Зраим
- 1 year ago
- 0
- 0
« Трумóт », также « Терумот » ( мн. ч. др.-евр. תרומות , « возношения » , ед. ч. תרומה ) — трактат Мишны , шестой в разделе « Зраим ». Содержит законы, касающиеся даров, которые израильские земледельцы отдавали коэнам (священникам-ааронидам) из своего урожая.
Обычай освящать долю от урожая — очень древний, он упоминается в Моисеевом законе без подробностей, как само собой разумеющийся факт:
Все лучшее из елея и все лучшее из винограда и хлеба, начатки их, которые они дают Господу, Я отдал тебе; все первые произведения земли их, которые они принесут Господу, да будут твоими; всякий чистый в доме твоем может есть это.
Также:
Объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которые будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику.
— Чис.
Согласно Исх. , начатки от плодов следовало приносить в Иерусалимский храм . Согласно Неем. , по возвращении из вавилонского плена так и делали. В дальнейшем слова Торы истолковали так, что речь там идёт о двух разных приношениях: первые плоды следовало приносить в храм на праздник (правила этого приношения описаны в трактате Мишны « Бикурим »), а долю из лучшей части урожая — отдавать священникам на месте. Эту долю назвали תרומה גדולה ( трума гдола ) — «великое возношение». Другой вид возношения — תרומת מעשר ( трумат маасер ), «десятинное возношение», которое отдавали левиты из полученной ими десятины . Слово «трума» происходит от רום — «поднимать», то есть для известной цели выделять нечто из большего количества. Соответственно, в Торе словом «трума» называются приношения для постройки скинии , налог на содержание храма, доля, предназначенная священникам от жертв и от военной добычи, доля священника от выпечки ( хала ) и десятина левитов. Понятия «трума гдола» и «трумат маасер» в Библии не упоминаются, они введены позже.
Великое возношение отделяли от всех видов съедобных растений (Тора предписывает отделять его только от хлеба, вина и оливкового масла). Отделять возношение было обязательно только в земле Израиля (позже постановили, что закону о возношении подлежит Сирия и Вавилония ). Возношение следовало отделять и есть в состоянии ритуальной чистоты , это следует из Чис. ; пользоваться возношением разрешалось только священникам и членам их семей ( Лев. ). Человек, по ошибке съевший запрещённое для него возношение, должен был возместить его, прибавив «пятую долю», то есть 1/4 съеденного (на основании Лев. ). Возношение отдавалось свежим продуктом, исключение составляли оливки и виноград — с них предпочтительней было отдавать возношение маслом и вином. Отделение возношения сопровождалось произнесением известной формулы.
Порядок выделения великого и десятинного возношений составляет предмет рассмотрения в трактате «Трумот». В Мишне устанавливается размер великого возношения (для десятинного возношения размер определён Торой), порядок отделения и использования. Комментарии к Мишне имеются в Тосефте и в Иерусалимском Талмуде ; в Вавилонском Талмуде трактат отсутствует.
Трактат «Трумот» в Мишне содержит 11 глав и 101 параграф. Как и многие другие трактаты, он начинается с числового правила (перечисляются 5 категорий лиц, возношение которых недействительно), а заканчивается любопытным прецедентом.