Sega Mega Drive
- 1 year ago
- 0
- 0
Sega Mega-CD ( яп. メガCD Мэга Си: Ди: ) — дополнение к игровой приставке Sega Mega Drive от компании Sega , выпущенное в рамках четвёртого поколения игровых систем . В Северной Америке система носила название Sega CD . Она была выпущена в Японии 12 декабря 1991 года, в Северной Америке — 15 октября 1992 года и в Европе — 2 апреля 1993 года. Устройство улучшало возможности Mega Drive и добавляло возможность проигрывать игры, записанные на компакт-диске , слушать аудиодиски и запускать диски формата .
Основным преимуществом использования технологии компакт-дисков стало увеличение объёма, доступного для хранения данных, что позволило играм увеличиться в размерах почти в 320 раз по сравнению с картриджами для Mega Drive. Это преимущество привело к тому, что для приставки выпускались full motion video игры , такие как , которая вызвала разногласия вокруг неё и стала предметом слушаний в Конгрессе по вопросам насилия в видеоиграх . Компания Sega разработала приставку в партнёрстве с JVC и отказывалась консультироваться со своим американским подразделением до завершения проекта. Американскому подразделению пришлось собрать свои экземпляры из различных компонентов для того, чтобы получить рабочий прототип . Приставка неоднократно перепроектировалась и переиздавалась компанией Sega и лицензированными сторонними разработчиками .
Библиотека игр Sega CD включала как известные и хорошо принятые игры, такие как Sonic CD , Lunar: The Silver Star , Lunar: Eternal Blue , и Snatcher , так и множество портов с Genesis и плохо принятых критикой FMV-игр . К марту 1996 года было продано 2,24 миллиона единиц Sega CD, после чего Sega сняла систему с производства, чтобы сосредоточиться на разработке Sega Saturn . Ретроспективные мнения о системе были неоднозначны, обозреватели хвалили некоторые игры и функционал, но также и критиковали её за недостаток глубоких игр, высокую цену и отсутствие поддержки со стороны Sega .
В 1988 году компания Sega выпустила приставку Genesis, которая в Европе и Японии получила название Mega Drive . В середине 1990 года генеральный директор Sega нанял , бывшего директора игрушечного бренда , на должность главы американского подразделения Sega of America. Калинске разработал план по продаже Genesis в Америке, состоявший из четырёх пунктов: снизить цену приставки, разработать игры для американского рынка с помощью американских разработчиков, продолжить агрессивные рекламные кампании, а также добавить игру Sonic the Hedgehog в комплект с самой приставкой . Совет директоров японской компании изначально не одобрил этот план , но все четыре пункта были одобрены Накаямой, который сказал Калинске: «Я нанял вас принимать решения по Европе и Америкам, так что действуйте» . Журналы оценили Sonic как одну из величайших игр на то время, а приставка компании Sega наконец-то стала популярной , так как некоторые покупатели, ждавшие выхода Super Nintendo Entertainment System (SNES), решили приобрести вышедшую раньше Genesis .
К началу 1990-х годов компакт-диски достигли значительного прогресса в качестве надёжного носителя информации для музыки и видеоигр. Компания NEC первой добавила технологию компакт-дисков в игровую систему, выпустив в октябре 1988 года дополнение CD-ROM² System к своей приставке PC Engine , которое получило в США название TurboGrafx-CD, и в течение следующих шести месяцев продалось количеством 80 тысяч экземпляров . В том же году Nintendo объявила о партнёрстве с компанией Sony по разработке периферийного привода компакт-дисков для Super Nintendo . В начале 1991 года компания Commodore International выпустила мультимедийную систему CDTV , а CD-i от Philips вышла в конце того же года .
Вскоре после выхода Genesis, лаборатории исследований и разработок потребительских товаров Sega под руководством менеджера Томио Таками было поручено создать дополнительный модуль для системы. Модуль должен был добавить поддержку компакт-дисков и получил название Sega CD. Изначально предполагалось, что Sega CD станет равна по возможностям приставке TurboGrafx-CD , но с вдвое большим объёмом оперативной памяти , и будет продаваться по цене около 20 тысяч иен (150 долларов США) . Команда Таками планировала, что у устройства будет возможность аппаратного масштабирования и вращения спрайтов как в аркадных автоматах Sega, что потребовало использования специального цифрового сигнального процессора (DSP) .
