Interested Article - Маккей, Джон Генри

Джон Генри Маккей ( англ. John Henry Mackay); 6 февраля 1864 , Гринок , Ренфрушир 16 мая 1933 или 21 мая 1933 , Берлин ) — немецкий писатель шотландского происхождения, анархо-индивидуалист .

Молодые годы

Родился в Шотландии, но после смерти отца с двухлетнего возраста жил и воспитывался в Германии. В начале своего жизненного пути он занимался книжной торговлей , слушал университетские курсы, затем увлекся литературным творчеством .

Литературное творчество

В 1885 г. он публикует свой первый цикл стихов «Песни гор», посвященный оставленной им в детстве Шотландии. Известность молодому поэту принесли сборники стихов «Arma parata fero» (1886) и «Буря» (1888). Между тем произведения Маккея уже в то время отличали анархические бунтарские настроения. «Arma parata fero» был даже запрещен в Германии на основании закона против социалистов , а после выхода в свет «Бури» Маккея стали называть «Певцом анархии». В то время он много путешествовал по Европе и Америке , подолгу проживая в Швейцарии , Великобритании , Италии , Франции и Португалии и во время одного из путешествий познакомился с немецкой писательницей Габриэль Рейтер .

Роман «Анархисты»

Роман «Анархисты» впервые был издан в 1891 году в Цюрихе , книга выдержала десятки изданий на английском, французском, голландском, немецком, чешском и других языках. Только на русском роман издавался не менее шести раз, не считая отдельных отрывков, выходивших в разное время. Роман повествует об анархистском движении конца XIX в. Политические взгляды Маккея подробно излагаются в книге от лица главного героя Карара Обана.

Вскоре выходят повести Маккея «Люди брака» (1892) и «Последний долг» (1893).

Позднее творчество

В начале XX в. в своем творчестве он обращается к проблеме свободы отношений для сексуальных меньшинств . Под псевдонимом «Сагитта» Маккей пишет серию новелл «Книги безымянной любви» (1905—1913), фантастический рассказ «Голландия» (1924), роман «Наемный мальчик» (1926), в которых пропагандирует свободу гомосексуальных отношений между взрослыми мужчинами и подростками. Эти произведения были запрещены в кайзеровской Германии , а затем и в Веймарской республике . В 1920 г. выходит роман «Искатель свободы», посвящённый Бенджамину Такеру .

Политическая деятельность

С 1890 г. Маккей считался ведущим представителем анархо-индвидуалистического течения в Германии, он издавал «Листки индивидуалистического анархизма», а с 1905 г. — серию книг « ». В то время одним из его последователей был философ Рудольф Штайнер , отошедший впоследствии от анархизма и ставший основоположником антропософии .

Взгляды

Маккей был сторонником идей анархо-индивидуалиста Бенджамина Такера. Ему Маккей посвятил два своих наиболее известных романа: «Анархисты» и «Искатель свободы» .

Идеал политического устройства по Маккею — безгосударственное общество мелких частных собственников, строящих отношения на основе свободного договора и свободных союзов. Так, борьба с преступностью ставится в зависимость от организации самообороны, либо найма охраны. В основе экономических отношений анархического общества, считал Маккей, будут лежать принципы рыночной экономики («свободный и ничем не стесняемый обмен ценностей внутри и вовне»), предполагающий свободную, неограниченную конкуренцию и право частной собственности, основанное на захвате и личном труде индивидуума. Пропагандировал он и идеи П.-Ж Прудона об организации свободного кредита, заимствовал его проект свободного банка. Ведя речь о средствах и методах борьбы за анархическое общество, Маккей решительно отрицал насилие, противопоставляя ему методы пассивного сопротивления (отказ граждан от выплаты налогов и работы на органы власти) и пропаганды словом.

Маккей и Штирнер

В 1888 году, занимаясь исследовательскими работами в Британском музее в Лондоне, Маккей натолкнулся на упоминание произведения Макса Штирнера «Единственный и Его собственность», которое в то время было прочно забыто в Европе. Спустя год ему удалось познакомиться с самим произведением, которое произвело на него огромное впечатление .

