Interested Article - Яномама

Женщина яномамо с ребёнком, 1997 год

Янома́ма (яномамо, яномам, яномаме, яномами, яномае, яноама и т. д.; англ. Ya̧nomamö , исп. Yanomami , порт. Ianomâmis) — группа родственных индейских племён , численностью около 35 тысяч человек , проживающих примерно в 250 деревнях в джунглях на севере Бразилии и юге Венесуэлы , в области, ограниченной на западе и юго-западе рекой Риу-Негру , на востоке — рекой и горным хребтом . Известны как народ, постоянно живущий в состоянии войны между поселениями ; правдивость этой характеристики оспаривается несколькими учёными . Яномамо стали считать единым народом лишь в конце 1960-х годов .

Устройство

Ареал проживания яномамо

Яномамо воспринимают всех людей как своих дальних родственников, говорящих на искажённых яномамских языках , не деля на народы . Самоидентификация происходит по деревне, яномамо не считают себя принадлежащими к какой-то более общей группе . Сообщества связывает родство и браки между семействами . Яномамо имеют давние связи с говорящем на карибском языке народом . Екуана жили у реки Ориноко , а затем переселились в высокогорные районы Бразилии и Венесуэлы .

Немолодые мужчины обладают политическим и религиозным авторитетом. У каждой деревни есть вождь, но среди вождей нет иерархии. Вождём признаю́т того, кто обладает политической властью и может разрешать споры как внутри деревни, так и между сообществами. Обычно избрание происходит по соглашению зрелых мужчин .

Повседневная жизнь, одежда, пища

Жилище яномамо, шабоно

Яномамо жили в деревнях вместе с детьми и родственниками. Население деревни в большинстве случаев составляло от 40 до 300 человек . Все жители занимали единственное огромное овальное жилище шабоно с открытым центром . Под крышей шабоно жилища разделены несущими столбами. Из-за того, что все строительные материалы имеют растительное происхождение, подобное жилище постепенно портится из-за сильных дождей, ветра и насекомых ; каждые 4—6 лет яномамо разделялись на группы и основывали новые деревни . В 1990-х годах информант сообщал, что яномамо перестали строить шабоно и селятся в отдельных шалашах .

Основа пропитания этого народа — подсечно-огневое земледелие , выращивание бананов, собирание фруктов, охота и рыболовство. Периодически люди снимаются с истощённых почв и переходят на новое место. При этом и яномамо, и имеющие с ними связи екуана преследуют любое животное даже в неплодородных районах, не стремясь к умеренности .

Женщины выращивают плантаны и маниок (основные культуры), сахарный тростник , манго , батат , папайю , кукурузу и другие растения . Сельское хозяйство даёт около 80 % пищи . Огороды используются до истощения почв, после чего мужчины вырубают деревья для организации новых. Женщины во время сбора урожая носят корзины более 30 кг весом .

Мужчины очищают место для огородов и охотятся на мелкую и крупную дичь ; лучшие охотники имеют больше внебрачных связей . Помимо этого, яномамо поедают личинок жуков . Традиционная диета содержит очень мало соли. Кровяное давление яномамо одно из самых низких в мире .

Утром мужчины отправляются на работу, а женщины с детьми отправляются на поиски термитников и личинок, которые позже зажаривают. Кроме того, они ловят лягушек, крабов, гусениц, а также ищут материалы для плетения корзин и гамаков . Другие женщины уходят рыбачить . Кроме этого женщины готовят маниоковую муку, растирая корни и сливая ядовитый сок. Затем из муки на углях готовят лепёшки .

Из полос коры и корней женщины плетут украшенные гамаки и корзины . В корзинах переносят продукты, в том числе урожай к шабоно . Соком красной ягоды «оното» или «уруку» яномамо разрисовывают корзины, гамаки, одежду и свою кожу . Кроме того, корзины украшают чёрной краской, сделанной из древесного угля .

Сексуальность и брак

Девушка-яномамо с традиционным женским пирсингом : палочками в губах и носу и проколотыми ушами

Сексуальность обычно не обсуждается, хотя и не подавляется, до тех пор, пока остаётся в культурно обусловленных пределах . Дети знают о половых сношениях и, как и взрослые, периодически занимаются анальным сексом . Это не обсуждается и принимается как данность. Женщинам запрещено заниматься гомосексуальным сексом, в отличие от мужчин. Так как женщины имеют право заниматься сексом только со своим мужем или мужьями, многие практикуют мастурбацию и лесбийские связи , за что могут быть избиты или даже убиты ревнивыми мужьями .

