Interested Article - Шарвили

Шарвили ( лезг. Шарвил) — лезгинский народный героический эпос , а также имя героя эпоса.

Герой эпоса

Согласно местному преданию, герой эпоса Шарвили, собственно сам Шарвили, несмотря на мистификацию его образа, был реальной исторической личностью, жившей в III веке н.э. Родом был он из селения Ахты ныне Ахтынского района Республики Дагестан . В наше время жители данного селения указывают место нахождения его дома в квартале Ущехъан. Отцом Шарвили был чабан Даглар. Сам он также был чабаном . На протяжении веков образ Шарвили мистифицировался, к нему приплетались новые сказания. В отношении Шарвили неизвестно, были ли враги, на войне с которыми он погиб, иноземцами, или война была классовой .

Основное предание эпоса

Шарвили отличался необыкновенной силой и ловкостью. Прыгал он как никто из людей, даже со стопудовой дубиной в руках. Одним прыжком Шарвили преодолевал реку Ахтычай . Только однажды при прыжке палец его ноги коснулся воды — это столь разгневало Шарвили, что он тут же отрубил его, чтобы не мешал в другой раз. Пока Шарвили стоял на ногах, никто не мог одолеть ни его, ни ахтынцев. Сбить же Шарвили с ног и повалить на землю никому не удавалось. Враги знали об этом и однажды, начав войну с ахтынцами, пошли на хитрость. Они предложили перед началом общего сражения испытать в единоборстве наиболее храбрых бойцов той и другой стороны, В качестве присталища, арены для единоборцев, они подготовили большой гладкий хирман (ток). Весь хирман был усыпан сухим горохом и было поставлено условие, чтобы перед схваткой каждый из бойцов обежал хирман в деревянных башмаках сорок раз. Враги предполагали, что ахтынцы выставят самого сильного своего воина — Шарвили. Так и случилось. Шарвили надел деревянные башмаки и начал бег, но упал при первых же шагах. Враги этого и ждали — они набросились на упавшего богатыря и зарубили его. По другой версии предания, враги подразнили Шарвили и предложили ему проявить свою удаль и сплясать танец. Шарвили, будучи по природе наивен, не заподозрил в этом хитрой уловки. Также сыграло значение, что отказаться от предложения станцевать народный танец он не мог из соображений чести. Но площадка, выделенная для танца оказалась обсыпанной горохом и Шарвили упал на землю. Тогда враги схватили горные камни, которых в пойме реки Ахтычай «столько, сколько звёзд на небе» и закидали ими его насмерть. Перед смертью Шарвили успел крикнуть своему другу: «Когда нашей земле будет грозить опасность, вы услышите мой голос. Подойдите к горе Кӏелезхев, кликните моё имя трижды, и я приду к вам на помощь» .

Эпос

Время создания лезгинского народного героического эпоса «Шарвили» восходит к началу нашей эры. В нём дана широкомасштабная панорама борьбы лезгинских народов с чужеземными завоевателями. Эпос состоит из 20 сказов. В них описаны подвиги главного героя Шарвили при войнах с «чужеземными захватчиками, нападавшими на лезгинскую землю».

Основные персонажи эпоса:

  • Шарвили — богатырь невероятной физической силы, неуязвимый, пока его ноги касаются земли;
  • Кас-Буба — мудрый старец и сказитель эпоса, обладающий даром волшебства, ясновидения и необъятной памятью.

Полный текст в современном его виде собран и литературно обработан в 1950-х годах поэтами Забитом Ризвановым (1926—1992) и Байрамом Салимовым (1929). Впервые текст издан на лезгинском языке отдельной книгой в Махачкале (издательство «Юпитер», 1999). В 2008 году издательство «Лотос» в Махачкале выпустило и полный текст эпоса на русском языке в переводе Ризвана Ризванова под редакцией писателя, профессора Ахеда Агаева .

Праздник Шарвили

С 1999 года на малой родине героя эпоса, в селе Ахты ежегодно в последнюю субботу июня проходят празднества, посвящённые эпосу Шарвили. Организацией и проведением праздника руководит оргкомитет, возглавляемый Имамом Яралиевым . На праздник съезжаются представители муниципальных районов Южного Дагестана и Северного Азербайджана, населённых преимущественно народностями лезгинской группы . Также приезжают гости из других частей Дагестана, других субъектов Российской Федерации, а также гости из ближнего зарубежья .

Значение образа героя эпоса

Лишённый чувства страха благодаря божественному предначертанию, Шарвили обладает недюжинной силой, ловкостью и смекалкой. Он без труда устраняет любую угрозу мирной, размеренной жизни своего народа, будь то набеги иноземных племён, в которых смутно угадываются исторические прообразы гуннов , скифов или римлян , или посягательства мифических существ из подземного и подводного миров. Образ Шарвили эволюционировал длительное время и символизирует бесконечную борьбу лезгин за свободу и справедливость. Не случаен и пропитан глубоким смыслом и трагический конец эпического повествования: одержав сотни побед, подпитывая свою небывалую силу тесной связью с родной землёй, Шарвили погибает, как только рвётся эта связь.

Увековечивание памяти

Примечания

  1. (неопр.) . Дата обращения: 21 мая 2012. Архивировано из 29 марта 2014 года.
  2. (рус.) . Мировая и Отечественная история. История Лезгин | alpan365.ru. Дата обращения: 29 декабря 2018.
  3. (неопр.) . gazeta-nv.su. Дата обращения: 29 декабря 2018.
  4. (неопр.) . dagpravda.ru. Дата обращения: 29 декабря 2018.
  5. (неопр.) . Дата обращения: 21 мая 2012. Архивировано из 29 марта 2014 года.
  6. Рахман Гереев. . Долгожданное воплощение легендарного эпоса на сцене (неопр.) . Федеральная лезгинская национально-культурная автономия (22 апреля 2013) . Дата обращения: 29 декабря 2018.
  7. ria. (рус.) . Новости Дагестана (19 ноября 2017). Дата обращения: 29 декабря 2018.

Ссылки

Литература

Ганиева, Айбике Мамедовна . В поисках легендарного героя : [О герое лезгин. эпоса Шарвили] / А. Ганиева. - Махачкала : Даг. кн. изд-во, 1986. - 149,[2] с.; 17 см

Same as Шарвили