Пронин, Николай Ильич
- 1 year ago
- 0
- 0
Николай Ильич Воронихин (1812—1877) — русский архитектор, академик архитектуры Императорской Академии художеств , главный архитектор Рязанской губернии (1836—1860).
«Сын придворного лакея» . Племянник архитектора А. Н. Воронихина по отцу. Отец Николая Воронихина — родной брат А. Н. Воронихина. Они оба родились в селе Усолье Соликамского уезда Пермской губернии и были крепостными крестьянами графа Александра Строганова .
Николай Воронихин был определён воспитанником в Императорскую Академию художеств (1821). Был выпущен из Академии художеств, получив малую серебряную медаль и звание свободного художника (1831). Был признан «назначенным в академики» (1836). Избран в академики (1838) за проект «великолепного гостиного двора» .
Архитектор Рязанской губернской палаты (1835—1836) . Главный архитектор Рязанской губернии (1836—1860). Этот период характеризовался ускорением темпов строительства не только в Рязани, но и во всех тогдашних уездных центрах. За двадцать четыре года, в течение которых Николай Ильич возглавлял строительную комиссию, ведающую возведением объектов недвижимости по всей Рязанской губернии, появилось больше каменных зданий, чем за остальные годы XIX столетия .
Воронихин — автор одного из самых красивых зданий Рязани – дома Дворянского (благородного) собрания (1850—1853), располагающегося на пересечении улиц Почтовой и Астраханской (Ленина).
Выдающиейся работой Николая Воронихина является колокольня Рязанского кремля. Без этого зодчего памятник архитектуры был бы всего лишь трёхъярусным в соответствии с проектом архитектора К. А. Тона . Но Воронихин сумел убедить курировавшего строительство рязанского архиепископа в необходимости построения четвёртого яруса и шпиля, и разработал собственный проект колокольни, который и был воплощён в жизнь под его руководством. Четвёртый ярус Николай Ильич предложил сделать не из камня, а из железа, чтобы иметь возможность закрепить конструкцию высокого, почти 25-метрового шпиля. «Колокольня воплотила в себя всю историю классицизма города, — отмечали искусствоведы. — Подобная архитектурная тема была разработана в Рязани и осталась по чистоте и строгости стиля уникальной» .
В конце 1850-х годов у Николая Воронихина стало катастрофически ухудшаться зрение, и в 1860 году он покинул Рязань, переехав на постоянное место жительства в Москву .
В 1864 году был приглашён Московской распорядительной думой для выполнения работ по казарменным зданиям, заведовал их перестройкой. В 1867 выполнял пристройки к домам грузинских царевичей (Театральный пр., 3/1—3/2, не сохранились).
В последние годы жизни по состоянию здоровья оставаться на архитектурном поприще он уже не мог. К моменту кончины в 1877 году рязанский зодчий почти совсем ослеп и находился на иждивении младшей дочери Глафиры .
Основные сооружения: дом Дворянского собрания (1840-е, 1850–1853) и надвратная колокольня Казанского монастыря (1868) в Рязани; «Присутственные места» в Зарайске (1842), Ряжске и Раненбурге (1846–1848), в Касимове (1858–1859); провиантские магазины в Касимове, Зарайске, Спасске (1859); также деревянная церковь в с. Кривандино (Егорьевский уезд), Вознесенский собор в Касимове (1854–1862), дом с минаретом в Дивово . Приглашён Московской Думой для постройки казарменных зданий (1846). В Москве также осуществил пристройку к домам грузинских царевичей (1867) .