Инцест (то есть, половые акты с родителями, детьми или сиблингами ) яномамо презирают. Если женщину застают за сексом с сыном или близким родственником, её изгоняют из деревни, а после смерти не кремируют .

Маленькие дети всё время проводят возле матерей; значительную часть ухода за детьми выполняют женщины и их дочери, которые помогают матерям со всеми традиционными обязанностями. За мальчиков примерно с 8 лет отвечают мужчины деревни.

Первая менструация считается началом взрослой жизни, после её начала большинство девочек вступает в брак . Ритуалы, сопровождающие менструации , имеют много общего с теми, что выполняет убивший другого человека . Женщина отправляется в укрытие, где постится и сохраняет молчание несколько дней. Если необходимо что-то сказать, она может только тихо шептать . Менструальная кровь, как и сама менструирующая женщина, именующаяся словом «унокаи», то есть «в состоянии убийства» , считается очень опасной (особенно для мужчин, которым запрещено смотреть на женщину в этот период времени) . Предполагается, что хижина помогает защитить деревню от последствий менструации . Женщина в хижине должна быть обнажена; ей запрещён прямой контакт с водой; для питья используется пустотелая палка, которую следует засунуть глубоко в рот (считается, что зубы выпадут, если на них попадёт вода); запрещено касаться себя руками, поэтому для чесания её снабжают палкой; диета ограничена небольшим количеством плантанов , зажаренных на углях из корней таро . Менструальная кровь стекает свободно, особых приспособлений для её удержания нет . Муж менструирующей женщины должен спать в гамаке из коры, ему запрещено касаться воды и мёда , а также чесаться руками .

После начала первой менструации мать девочки немедленно строит укрытие для неё, а сама вместе со старшими подругами девочки отправляется за её новой одеждой, символизирующей готовность к браку . С этих пор ходить голой девочке нельзя . Желание или нежелание само́й яномамо при вступлении в брак не учитывается . Зачастую девочку обещают в жёны в пятилетнем возрасте . Однако если жена не может более терпеть мужа, она имеет право вернуться в родительский дом и жить с братьями .

Менструации у яномамо происходят редко из-за частых беременностей и лактационной аменореи .

Среди яномамо широко распространены как моногамия , так и полиандрия и полигиния . Полиандрия возникает, когда один брат делится с другими своей женой . Нескольких жён берут себе мужчины, убивавшие врагов (они также называются «унокаи») . Старшая жена считается главной среди жён, она распределяет обязанности и может поручать неприятные дела той, что ей не нравится (например, той, кому муж выказывает большее расположение) .

Религия

Яномамские женщины в Венесуэле

Ритуалы крайне важны в яномамской культуре. Рождение ребёнка, убийство, подготовка к охоте, менструации — все важные события отмечены разнообразными ритуалами. Большой урожай отмечают пиршеством, на которое приглашают жителей соседних деревень. При этом мелкой дичью и выращенными бананами яномамо не делятся . Имеется табу на называние умерших родственников . Яномамские шаманы используют галлюциногенные грибы , которые называют «екуана» или «ёкоана», для установления контакта с духами .

После убийства совершивший его должен несколько дней поститься и соблюдать обет молчания, в это время нужно выполнить обряды ритуального поедания крови, мяса и жира убитого, а затем принять рвотное средство и тем самым завершить процесс . Если этого не выполнить, то убийца быстро постареет, кроме того начнутся непрекращающиеся дожди с грозами, а на землю опустится тьма .

Яномами практикуют , то есть поедают прах кремированных родственников, смешивая его с плантанами . После смерти, вызывающей у остальных яномамо гнев (на виновного в смерти злого духа), тело украшают перьями и раскрашивают, в рот покойному кладут порцию жевательного табака . Окружающие начинают петь, звать душу покойного, умоляя её вернуться в тело. Этого не происходит, и начинается плач по умершему. По его окончании труп сжигают в костре. Кремацию нельзя откладывать более чем на сутки. Из остывшего пепла родственники достают фрагменты костей, которые через неделю перемалывают в муку, а её спустя продолжительное время смешивают с плантанами и употребляют все в деревне . Прах могут поглощать частями, храня остатки в тыкве . Употребление мяса с кровью при этом (в том числе мяса животных) строго запрещено и отвратительно для яномамо .

