Публий Стертиний Кварт
- 1 year ago
- 0
- 0
Гай Стертиний Ксенофон ( лат. Gaius Stertinius Xenophon ; около 10 года до н. э., о. Кос , римская провинция Азия — после 54 года, там же) — древнегреческий медик времен ранней Римской империи .
Как говорят, происходил из семейства, ведущего свой род от древнегреческого бога медицины Асклепия или Эскулапа . Родился на о. Кос , принадлежавший римской провинции Азия . Об отце Ксенофона нет сведений, хотя предположительно, что он был врачом . Ксенофон сперва учился у отца, затем в Храме Асклепиадов.
После учёбы перебрался в Рим . Некоторое время служил в армии, и именно благодаря его участию в вооруженных силах Клавдий впервые узнал о славе Ксенофонта как врача. По мере того, как его медицинская репутация росла, заслужил благосклонность Клавдия и стал личным врачом императора с зарплатой в 500 тыс. сестерций (вдвое больше обычного гонорара ). Ксенофонт стал очень богатым. Жил, владея поместьем, расположенным на Целийском холме.
Сумел получить для себя, брата и дяди права римского гражданства , был с ними причислен к сословию всадников .
Впоследствии Ксенофон получил военную должность ( лат. praefectus fabrum ) и награды в виде золотого венца и копья на британском триумфе после того, как сопровождал в 43 году Клавдия в походе по Римскому завоеванию Британии . В 53 году для своего родного города на о. Кос получил освобождение от налогов. В благодарность его соотечественники поставили в честь Ксенофона статуи и отчеканили памятные монеты с его изображением. Сам Ксенофон израсходовал значительные средства на общественные здания в Неаполе.
Как пишет историк Тацит в своих « Анналах » в 54 году в сговоре с Агриппиной Ксенофон отравил Клавдия, введя павлинье перо в горло (глотку) императора (якобы для того, чтобы заставить его блевать после еды), которое вроде бы было пропитано ядом . После смерти Клавдия вернулся на родину и сделал пожертвования в Святилище Асклепия. О дальнейшей судьбе ничего не известно. Вместе с братом Квинтом оставил наследство в 30 млн сестерций.
Ксенофонта, в первую очередь, помнят за его предполагаемую причастность и сотрудничество в убийстве Клавдия. Вопрос о том, была ли смерть Клавдия действительно убийством из-за отравления, до сих пор вызывает споры.