Нечего и говорить о том огромном, ни с чем не сравнимом впечатлении, какое произвела эта книга на меня в ту пору и производила впоследствии всякий раз, как я за неё брался. Достаточно сказать, что, вычитав из справочных словарей скудные и явно неточные сведения о жизни автора и нигде не находя более верных и полных данных, а встречая лишь кое-где короткие и мимолетные упоминания о нем, я принял твердое решение посвятить часть своей жизни исследованию этой очевидно совершенно забытой личности

Джон Генри Маккей, «Макс Штирнер, его жизнь и деятельность»

В 1889 г. Маккей через европейские газеты опубликовал своё воззвание, в котором обращался ко всем, «кто помнит о впечатлении, вызванном в своё время появлением сочинения „Единственный и Его собственность“ и находился в каком-либо, близком или отдаленном, соприкосновении с Максом Штирнером», с просьбой поделиться воспоминаниями и сведениями о Штирнере и его личности. Получив отзывы, Маккей отыскал дом, в котором Штирнер прожил последние годы своей жизни, и его могилу, которой угрожало полное уничтожение .

В 1892 г., приехав в Берлин, Маккей при содействии Ганса фон Бюлова, лично знавшего Штирнера и бывшего поклонником его произведения, установил памятную доску на доме № 19 на Филипштрассе и надгробную плиту на могиле Штирнера. Попутно он продолжал собирать материалы о жизни философа. Через некоторое время Маккею удалось разыскать в Лондоне вдову Штирнера, Марию Денгардт, обратившуюся к тому времени в католичество и отнёсшуюся к намерениям Маккея достаточно прохладно. Однако, в переписке она всё-таки ответила на некоторые вопросы и сообщила отдельные факты из биографии Штирнера .

В 1898 г. книга «Макс Штирнер, его жизнь и деятельность» была издана. Как и роман «Анархисты», он также выдержал большое число переизданий, два из них — в России .

Почти непроницаемый покров, скрывавший от нас жизнь Макса Штирнера, все еще не упал,— и мы должны навсегда отказаться от надежды увидеть его образ при полном дневном освещении, как живой.

Но покров этот, все-таки, стал более прозрачным, и этот образ представляется нам теперь уже не столь чуждым, как прежде; бывают минуты, когда нам кажется, что мы подошли к нему совсемъ близко: мы слышим Штирнера говорящим в его сочинении

Джон Генри Маккей, «Макс Штирнер, его жизнь и деятельность»

Фонд Маккея в РГАСПИ

Материалы о Штирнере, которые Джон Генри Маккей собирал многие годы, в настоящее время находятся в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) .

В середине 1920-х годов Маккей находился в тяжелом материальном положении, и в 1925 г. его материалы о работе над биографией Штирнера по инициативе Д. Б. Рязанова , директора Института К. Маркса и Ф. Энгельса, был куплен за четыре тысячи франков, а в июне 1925 г. поступил в архив Института .

В РГАСПИ есть специальный архивный фонд Маккея .

Основные произведения

  • 1885 — «Песни гор»
  • 1886 — «Arma parata fero»
  • 1888 — «Буря»
  • 1891 — «Анархисты»
  • 1892 — «Люди брака»
  • 1893 — «Последний долг»
  • 1898 — «Макс Штирнер, его жизнь и деятельность»
  • 1905—1913 — «Книги безымянной любви»
  • 1920 — «Искатель свободы»
  • 1924 — «Голландия»
  • 1926 — «Наемный мальчик»

Примечания

  1. John Henry Mackay // (англ.) — 1995.
  2. John Henry Mackay // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #118575856 // (нем.) — 2012—2016.
  4. Цит. по кн. Э. Голдман от 19 сентября 2012 на Wayback Machine / Пер. с англ. — М.: Голос труда, 1920
  5. ↑ от 14 октября 2011 на Wayback Machine // в изд. Маккей Дж. Г. Макс Штирнер: Его жизнь и творчество . Пер. с нем. Изд.2, доп. М.: URSS — 2010. 208 с. ISBN 978-5-397-00965-2
  6. ↑ от 14 октября 2011 на Wayback Machine // в изд. Маккей Дж. Г. Макс Штирнер: Его жизнь и творчество . Пер. с нем. Изд.2, доп. М.: URSS — 2010. 208 с. ISBN 978-5-397-00965-2

Same as Маккей, Джон Генри