Сарпанева в 1949 году закончил отделение графического дизайна Центральной школы искусств и ремесел (сегодня — Высшая школа искусств, дизайна и архитектуры
Университета Аалто
). В 1951-м он начал работать на стекольной фабрике «
Ииттала
».
Творческий принцип
Сарпанева считается одним из тех мастеров, с именем которого связано изменение статуса дизайна в
Финляндии
.
Сарпанева считается одним из важнейших представителей финского дизайна,
чья пецифика «заключается в стремлении использовать формат международного стиля как основу национальной художественной традиции».
В работах Тимо Сарпанева специфические художественные решения сочетались с прикладной функцией объекта, а идеи и формы, сформировавшиеся под влиянием модернизма, переплетались с традиционными темами. Сарпанева известен прежде всего благодаря дизайну стекла. Охотно работал и с другими материалами: металлом, деревом, тканями, фарфором. Изделия Сарпанева, созданные на протяжении почти семи десятилетий его творческой карьеры, входят в золотой фонд национальной школы дизайна и лежат в основе репутации Финляндии как одного из лидеров в области прикладного художественного дизайна. Деятельность Тимо Сарпанева тесно связана с компанией «
Ииттала
», для которой он разработал логотип (белая строчная буква
i
на фоне красного круга).
Работы
Стекло
В 1954 году Сарпанева получил Гран-при на Миланской триеннале за дизайн стекла.
Этот и последовавшие вслед за этим профессиональные призы и награды, полученные во второй половине 1950-х годов, упрочили его статус как одного из самых влиятельных мастеров художественного стекла.
Им были созданы серии арт-объектов
Orkidea
(«Орхидея»),
Kajakki
(«Каяк») и
Lansetti
(«Ланцет»), а также многочисленные серии стеклянной посуды (i-серия,
Tsaikka
,
Senaattori
,
Kimara
,
Kalinka
,
Kekkeri
и др.), вазы (
Finlandia
), подсвечники (
Festivo
,
Arkipelago
), которые выпускала компания
Iittala
.
На протяжении всей своей творческой и профессиональной жизни Сарпанева сотрудничал со стекольными мануфактурами на острове Мурано (Венеция),
в частности разрабатывая объекты художественного для марки
Venini
. Некоторые из объектов и серий Сарпанева выпускаются до сих пор.
В области дизайна
стекла
Тимо Сарпанева считается одним из наиболее влиятельных дизайнеров
. С его именем связано признание финского дизайна как интернациональной системы
.
Металл
Чугунная утятница, разработанная Сарпанева в 1959 году (производство с 1960-го по сегодняшний день), стала одной из эмблем минималистического
скандинавского дизайна
. В этом предмете кухонной утвари сочетается несколько переработанная традиционная основа, неброская новизна, практичность и качество продуманной художественной формы. Практическая и концептуальная идея этой работы проявляется, в частности, в сочетании грубого черного (вариант — покрытого красной эмалью) чугуна и изящной деревянной съемной ручки, которой можно приподнимать нагретую крышку без использования
прихватки
. Дизайн чугунка позволяет не только использовать его в пространстве кухни, но и рассматривать его как художественный объект.
Значение и влияние
Работы, созданные Сарпанева связаны с
минималистической
доктриной, которая оказалась одной из наиболее важных художественных стратегий XX века. Дизайн Сарпанева подразумевал использование художественной идеи
и художественных стандартов в
повседневной
практике
. Созданные им утилитарные предметы (
посуда
,
мебель
и т. д.)
могут рассматриваться как художественный объект.
Проекты Тимо Сарпанева подразумевали использование художественной идеи в повседневном
быту
. Дизайн стекла, созданный Сарпанева, был построен на сочетании национального, универсального и природного
и способствовал идентификации финского дизайна как одной из наиболее влиятельных дизайн-систем XX века.
Искусствовед отмечает, что формирование интернационального статуса финского дизайна было связано с именем Тимо Сарпанева — в частности, с его участием в X Миланской Триенале 1954 года, где он был удостоен гран-при.
1963: Международная дизайнерская премия (
англ.