Во время разработки в устройство были внесены два изменения, которые привели к тому, что продукт стал стоить дороже, чем ожидалось . Поскольку процессор Motorola 68000 , использованный в приставке Genesis, был слишком медленным для работы с новыми графическими возможностями Sega CD, в устройство был встроен дополнительный процессор . Кроме того, после слухов о том, что NEC планирует обновление TurboGrafx-CD и увеличение памяти с 0,5 Мбит до 2-4 Мбит, компания Sega решила увеличить доступную оперативную память Sega CD с 1 до 6 Мбит . Это оказалось одной из самых больших проблем процесса разработки, поскольку скорость доступа к памяти была слишком низкой для эффективной работы программ . Цена устройства составила 370 долларов США, однако исследование рынка показало руководству Sega то, что потребители будут готовы платить больше за современную машину . Кроме этого, Sega заключила партнёрство с компанией JVC , которая совместно с занималась разработкой проигрывателя дисков стандарта . В этом партнёрстве JVC должна была помочь Sega с созданием Sega CD .
До середины 1991 года Sega of America не была в курсе о всех деталях проекта: первые рабочие экземпляры пришли только весной того же года . В начале года Sega of America была предоставлена предварительная техническая документация на японском, для перевода которой компании пришлось нанять местных переводчиков . Бывший исполнительный продюсер Sega of America Майкл Лэйтем рассказывал, что «когда вы работаете в международной компании, есть вещи, которые идут хорошо, и есть вещи, которые не идут. Они не хотели посылать нам рабочие экземпляры Sega CD. Они хотели прислать нам макеты и до последней минуты не давать нам рабочие CD, потому что беспокоились о том, что мы будем с ними делать, и что они могут „утечь“. Это очень разочаровывало» . Несмотря на то, что им не был предоставлен функционирующий экземпляр, Лэйтем и вице-президент Sega of America по лицензированию Синобу Тоёда собрали работающий экземпляр Sega CD, приобретя ПЗУ -память для системы и установив её в макет устройства .
Ещё большее разочарование сотрудников Sega of America вызвало качество конструкции устройства. «Mega-CD была разработана с использованием дешёвого аудио-CD привода потребительского класса, а не с CD-ROM», — заявил Скот Бэйлисс, бывший старший продюсер Sega of America. «Довольно поздно, уже в преддверии запуска, команды по обеспечению качества начали сталкиваться с серьёзными проблемами со многими устройствами — и когда я говорю серьёзные, я имею в виду, что устройства буквально загорались огнём. Мы работали круглосуточно, пытаясь поймать сбои, и через неделю мы наконец-то поняли что происходит». Оказалось, что отношение времени поиска дорожки к времени её воспроизведения должно было составлять не более 5 %, однако у некоторых FMV-игр оно составляло 90 %, из-за чего моторы в приводах возгорались .
Sega анонсировала, что Mega-CD выйдет в Японии в конце 1991 года, а в Северной Америке — в 1992 году, под названием Sega CD. Впервые она была представлена публике на Токийском шоу игрушек 1991 года и получила положительный отклик . Mega-CD вышла в Японии 12 декабря 1991 года, по цене 49 800 иен . Несмотря на то, что партия была быстро распродана, небольшая установленная база Mega Drive в Японии привела к тому, что продажи быстро упали после запуска . Продажи Mega CD в Японии в первый год составили 100 тысяч устройств. При этом, на разработку игр сторонними производителями негативно повлияло то, что Sega затянула выпуск комплектов разработки . Другими факторами, негативно повлиявшими на продажи, стала высокая стартовая цена Mega-CD, а также то, что на запуске были доступны только две игры — и .