Космологические представления яномамо заключаются в следующем: имеется несколько горизонтальных слоёв пространства, с краёв которых предметы падают на более низкий уровень. Верхний уровень, «дуку-ка-миси», опустел, после того, как оттуда упали все предметы. Второй слой, «хеду-ка-миси», населён умершими; там растут сады, стоят деревни — этот уровень представляет собой копию «человеческого слоя». Небо — это нижняя поверхность хеду-ка-миси, причём яномамо считают, что она находится так близко от земли, что предполагают столкновения с ней при полётах на самолёте . Люди живут на третьем слое, «хей-ка-миси». Он появился, когда от хеду-ка-миси откололся огромный кусок и упал вниз. Следующий слой «хей-та-беби» бесплоден, там якобы живёт разновидность яномамо, упавшая с хей-ка-миси, «амахири-тери». Из-за того, что на хей-та-беби нет джунглей, амахири-тери недостаёт мяса, они превратились в каннибалов и посылают духов охотиться на души детей яномамо на третьем уровне. Этому противостоят шаманы .

Христианская миссионерская деятельность среди индейских яномамо не имела успеха до 2012 года. Благодаря миссионерской организации «Renew Outreach» в ноябре 2013 года проведена удачная евангельская программа на территории Хакома, располагающейся в джунглях на севере Бразилии и юге Венесуэлы. Более 400 человек из племени яномамо, названного «Разбивающие черепа» [ уточнить ] , прошли водное крещение и приняли причастие, используя съедобный маниок и сок капустной пальмы .

Язык

Дети яномамо

Яномамская семья языков включает четыре основных языка (или диалекта): янам , санума , яномами и яномамё . Языки взаимопонятны , Количество когнатов в 200-словном списке Сводеша — 70—80 % . Родства с другими языковыми семьями не установлено. Помимо местных вариантов имеется церемониальный язык вайамо, на котором мужчины общаются с гостями и говорят на межплеменных собраниях. Женщины понимают вайамо, но используют только при пении .

Насилие

В ранних описаниях яномамская культура описывалась как пропитанная насилием. Яномамо известны насилием не только по отношению к соседним племенам, но и друг к другу .

Получивший широкую известность труд Наполеона Шаньона дал яномамо прозвище «народа, живущего в постоянном состоянии войны» . Описания (как Шаньона, так и другие) яномамо как жестоких и воинственных людей привлекли к этому народу постоянный и сильный исследовательский интерес. Многочисленные споры велись о том, насколько распространено насилие в яномамском обществе, о том, следует ли считать насилие и войны неотъемлемой частью их культуры, или же лучше объяснить это реакцией на некие исторические события. Антрополог Жак Лизо, проживший с яномамо более 20 лет, в 1985 году писал:

Я бы хотел, чтобы моя книга помогла пересмотреть утрированный образ насилия у яномамо. Яномамо — воины, они могут быть грубыми и жестокими, но они могут быть и нежными, и чувствительными, и любящими. Насилие имеет спорадический характер; оно не доминирует в общественной жизни ни в какой промежуток времени, взрывы насилия могут быть разделены многими мирными месяцами. Знакомые с обществами североамериканских равнин или обществами Гран-Чако в Южной Америке никогда не скажут, что культура яномамо зиждется на войне, как это сделал Шаньон.

Lizot, Jacques. 1985. «Tales of the Yanomami», pp. xiv–xv)

Антропологи, работающие в экологической традиции, как Марвин Харрис , считают, что насилие развилось у яномамо из соревновательности из-за недостатка питательных веществ в местах их обитания . Однако в труде 1995 года «Yanomami Warfare» Брайан Фергюсон изучил все документированные случаи военной агрессии среди яномамо и заключил, что, несмотря на то, что некоторые яномамо вовлечены в ожесточённые войны и кровавые конфликты, последние следует считать не неотъемлемой чертой культуры данного народа, а результатом воздействия западной культуры. Он сообщает, что все известные случаи войн между яномамо происходят в «племенной зоне», которую населяют люди, не имеющие отношения к государству, но которым приходится реагировать на результаты действия властей . Фергюсон подчёркивал, что яномамо попали под воздействие европейцев задолго до 1950-х годов, и европейские культура и орудия появились у них намного раньше, через торговлю . Фергюсон обвиняет Шаньона в том, что, распространяя среди яномамо эффективные орудия труда, он ставил деревни в неравное положение и поощрял конкуренцию. Ещё одна возможная причина культивации насилия среди этого народа — репутация кровожадных воинов помогала получить желаемые европейские товары .