International Design Award) за художественные объекты из стекла, стеклянную и чугунную утварь, Американский институт интерьерного дизайна (
англ.
American Institute of Interior Designers)
1976: Золотая медаль президента Италии за изделия из фарфора фабрики
Rosenthal AG
, Германия
1993: Премия Финляндии (
фин.
Suomi Award), Хельсинки
(неопр.)
.
Дата обращения: 30 сентября 2017.
3 марта 2017 года.
Васильева Е. Национальная романтика и интернациональный стиль: к проблеме идентичности в системе финского дизайна // Человек. Культура. Образование. 2020, 3 (37), с. 57 — 72.
Koivisto K. Korvenmaa P. Glass from Finland in the Bischofberger Collection. Milano: Rizzoli International Publications, 2015.
Timo Sarpaneva. Taidetta Lasista. Glass Art. Collection Kakkonen. Riihimäki: Suomen Lasimuseo, 2015.
Васильева Е. Национальная романтика и интернациональный стиль: к проблеме идентичности в системе финского дизайна // Человек. Культура. Образование. 2020, 3 (37), с. 72.
↑ Васильева Е. Финский дизайн стекла: апроприации, идентичность и проблема интернационального стиля // Теория моды: одежда, тело, культура. 2020. № 1 (55). С. 260—281.
↑ Koivisto K. Korvenmaa P. Glass from Finland in the Bischofberger Collection. Milano: Rizzoli International Publications, 2015.
↑ Kokkonen J. Timo Sarpaneva: taidetta lasista: collection Kakkonen. Riihimäki: Suomen Lasimuseo, 2015.
Kokkonen J. Timo Sarpaneva: taidetta lasista: collection Kakkonen. Riihimäki: Suomen Lasimuseo, 2015; Fiell C. & P. Scandinavian Design. Cologne: Taschen, 2002. p. 584—591
(неопр.)
.
Designers
. Iittala.
Архивировано из 23 ноября 2010 года.
Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80
Васильева Е. Финский дизайн стекла: апроприации, идентичность и проблема интернационального стиля // Теория моды: одежда, тело, культура. 2020. № 1 (55). С. 260—281.
Koivisto K. 100 lasissa. Riihimäki. Suomen lasimuseo, Premedia Helsinki Oy, 2017.
Васильева Е. Финский дизайн стекла: апроприации, идентичность и проблема интернационального стиля // Теория моды: одежда, тело, культура. 2020. № 1 (55). С. 278
Васильева Е. Национальная романтика и интернациональный стиль: к проблеме идентичности в системе финского дизайна // Человек. Культура. Образование. 2020, 3 (37), с. 71.
(неопр.)
.
Дата обращения: 9 июня 2015.
4 марта 2016 года.
Литература
// Теория моды: одежда, тело, культура. 2020. № 1 (55). С. 260—281.
// Человек. Культура. Образование. 2020, 3 (37), с. 57 — 72.
Казакова Л. Художественное стекло XX в.: Основные тенденции, ведущие мастера. К проблеме мирового студийного движения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М.: 2000. — 71 с.
Кивилинна Х. Золотой век финского дизайна // Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 45-54.
Fiell C. & P. Scandinavian Design. Cologne: Taschen, 2002. p. 584—591.
Aav M., Viljanen E. Iitalla: 125 Years of Finnish Glass. Stuttgart: Arnoldsche Verlagsanstalt, 2006.
Kalin K., Sarpaneva T., Svennevig M. Sarpaneva. Helsinki: Otava, 1986.
ISBN 951-1-07887-9
.
Koivisto K. Korvenmaa P. Glass from Finland in the Bischofberger Collection. Milano: Rizzoli International Publications, 2015.
Koivisto K. 100 lasissa. Riihimäki. Suomen lasimuseo, Premedia Helsinki Oy, 2017.
Timo Sarpaneva. Taidetta Lasista. Glass Art. Collection Kakkonen. Riihimäki: Suomen Lasimuseo, 2015.
Timo Sarpaneva: Retrospective. Helsinki: Helsinki City Art Museum, 1994. 93 p.
ISBN 978-9518965193
.