Кино про кино
- 1 year ago
- 0
- 0
Кооперативное кино — явление в кинематографе СССР , а затем России , характеризовавшееся созданием фильмов независимыми киностудиями , кинообъединениями и кооперативами , в обход государственных киностудий . Расцвет данного явления пришёлся на начало — середину 1990-х годов .
От остального перестроечного кино кооперативное отличалось прежде всего, источниками финансирования: оно снималось на деньги не государства , а частных лиц и компаний и существовало на принципах самоокупаемости ; значительная часть оборота при этом приходилась на так называемое отмывание денег спонсоров.
Для кооперативного кино типичны низкобюджетность , быстрота съёмок, а также редкий выход на широкий экран .
Среди жанров преобладают низовые вариации популярных жанров — бульварная мелодрама , комедия , блатной романс, кровавый боевик или же детектив ; кинематографисты обращаются к ранее запретным темам и героям (порой доходя в этом стремлении до курьёза — так, в попытках привлечь внимание публики фильм «Счастливого рождества в Париже» (1991) был выпущен в прокат под названием « ») .
По словам известного кинокритика Д. Дондурея , именно «страх и смех» были лучшими средствами привлечь в кинотеатры «голодное население». Он же назвал эпоху кооперативного кино «предчувствием свободы », болезнью, поражением и агонией советской власти , сравнив это кино с насекомыми, разъедавшими советскую власть, а также бульдозером , разрушившим систему Госкино .
Первые кинокооперативы появляются в 1988 году , с принятием в мае закона « О кооперации в СССР ». Впрочем, сразу вслед за этим последовал запрет — 28 декабря вышло постановление Совета министров СССР , запретившее кооперативам производство, продажу и прокат кино- и видеопродукции (то же постановление запрещало им производство оружия , наркотиков и алкоголя , участие в игорном бизнесе и валютные операции ). Это постановление было встречено официальным протестом Союза кинематографистов , а кооперативные киностудии нашли способы обхода запрета, вступив в сотрудничество с теми или иными государственными или общественно-политическими структурами, такими как комсомол .
Запрет кооперативной деятельности в кино был снят, в пику правым идеологам горбачёвского аппарата, чья власть с каждым днём приобретает все более формальный характер: после встречи тогдашних представителей Союза кинематографистов (во главе с Андреем Смирновым ) и председателя Совмина Николая Рыжкова запрет был отменён .
Набравшее силу кооперативное движение уже выработало свою тактику и стратегию обхода любого рода постановлений. Самые известные в то время легальные «кооператоры» в сфере кино — студии « », «Паритет», «Подарок», « Пилот » и другие.
Ярким представителем кооперативного кино являлся режиссёр Анатолий Эйрамджан , а «первой ласточкой» этого направления стала его картина « За прекрасных дам! » (1989), созданная на студии «Фора» Андрея Разумовского . Впрочем, главной целью съёмки этого фильма Разумовский называет финансирование другого проекта киностудии — документального фильма « Александр Галич . Изгнание», вышедшего в том же 1989 году .
Завершился же этот период комедией Михаила Кокшенова «Племянник, или Русский бизнес 2» (2002) [ уточнить ] .
Несмотря на низкий общий художественный уровень подобных фильмов , они оставили свой след в кинематографе; некоторые из них до сих показывают на центральных каналах телевидения , в том числе благодаря удачным работам популярных актёров.
Источники финансирования кооперативного кино были самыми разными. Так, Александр Панкратов-Чёрный вспоминает, как Анатолий Эйрамджан, став продюсером собственных фильмов, искал деньги у знакомого директора мебельного магазина. Режиссёру и сценаристу удалось привлечь к финансированию своих фильмов полулегальные питерские бордели (их координаты были найдены в газете объявлений ). А Александр Полынников вспоминал, как снимал фильм из бандитской жизни по заказу самих же бандитов .
Как правило, финансирование кооперативного кино было связано с отмыванием денег теневой экономики , масса которых в стране к концу 1980-х годов накопилась в значительных объёмах, а их легализация пресекалась соответствующими госорганами . В перестроечные и « лихие 90-е » годы съёмочная площадка, породившая термин «кооперативное кино», была идеальным местом для осваивания и отмывания денег нарождающегося класса « новых русских ». Механизм был прост: бюджет фильма намного превосходил действительные затраты на съёмки, а разница возвращалась «спонсору» в виде « отката ») .
Чаще всего кинокооперативы создавались под одну картину или вовсе не занимались производством фильмов, предпочитая дёшево приобретать пиратские копии низкопробной зарубежной киновидеопродукции. В дальнейшем произошло сращивание кооперативов с прокатными организациями .