Насилие — ведущая причина смертей среди яномамо. До половины мужчин этого народа умирают в конфликтах за ресурсы, причём эти конфликты зачастую приводят к разделению и перемещению деревень . Яномамо . Женщины часто страдают от физического насилия. Когда на деревню нападают, женщин обычно насилуют, избивают и крадут, поселяя в деревне налётчиков. Мужья часто избивают жён, чтобы те были покорными и верными мужьям . Значительная часть насилия вызвана ревностью . Женщин бьют дубинками, палками, мачете и другими тупыми или острыми предметами. Клеймение широко практикуется и символизирует власть мужа над женой . Контакты с европейцами могли ухудшить ситуацию с насилием в отношении женщин , так как мужчины из деревень, имеющих доступ к европейским товарам, могли откупиться от семьи невесты этими предметами и забрать новых жён к себе в поселение; женщина таким образом теряет связь со своими родными и лишается их защиты .

Известны случаи убийства детей при набегах на вражеские деревни . Хелена Валеро, бразильянка, украденная яномамскими воинами и жившая среди яномамо много лет, присутствовала при атаке племени караветари (Karawetari).

Они убили столько людей. Я рыдала от страха и умоляла пощадить меня, но сделать ничего нельзя было. Они вырывали детей из рук матерей и убивали, а другие держали матерей за руки, выстроив в ряд. Все женщины рыдали… Мужчины начали убивать детей; маленьких, больших, они убили множество детей.

Christine Fielder, Chris King (2006)

Отношения с европейцами

Впервые о яномама сообщил бандейранте Аполинар Диаш де ла Фуэнте, экспедиция которого в 1654 году посетила народ екуана, проживавшее тогда на реке Падамо. По его словам, яномама не отличались храбростью и жили замкнуто, не общаясь с другими племенами. Начиная с этого времени и вплоть до середины XIX века охотники за индейцами угоняли мужчин племени в рабство. В конце XIX века началась массовая добыча каучука , и европейцы стали принуждать проживающие в тропических лесах народы собирать сок каучуконосных растений под угрозой смерти . Всё это сделало племя яномама ещё менее контактным народом.

В 1962 году итальянским исследователем Этторе Биокка (Ettore Biocca) были записаны на магнитофон воспоминания белой венесуэлки , по другим данным, метиски , Хелены Валеро (Helena Valero), в 1935 году , в 12-летнем возрасте , захваченной индейцами яномама на реке Рио-Димити, прожившей в сельве свыше 20 лет, побывавшей несколько раз замужем и прижившей с ними четверых детей. Лишь в 1956 году Валеро чудом удалось бежать и вернуться к цивилизации. Ценные сведения её о повседневной жизни, быте, занятиях, погребальных и религиозных обрядах, брачно-семейных отношениях, межплеменных войнах яномама были положены в основу книги Э. Биокка (англ.) (, опубликованной в 1965 году в Бари и затем неоднократно переиздававшейся. В 1974 году Валеро ещё проживала в католической миссии в Каракасе , где с ней встречался чехословацкий путешественник Владимир Плешингер .

В середине 1970-х годов золотодобытчики гаримпейро ( порт. garimpeiros) и рабочие, прокладывавшие дороги через амазонские джунгли , начали вторгаться в жизнь яномамо. Гаримпейро убивали тех яномамо, с которыми у них происходили земельные споры. В местах, где проходило дорожное строительство, яномамо стали заболевать неизвестными им доселе и оттого смертельными болезнями, в частности, гриппом , корью и туберкулёзом . Кроме того, технологии золотодобычи гаримпейро приводили к деградации почв . Несмотря на существование Национального фонда индейцев , государство почти не защищало яномамо от этих опасностей. В нескольких случаях государство обвиняли в поддержке горнодобывающей отрасли, вторгающейся на территории яномамо. Профессор Кеннет Иэн Тэйлор в 1975 году разработал программу сохранения здоровья индейцев, живших рядом с дорогой, но спустя всего год с начала реализации его идей военные запретили дальнейшее воплощение программы, сославшись на недопустимость работы иностранца-профессора в непосредственной близости от границы страны. В итоге часть яномамо отошли от традиционного уклада, забросили возделывание бананов и стали просить еду у бразильцев. В 1976 году строительство дороги было прекращено из-за недостатка финансирования. В 1978 году правительство предложило создать «охраняемые заказники яномамо», которые оказались небольшими островками земли, выбранными без учёта образа жизни яномамо, их торговых путей, а границы определялись отсутствием на террирории разведанных минеральных ресурсов . В 1990 году более 40 000 золотоискателей вторглись в земли яномамо . В 1992 году правительство по совету местных антропологов и организации выделило яномами традиционные земли для проживания, однако туда продолжают заходить не-яномамо. Правительства Венесуэлы и Бразилии не принимают достаточных усилий для ограничения доступа чужаков на земли этого народа .

