользуются мировой славой. В отсталых районах ремёсла имеют большее значение, в промышленных — меньшее. Трудно провести грань между прикладным и изобразительным искусством, когда речь идёт о росписи по ткани. Существует самобытная бенгальская живопись () по ткани, которая выполняется особой местной техникой. Тема её — мифология, эпос, исторические хроники. Гончарные изделия также расписываются и лакируются.

Большинство бенгальцев — сельские жители, от 75 до 95 % по регионам. Селения строятся в северо-западной Бенгалии по дорогам, из-за наводнений, подальше от воды. На юге, где наводнений нет, селения располагаются вдоль рек. Дом (хат) обычно однокомнатный, квадратный в плане. Кухня часто находится отдельно. Крыша — соломенная, коническая. Каркас — из бамбука или досок, иногда из циновок. Стены — глинобитные. Окна — без стёкол, закрываются циновками. Циновки плетут из бамбука, травы, джута, пальмовых листьев. У богатых используется железо и черепица.

Традиционная женская одежда — сари , короткая кофта, у богатых — ткани с вышивкой. Цвета предпочтительны зелёный, красный, белый. Носят много украшений, золотых, серебряных, медных, стеклянных. Мужская одежда — дхоти и (накидка типа плаща), но теперь чаще используются рубашки. Сверху — пиран, тип куртки или пиджака. На голове индуисты носят тюрбан, мусульмане — круглую шапочку.

Основная пища — рис, бобовые, овощи, рыба. Мясо едят редко.

Социальные отношения

В области землевладения у бенгальцев прежние феодальные отношения сменились капиталистическими. Земля оставалась в руках помещиков и сдавалась арендаторам. Между владельцами и арендаторами появлялось большое число посредников, условия для арендаторов были очень невыгодными. В 1953 году были изданы законы для улучшения положения действительных земледельцев, арендаторов, но они очень медленно продвигались в жизнь.

Семья в среднем состоит из 5—6 человек. Распространён ранний брак. Брак освящается религией, как у индуистов, так и у мусульман. В высших кастах распространён выкуп за жениха, в низших — за невесту. Есть обычай обменного брака , то есть сын одних родителей женится на дочери других, а их сын — на дочери первых. Существует обычай «парда», по которому дочь после совершеннолетия обречена на затворничество. Свадьбы даже у бедных бывают роскошные, и люди часто влезают в долги.

Как и во всей Индии, у бенгальцев сохраняется кастовый строй . Насчитывается 130 каст . Ислам способствовал ослаблению кастового строя. Иногда кастой считается то, что на самом деле является народностью ( санталы , , чакма и др.).

Высшая каста — брахманы . Другая высшая — кайастх (писцы), в других районах Индии она не занимает такого высокого положения. Вместе они называются , то есть благородные. Высоко стоят землевладельцы. Одна из самых низких каст — номошудро, неприкасаемые , 2 млн чел. Самая многочисленная — махишё, куда входят арендаторы, но не обязательно.

Духовная культура

Среди верующих индуисты составляют 31 %, мусульмане — 34 %, кроме них есть джайны , буддисты , христиане . Из индуизма популярны два его течения — вишнуизм и шактизм . У шактистов высшая богиня — Кали ( Дурга ). Праздник в честь неё — Дурга- пуджа , отмечается осенью. У вишнуитов главный праздник — Шри Кришна Джанмаштами , в августе. Из течений вишнуизма наиболее распространён местный вариант — бенгальский вишнуизм ( гаудия-вайшнавизм ). Бенгалия — родина его основателя, гуру , ачарьи , религиозного деятеля Чайтаньи Махапрабху , который почитается как аватара Кришны . Есть элементы и более древних культов. Широко распространено поклонение богине змей, .

Богата и разнообразна бенгальская литература. Расцвет её приходится на XIX век. В XIV—XV века была переведена « Рамаяна » (переводчик — Криттба Оджха), в XVII веке — « Махабхарата » (Касирам Дас). Развита была национальная драма-мистерия (джатра). Сейчас всемирно известны некоторые бенгальские авторы: Рабиндранат Тагор (Робиндронатх Тхакур, 1861—1941), Рам Мохан Рой (1772—1833), Бонкимчондро Чоттопаддхай (Чаттерджи, 1838—1894). Также в Бенгалии родились поэт и писатель Бхактивинода Тхакур , писатель и астроном Бхактисиддханта Сарасвати , писатель и гуру , основатель Международного общества сознания Кришны ( ИСККОН ) Бхактиведанта Свами Прабхупада . Бенгалия стала родиной для первого гуру крия-йоги Лахири Махасайя и её первого распространителя на Западе Парамахансы Йогананды .