15 октября 1992 года Sega CD была выпущена в Северной Америке по розничной цене 299 долларов США . Дополнение рекламировалось такими лозунгами Sega как «Welcome to the Next Level». Хотя из-за производственных проблем на момент запуска было доступно только 50 тысяч единиц, к концу 1992 года было продано более 200 тысяч экземпляров . В рамках продаж компания приобрела некоторое количество экземпляров Sega CD для дальнейшей сдачи в аренду в своих магазинах . Mega-CD была выпущена в Европе весной 1993 года, начиная с Соединённого Королевства , где она вышла 2 апреля по цене 269,99 фунтов стерлингов. Европейская версия приставки комплектовалась играми и , а также сборником из пяти игр с Mega Drive — . Первоначально в Великобритании было доступно 70 тысяч единиц, к августу 1993 года было продано 60 тысяч . Sega of America сделала упор на то, что дополнительное место на компакт-дисках Sega CD позволило издать большое количество игр с full motion video , а компания Digital Pictures стала важным партнёром Sega . Между компаниями Sega и Nintendo была конкуренция за разработку дополнения к своим приставкам на основе CD-привода, однако Nintendo после сотрудничества с Sony , а затем и с Philips , отменила разработку своего устройства .
23 апреля 1993 года в Японии Sega выпустила вторую модель дополнения, Sega CD 2 (Mega-CD 2), по цене 28 900 иен . Через несколько месяцев она была выпущена в Северной Америке по сниженной розничной цене 229 долларов США, и комплектовалась одной из самых продаваемых игр этой системы — . Новая модель была разработана для снижения производственных затрат; она была меньше по размеру и не имела моторизованного выдвигающегося лотка для дисков . Позже было также разработано ограниченное количество игр, которые использовали как Sega CD, так и 32X , которая была выпущена в ноябре 1994 года .
9 декабря 1993 года Конгресс США начал проводить слушания по вопросу о насилии в видеоиграх и маркетинге видеоигр с ним среди детей . Одной из самых спорных игр на слушании стала для Sega CD — full motion video видеоигра от Digital Pictures . Night Trap была показана сенатору США Джозефу Либерману , который прокомментировал «Она закончилась сценой нападения на эту женщину в нижнем бельё, в ванной комнате. Я знаю, что создатель игры сказал, что всё это было задумано как сатира на „ Дракулу “, но, тем не менее, я думаю, что она посылает неверный сигнал». Позже Либерман пришёл к выводу, что средний возраст игроков в то время составлял от семи до двенадцати лет, и что издатели видеоигр рекламировали детям насилие .
Аналогичные вопросы поднимались и в Великобритании , где бывший директор по развитию Sega of Europe Майк Броган отметил, что « Night Trap принесла Sega очень много огласки…… В британском парламенте даже поднимались вопросы о её приемлемости. Это произошло в то время, когда Sega развивала свой имидж компании с резким, „эджи“ ( англ. egdy) мировоззрением, и это только укрепило этот имидж» . Несмотря на увеличение продаж в результате слушаний, Sega решила отозвать Night Trap из магазинов и переиздать её в 1994 году с изменениями . После этих слушаний в 1994 году производители видеоигр собрались, чтобы создать единую рейтинговую систему, которая в конечном итоге материализовалась в виде североамериканской торговой ассоциации Entertainment Software Rating Board .
Со временем были выпущены новые приставки на базе CD-привода, такие как Philips CD-i и 3DO Interactive Multiplayer , что сделало Sega CD технически устаревшей, интерес публики к устройству снизился . В конце 1993 года, менее чем через год после запуска системы в Северной Америке и Европе, игровые СМИ сообщили, что Sega прекратила принимать предложения по разработке игр для Mega-CD в Японии . В начале 1995 года Sega сместила фокус на свою новую приставку Sega Saturn и прекратила всю рекламу Mega Drive и её дополнений, включая Sega CD. В первом квартале 1996 года Sega официально прекратила выпуск дополнения, заявив, что ей необходимо сконцентрироваться на меньшем количестве платформ, и решив, что Sega CD более не может конкурировать на рынке из-за высокой цены и устаревшего односкоростного привода . Две последние игры, которые планировалось выпустить для Sega CD, Myst и Brain Dead 13 , были впоследствии отменены . По всему миру было продано 2,24 миллиона экземпляров Sega CD, в том числе 400 тысяч в Японии .
