Досон (остров)
- 1 year ago
- 0
- 0
Victimae paschali (с лат. «Пасхальной жертве») — пасхальная секвенция , текст которой приписывается поэту и историку Випо Бургундскому ; автор музыки неизвестен. Древнейшие рукописи, содержащие секвенцию, относятся к XI веку . Автор текста описывает знаменитые евангельские события (включая прямую речь — диалог народа с Марией Магдалиной ), воспевает Воскресение Христово, победу жизни над смертью.
Секвенция написана ритмической прозой , частично рифмованной . Этот текст представляют упорядоченно как последовательность семи «строф», имея в ввиду корреляцию текста с музыкой : строфы 2 и 3, 4 и 5, 6 и 7 образуют пары, поскольку в них используется одна и та же музыка, для первой строфы пары нет (её музыка не повторяется). После Тридентского собора шестая строфа была изъята из богослужебного обихода, по этой причине у седьмой строфы пропал (требуемый в жанре секвенции) музыкальный «пандан» (см. нотную иллюстрацию) .
1.
Victimae paschali laudes
immolent Christiani.
2.
Agnus redemit oves;
3.
Mors et vita duello conflixere mirando,
4.
— Dic nobis, Maria,
5.
angelicos testes,
6.
Credendum est magis soli Mariae veraci
7.
Scimus Christum surrexisse a mortuis vere.
|
Жертве пасхальной
да вознесут хвалы христиане!
Агнец спас овец;
Смерть с жизнью сразилась в дивном поединке.
— Скажи нам, Мария,
свидетельствующих ангелов,
Лучше верить истинному слову
Марии
,
Знаем, что Христос воистину восстал из мертвых.
|
О чрезвычайной распространённости секвенции Victimae paschali в XIII веке свидетельствует факт её пародийной обработки в вагантском Officium lusorum (Оффиций игроков [в кости]) . Известная с XII века немецкая пасхальная песня (старейшая церковная песня на немецком языке) создана на основе оригинальной мелодии секвенции. На текст и музыку Victimae paschali писали полифонические сочинения в XV—XVI веках Антуан Бюнуа (мотет), Жоскен Депре (два мотета), Генрих Финк , Антуан Брюмель ( месса и мотет ), Вилларт (два мотета), Лассо (мотет), Палестрина (четыре мотета), Бёрд (мотет в сборнике «Проприй пасхальной мессы») и другие композиторы. В Новое время интерес к старинной секвенции угас; редкие примеры — вокальные сочинения И. Й. Фукса , И. Н. Давида , К. Педини.