Самобытные жанры национального театра — джатры (сочинитель джатр — джатравала) и кукольный театр (используются как тростевые куклы, так и марионетки ).

Самые ранние дошедшие до нас пьесы джатры (palas) датируются XVIII столетием, однако в действительности они существовали и до этого, только никогда не были записаны, а излагались в устной форме. Только начиная с XVI века их стали фиксировать материально, и то в практических целях. В это же время джатра становится наиболее распространённым увлечением, оттеснив музыкальные кукольные представления. Тогда же Чайтанья и его соратники впервые начали использовать театральное искусство в качестве пропаганды своих идей .

В начале 1950-х годов правительство также через театр привлекало внимание общественности к социал-демократическим реформам, в первую очередь это было направлено на сельских жителей. Наиболее примечательной из самых первых пьес была ( бенг. ). Она была посвящена конфликту между бенгальскими индиго и британскими плантаторами. Это событие обычно приводится как первая попытка бенгальцев изменить колониальные устои .

До этого театр был исключительно прерогативой богатых. Помимо влияния Англии, они задавали траекторию развития искусства бенгальцев в течение длительного времени. Несмотря на это, постановки, пьесы не были связаны со светской жизнью. В основном они отображали популярные религиозные сюжеты .

Примечания

  1. (неопр.) . Дата обращения: 4 января 2010. Архивировано из 29 декабря 2017 года.
  2. (неопр.) . Дата обращения: 4 января 2010. 22 мая 2019 года.
  3. (неопр.) . Дата обращения: 4 января 2010. 15 февраля 2018 года.
  4. (неопр.) . Дата обращения: 4 января 2010. Архивировано из 3 июня 2016 года.
  5. (неопр.) . Дата обращения: 4 января 2010. 25 июля 2011 года.
  6. (неопр.) . Дата обращения: 4 января 2010. Архивировано из 27 марта 2009 года.
  7. (неопр.) . Дата обращения: 4 января 2010. 20 июня 2018 года.
  8. (неопр.) . Дата обращения: 4 января 2010. Архивировано из 12 февраля 2020 года.
  9. ↑ Hasan, Rafiq (November 20, 2003), , Т. 4 (176) , < > . Проверено 19 декабря 2008. (неопр.) . Дата обращения: 4 января 2010. Архивировано 15 января 2013 года.
  10. (неопр.) Дата обращения: 4 января 2010. Архивировано из 9 декабря 2019 года.
  11. (неопр.) . Дата обращения: 4 января 2010. 15 января 2013 года.
  12. (неопр.) . Дата обращения: 4 января 2010. 25 декабря 2018 года.
  13. (неопр.) . Дата обращения: 4 января 2010. 5 марта 2020 года.
  14. [国籍別外国人登録者数の推移]
  15. Comparing State Polities: A Framework for Analyzing 100 Governments By Michael J. III Sullivan, pg. 119
  16. от 29 декабря 2017 на Wayback Machine - CIA World Factbook
  17. (неопр.) . Census of India (2001) . Office of the Registrar General & Census Commissioner, India. Дата обращения: 26 августа 2006. 12 августа 2007 года.
  18. Sarkar, Pabitra The popular traditional theatre of Bengal] // Asian Studies Center, Michigan State University: Journal of South Asian Literature Vol. 10, No. 2/4 (1975), pp. 87-107.
  19. Richmond, Farley The Political Role of Theatre in India] // The Johns Hopkins University Press: Educational Theatre Journal , Vol. 25, No. 3 (1973), pp. 318—334.
  20. Kundu, Manujendra Bengali Theatre: An Edifice on the Ashes of People’s Culture] // Social Scientist, Vol. 38, No. 3/4 (2010), pp. 55-73.

Литература

  • Народы и религии мира / под ред. В. А. Тишкова . — М., 1998.
  • Народы Южной Азии / под ред. Н. Р. Гусевой. — М., 1963.
  • Kundu M. Bengali Theatre: An Edifice on the Ashes of People’s Culture] // Social Scientist, Vol. 38, No. 3/4 (2010), pp. 55-73. (англ.)
  • Richmond F. The Political Role of Theatre in India] // The Johns Hopkins University Press: Educational Theatre Journal , Vol. 25, No. 3 (1973), pp. 318—334. (англ.)
  • Sarkar P. The popular traditional theatre of Bengal] // Asian Studies Center, Michigan State University: Journal of South Asian Literature Vol. 10, No. 2/4 (1975), pp. 87—107. (англ.)

Same as Бенгальцы