Sega CD может использоваться только в сочетании с системой Mega Drive и подключается к ней через разъём расширения сбоку приставки. Хотя Sega CD является дополнительным модулем расширения, она требует наличия отдельного источника питания. Помимо воспроизведения собственной библиотеки игр на дисках формата CD-ROM , Sega CD может воспроизводить Audio-CD , караоке диски формата , а также может использоваться в сочетании с устройством Sega 32X для запуска 32-разрядных игр, которым нужны оба модуля. Вторая модель, называемая Sega CD 2, включает в комплект стальную соединительную пластину, которая ввинчивается в нижнюю часть Mega Drive II, а также распорку для работы с самой первой моделью Mega Drive .
Основным процессором Sega CD является 16-разрядный процессор Motorola 68000 , работающий на частоте 12,5 МГц , что на 5 МГц быстрее основного процессора Mega Drive . Устройство содержит 1 Мбит загрузочной ПЗУ , предназначенной для BIOS , программного обеспечения CD-проигрывателя и совместимости с CD+G дисками. 6 Мбит оперативной памяти отведено под данные для программ, изображений и звуков; 512 Кбит под память для импульсно-кодовой модуляции ; 128 Кбит — под память кэша данных привода дисков; и ещё 64 Кбит отведёно под игровые сохранения . Также дополнительная память для игровых сохранений была доступна в виде картриджа с перезаписываемой памятью объёмом 1 Мбит . Звук может подаваться через чип Ricoh RF5C164, а два RCA разъёма позволяют Sega CD выводить стереофонический звук отдельно от Genesis. Сочетание стереозвука от Mega Drive с любой из версий Sega CD требует подключения кабеля между гнездом для наушников у Mega Drive и входным гнездом на задней панели Sega CD. Для второй модели Mega Drive этого не требуется .
Хотя Sega CD использовала более быстрый процессор, чем в Mega Drive, её основной целью являлось увеличение размера игр. В то время как современные ей игровые картриджи обычно содержали от 8 до 16 мегабит данных, CD-ROM диск мог содержать более 640 мегабайт данных, что в 320 раз превышало среднюю ёмкость картриджа для Mega Drive. Это позволяло Sega CD запускать игры, содержащие full motion video .
За время существования Sega CD было произведёно несколько вариантов, из которых компанией Sega было выпущено три. Оригинальная модель использовала моторизованный лоток для дисков с фронтальной загрузкой и располагалась под основной приставкой . Позже Sega выпустила вторую модель Sega CD, которая была переработана с таким расчётом, чтобы подключаться сбоку от основной приставки, и имела открывающийся сверху лоток для дисков, в отличие от выдвигающегося моторизованного лотка оригинальной модели . В дополнение к двум моделям Sega CD компания Sega также выпустила комбинированную приставку Genesis CDX, которая в Европе вышла под названием Multi-Mega. Эта приставка являлась объединением аппаратного обеспечения Mega Drive и Sega CD в одном корпусе и первоначально продавалась в розницу по цене 399 долларов США. Её уникальной особенностью была возможность использования в качестве портативного проигрывателя компакт-дисков .
Другими производителями были созданы ещё три версии системы. 1 апреля 1992 года JVC в партнёрстве с Sega выпустила приставку Wondermega в Японии по первоначальной розничной цене 82 800 иен (что было эквивалентно 620 долларам США). В августе 1993 года система была перепроектирована и в сентябре 1994 года выпущена в Северной Америке под названием X’Eye. Как и многие другие системы до неё, она пострадала от неудачно выбранного времени издания и высокой цены . Аналогично, компания Pioneer выпустила приставку LaserActive, которой для воспроизведения игр от Mega Drive и Sega CD требовалось подключение отдельного дополнения Mega-LD, разработанного компанией Sega. Хотя LaserActive позиционировалась на рынке как конкурент 3DO Interactive Multiplayer, сама система и дополнение Mega-LD продавались по цене почти 1600 долларов США, что было очень дорого для покупателей . Компания Aiwa разработала свою комбинацию систем Mega Drive и Sega CD в формате бумбокса , которая получила название CSD-GM1 .