Наполеон Шаньон и его ассистент Джеймс Нил собирали у яномамо образцы крови, что привело к биоэтическому конфликту : у яномамо считается недопустимым хранить фрагменты тела умершего, а донорам не сообщали, что кровь забирается для бессрочного хранения . Несколько яномамо отправляли письма исследователям, требуя возврата образцов крови, некоторые лаборатории начали процесс возврата крови испытуемым в 2010 году ; процесс завершился в марте 2015 года .

В 2000 году вышла книга , в которой Шаньон и Нил были обвинены в нанесении вреда яномамо, в частности, в халатности, приведшей к возникновению эпидемии кори . Члены Американской антропологической ассоциации в 2002 году пришли к заключению, что Джеймс Нил и Наполеон Шаньон нарушили кодекс профессиональной этики в процессе работы с яномамо. Несмотря на то, что в 2004 году по результатам голосования (846 против 338) ААА аннулировала этот отчёт, в пояснении ассоциации говорится о том, что степень вины Шаньона и Нила считается неизменной .

Потери

С 1987 по 1990 количество яномамо сильно сократилось из-за малярии , отравления ртутью , недоедания и в результате конфликтов с браконьерами, лесозаготовщиками, строителями и золотоискателями . В 1987 году президент FUNAI отрицал, что резкое увеличение смертности связано с вторжением золотоискателей, а президент Бразилии отметил важность работы гаримпейро для экономики страны . Антропологи, работающие с яномамо, в частности, Альсида Рамос (Alcida Ramos) называют эти три года санкционированным геноцидом .

В 1993 году произошёл вооружённый конфликт, названный . Группа гаримпейро убила по крайней мере 16 яномамо, а те в ответ убили двоих золотоискателей и ранили ещё двоих. Правительство провело расследование в 2012 году. Согласно яномамо, деревню с 80 жителями атаковал вертолёт, выжило всего трое мужчин, охотившихся в джунглях . Спустя два месяца, в сентябре 2012 года , поверившая этим заявлениям, отказалась от них, не найдя подтверждений .