Для Sega CD было выпущено более 200 игр , созданных как компанией Sega, так и рядом сторонних издательств. В эту библиотеку входят шесть игр, получивших две разные версии для Sega CD — одна работает только с Sega CD, а другая требует использования Sega CD и Sega 32X одновременно . Среди игр, выпущенных для дополнения, был ряд FMV-игр , включавший и Fahrenheit . Среди хорошо известных игр для приставки были Sonic CD , * и Lunar: The Silver Star , и Snatcher , а также , которая вызвала разногласия вокруг её содержимого . Хотя Sega разработала игру Streets of Rage для Mega Drive с целью конкуренции с SNES-портом аркадного хита Final Fight , на Sega CD вышла улучшенная версия Final Fight , которая получила высокую оценку критиков за большую верность аркадному оригиналу . Игра была отмечена критиками за «впечатляющее» использование аппаратного обеспечения системы, а также за её жестокое содержимое . Sonic CD получила признание критиков за свою графику и новые элементы путешествий во времени , которые улучшили традиционную формулу серии игр Sonic . На Sega CD также появились усовершенствованные порты игр с Mega Drive, такие как Batman Returns и Ecco the Dolphin .
Основную часть игр для приставки составляли FMV-игры и порты с Mega Drive, из-за этого она критиковалась за недостаточную глубину. Также качество видео в играх было низким из-за плохого программного обеспечения для сжатия и ограниченной цветовой палитры системы , а сам концепт FMV-игр так и не нашёл отклика у публики . По словам Тома Зито, основателя Digital Pictures, «Sega CD могла отображать только 32 цвета за раз, поэтому у изображений был такой ужасный зернистый вид» , хотя по документации система могла отображать 64 цвета одновременно . Большинство портов игр c Mega Drive на Sega CD отличались дополнительными видеороликами, дополнительными игровыми уровнями и улучшенным звуком, но в остальном они были идентичны своим изданиям для Mega Drive . Качество видео в этих играх также подвергалось критике как сравнимое со старой VHS -кассетой .
Незадолго до своего выпуска Sega CD была удостоена награды «Лучшее новое периферийное устройство 1992 года» ( англ. Best New Peripheral of 1992) по версии журнала Electronic Gaming Monthly. Четыре отдельных обзора дали ей оценки 8, 9, 8 и 8 баллов из 10. Рецензенты упомянули что устройство улучшает характеристики Mega Drive, а также что у него есть «высококачественная» и «расширяющаяся» библиотека игр . Позже, в 1995 году, ретроспективный обзор того же журнала Electronic Gaming Monthly высказал более неоднозначную реакцию на устройство — все четыре рецензента дали устройству по 5 баллов из 10, сославшись на проблемы с библиотекой игр и низкое качество видео . Обозреватели журнала GamePro также раскритиковали слабую библиотеку игр и низкое качество видео, отметив, что множество игр были простыми портами с Mega Drive с минимальными улучшениями и прокомментировав, что «Sega CD могла бы быть улучшением, однако по сути это большое запоминающее устройство, способное воспроизводить звук с компакт-дисков». Они дали устройству «большой палец в сторону» и рекомендовали поклонникам Mega Drive купить SNES , прежде чем даже задумываться о покупке Sega CD . Аналогичным образом, в специальном обзоре игровых устройств в мае 1995 года журнал Famicom Tsūshin дал 17 из 40 баллов японской версии Mega-CD 2 .
Ретроспективное восприятие Sega CD было неоднозначным, обозреватели хвалили некоторые игры, но критиковали низкое соотношение цены к качеству и ограничения системы по сравнению с Mega Drive . В 2007 году GamePro поставил Sega CD на 7 место среди наиболее плохо продававшихся приставок всех времён, а рецензент Блейк Сноу отметил, что «проблема была тройной: устройство было дорогое и стоило $299, появилось в конце 16-битного цикла, и не сделало многого (если вообще сделало) для улучшения игрового процесса». Однако Сноу также заметил, что устройство имело в своей библиотеке «величайшую игру в серии Sonic за всё время», Sonic CD . Леви Бьюкенен из IGN подверг критике то, как Sega внедрила технологию компакт-дисков для Mega Drive, отметив: «Что хорошего от дополнительного пространства для хранения данных, если с ним не сделано ничего изобретательного? Никаких новых концепций игрового процесса не появилось на Sega CD — она просто предложила больше схожих идей. По факту, за редкими исключениями, такими как Sonic CD , она часто предлагала худшие игры 16-битного поколения, такие как Demolition Man » . Джереми Пэриш из USgamer отметил, что «Sega была не единственной компанией, которая в начале 90-х годов пробовала свои силы с дополнительным CD-приводом», и отметил некоторые «жемчужины» среди игр системы, но предупредил, что «преимущества Sega CD балансируются тем, что дополнение более чем вдвое увеличивает стоимость и сложность [Genesis]» . Дамьен Макферран, автор Retro Gamer , перечислил различные причины плохих продаж Sega CD, такие как её высокая цена, то что она лишь незначительно улучшает характеристики Genesis, и что она не может работать отдельно от основной приставки . Другой автор журнала Retro Gamer , Аарон Бёрч, защищал Sega CD и написал, что «самой большой причиной неудачи Mega-CD была сама приставка. Когда система только вышла, технология компакт-дисков была ещё в зачаточном состоянии, и компаниям только предстояло освоиться с возможностями, которые она предлагала… если говорить просто, Mega-CD опередила своё время» .
Первым звеном в девальвации бренда Sega часто называлась плохая поддержка Sega CD. Бьюкенен, автор IGN, дал собственную оценку решению Sega выпустить Sega CD с плохой библиотекой игр и её поддержкой, и в ней заметил, что «Sega CD вместо этого выглядела как странный, отчаянный ход — нечто, предназначенное для того чтобы оставить след, но без какой-либо реальной, продуманной стратегии. Владельцы Genesis, которые инвестировали в покупку дополнения, были очень разочарованы, что, несомненно, плохо повлияло на фанатов бренда» . В своём обзоре для GamePro Блейк Сноу прокомментировал, что «Sega CD стала первой из нескольких систем Sega, получивших очень слабую поддержку; это обесценило некогда популярный бренд Sega в глазах потребителей и привело к падению компании в качестве производителя оборудования» .
Бывший старший продюсер компании Sega of America Скот Бэйлисс объяснил неудачу на рынке тем, что Sega не хватало определённости с ориентированием дополнения. По словам Бэйлисса, «это был фундаментальный сдвиг парадигмы, о последствиях которого почти не задумывались. Честно говоря, я думаю, что в Sega никто не задал самый важный вопрос: „Зачем?“. Есть правило, которое я вывел за время своей работы в сфере военной авиации — никогда не влюбляйся в свои технологии. Я думаю, именно поэтому Mega-CD сошла с рельсов. Вся компания влюбилась в идею, даже не спросив, как она повлияет на игры» . Продюсер Sega of America Майкл Лейтем высказал противоположный взгляд на дополнение, заявив: «Мне понравилась Sega CD. Я всегда считал что платформа недооценена, и что ей навредила избыточная концентрация усилий, направленных на создание голливудских интерактивных киноигр, а не ориентация на использование доступного места для хранения данных и расширенных возможностей для создания просто замечательных видеоигр» . Бывший президент Sega of Europe Ник Александер оставил комментарий по поводу Mega-CD, сказав, что «Mega CD была интересной, но, вероятно, неправильно понятой, и воспринималась в значительной степени как промежуточный продукт. Боюсь, я не могу вспомнить цифры продаж, но она не увенчалась успехом» .
Комментарии
Источники
Публикации