Примечания

  1. .
  2. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. Л. А. Файнберг . Яномама // Народы и религии мира / В. А. Тишков . — Большая Российская Энциклопедия , 1999. — С. 667.
  4. ↑ .
  5. ↑ , p. 5.
  6. ↑ , p. 92.
  7. , p. 100.
  8. , p. 4.
  9. Hames, Beierle, Raymond B., John (неопр.) . New Haven, Connecticut. Дата обращения: 10 декабря 2013.
  10. ↑ , с. 538.
  11. ↑ , p. 93.
  12. Napoleon A. Chagnon (1992). Yanomamo . NY: Harcourt Brace College Publishers. Fourth edition.
  13. .
  14. ↑ Kenneth Good (1991). Into the Heart: One Man’s Pursuit of Love and Knowledge Among the Yanomami . NY: Simon and Schuster.
  15. Ya̦nomamö: the fierce people (Chagnon 1968; Chagnon 1977; Chagnon 1983; Chagnon 1992; Chagnon 1998; Chagnon 2012)
  16. (accessed 14 January 2007)
  17. , с. 184.
  18. ↑ .
  19. ↑ Schwartz, David M, with Victor Englebert. Vanishing Peoples Yanomami People of The Amazon . New York: Lothrop, Lee & Shepard Books.
  20. Cruz, Valdir. Faces of the Rainforest: The Yanomami (неопр.) . — New York: (англ.) (, 2002.
  21. , p. 36.
  22. , p. 53.
  23. ↑ Chagnon, Napoleon A. (1974). Studying the Yanomamo . New York: Holt, Rinehart, and Winston.
  24. ↑ Chagnon, Napoleon A. (1968). Yanomamö: The Fierce People . New York: Holt, Rinehart, and Winston.
  25. , p. 68.
  26. , p. 141.
  27. , p. 59.
  28. ↑ Good, Kenneth, with David Chanoff (1988) Into the Heart . London: The Ulverscroft Foundation.
  29. ↑ , p. 164.
  30. ↑ , p. 75.
  31. , p. 76.
  32. ↑ , p. 179.
  33. , p. 77.
  34. ↑ .
  35. , p. 45.
  36. , p. 26.
  37. .
  38. , p. 201.
  39. , p. 12.
  40. .
  41. ↑ , p. 100.
  42. glavred. (рус.) (12 сентября 2018). Дата обращения: 21 сентября 2019.
  43. , p. 345.
  44. , p. 369.
  45. ↑ R. Brian Ferguson (1995). Yanomami Warfare: A Political History . Santa Fe: School for American Research Press.
  46. Ramos, Alcida Rita (1987), Reflecting on the Yanomami: Ethnographic Images and the Pursuit of the Exotic. Cultural Anthropology, 2: 284—304. doi :
  47. Harris, Marvin. 1984. «A cultural materialist theory of band and village warfare: the Yanomamo test». in Warfare, Culture, and Environment , R.B. Ferguson (ed.) pp. 111-40. Orlando: Academic Press.
  48. .
  49. Ferguson, R. Brian. 1995. Yanomami Warfare: A political history . SAR Press. p. 6
  50. ↑ , p. 320—322.
  51. , p. 52.
  52. , p. 46.
  53. , p. 66.
  54. .
  55. , p. 36.
  56. Shapiro Judith. // American Anthropologist. — Vol. 73. — Issue 6. — December 1971. — p. 1332.
  57. , p. 39.
  58. Плешингер В. // Вокруг света . — 1982. — № 8. — С. 44.
  59. ↑ , p. 94.
  60. , p. 96.
  61. Kottak, Conrad Phillip (2004) Anthropology: the exploration of human diversity , 10th ed., p. 464, New York: McGraw-Hill.
  62. Chagnon, N. Yanamamo: Case Studies in Cultural Anthropology. 2009. p. 231—232.
  63. , p. 98.
  64. Couzin-Frankel, Jennifer.
  65. , p. 180.
  66. American Anthropological Association. (англ.) . American Anthropological Association. Дата обращения: 2 сентября 2014. Архивировано из 25 апреля 2014 года.
  67. , Inside Higher Ed , 29 Jun 2005
  68. .
  69. Rabben, Linda. (англ.) . — Seattle: (англ.) (, 2004. — P. .
  70. , p. 291.
  71. , MercoPress (30 августа 2012). Дата обращения: 9 апреля 2013.
  72. Jonathan Watts . (11 сентября 2012). Дата обращения: 13 сентября 2012.

Литература

  • Биокка Этторе. Яноама / Пер. Л. А. Вершинина. — М.: Мысль, 1972. — 206 с.: ил. — (Путешествия. Приключения. Поиск).
  • Biocca Ettore. . — Roma: Consiglio Nazionale delle Ricerche, 1966. — xxiv, 564 с.
  • Borofsky R. , Albert B. , Hames R. , Hill K. , Martins L.Ã.L.Ã. , Martins L.L. . — University of California Press, 2005. — (California Series in Public Anthropology Series). — ISBN 9780520938564 .
  • Napoleon A. Chagnion. Yanomamo. — 4. — Stanford University, 1992.
  • Ридли М. . — Эксмо, 2013. — (Мозг на 100%). — ISBN 9785457347335 .
  • Rabben L. . — University of Washington Press, 2004. — ISBN 9780295983622 .
  • Peters J.F. . — Broadview Press, 1998. — (G - Reference, Information and Interdisciplinary Subjects Series).
  • Бромлей Ю.В. , Арутюнов С.А. . — Советская энциклопедия, 1988.
  • Robbins R. . — Cengage Learning, 2012. — ISBN 9781133709923 .
  • Miller B.D. . — Cambridge University Press, 1993. — (Publications of the Society for Psychological Anthropology). — ISBN 9780521423687 .
  • Frans Roes. (англ.) . Human Ethology Bulletin (1997).
  • Survival International. (неопр.) .
  • Зидек В. , Аничков Д.А. . — ГЭОТАР-Медиа, 2009. — ISBN 9785970409534 .
  • George E. Marcus. . — Duke University Press, 1992. — (Anthropology, cultural studies). — ISBN 9780822312970 .
  • Lizot J. . — Cambridge University Press, 1991. — (A Canto Book). — ISBN 9780521406727 .
  • Blundell J. . — Cambridge University Press, 2014. — (Cambridge International Examinations). — ISBN 9781107645134 .
  • Gray P.B. . — Harvard University Press, 2013. — ISBN 9780674074378 .
  • Gregor T. , Tuzin D.F. . — University of California Press, 2001. — ISBN 9780520228528 .
  • Skutsch C. . — Taylor& Francis, 2013. — ISBN 9781135193959 .
  • Aleksandra Yurievna Aikhenvald . Languages of the Amazon (англ.) . — Oxford University Press, 2012. — ISBN 9780199593569 .
  • Robert M. W. Dixon . . — Cambridge University Press, 1999. — ISBN 9780521570213 .
  • Briggle A. , Mitcham C. . — Cambridge University Press, 2012. — (Cambridge Applied Ethics). — ISBN 9780521878418 .
  • Alcida Rita Ramos. Sanuma Memories: Yanomami Ethnography in Times of Crisis. — University of Wisconsin Pres, 1995.
  • Valero, Helena. Yanoama: The Narrative of a Young Woman Kidnapped by Amazonian Indians. — Kodansha America, 1997. — ISBN 978-1568361086 .
  • Ramos, Alcida. Seduced and Abandoned: The Taming of Brazilian Indians (англ.) . — Iowa City: University of Iowa, 1995.
  • Tahan R. . — Lerner Publishing Group, 2002. — (First peoples). — ISBN 9780822548515 .
  • .
  • Early, John. The Xilixana Yanomami of the Amazon: History, Social Structure, and Population Dynamics (англ.) . — Gainesville, Florida: (англ.) (, 2000.
  • . Ya̧nomamö (formerly titled Ya̧nomamö: The Fierce People )
  • Good, Kenneth; with Chanoff, David. Into The Heart: One Man’s Pursuit of Love and Knowledge Among the Yanomami .
  • Marvin Harris. 1979. The Yanomamö and the cause of war in band and village societies. In Brazil: Anthropological Perspectives, Essays in Honor of Charles Wagley. M. Margolis and W. Carter (eds.) pp. 121-32. New York Columbia University Press .
  • Milliken, William; Albert, Bruce. Yanomami: A Forest People .
  • Pancorbo, Luis. «El banquete humano. Una historia cultural del canibalismo». Siglo XXI de España, Madrid, 2008. ISBN 978-84-323-1341-7
  • Pancorbo, Luis. Amazonas, último destino , Edelvives, Madrid, 1990. ISBN 84-263-1739-1
  • Pancorbo, Luis. Plumas y Lanzas . Lunverg-RTVE, Madrid, 1990. ISBN 84-7782-093-7
  • Peters, John Fred. Life Among the Yanomami: The Story of Change Among the Xilixana on the Mucajai River in Brazil . University of Toronto Press, 1998. ISBN 978-1-55111-193-3
  • Wittenborn, Dirk. Fierce People .
  • . In Trouble Again: A Journey Between the Orinoco and the Amazon .
  • Ritchie, Mark Andrew. Spirit of the Rainforest: A Yanomamo Shaman’s Story . ISBN 0-9646952-3-5
  • Smiljanic, Maria Inês. , Journal de la Société des Américanistes , 2002, pp. 137—158.
  • Tierney, Patrick. Darkness in El Dorado: How Scientists and Journalists Devastated the Amazon .
  • Wallace, Scott. "Napoleon in Exile, " National Geographic Adventure, April 2002, pp. 52-61, 98-100.

В кино

  • «Враг богов» (Yai Wanonabalewa: The Enemy God) — реж. Кристофер М. Бессетт (США-Венесуэла, 2008)

Ссылки

  • «Экспедиция к дикому племени Яномами. Бразилия. Мир наизнанку». Логотип YouTube (часть 1) + +
  • Easton R. D., Merriwether D. A., Crews D. E., Ferrell R. E. mtDNA variation in the Yanomami: evidence for additional New World founding lineages (англ.) // (англ.) (: journal. — 1996. — July (vol. 59 , no. 1). — P. 213—225 . — . — PMC .

Same as Яномама